Нетрадиционные техники рисования как способ обучения младших школьников изображению животных

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2014 в 11:11, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время обучение младших школьников рисованию животных приобретает особую значимость в связи с необходимостью с раннего детства воспитывать гуманистическое отношение к окружающей среде. В процессе обучения детей можно прививать любовь к животным, обращать внимание на их красоту, пользу, на материнскую заботу о детёнышах, на то чувство привязанности, которым они отвечают на всякое доброе отношение.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы изучения анималистического жанра с младшими школьниками………………………………………………………6
1.1. Анималистический жанр как жанр искусства ……………………………6
1.2. Особенности обучения младших школьников рисованию животных....10
Выводы по первой главе……………………………………………………….15
Глава 2. Особенности использования нетрадиционных техник рисования в обучении младших школьников анималистическому жанру……………………………………………………………………..…….16
2.1.Психологические особенности младшего школьного возраста…………………………………………………………………………...16
2.2. Нетрадиционные техники рисования ……………………………………..22
2.3. Особенности организации занятий по рисованию животных нетрадиционными способами. ………………………………….. ………….28
Выводы по второй главе……………………………………………………….34
Заключение…………………………………………………………………….35
Список литературы……………………………………………………………37
Приложения…………………………………………………………………...38

Файлы: 1 файл

ТО ЧТО НАДО КУРСОВАЯЯЯЯ аня).doc

— 326.50 Кб (Скачать файл)

Государственное автономное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

Новосибирской области

«Татарский педагогический колледж»

Выпускная квалификационная работа

Нетрадиционные техники рисования как способ обучения младших школьников изображению животных

Выполнила:

студентка 5 курса, 508 группы

Семёнова А.А.,

специальность: 050146

« Преподавание в начальных классах»

Руководитель:

преподаватель изобразительного искусства Романова О.Е.

 

 

Работа допущена к защите

 

Содержание

 

 

 

Введение………………………………………………………………………...3

Глава 1. Теоретические основы изучения анималистического жанра с младшими школьниками………………………………………………………6

1.1. Анималистический жанр как жанр искусства ……………………………6

1.2. Особенности обучения младших школьников рисованию животных....10

Выводы по первой главе……………………………………………………….15

Глава 2.  Особенности использования нетрадиционных техник рисования в обучении младших школьников анималистическому жанру……………………………………………………………………..…….16

2.1.Психологические особенности младшего школьного возраста…………………………………………………………………………...16

2.2. Нетрадиционные техники рисования ……………………………………..22

2.3. Особенности  организации занятий по рисованию животных нетрадиционными способами.  ………………………………….. ………….28

Выводы по второй главе……………………………………………………….34

Заключение…………………………………………………………………….35

Список литературы……………………………………………………………37

Приложения…………………………………………………………………...38

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

 

В настоящее время обучение младших школьников рисованию животных приобретает особую значимость в связи с необходимостью с раннего детства воспитывать гуманистическое отношение к окружающей среде. В процессе обучения детей можно прививать любовь к животным, обращать внимание на их красоту, пользу, на материнскую заботу о детёнышах, на то чувство привязанности, которым они отвечают на всякое доброе отношение.

Знакомство младших школьников с анималистическим жанром в процессе обучения изобразительной деятельности позволяет решать как познавательные (внешний облик, повадки и поведение животных, их характер), так и воспитательные задачи (любовь и внимательное, чуткое отношение к животному миру, желание защитить, сберечь природу). Это утверждали такие педагоги - методисты, как О.Н. Зеленова, Н.В. Шайдурова, Г.Н. Давыдова, И.А. Лыкова., М.Г. Смирнова, Ю.В. Рузанова.

Рисование животных – очень интересный и в тоже время сложный процесс. Использование при изображении животных только традиционных техник не позволяет детям более широко раскрыть свои творческие способности, развивать воображение, фантазию.

Использование нетрадиционных приемов в обучении рисованию животных способствует развитию мелкой моторики рук и тактильного восприятия; пространственной ориентировке на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия; внимания и усидчивости; изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости. Кроме того, в процессе этой деятельности у младшего школьника формируются навыки контроля и самоконтроля.

Процесс обучения изображению животных длительный, его можно условно разделить на два направления: осуществление деятельности по развитию знаний детей о животных и обучение изображению животных.

Использование нетрадиционных приемов рисования животных не только развивает творческую активность ребенка, но и способствует познанию окружающего мира.

Объект исследования – обучение младших школьников изображению животных.

Предмет исследования – нетрадиционные техники рисования как способ обучения рисованию животных.

Целью работы является описание методики изображения животных нетрадиционными способами.

Поставленная цель привела к решению следующих задач:

  1. Изучить теоретические основы анималистического жанра.
  2. Изучить особенности обучения младших школьников рисованию животных.
  3. Описать нетрадиционные техники рисования младшими школьниками.
  4. Изучить особенности рисования животных нетрадиционными способами.
  5. Разработать  методическое пособие по изображению животных с использованием нетрадиционных техник.

Гипотеза исследования: нетрадиционные приемы рисования способствуют эффективному обучению детей рисованию животных.

Методы:

1. Теоретический анализ  психолого - педагогической и методической литературы.

2. Анализ продуктов деятельности детей.

3. Моделирование.

Практическая значимость заключается в использовании разработанных материалов в качестве методических рекомендаций в работе преподавателя и руководителя изодеятельности, студентов педагогических колледжей.

Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, основной части, включающей теоретические и практические вопросы, заключения, списка литературы, приложения в виде конспектов занятий и работ в технике живописи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические основы изучения анималистического жанра

 

 

 

    1. Анималистический жанр как жанр искусства

 

 

 

Анималистический жанр (от лат. animal – животное), вид изобразительного искусства, в котором ведущим мотивом является изображение животных. Остро стилизованные, имевшие, как правило, магическое значение фигуры зверей и птиц были распространены в первобытном искусстве, в памятниках евроазиатского "звериного стиля" (в том числе у скифов, сарматов, саков и других племен), у народов Африки, Океании, древней Америки; непревзойденной монументальностью отличаются изображения реальных и мифологических животных в искусстве Древнего Востока, экспрессивной динамикой – в настенных росписях, вазописи, пластике крито-микенской цивилизации, искусстве классической античности и эллинизма.

Собственно анималистический жанр появился в Китае в периоды Тан (8 в.) и Сун (13 в.). В средневековом искусстве Европы были распространены почерпнутые из фольклора, языческих и христианских легенд сказочно-гротескные образы зверей и птиц; художники эпохи Возрождения (Пизанелло, А. Дюрер) начали рисовать животных с натуры. Европейский анималистический жанр сформировался (первоначально во многом как аллегорический - морализирующий, когда те или иные животные выступали как олицетворение человеческих пороков и добродетелей) в 17 в. в искусстве Голландии (П. Поттер, А. Кейп, М. де Хондекутер) и Фландрии (Ф. Снейдерс, Я.Фейт).

К анималистическому жанру относятся произведения живописи, скульптуры, графики, декоративно-прикладного и народного искусства, изображающие животных. Художник-анималист должен сочетать большую любовь и чуткость к природе с наблюдательностью ученого.

Животный мир имел огромное значение в жизни первобытного человека. Древнейшие художники оставили на стенах пещер красочные рисунки оленей, зубров и мамонтов, которые и сегодня поражают достоверностью. В I тысячелетии до н. э. магические фигурки птиц и зверей из глины, металла, кости породили в искусстве скифских племен от Карпат до границ Западного Китая так называемый звериный стиль. Непосредственность живой формы в сочетании с орнаментальностью композиций надолго останется в декоративном и прикладном творчестве многих народов.

Изображения животных достигают непревзойденной монументальности и величия в Древнем Египте. Ведь многих животных египтяне считали богами. Сфинксы, человекоподобные божества с головами зверей и птиц, воплощали связь человеческого и животного начал в природе. Та же идея единства мира побуждала древних обитателей Перу и Мексики соединять фигуры людей и животных в причудливые группы в украшениях декоративных сосудов.

В Древней Японии и Древнем Китае изображения животных стали распространенным мотивом в декоративных и монументальных композициях. Неизменно отмечается самое существенное в каждом образе. Главным достижением искусства древнего Крита была динамичность, которая пронизывала все обобщенные изображения — от быка до летучих рыбок. В странах Древнего Двуречья фигуры и головы быков, львов, лошадей украшали посуду, оружие, резные печати и музыкальные инструменты.

Рельефы дворцов в древних Ниневии и Сузах с поразительной силой передают характер животных, особенно львов, которые в сценах охоты изображаются достойными соперниками могущественных царей.

Для художников Древней Греции и Древнего Рима главным объектом искусства становится человек; изображения животных существенной роли в античном искусстве не играют.

В своем стремлении отразить реальный мир во всем многообразии художники европейского Возрождения широко практикуют натурные зарисовки животных, изображения которых встречаются в скульптуре, фресках и станковых картинах. Одним из первых к таким изображениям обратился в XV в. А. Пизанелло, а в XVI в. замечательные по силе и точности рисунки животных создали Леонардо да Винчи и Альбрехт Дюрер.

В Голландии XVII в. изображение животных выделяется в отдельный жанр. Его родоначальники А. Кейп и П. Поттер мастерски показывают домашних животных на фоне ферм и пастбищ. Каждый анималист выбирает себе излюбленный круг тем и образов. В XIX в. выдающийся скульптор А. Л. Бари отразил свое восхищение свободолюбием и своеобразной грацией зверей в динамичных группах хищников. А близкий художникам барбизонской школы К. Труайон писал поэтические пейзажи с коровами и овцами в окружении мирной сельской природы. На рубеже XIX — XX вв. швед Б. Лильефорс изображает диких животных в естественных условиях их обитания, французский скульптор Ф. Помпон проявляет интерес к декоративно-пластическим качествам птиц и зверей, а немецкий живописец Ф. Марк в своих произведениях возрождает героику образов диких животных.

Первым анималистом России был в XVIII в. И. Ф. Гроот. В XIX в. Н. Е. Сверчков, Е. А. Лансере и в особенности П. К. Клодт (скульптурные группы на Аничковом мосту в Петербурге) достигают большой выразительности в изображениях коней. Высшим достижением русского анималистического жанра становятся виртуозные графические иллюстрации к басням И. А. Крылова, исполненные В. А. Серовым. В них острота натурных зарисовок животных сочетается с мягким юмором.

Творчество советских анималистов в живописи, станковой и парковой скульптуре, а также в книжной графике отличает глубокое постижение мира природы. Старейший скульптор и график В. А. Ватагин с научной наблюдательностью передает привлекательную живость своих пернатых и четвероногих героев. Скульптор И. С. Ефимов предпочитает декоративные решения. В сказочных иллюстрациях Ю. А. Васнецова и других мастеров отразились традиции народного декоративного искусства, образы которого живут до сих пор в резьбе по дереву, кости, камню, глиняной игрушке народной и вышивке.

В дальнейшем в произведениях мастеров анималистического жанра естественнонаучный интерес и стремление к точному воссозданию повадок и природной пластики животных (К. Труайон во Франции, Б. Лильефорс в Швеции и др.) соседствуют с романтическим восхищением их силой и ловкостью (А.Л. Бари во Франции) или с декоративной стилизацией образов животного мира. Художники,  работающие в анималистическом жанре, называются анималистами. Как обучать младших школьников рисованию животных, будет раскрыто в содержании следующего пункта.

 

 

 

    1. Особенности обучения младших школьников рисованию животных

 

 

 

        Обучение изобразительной деятельности детей младшего школьного возраста имеет огромное значение для общего психического развития ребенка, для формирования творческой натуры. В процессе обучения детей рисованию педагоги используют различные темы: семья, дом, родной город, природа, времена года, праздники и т.д. Одной из самых любимых тем в творчестве юных художников является рисование животных.

        Мир животных очень интересен для ребенка. Животные двигаются, обладают характером, отличаются своеобразным поведением и в связи с этим вызывают у детей познавательный интерес, активное восприятие, яркий эмоциональный отклик. Формирование эстетического отношения к животному миру происходят и на занятиях по экологическому воспитанию при знакомстве с домашними и дикими животными, при наблюдении за живыми объектами, в других видах деятельности. В результате у детей накапливаются разнообразные впечатления, которые они стремятся выразить в своём творчестве. Помочь им в этом позволяет изобразительная деятельность, которая приобретает художественно-творческий характер постепенно. Продуктом художественно-творческой деятельности является выразительный образ. Создавая рисунок, ребенок применяет изобразительные действия, контролируя их представлением изображаемого образа, и оценивает их как правильные или неправильные. Движения руки, направленные на выполнение рисунка, не рождаются самим процессом изображения. Способам рисования детей следует учить [3, 164].

        Процесс обучения изображению животных длительный. Осуществление деятельности по развитию знаний детей о животных, компетентности школьника по отношению к природе, складывается в различных видах деятельности: на занятиях «Познаю мир», «Учусь говорить», в труде, проектировании, в деятельности по уходу за растениями и животными, в наблюдениях. Содержание рассказов о природе, стихов, сказок о животных, наблюдения во время прогулок, экскурсий дают богатый материал для изображения домашних и диких животных, для уточнения их особенностей. Правильно организованное педагогом наблюдение, обследование игрушки, картины, иллюстрации, где изображено животное, позволяет сформировать представление о строении животного, особенностях его внешнего вида [5, c.55].

Информация о работе Нетрадиционные техники рисования как способ обучения младших школьников изображению животных