Хохломская роспись

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 21:24, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – определить особенности методики освоения хохломской росписи детьми в студии.
В соответствии с целью исследования были выдвинуты следующие задачи:
1)определить значение развития навыков мелкой моторики рук для овладения хохломской росписью;
2)выделить особенности освоения хохломской росписи детьми в студии «Азбука цвета».

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ЗНАЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК ДЛЯ ОВЛАДЕНИЯ ХОХЛОМСКОЙ РОСПИСЬЮ 4
1.1 Приемы и методы формирования изобразительных навыков 4
1.2О‬‬‬‬‬со‬‬‬‬‬бенно‬‬‬‬‬сти во‬‬‬‬‬зникно‬‬‬‬‬вения и развития хо‬‬‬‬‬хло‬‬‬‬‬мско‬‬‬‬‬й ро‬‬‬‬‬списи 7‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬
2. О‬‬‬‬‬СВО‬‬‬‬‬ЕНИЕ ХО‬‬‬‬‬ХЛО‬‬‬‬‬МСКО‬‬‬‬‬Й РО‬‬‬‬‬СПИСИ ДЕТЬМИ: О‬‬‬‬‬СО‬‬‬‬‬БЕННО‬‬‬‬‬СТИ, НЕО‬‬‬‬‬БХО‬‬‬‬‬ДИМЫЕ НАВЫКИ 13‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬
2.1 По‬‬‬‬‬следо‬‬‬‬‬вательно‬‬‬‬‬сть фо‬‬‬‬‬рмиро‬‬‬‬‬вания навыко‬‬‬‬‬в хо‬‬‬‬‬хло‬‬‬‬‬мско‬‬‬‬‬й ро‬‬‬‬‬списи 13‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬
2.2 Практическое применение различных видов росписи хохломы 19
2.3 Эффективность навыка хохломской росписи в творческом самовыражении учащихся студии 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 2
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 28

Файлы: 1 файл

Хохломская роспись и методика ее освоения детьми в студии. НГПУ. 13427.docx

— 91.07 Кб (Скачать файл)

Владеют приёмами и методами формирующими изобразительные навыки, удовлетворительно справились с поставленными задачами. Положительное эмоционально-ценностное отношение к урокам изобразительного искусства. У детей достаточно устойчивое внимание, они с любопытством рассматривают наглядные пособия, осознанно планируют свою работу, на уроках ведут себя дисциплинированно.

Высокий уровень познавательного интереса имеют 46% обучающихся, показали отличное теоретическое владение художественно изобразительным языком, правильно отвечают на поставленные вопросы, ясно и понятно излагают свои мысли. Владеют приёмами и методами формирующими изобразительные навыки, отлично справились с поставленными учителем задачами.

Учащиеся  активны на уроках, они внимательно  слушают учителя, отлично владеют  полученной информацией. Проявляют  большой интерес к теме урока, проявляют творческую активность во внеурочной деятельности.

Работа  по декоративному рисованию достигнет  нужной цели только при условии связи  с работой по развитию художественного  вкуса детей, их наблюдательности, умения видеть в окружающей жизни красивые вещи, нарядные узоры, украшения зданий, сочетание цветов как в предметах искусства, так и в природе. Для этого необходимо привлекать внимание детей к таким предметам, как расписная посуда, ткани, ковры, народные вышивки и пр.

2.2 Практическое применение различных  видов росписи хохломы

 

Золотая хохлома – яркое самобытное явление русского народного декоративно  прикладного искусства. Этот традиционный художественный промысел имеет более  чем трехсотлетнюю историю. Он возник в XVII столетии в Нижегородском Заволжье вблизи торгового села Хохлома, от которого и получил свое название.

Простейшие приёмы хохломской росписи  вполне доступны детям старшего дошкольного  и младшего школьного возраста.

  В хохломской росписи существуют несколько видов орнамента.

1. Травный орнамент. Все элементы  орнамента рисуются сразу кистью, без нанесения предварительного  рисунка карандашом при этом  кисточку нужно держать тремя  пальцами перпендикулярно поверхности  листа.

Элементы выполняются с постепенным  усложнением, от самых простых - осочек, травников, капелек до более сложных усиков и завитков.

Осочки – самый простой элемент узора. Он выполняется лёгким движением кончика кисти сверху вниз.

Травинки – это мазки с  небольшим плавным утолщением.

Капельки рисуются приёмом прикладывания  кисти к бумаге.

Усики рисуются в виде непрерывной  линии одинаковой толщины, закрученной  в спираль.

Завитки выполняются с лёгким нажимом  в середине элемента.

Кустик – это наиболее сложный  элемент травного орнамента. Кустик выполняется обычно в два цвета  – черным и красным.

При выполнении травной росписи  нужно соблюдать следующую последовательность. Сначала наводится ведущий стебель  – криуль. Завитки на стебле ритмично закручиваются то вверх, то вниз, не соединяясь. Криули должны иметь одинаковую длину – от этого зависит стройность всего узора. По обе стороны ведущего стебля чередующимися мазками наносятся осочки, травинки, капельки, усики, завитки. Ритмичное чередование элементов в орнаменте создает плавность, пышность. Красный черный и золотой цвета придают росписи торжественность, праздничность.

2. На таблице показана последовательность  выполнения травного орнамента  с ягодами и листочками. Основной  композицией орнамента является  ведущая линия – криуль, на которой располагаются главные элементы узора – ягоды. Затем рисуются листочки, характерные для данной ягоды. После выполнения ягод и листочков, по обе стороны криуля располагаются элементы хохломского травного орнамента: осочки, травинки, капельки, усики, завитки.

Маленькие ягодки – брусничка, смородина, рябинка – рисуется печаткой-тыком (тычок можно сделать из бумаги, для этого полоска бумаги сворачивается в тугую трубочку.) большие ягоды – крыжовник, клубника, и малина – рисуются кистью.

По высохшей краске ягоды и листочки «разживляются» желтым цветом.

3. Изображение птиц – широко  распространенный мотив в народном  искусстве. В большинстве народных  художественных промыслов эта  тема так или иначе просматривается. Не является исключением и хохломская роспись – многие чаши, панно, подставки украшены сказочными жар-птицами, словно созданными из травинок, или ярких солнечных лучиков.

Создание своей сказочной птицы  – увлекательная творческая задача для детей.

Хохломская роспись по способу  нанесения узора на изделии делится  в основном на верховую и фоновую. При первом более древнем, традиционном письме узор ложится на стенки предмета так, что бы фон вокруг него после закалки оставался золотым. При втором напротив, фон закрашивается красным или черным цветом, а рисунок – листья, ягодки, цветочки, - сверкают золотым.

Самым распространенным верховым письмом  является знаменитая хохломская травка. Этот орнамент очень разнообразен. Меняя кисть всё время меняется красный стебелёк с черным, черный листок с красным. Травный орнамент мягко стелется по золотому фону.

При росписи «под фон» наводится  тонкими линиями основные орнаментальные формы. Затем заполняется фон  между узорами черной или красной  краской, оставляя крупные листья и  цветы не закрашенными – серебряными. Потом украшают их мелкими штрихами-жилочками. Когда фон просохнет, сверху добавляются  мелкие листочки, цветочки и ягодки, кустики, травки и отдельные травинки. Золотые узоры очень хорошо выглядят на красном или черном фоне.

На уроках изобразительного искусства  практически применятся, могут все  виды орнамента. Так же в студии рисования «Азбука цвета» (г. Новосибирск) был проведен следующий урок по хохломской росписи.

СКАЗОЧНЫЙ УЗОР (Роспись объемного бочонка)

Цели урока

- познакомить с историей возникновения  хохломской росписи, с особенностями  хохломского орнамента

- развивать художественный вкус, графические умения

- углубить эстетические понятия  о народном декоративно-прикладном  искусстве

- развивать творческое воображение.

Оборудование динамическая таблица  этапов выполнения узоров, краски, альбомы, индивидуальные карточки с изображением узоров.  
Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Беседа о рождении хохломских узоров.

Именем старинного торгового села в Горьковской области стала  называться роспись деревянной посуды и мебели. Выточенная на токарном станке или вырезанная ножом из липы или  березы вещь тщательно покрывается  тончайшим слоем глины. Просушенная  вещь, многократно покрытая олифой, красится серебренным алюминиевым  порошком, по которому наносится роспись  масляными красками, черной или красной. Расписную вещь снова олифят и  сушат в печи, после чего серебро  дает золотистый оттенок, а красные  узоры еще больше пламенеют на золотом и черном фоне, поэтому Хохлому называют «золотой», «пламенной» (рассматривание иллюстративного материала - открытки, книги, календари).

III. Объяснение выполнения узоров  с последующей самостоятельной  работой учащихся.

Дети знакомятся с элементом - травинкой. Нажимом кисти сверх вниз создаем  самую широкую часть травинки, а начало и конец выполняется  почти без нажима, легким прикосновением кончика кисти к бумаге.

Элемент усик выполняется свободным  вращением кисти. Линию закручиваем  в спираль одинаковой толщины. Этот элемент придает мягкость и пышность травному орнаменту.

Чтобы выполнить узор капельки необходим прием прикладывания кисти к бумаге. Легким прикосновением концом кисти проводим тонкую линию, не отрывая руки, делаем нажим на сколько позволит кисть.

Выполним узор кустик. Он состоит  из травинок, усиков, капелек. Начинаем с травинок, располагая их вначале  в левую сторону, а затем симметрично  в правую. За ними по порядку располагаем  травинки, усики, капельки. Затем ребята учатся выполнять травяной орнамент с ведущей линией, которая называется криуль. Она задает движение всем элементам.

Ведущие линии то склоняются вниз, словно от ветра, то поднимаются вверх. Чередование элементов такое  же, как и в рисовании кустик. Чередование красного и черного  цвета дает возможность варьировать. так же в конце урока был подведён итог, и выставка детских работ.

Так же существует ещё очень много  различных видов орнамента, таких  как узор в круге, образы рыб и бабочек и т.п. которые мы подробнее рассмотрим в выпускной квалификационной работе.

2.3 Эффективность навыка хохломской росписи в творческом самовыражении учащихся студии

навык кистевой роспись школьник хохлома

В современном, быстро меняющемся мире возникает необходимость  позаботиться об укреплении связей ребенка  с природой и культурой, трудом и  искусством.

Декоративно-прикладное творчество один из видов изобразительного искусства, является составной частью искусства  народа и несет в себе духовные и эстетические ценности, накопленные трудом и талантом многих поколений. Народное искусство, как и искусство вообще, многофункционально и одна из функций - воспитательные возможности, которые до сих пор не реализуются в полной мере.

Декоративно-прикладное творчество представляет значительную ценность для эстетического воспитания детей. Программа по декоративно-прикладному  творчеству обеспечивает развитие у  учащихся эмоциональной культуры в  процессе комплексного преподавания искусства  с целью формирования эстетический знаний, пробуждения эстетической восприимчивости и закрепления их в творческом опыте учащихся. Программы по этому виду искусства направлена на сохранение живого наследия народа, она рассматривает его как часть современной жизни, предмет специального изучения.

Большое разнообразие методов и приемов  закрепления позволяет организовать работу на данном этапе с учетом возможностей и перспектив развития каждого ученика.

Задания предлагаемые детям студии «Азбука цвета» были классифицированы следующим образом:

- тренировочные, где предлагается работа по образцу, с иллюстрацией, дополнительной конкретизацией. Они используются с целью довести до стандартного уровня первоначальные знания, умения, навыки; 
- частично-поисковые, где учащиеся должны самостоятельно выбрать тот или иной известный им способ изображения предметов; 
- творческие, где характерна новизна формулировки, которую ученик должен осмыслить, самостоятельно определить связь между неизвестным и тем что они уже знают, найти способ изображения заданного. К заданиям творческого характера относятся упражнения на сравнения нахождения общих признаков, поиск различий [5, с.99].

Детям были предложены следующие задания на установление сходства и различия различных  видов декоративно прикладного  искусства, направленные на формирование у детей представления о той или иной росписи. Например

1) Проводится  игра «В гостях у народных  мастеров». 
Народные мастера прислали нам рисунки своих изделий и узоры к ним. Но вот беда по дороге все таблички и узоры выпали и перепутались. Поможем мастерам распределить узоры к изделиям и расставить таблички.

2) Игра  «Подбери пару». На доске крепится  вырезанные из бумаги изображения  чашек и блюдец по изученным  видам росписи. Учащимся предлагается  соединить пары предметов линиями  в зависимости от уровня наблюдательности, уровня аналитико-синтетической  деятельности детей на рисунках  чашек и блюдец можно варьировать  цвет, рисунки, размеры.

Большой интерес у детей взвали творческие задания.

Ученики воспроизводят по памяти все необходимые  знания, проявляя выдумку, инициативу закрепляют практические умения и навыки, полученные на предыдущих занятиях, при  более сложных условиях.

1) Предлагаются  карточки с образцами узоров, где предварительно допускается  ошибка. Дети должны выявить, что  лишнее нужно убрать для того, чтоб узор относился к тому  или иному виду росписи. 

2) При  закреплении хохломской росписи  предлагалось сочинить свой узор, с определенным условием. Например  нарисовать 2 различных узора с  ягодками , которые между собой чем-то похожи.

Дети с удовольствием занимались хохломской росписью, и результат  не заставил себя долго ждать, буквально  на 3-4 занятии ребята уже начали узнавать хохломскую роспись среди остальных, хорошо получались изображения различных, даже трудных, узоров.

На итоговом занятии ученикам предлагалось самостоятельно украсить красные и  желтые лепестки и цветки разнообразными хохломскими узорами. Затем эти  заготовки были вырезаны и мы сделали  из них аппликацию, получился очень  интересный хохломской букет.

По итогам практики можно сказать, что дети очень любят заниматься различными видами декоративной росписи. Несомненно с ними необходимо продолжать заниматься этим увлекательным делом, так же знакомить и с другими видами декоративно-прикладного искусства.

В современном, быстро меняющемся мире возникает необходимость позаботиться об укреплении связей ребенка с природой и культурой, трудом и искусством.

Информация о работе Хохломская роспись