Хохломская роспись

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2015 в 18:02, реферат

Описание работы

Хохлома — старинный русский народный промысел, родившийся в XVII веке в округе Нижнего Новгорода.
Старинное предание рассказывает: жил когда-то в нижегородских лесах, на берегу тихой реки, человек. Кто он и откуда пришел, нам не ведомо. Вырезал тот человек деревянные чаши да ложки и так их раскрашивал, что, казалось, сделаны они из чистого золота. Узнал об этом царь и рассердился: «Почему у меня во дворце нет такого мастера?! Ко мне его! Немедленно!» Стукнул посохом, топнул ногой и послал солдат, чтобы доставили умельца во дворец. Отправились солдаты выполнять царский приказ, но, сколько ни искали, не смогли найти чудо мастера.

Файлы: 1 файл

Хохломская роспись.docx

— 1.23 Мб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Студентки группы   2.13

Чекменёвой Елены Александровны

Хохломская роспись

История

Хохлома — старинный русский народный промысел, родившийся в XVII веке в округе Нижнего Новгорода.

Старинное предание рассказывает: жил когда-то в нижегородских лесах, на берегу тихой реки, человек. Кто он и откуда пришел, нам не ведомо. Вырезал тот человек деревянные чаши да ложки и так их раскрашивал, что, казалось, сделаны они из чистого золота. Узнал об этом царь и рассердился: «Почему у меня во дворце нет такого мастера?! Ко мне его! Немедленно!» Стукнул посохом, топнул ногой и послал солдат, чтобы доставили умельца во дворец. Отправились солдаты выполнять царский приказ, но, сколько ни искали, не смогли найти чудо мастера. Ушел он неведомо куда, но прежде научил местных крестьян делать золотую посуду. В каждой избе сверкали золотом чашки да ложки.

Виды росписи

Наивысшего расцвета хохломской промысел достиг в XVIII веке. В это время складывается два типа письма: верховое и фоновое.

Верховая роспись велась пластичными мазками на пролуженной поверхности посуды, создавая великолепный ажурный рисунок. При«верховом» письме мастер наносит рисунок чёрной или красной краской на фон изделия. Здесь можно выделить три типа орнамента:«травная» роспись, роспись «под листок» или «под ягодку», роспись«пряник».


  • «Травная роспись» напоминает знакомые всем с детства и привычные травы: осоку, белоус, луговик. Это, пожалуй, наиболее древний вид росписи. Он пишется завитками, разнообразными мазками, мелкими ягодками или колосками по серебристому фону. «Травный» рисунок всегда был популярен среди хохломских мастеров росписи.
  • Письмо, в которое помимо травки мастера включают листья, ягоды и цветы, называют «под листок» или «под ягодку». Эти росписи отличаются от «травки» более крупными мазками, образующими формы овальных листочков, круглых ягодок, оставляемых тычком кисти. Народные мастера берут свои мотивы, стилизуя растительные формы. Поэтому не удивительно, что на изделиях хохломских мастеров мы видим ромашки, колокольчики, листья винограда, земляники, ягоды смородины, крыжовника, клюквы. Основу росписи под листок составляют остроконечные или округлые листья, соединённые по три или пять, и ягоды, расположенные группами около гибкого стебля. В росписи больших плоскостей используют мотивы покрупнее - вишня, клубника, крыжовник, виноград. Эта роспись обладает большими декоративными возможностями. В сравнении с «травкой» она многоцветнее. Например, если в «травной» росписи используют в основном чёрный и красный цвет, то в росписи «под листок» или«под ягодку» мастера пишут листочки зелёными, а так же в сочетании с коричневым и жёлтым. Эти росписи обогащаются травным узором, который пишется в таких композициях зелёной, красной, коричневой красками.


  • К верховому письму относится ещё одна своеобразная разновидность росписи —«пряник». Это геометрическая фигура, чаще всего вписываемая в квадрат или ромб, а в середине - солнце. Росписи пряниками более просты и условны, чем травные, когда приглядишься к ним, то кажется, что Солнце, с завитыми по кругу лучиками находится в постоянном движении.

Для «фоновой» росписи было характерно применение чёрного или красного фона, тогда как сам рисунок оставался золотым. В «фоновом»письме выделяют два типа орнамента: - роспись «под фон» и роспись«кудрина».

  • Роспись «под фон», как уже отмечалось, начинается с прорисовки линии стебля с листьями и цветами, а иногда и с изображениями птиц, или рыб. Затем фон записывается краской, чаще всего чёрной. По золотому фону прорисовывают детали крупных мотивов. Поверх закрашенного фона кончиком кисти делаются «травные приписки»  - ритмичные мазочки вдоль основного стебля, тычком кисти «налепливаются» ягоды и мелкие цветы. «Золото» просвечивает в таком виде письма только в силуэтах листьев, в крупных формах цветов, в силуэтах сказочных птиц. Роспись «под фон»значительно более трудоёмкий процесс и не каждый мастер справится с такой работой. Изделия с такой росписью предназначались обычно для подарка, и выполнялись, как правило, на заказ и ценились выше.
  • Разновидностью «фоновой» росписи является «кудрина». Её отличает стилизованное изображение листьев, цветов, завитков. Не занятое ими пространство закрашивают краской, и золотые ветви эффектно смотрятся на ярко-красном или чёрном фоне. Своё название «кудрина»получила от золотых кудреватых завитков, линии которых образуют причудливые узорные формы листьев, цветов и плодов. Роспись «кудрина» напоминает ковёр. Особенностью её является то, что главную роль играет не кистевой мазок, а контурная линия. Плоское пятно золота и тонкий штрих в проработке деталей. Фон в таком виде росписи также окрашивается в красный или чёрный цвет. Других красок в этом виде письма не используют.

Ход выполнения работы

Материалы и инструменты, необходимые для выполнения изделия

 

 

- Альбомный лист, для выполнения  эскиза

- Доска разделочная (деревянная)

- Клей ПВА

- Кисти: синтетика (круглая) , синтетика (плоская)

- Краски гуашевые

- Палитра

- Лак по дереву

- Кисть малярная

Этапы росписи изделия

1.  Выполняем эскиз изделия.

2. Грунтуем доску. В качестве грунтовки берем яичный белок.

3.    Наносим золотой фон на поверхность доски. Даем поверхности просохнуть.

4.    Переводим рисунок  на поверхность доски. С обратной стороны кальки обводим контур мягким карандашом. Кладем этой стороной на поверхность доски и обводим с лицевой стороны кальки контур рисунка. Таким образом, графит от мягкого карандаша отпечатается на поверхности доски.

 

5. Выполняем  роспись ягод.

6. Выполняем прожилки на листочках.

7. Тонкой кистью обводим  контур рисунка черной краской.

8. Покрываем фон черным цветом. 

9.  Нанесение лака на поверхность доски. Сушка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вот что у нас получилось

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Хохломская роспись