Характерные особенности египетского стиля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2014 в 21:45, реферат

Описание работы

Целью моего реферата, является выявление стилевых особенностей египетского стиля.
Для достижения цели требуется решение следующих задач:
ознакомиться с изобразительным и ювелирным искусством Древнего Египта;
рассмотреть цветовые сочетания в интерьерах Древнего Египта;
рассмотреть характерные особенности египетского стиля в интерьере.

Содержание работы

I. «Характерные особенности египетского стиля»
Введение………………………………………………………………………..4
Изобразительное искусство Древнего Египта……………………………5
Ювелирные украшения Древнего Египта………………………………...8
Архитектурная орнаментика в Египте…………………………………..10
Цветовые сочетания в интерьерах Древнего Египта…………………...13
Египетский стиль в интерьере…………………………………………...15
Заключение…………………………………………………………………...17

II. «Абстракционизм в американской и европейской живописи XX в»
Введение………………………………………………………………………19
История абстракционизма………………………………………………..20
Развитие абстрактного искусства………………………………………..21
Выдающиеся художники-абстракционисты…………………………….22
Абстракционизм в ХХ веке………………………………………………27
Абстракция в искусстве во второй половине ХХ века…………………29
Возможности абстрактного искусства…………………………………..32
Заключение…………………………………………………………………...34
Литература……………………………………………………………………35

Файлы: 1 файл

История искусств.doc

— 207.50 Кб (Скачать файл)

 

4. Абстракционизм в ХХ  веке

     В США подъем абстракционизма начинается уже в середине 1940-х. Первыми заметными фигурами в это время, кроме ученика П.Мондриана Дж.Поллока, были Б.Диллер, М.Тобей, Б.У.Томлин, А.Горки. Среди тех, чье творчество позднее оказало влияние на европейскую живопись, -- Б.Ньюмен, М.Ротко, Ф.Клин, Р.Раушенберг, У.Кунинг, А.Рейнхардт. Один из первых послевоенных французских абстракционистов, воспринявших уроки американской живописи - П.Сулаж. Его не лучшие работы напоминают экспрессивные абстракции Ф.Клина. Работы Г.Хартунга ближе к первоистоку европейской абстракции - Кандинскому. В числе европейских художников, самостоятельно пришедших к абстракционизму в послевоенные годы, Ж.Фотрие, Ж.Матье, Ж.-П.Риопель, Дж.Капогросси, М.Эстев, А.Ланской, С.Поляков, Р.Биссьер и Ж.Базен. Особенно влиятельными во Франции в послевоенные годы были Ж.Базен и Р.Биссьер. Пережила всех и продолжает расти в цене и популярности живопись Н. де Сталя, колеблющаяся, как и живопись Биссьера и отчасти Базена, на тонкой грани между полной абстракцией и намеком на фигуративность.

     В 1950 в Париже появляется первая мастерская, в которой художники Ж.Девань и Э.Пиле учат молодежь избавляться от реалистического видения, создавать картину исключительно живописными средствами и использовать в композиции не более трех тонов, так как "цвет определяет форму" (надо стремиться к тому, чтобы найти точный цвет). В начале 50-х абстрактные композиции создает А.Матисс. Абстрактная картина Деваня Апофеоз Марата (1951) была встречена с большим энтузиазмом. Критики писали, что это не только интеллектуальный портрет пламенного трибуна, но, кроме того, "праздник чистого цвета, динамичной игры кривых и прямых линий", "эта вещь - доказательство того, что абстракция выражает не только духовные ценности, но так же, как фигуративное искусство, может обращаться к событиям историческим и политическим" В начале 50-х во Франции становится популярна "лирическая абстракция" Ж.Матье. Ему принадлежит высказывание, которое отражает новый подход к искусству: "Законы семантики действуют по принципу инверсии: поскольку дана вещь, для нее подыскивается знак, если дан знак, он утверждает себя, если находит воплощаемое". То есть сначала создается знак, потом подыскивается его смысл. В классическом искусстве смысл ищет воплощения (первично означаемое). В начале 50-х в нью-йоркской галерее Бетти Парсон, где в конце 40-х впервые были выставлены работы Ганса Хофмана и Дж. Поллока, появляются новые имена - Барнет Ньюмен и Роберт Раушенберг. Стилистика американской абстракции 50-х годов отличается прямолинейным геометризмом: Б.Диллер, А.Рейнхардт, У.Кунинг, Ф.Клин, М.Ротко, Б.Ньюмен, Р.Раушенберг (исключение -- А.Горки, отчасти М.Тобей и А.Готлиб). Эта стилистика связана с нью-йоркской школой, внезапно приобретающей международную известность.

     Искусство всегда было, в той или иной мере, средством самовыражения. Личность, опосредованно запечатлевавшая себя в нормативных структурах Больших стилей, в Новое время сама создает для себя такие структуры. С выходом в абстракцию творческая личность получила свободу. Некорректируемые линия, цвет, фактура становятся авторским факсимильным отпечатком. Теоретически ничто не мешает запечатлению личности в пластической, графической, живописной проекциях, в которых как и что сливаются воедино.  Живописный конструктор супрематизма предполагает небывалое по своим возможностям удовлетворение эстетических потребностей.

 

5. Абстракция в искусстве во второй половине ХХ века

    Искусство 60-х - это взрыв инноваций и окончательное признание музеями различных нетрадиционных явлений, появившихся в 50-е. Знаменитая нью-йоркская школа живописи, ставшая в 50-х высшим авторитетом в своей области, началась с обращения к абстракции ее зачинателей: Дж. Поллока, М.Ротко, У.Кунинга. До второй половины 40-х американская живопись оставалась ничем не примечательной. Ее провинциальность и консерватизм не содержали в себе ничего специфического, кроме известной сдержанности, холодности и аскетизма. Позднее это наследие пуританизма нашло выход в стилистике абстрактного экспрессионизма. Кроме названных, американская живопись 50-х представлена именами Б.Диллера, А.Рейнхардта, М.Тобей, Б.У.Томлина, К.Стила, Ф.Клина, А.Готлиба, Б.Ньюмена, Г.Хофмана, Дж. Алберса, Р.Кроуфорда.

     При отчетливом различии направлений и индивидуальных манер американская живопись 50-х демонстрирует ясность, определенность, однозначность, уверенность. Иногда - с некоторой избыточностью - принимающей агрессивный характер.

     Художники этого поколения знают, чего хотят, уверены в себе, жестко утверждают свое право на самовыражение. В живописи 60-х от этого периода остается наименее агрессивная, статичная форма - минимализм. Основатель американской геометрической абстракции Барнет Ньюмен и в еще более очевидной форме А.Либерман, А.Хельд, К.Ноланд, так же как несколько раньше Б.Диллер, успешно развивают идеи неопластицизма и супрематизма.

     Новое течение американской живописи, получившее название "хроматической" или "постживописной" абстракции, исходит из горизонта фовизма и постимпрессионизма. Жесткий стиль, подчеркнуто резкие очертания работ Э.Келли, Дж.Юнгермана, Ф.Стеллы постепенно уступают место живописи созерцательного меланхолического склада. Стиль Элен Франкенталер, Мориса Луиса отличается мягкими контурами, тонкими цветовыми нюансами, неопределенными очертаниями. Геометрическая абстракция также переходит в регистр округлых форм (А.Либерман, А.Хельд).

     Американская живопись 70-х возвращается к фигуративности. Считается, что 70-е - это момент истины для американской живописи, которая освобождается от питавшей ее европейской традиции и становится чисто американской. Происходящее выглядит так, если только считать, что абстракция чужда американскому "национальному духу". Показательно, что выступления против абстрактного искусства, по существу своему космополитического, принадлежащего мировой цивилизации, как правило, исходили и исходят от коллективистских идеологий, подавляющих личность.  

      С точки зрения продолжающейся трансформации стиля (от жесткого геометризма к биоморфизму) происходящие перемены следовало бы интерпретировать, наоборот, как отход от коренных пуританских добродетелей - аскетизма, решительности, твердости, определенности. Считается, что американская живопись 70-х скорее "душевна", нежели "духовна".

     В живописи 80-х видят едва ли не полный "возврат к эстетике реалистического искусства". Однако, несмотря на возвращение традиционных форм, от портрета до исторической и жанровой живописи, ничто из появившегося в предыдущие десятилетия не исчезает. Преодолена не абстракция, но ее канонизация, запреты на фигуративное искусство, на "низкие" жанры, на социальные функции искусства. При этом стиль абстрактной и абстрактно-фигуративной живописи приобретает отсутствовавшую прежде мягкость - обтекаемость объемов, размытость контуров, богатство полутонов, тонкие колористические оттенки ( работы Е.Мюррей, Г.Стефан, Л.Риверса, М.Морли, Л.Чезе, А.Бялоброда).

    Не исчезает полностью и жесткий стиль; он отходит на задний план и продолжает существовать в творчестве геометристов и художников-экспрессионистов старшего поколения (Х.Бухвальд, Д.Ашбауг, Дж. Гарет и др.). Живопись как средство самовыражения не уступает музыке в воплощении "невыразимого", а при необходимости может быть более конкретной, чем слово. Обладая во всем объеме средствами рисунка и пластическими возможностями скульптуры, воссоздавая иллюзию пространства реального и фантастического, значительно превосходя скульптуру в возможностях манипуляции объемами, живопись обладает своим собственным уникальным средством - цветом. Возможности цвета, раскрытые французскими импрессионистами, с выходом живописи в абстракцию были развернуты еще шире. Мнение о том, что живопись сегодня является анахронизмом, бытует потому, что наш век - это век музыки, а также потому, что, думая о живописи, представляют себе грунтованный холст, натянутый на подрамник, покрытый слоем краски и лака, - некий музейный экспонат. Но живопись - это процесс, мир открытых возможностей - остановленных мгновений, явления вожделенных образов, приключений, конфронтации, размышлений, освобождения от избыточности, восполнения недостаточности, это акт самоутверждения и прямая проекция интуиции, демонстрация мастерства и возможность открытий. Особенно хорошо это знают те, кому посчастливилось, войдя в мир абстрактной живописи, свободно реализовать эту возможность.

 

6. Возможности абстрактного искусства

     Как фактор стилеобразующий, абстракция безгранично расширяет возможности воплощения двух противоположных сущностей - уникального и универсального. Тексты, художественные изделия всех времен свидетельствуют о том, что автор в той или иной мере говорил о себе всегда, но все же никогда так осознанно обстоятельно и откровенно, как в XX в.

     В сумме факторов (изобретение фотографии, научные и квазинаучные теории цвета и света и др.), определивших в Новое время основной вектор изменений в искусстве - движение от натурализма к абстракции, первое место занимает индивидуализация творчества - превращение его в прямую проекцию личности. Прямая проекция темперамента - жестикуляционная живопись - рождается в Америке. Победа нового искусства в Америке может показаться неожиданной, если вспомнить о возмущении американцев, впервые увидевших в 1913 большую выставку европейского авангарда. В военное и послевоенное время американцы могли убедиться, что вложения в искусство надежны и доходны. Тот, кто вовремя осознал доходность современного искусства, получил шанс сказочно разбогатеть.     Почти все классики европейского авангарда оказались во время войны в США в положении эмигрантов.

      Первые выставки американской живописи в Париже организуются в начале 60-х, самая представительная, "Искусство реальности" (1968), развернутая в Гран-пале, была посвящена целиком абстрактному американскому искусству. Американское влияние на европейское искусство приходится на годы холодной войны. В эти десятилетия горизонтально организованная демократическая структура жестко противостоит вертикально организованной коммунистической. Абстрактное антинормативное искусство - в немалой степени из-за его отторжения в СССР - становится символом свободного творчества, которое противостоит фигуративному нормативному "социалистическому реализму".

     Во второй половине 50-х появляется первая абстрактная скульптура, снабженная "электронным мозгом", - Cysp I Никола Шёффера. Александр Кальдер после "мобилей", имевших успех, создает свои "стабили". Возникает одно из обособленных направлений абстракционизма - оп-арт (оптическое искусство).

     В то же время, почти одновременно в Англии и США, появляются первые коллажи, использующие этикетки массовых изделий, фотографии, репродукции и тому подобные предметы новой стилистики.

 

Заключение

     Абстракционизм - неповторимое явление мировой художественной культуры. Его неповторимость обусловлена чертами переломной эры. XX век - это собственного рода символ и не случаем он породил своеобразное искусство абстракционизма. Искусство не терпит прямоговорения, его сила в метафоре.

     Реализм в искусстве бывает совсем различным и это самым убедительным образом обосновывает искусство абстракционизма. Благодаря абстракционизму возникло много разных направлений в современном искусстве, хотя разделение искусства на направления в достаточной степени относительно. Восприятие искусства в высшей степени субъективно.   Устоявшаяся глубоко привычка принимать сугубо реалистическую художественную форму не значит, что направление, «непохожее на жизнь», неинтересно, а тем более абсурдно. Удовлетворенность искусства в том, что оно различное.

     В чем же секрет привлекательности абстрактной живописи? Особая притягательность по-настоящему талантливых творений художников-абстракционистов - в абсолютизации эмоций, внутреннего мира творца и зрителя, который оказывается гораздо более значимым и зримым, чем реальный, «вещественный» мир, в возможности заглянуть внутрь себя в поисках ответа на вековые вопросы - «Кто мы? Откуда пришли? Какие мы?».

     В то же время, удивительной особенностью шедевров этого направления живописи является то, что эмоции, вызываемые ими, уникальны для каждого зрителя, как уникально «внутреннее Я» каждого.

      Абстракционизм можно обожать и не обожать, можно отыскать много как приверженцев, так и врагов этого, как, впрочем, и хоть какого другого вида искусства. Но хоть какое искусство имеет право на существование, и его нельзя ни запрещать, ни очернять, ни скрывать.

 

Литературa

  1. Дмитриева Н. Краткая история искусств / Н. Дмитриева. – М. : АСТ - Пресс «Галарт», 2008.
  2. Ильина Т. В. История искусства Западной Европы: учеб. для вузов / Т. В. Ильина. – М. : Высш. обр-е , Юрайт-Издат, 2009.
  3. Сокольникова Н.М. История изобразительного искусства.  учебник для вузов / Н.М. Сокольникова. – М. : Академия, 2007. : рис., ил.
  4. Арсланов В.Г. Западное искусствознание XX века. – М., 2005.
  5. Бенуа А.Н.  История живописи всех времен и народов. Научное издание / А.Н. Бенуа. – СПб. : Нева, 2004. : ил.
  6. Губарева М.В. Сто великих шедевров изобразительного искусства  М.В. Губарева, А.Ю. Низовский. – М. : Вече, 2006.
  7. Сокольникова Н.М. История стилей в искусстве учеб. пособие / Н.М. Сокольникова, В.Н. Крейн. – М. : Гардарики, 2006.
  8. Мир культуры (Основы культурологии). Учебное пособие. 2-е Б95 издание, исправленное и дополненное.— М.: Издательство Фёдора Конюхова; Новосибирск: ООО “Издательство ЮКЭА”, 2002 г.
  9. “Архитектура страны фараонов” Целлар Каталина. - стройиздат, научно-популярная библиотека школьника, М. 1990 г.
  10. История искусства. Э. Гомбрих. - М., 1998 г.
  11. Искусство древнего мира. Л. Любимов. - М., Просвещение, 1980 г.
  12. Искусство Древнего Египта. М. Матье.  - М., Издательство “Искусство”, 1970 г.
  13. Стили в интерьере, Диля, 2006 г.
  14. Стили интерьера, Алексеева И.Ф., Ниола 21-й век, 2003 г.
  15. Интерьер: дизайн и моделирование; Ларченко; Питер, 2001г.

Информация о работе Характерные особенности египетского стиля