Декоративный текстиль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 23:23, реферат

Описание работы

Батик-это не что иное, как техника росписи, а также украшенная ею многоцветная ткань. Расписывая ткань с помощью воска и краски, результат зачастую абсолютно непредсказуем. Изделие получается уникальным в своем роде, и скопировать его в точности просто невозможно. Поэтому-то искусство росписи по ткани уже в течение многих веков продолжает покорять наши сердца. Для воплощения идеи выбрала технику батик, потому что эта техника очаровала графическими и живописными эффектами. Холодный способ батика позволяет наиболее выразительно воплотить мой замысел. Для выполнения творческой композиции мне необходимо будет глубоко изучить роспись по ткани, собрать материал про птиц и их значении.

Содержание работы

Введение
Глава 1 История развития батика ………………………………………5
1.1. История развития батика в Индонезия …………………………….6
1.2. История развития батика в Китае.…………………………………..9
1.3. История развития батика в Япония………………………………...11
1.4. История развития батика в Россия…………………………………12
Глава 2 Особенности создания декоративного текстиля в интерьере15
2.1. Особенности использования текстиля в интерьере………………..15
2.2. Композиция и колорит в текстиле…………………………………..18
Глава 3 Особенности шелковых тканей…….…………………………...23
3.1. Ассортимент шелковых тканей……………………………………...23
3.2. История шелка…………………………………………...…………...30
3.3. Приемы росписи на шелке……………………………..…………....31
Глава 4 Технология и материалы…………………………...…..………..32
4.1. Технология………………………………………………...………….32
а) техника холодного батика……………………………………………..32
б) техника горячего батика………………………………...……………..33
в) свободная роспись……………………………………..………...…….35
4.2. Материалы, инструменты…………………………...……………….37
а) красители……………………………………………..………………...37
б) инструменты……………………………………..…………………….39
Глава 5 Творческая часть……………….……………..…………………41
5.1. идеи………………………………………………………..………….41
5.2. Описание работы……………………………………..……………...47
Заключение………………………………………………..……………....49
Список литература……………………………………..…………………50

Файлы: 1 файл

4.doc

— 207.50 Кб (Скачать файл)

Нити основы и утка последовательно переплетаются друг с другом в определенном порядке согласно рапорту переплетения, образуя ткань с характерной для данного переплетения структуры, внешним видом и свойствами. Рапортом переплетения называются минимальное число нитей, потребное для законченного ткацкого рисунка.

Все ткацкие переплетения делятся  на четыре класса:

1. простые (гладкие, или главные)  переплетения: полотняные, саржевое, сатиновое  (атласное).

2. мелкоузорчатые (армюрные) переплетения, подразделяются на два подкласса:

А) производные переплетения от простых:

- производные от полотняного  – репсовое, рогожка;

- производные от саржевого переплетения  – усиленная саржа, сложная  саржа, ломанная и обратная  саржа, ромбиковые и др.

- производные от сатинового  и атласного переплетения – усиленный сатин, усиленный атлас.

В) комбинированные переплетения: креповые диагоналевые, составные, вафельные, комбинированные саржи и др.

3. сложные переплетения: двухлицевые,  двухслойные, ворсовые, пике, петельные,  перевивочные (ажурные) и др.

4. крупоузорчатые (жаккардовые) переплетения: простые и сложные крупноузорчатые  [С.125- 126].

Растекаемость и впитываемость  краски существенно зависят именно от класса переплетения. Полотняная переплетения – наиболее простейшее переплетение шелковой ткани, в котором основные и уточные нити чередуются через одну: на лицевую поверхность ткани попеременно выходит то основная нить, то уточная. Рапорт полотняного переплетения по основе и утку равен двум нитям. Изготовленные таким образом шелка имеют гладкую структуру и выглядит с обеих сторон почти одинаково. При саржевом переплетении каждая уточная нить раппорта пропускается через несколько нитей основы, в результате чего на поверхности шелка отчетливо видны «канавки» и «рубчики». Это - особое свойство атласного переплетения, заключающееся в том, что точки перекрещивание основы с утком не соприкасаются друг с другом и расположены на поверхности ткани относительно далеко друг от друга. Поэтому атласный шелк очень рыхлый и мягкий. Благодаря тому, что уточные нити находятся очень близко друг к другу, натуральный шелк приобретает переливающийся блеск.

Особенно богато выглядят жаккардовые  ткани. Процесс творчества, техника, которого изобретена французом Жозефом  Марией Жаккардом, направляется автоматами с помощью перфокарт или компьютеров. При этом в результате специального подъема отдельных или сразу нескольких уточных нитей получаются сложные узоры, элементы которых в зависимости от угла падения света кажутся то темными, то светлыми. И становится ясно, что шел шелку рознь и что при росписи нон ведет себя по – разному.

Так как на роспись влияют и другие критерии, например, различная толщина  шелка, то, прежде чем приступить к  росписи, профессионалы проводят эксперимент  с каплей краски и проверяют, как  краска расплывается и впитывается.

И так, мы выяснили, что для художественной росписи подходят шелковые ткани. Ассортимент  шелковых тканей богат и разнообразен. А занятие росписью по шелку является приятным и увлекательным.

 

3.2. История шелка

 

Название «шелк» присваивается только тем натуральным волокнам, которые производятся из коконов шелковичных червей. «Жемчужина среди тканей» с ее блеском и уникальными качествами окружена легким ореолом роскоши. Искусство добывать шелк родилось в Китае, и существует множество мифов о том, как начиналось разведение гусениц шелкопрядов, и как появился первый шелк. Во время одной из прогулок ногам Си Лин Ши упали небольшие плоды тутового дерева. Когда императрица подняла один плод, из него вылупилась бабочка. Заинтересовавшись этим, императрица стала наблюдать за всем циклом развития гусениц шелкопрядов, ей пришла в голову мысль, что нить, которой гусеница обматывает себя, снова можно размотать и соткать из нее шелк.

Уникальные свойства шелка и  окружавшие его возникновения легенды  сделали струящуюся нежную ткань выражением могущества и роскоши. Шелк был настолько дорогим, что шел на вес золота.

Тайна изготовления шелка долго  оставалась неразгаданной. Тем временем римляне уже научились ткать  нежный шелк. Относительно толстая  шелковая китайская ткань под неусыпным надзором римлян осторожно разделялась на мануфактурах Ближнего Востока на нити. После чего из них ткали невесомую, окрашенную различными орнаментами и узорами ткань. Эти искусно сотканные великолепно окрашенные ткани попадали по шелковому пути обратно в Китай. Примерно в 159 – 200 гг. до н.э. римским купцам удалось узнать тайну шелка и познакомиться с его получением. В 533 г. распалась Единая Китайская Империя. По поручению императора Юстиниана два византийских монаха – несторианца вывезли из Китая контрабандой личинки гусениц в полых посохах. В 53 г. в Сирии вывелись из коконов первые гусеницы шелкопрядов.

 

3.3. Приемы росписи  на шелке

 

Роспись на шелке – одна из наиболее востребованных и эффектных техник в декоративном искусстве. Роспись на шелке отличается от традиционного батика – создания красочных композиций на ткани с помощью резерва – способом нанесения красителя, а вместо резерва используют другие материалы: воск, солевой раствор.

Для этого направления характерны техники, позволяющие создать различные эффекты. Роспись на шелке включает в себя два вида: так называемый холодный батик и свободную роспись.

Холодный батик представлен  тремя техниками:

- «Классический» - создается методом  наводки резервирующих линий,  ограничивающих замкнутые полоски, в результате чего получается рисунок, напоминающий витраж, и расписывается в один слой;

- «Многослойный» - создается так  же по витражному принципу, но  при этом используется несколько  наложений цветовых тонов друг  на друга;

- «Незамкнутая графика» расписывается без использования замкнутых плоскостей, в этой технике резервирующая линия разрывается, что позволяет цвету одной плоскости входить в цвет другой.

Свободная роспись включает в себя три техники:

- «Акварельная техника» - ткань  расписывается по «сырому» с подсушиванием в определенных местах и применением спиртового эффекта, а так же росписи специальными поролоновыми кистями по «сухому»;

- «Трафаретная техника» - создается  с применением солевой технике  и наводки графики резервом.

Представленные техники наиболее полно отражают безграничные возможности росписи на шелке. Они доступны и эффектны, а так же позволяют на высоком профессиональном уровне решать любые творческие задачи – будь то изготовление платка, шарфа или панно.

4 Технология и материалы

 

4.1. Технология

 

Техника холодного батика

Работа в технике холодного  батика дает возможность расписать  не всю вещь, а один небольшой  фрагмент. Такая роспись может  не только украсить изделие, но и без  помощи аппликаций скрыть дефект ткани  или пятно. Наличие контура придает произведениям, выполненных в этой технике, дополнительную декоративность и графичность и декоративность. Линии контура ограничивают часть рисунка, замыкая его. Замкнутость контура является обязательным условием.

Контур делают с помощью специального резервного состава: парафин-12г., резиновый клей-50-60 г., бензин-80-90 г.

Красители разводят до нужной насыщенности цвета. Резерв, которым пользуетесь, обязательно нужно опробовать на не рабочих полях ткани.

При работе в технике холодного батика резерв наносят на поверхность ткани в виде замкнутого контура. Наносят рисунок на ткань при помощи стеклянной трубочки или специальных баллончиков. Необходимо заметить, что и трубочки, и баллончики следует вести по ткани равномерно, поскольку там, где движение замедляется, заканчивается или начинается, могут образоваться, капли. Отрывая трубочку от ткани, ее следует сразу же осторожно перевернуть кончиком вверх. Расписывают изделие в этом случае в пределах контура в соответствии с эскизом. При этом количество цветов, которые можно использовать в данной технике, практически не ограничено.

После выполнения контура ткани  дают просохнуть. Резерв должен стать  совершенно сухим. С другой стороны, передерживать ткань с нанесенным на нее резервирующим составом также нельзя. Дело в том, что при слишком длительном выдержке резервирующий состав выделяет жир, вследствие чего краска не подступает к контору вплотную.

Обязательной чертой работы, выполненной  в технике холодного батика, является наличие четкого цветного контура. Вследствие этого для холодного батика характерен очень четкий геометризм и четкость рисунка и орнамента.

Наносят краску кистями, ватными тампонами  или трубочкой. В процессе нанесения  одной и той же краски следят, чтобы фрагменты разного размера пропитывались краской в одинаковой степени, так как в обратном случае после высыхания они будут обладать разными оттенками.

 

Техника горячего батика

Особенности современного горячего батика не только в его меньшей трудоемкости по сравнению с классической техникой росписи, но и в соблюдении строгой последовательности в работе. Уже при создании эскиза продумываются все этапы работы. Ткань натягивают на раму, переводят рисунок. Если элементы композиции должны быть обведены черным контуром рисуют обе границы этой линии. Впоследствии, когда на ткань наносится самый темный цвет, краситель заполняет эти линии между ранее нанесенными плоскостями резерва и превращают в контур. Восковой массой надо покрыть те части рисунка, которые остаются светлыми или белыми. Затем ткань окрашивают в самый светлый из цветов композиции. Если ткань будет, хотя бы слегка влажной, восковая масса не пройдет через волокна ткани, будет моментально застывать, ломаться. После окрашивания в самый светлый цвет работу надо высушить. Далее воском с помощью кисти покрываем пространство, которое должно быть более темным. Затем еще более темным цветом снова покрывают ткань и высушивают.

При работе техникой горячего батика резерв не только наносят в виде контура, но и покрывают им те части  ткани, которые не должны быть окрашены. Поскольку контурные линии не являются для горячего батика обязательными, эта техника дает возможность выполнения росписей с плавными переходами от одного тона или цвета к другому.

Горячий батик предполагает две  формы росписи. Во-первых, это так называемый простой батик. На ткань резервирующим составом наносят контур, а затем все изделие покрывается краской. В этом случае получается одноцветный рисунок или орнамент, который пересекают неокрашенные линии. После росписи резервирующий состав удаляют.

Начинают обработку ткани с  нанесения на ее поверхность цветных  пятен, которые выполняют в соответствии с эскизом или замыслом. Впрочем, замысел можно разрабатывать  и уточнять в процессе работы. Затем  на эти цветные пятна наносят  резервирующий состав и после его высыхания снова покрывают все изделие краской, на этот раз более темного тона, который смог бы перекрыть предыдущие. Эту операцию можно повторять не более трех раз. Понятно, что при таком варианте росписи фон может быть только темным.

Близким к описанному способу является прием крекле. Он заключается в  следующем. После росписи ткани  ее высушивают, натягивают на раму и  сплошным слоем покрывают резервом. Когда он высохнет, ткань снимают  и слегка встряхивают, чтобы резерв растекался.

 

Свободная роспись

Техника свободной росписи получила распространение и признание  художников, так как она выявляет своеобразие почерка каждого  мастера и придает произведениям  неповторимую индивидуальность, свойственную ручному труду. Основное отличие  свободной росписи от классических батиков в том, что в свободной росписи нет резервирующих составов (горячего и холодного). Оформление тканей способом свободной росписи от классических и художественных приемов. Свободную роспись тканей из натурального шелка и синтетических волокон выполняют анилиновыми красителями с различными загустками и без них, широко используя способность жидких анилинов свободно растекаться по ткани.

Особенно интересные результаты получаются от сочетания свободной росписи  с контурной наводкой и отделкой резервирующим составом и одноцветной печатью – как контурной, так и с покрытием определенных участков рисунка или фона.

Наносят краску начиная с нижнего  края или одного из нижних углов  ровными движениями кисти. Перед  окрашиванием всю поверхность смачивают водой. Между проводимыми полосами не должно образовываться просветов. Если же они все–таки появились, по ним необходимо пройтись кистью еще раз, разравнивая краску и размазывая ее по всей поверхности.

Может случится, что цвет окажется слишком интенсивным. В этом случае шелк вторично смачивают, а затем промакивают крепом, удаляя таким образом излишки краски.

При росписи несколькими цветами  сначала лучше наносить более  светлые тона, так как более  темные краски лучше ложатся и  включаются в общую композицию при их нанесении в конце работы.

После нанесения одного пятна на шелк можно сразу наносить другое пятно или же подождать, когда  первое высохнет. В зависимости от этого возникают разные эффекты. Так, при нанесении краски с контактом  с другой, еще не высохшей, краской, два цвета плавно переходят друг в друга. Если же первое пятно уже высохло, то вторая краска размоет частички контура, в результате чего также образуется особый эффект – броские зубцы.

Очень красивый эффект дает обыкновенная поваренная соль, которую насыпают на расписанную поверхность, когда она еще не высохла. Он основана на том, что соль впитывает пигменты красок и представляет собой затемнение вокруг того места, где лежала крупинка соли. После обработки соль убирают, сметая ее при помощи маленькой щеточки.

Существует еще один способ использования  соли при росписи тканей. То есть с применением солевого раствора. Для этого либо солевым раствором  пропитывают ткань, либо его добавляют  в краску. При пропитывании ткани  солевым раствором ее перед росписью надо высушить.

Информация о работе Декоративный текстиль