Декоративный текстиль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 23:23, реферат

Описание работы

Батик-это не что иное, как техника росписи, а также украшенная ею многоцветная ткань. Расписывая ткань с помощью воска и краски, результат зачастую абсолютно непредсказуем. Изделие получается уникальным в своем роде, и скопировать его в точности просто невозможно. Поэтому-то искусство росписи по ткани уже в течение многих веков продолжает покорять наши сердца. Для воплощения идеи выбрала технику батик, потому что эта техника очаровала графическими и живописными эффектами. Холодный способ батика позволяет наиболее выразительно воплотить мой замысел. Для выполнения творческой композиции мне необходимо будет глубоко изучить роспись по ткани, собрать материал про птиц и их значении.

Содержание работы

Введение
Глава 1 История развития батика ………………………………………5
1.1. История развития батика в Индонезия …………………………….6
1.2. История развития батика в Китае.…………………………………..9
1.3. История развития батика в Япония………………………………...11
1.4. История развития батика в Россия…………………………………12
Глава 2 Особенности создания декоративного текстиля в интерьере15
2.1. Особенности использования текстиля в интерьере………………..15
2.2. Композиция и колорит в текстиле…………………………………..18
Глава 3 Особенности шелковых тканей…….…………………………...23
3.1. Ассортимент шелковых тканей……………………………………...23
3.2. История шелка…………………………………………...…………...30
3.3. Приемы росписи на шелке……………………………..…………....31
Глава 4 Технология и материалы…………………………...…..………..32
4.1. Технология………………………………………………...………….32
а) техника холодного батика……………………………………………..32
б) техника горячего батика………………………………...……………..33
в) свободная роспись……………………………………..………...…….35
4.2. Материалы, инструменты…………………………...……………….37
а) красители……………………………………………..………………...37
б) инструменты……………………………………..…………………….39
Глава 5 Творческая часть……………….……………..…………………41
5.1. идеи………………………………………………………..………….41
5.2. Описание работы……………………………………..……………...47
Заключение………………………………………………..……………....49
Список литература……………………………………..…………………50

Файлы: 1 файл

4.doc

— 207.50 Кб (Скачать файл)

Мастера- набойщики работают совместно с художниками в области гравюры на дереве, лубка, но особенно плодотворно их содружество с мастерами вырезок из бумаги. Последний вид искусства служит неисчерпаемым источником тем для украшения набивных тканей.

Искусство набивных тканей широко распространено по всей стране. Особенно оно развито в Шанхае, а также в Сучжоу, в провинциях Чжэцзян и Цзянсу. Изделия провинции Хунань отличаются динамичностью орнамента, а ткани провинции Чжэцзян-изяществом рисунка.

Набивные ткани изготовляются двумя способами. Первый способ – при помощи трафарета из прессованной бумаги, пропитанной тунговым маслом. Покрыв рисунок по трафарету клеевой смесью, состоящей из извести и бобовой муки, мастер несколько раз опускает ткань а чан с краской. Когда окрашенная ткань высыхает, клейстер с узора счищается и на ткани остается четкий белый узор.

Второй способ набивки, или батикования  ткани – при помощи воска. Этот способ распространен главным образом  среди национальных меньшинств Китая. Особенно славится искусством батицования народность мяо в провинции Гуйчжоу, где оно передает в семьях из поколения в поколение.

Ткани с рисунком, сделаны при  помощи воска, называют «лажань». Изготавливают  их следующим образом: ткань натягивают горизонтально и покрывают слоем воска, растопленного в сосуде с горячей золой. Воск разравнивают на ткани специальной ложечкой из круглой медной пластинки. Когда воск застывает, в нем нагретым ножом выскабливают узоры, а затем всю поверхность покрывают горячей водой.

Орнаментальные композиции на тканях мяо очень разнообразны и включают изображения цветов, деревьев, птиц, бабочек, рыб, животных, зверей, геометрические фигуры. Очень древним является орнамент в виде спиралей, волн, облаков, меандра, восьмиконечных звезд, крестов, стилизованных цветов и деревьев.

Мастера набивных тканей создают новые  узоры на основе традиционного орнаментального  искусства.[10]

 

1.3. Япония

 

Безусловно, в Японии, как и во всех странах мира, период господства ручного ткачества и окрашивания  тканей в ручную миновал навсегда. Однако кустарный труд японских текстильщиков сохраняется и, видимо, сохранится в будущем, так как только он может в полной мере удовлетворить спрос на уникальные ткани того высокого качества, которое недостижимо в стандартном машинном производстве.

Ткани, изготовленные на ручном станке и окрашенные растительными красителями, создают во многих частях страны. И  волокно, и краски народных тканей в  различных местностях различны. Зависят  они и от назначения одежды. Наиболее традиционны льняное полотно (в жаркую погоду), хлопчатобумажные ткани (для повседневной одежды), шелк (для торжественных случаев), ткани из бананового волокна (преимущественно на острове Окинава).

Нежные оттенки расцветки, которые  могут быть достигнуты лишь при использовании естественных красителей, составляют прелесть национальных одежд с их разнообразными узорами – от простых полосок и клеток до изысканных животных орнаментов, заимствованных у придворных мастеров древности.

Наряду с ткаными цветными узорами  большое распространение в Японии имеют различные методы окрашивания. В одних случаях либо рисунок, либо фон закрывают, накладывая рисовый клей или мягкий воск и окрашивая оставшуюся свободной поверхность. В других случаях окрашивание производится при помощи бумажного трафарета. Эти методы известны с 8 века. Придворные мастера окрашивали таким способами узорчатый шелк. Раскраска по трафарету распространяется и на изделия, выполненные из бумаги (фонари, веера-опахала).

В Японии в 8 веке батик был широко распространен. Всем известно, что эта страна всегда славилась своими великолепно отделанными кимоно. Кроме того, в этой стране, как, впрочем, и повсюду на Востоке, не было принято демонстрировать свою фигуру. Но социальный статус необходимо было как–то обозначить, поэтому украшение одежды стало обычным делом для японцев.

Роспись по ткани с применением  воска в Японии часто сочетали с другими техниками окраски - например, с узелковой техникой, позволяющей создавать очень  сложные узоры. (На ткани в определенном порядке завязывают узелки. Затем опускают в красильный раствор и, вытащив, развязывают узелки. Получается узор из концентрических кругов).

 

1.4. Россия

 

В России батик появился примерно в 20-е годы вместе с всеобщим увлечением стилем «модерн» и развивался, в  основном, в таких больших городах, как Москва, Ленинград, Иваново, Киев, Одесса, Тбилиси. Русские художники восприняли европейскую технику и стилистику, но не знали истоков и, естественно, не опирались на какую-либо традицию. Отсутствие технологически развитых и отработанных приемов, недостаток опыта и неправильно понята функциональность, обусловили значительные колебания художественного уровня изделий. Художники объединялись в артели и занимались производством платков, шалей; очень редко получали большой заказ – театральные и сценические занавеси или шторы для кафе.

С одной стороны, мода времен нэпа обусловила значительный спрос, а значит постоянные заказы на шикарные шелковые шали с изысканным прихотливым орнаментом в восточном стиле, платья с асимметричным  рисунком, что подстегивало воображение и фантазию художников, владеющих техникой ручной росписи ткани. Со временем увлечение расписными шляпами сошло «на нет», было объявлено мещанским, «не соответствующим образу советской женщины».

С другой стороны, в работах мастерской Н. Ламановой, театральных художников Е.Е. Лансере, М.В. Либакова, А.Г. Тышлера, В.А. Щуко ярко проявился революционный конструктивизм. Конструктивизм определял форму, а политическая ситуация диктовала сюжеты, в том числе и в тканях того времени. Была большая потребность во флагах, вымпелах, новая тематика породила множество орнаментов с советской символикой, расписанные серпами и молотами театральные занавеси сопровождали любую агитбригаду. Где был натуральный батик, а где – масляный трафарет, сейчас не разобраться. Уникальные работы нашли своих хозяев, не оставив в искусствоведении России.

В 30-х годах занятие батиком  было замечено и поддержано на правительственном  уровне: издано несколько пособий  по технологии, организовано несколько  артелей, в дальнейшем превратившихся в фабрики. «Всекохудожник», Московское товарищество художников, Ленинградское товарищество художников и другие воспитали целое поколение художников – батицистов. Но исторические и экономические условия, всеобщая «уравниловка» не способствовали развитию высокохудожественного батика, свойственного ему индивидуального вкуса. И только 50-е годы, после выхода партийного постановления «О всеобщем повышении качества и художественного уровня изделии текстильной и легкой промышленности» ситуация в корне изменилась. Возник девиз – лозунг: «Каждой советской женщине – по красивому платку». Была организована мастерская при НИИХП, несколько галантерейных фабрик в Москве и Ленинграде, куда приглашали на работу уже известных художников и набирали учеников – расписников.

Благодаря изысканиям С. Темерина в 50-х  годах в области батика остались известны имена таких художников, как А. Алексеева, Т. Алексахина, Н. Вахмистров, К. Малиновская, С. Марголина, И. Иноземцева и др. Именно они стояли у истоков  развития батика в нашей стране. Они, работая в НИИХП, создали первые композиции в батике, которые были основаны на строго классическом понимании геометрического и растительного орнамента и служили моделями для производства платков; первые сюжетные панно на темы «Москва», «Труд», «Весна». Поначалу деятельность художников, в основном, была подчинена платочному производству. Но со временем все чаще появлялась потребность в крупных панно для оформления кафе, фойе кинотеатров, концертных залов и театральных сцен.

2 Особенности создания декоративного текстиля в интерьере

 

2.1. Особенности использования  текстиля в интерьере

 

Декоративные ткани занимают значимое место в современном интерьере  и часто являются важным определяющим художественным элементом. И в жилище, и в общественном здании они могут создать интересный и запоминающийся интерьер, если при подборе учтено функциональное назначение самой ткани, а также помещения. Например, номера гостиницы, санатория или дома отдыха близки по назначению к жилищу, подбор декоративных тканей для этих помещений различен: краткое пребывание в гостинице позволяет применить более насыщенные по цвету изделия и ткани с украшенным масштабом рисунка, для жилища необходимо учитывать условия повседневного пребывания. Для интерьеров административных зданий ткани должны быть сдержанными по цвету и рисунку, учитывая рабочую атмосферу помещения, тогда как в кафе, ресторане могут использоваться самые различные по декору и насыщенности изделия.

В современной практике использования  декоративных тканей для интерьеров различного назначения наметились три основных приёма:

1) тканям отводится главенствующая  роль в создании художественного  образа интерьера;

2) ткани дополняют по цвету  и характеру рисунка остальные  элементы убранства интерьера;

3) ткани являются нейтральным фоном для других художественных элементов.

Первый прием предусматривает  оформление интерьера, главным образом, декоративным текстилем и наиболее приемлемым для интерьеров общественных зданий. Здесь могут использоваться самые различные изделия: гобелен, занавес, мебельная ткань, ковровые покрытия и т.д. сочетаясь контрастно или тонально с другими видами тканей или элементами оборудования, любой текстиль может стать ведущим элементом всей композиции интерьера.

В интерьерах жилища этот прием также очень распространен: в оформлении той или иной комнаты акцентом композиции могут быть ковер, ткань, шторы.

Второй прием использования  декоративных тканей состоит в том, что они являются дополнительным элементом ансамбля интерьера, по цвету  или рисунка дополняют основные более выразительные элементы (декоративного панно, витраж, роспись и т.д.).

Третий приём предусматривает  использование текстиля как нейтрального фона для более сильных по своим  качествам и выразительности  различных произведений искусства. Чаще всего произведения монументального искусства – мозаики, росписи, витража требуют нейтрального фона, и в этом случае текстиль для штор, ковровые покрытия, мебельные ткани должны быть подобраны по цвету и рисунку с учетом этого требования. В жилище этот прием больше выявляет функциональное назначение помещения: так, для спальной комнаты или кабинета необходимы нейтральные ткани.

Декоративное панно, картины, драпировки, исполненные в технике батик, весьма украшают жилое пространство дома.

Батик использует художественные приемы многих изобразительных средств – акварели, графики, витража.

Расписывая ткань для интерьера, сле6дует учитывать общие закономерности – при низких потолках стараться  придавать росписи направление  близкое к вертикальному, при  высоких – к горизонтальному. В соответствии с задуманным стилем оформления интерьера сначала следует нарисовать эскиз помещения, который необходимо оформить, и приблизительно наметить количество и цвет будущей росписи. Использовать декоративную ткань в интерьере желательно в одном из двух направлений. Первое, когда декоративная ткань, роспись играет главную роль в сознании художественного образа интерьера. Здесь могут взаимно поддержать друг друга ткани разного назначения – станковое панно, накидки на мебель, шторы. При этом совершенно необязательно, чтобы все ткани были расписаны. Лучше их сочетать с гладкими тканями той же цветовой гаммы или небольшими включениями деталей основного орнамента. Во втором случае декоративная ткань не несет основной смысловой нагрузки, она более нейтральна и только подчеркивает основной художественный элемент интерьера – будь то мозаика или декоративное панно. Успешно создать композицию орнаментального рисунка возможно, только исходя из общего решения ансамбля интерьера, как цветового, так и пластического, и учитывая функциональное назначения этого изделия.

Панно в технике батик может  быть декоративным элементом, украшающим комнату. Оно может быть выполнено  в различных стилевых решениях от строгой геометрии до нежной акварели. Шелковое панно гармонично впишутся в корпоративный стиль офиса, и внесут интересные стилевые и цветочные акценты в интерьер дома. Панно может легко превратиться в эффектную светящуюся перегородку, которая преобразит пространство комнаты.

Картины – батик превосходно вписываются в современный дизайн помещений. Силуэты фигур, символические и условные образы животных, абстрактные композиции прекрасно подходят для оформления интерьеров домов, отелей и ресторанов. Ткань гармонирует с таким естественными материалами, как камень, бамбук, дерево.

Не преследующий цели удивить экстрамодными  цветовыми сочетаниями и авангардными решениями, являясь по сути своей  прикладным искусством, чаще всего  батик успокаивает и помогает прийти в состояние умиротворенного  размышления и созерцания.

2.2. Композиция и колорит  в текстиле

 

Для текстильного искусства характерна условность изображения, ритмическая  связь, соподчиненность масштабов  между собой, определенный колорит.

Композиция декоративного текстильного произведения – это ритмическое  и организованное и членение его плоскости, когда все орнаментальные или изобразительные элементы выполнены в единых художественных и технических приемах и подчинены общему художественно – декоративному замыслу. Другими словами, это внутренняя взаимосвязь материала, художественных средств и идейно – образцового содержания.

Работа над композицией, заключается  в сознательном нахождении композиционных решений в каждом отдельном случае в зависимости от поставленных художником задач, от всего его творческого  отношения к миру.

В значительной степени характер композиции определяется ритмом – одним из важнейших художественных средств  создания произведения декоративно  – прикладного искусства.

Ритм – это закономерное чередование  соизмеримых элементов рисунка, способствующее достижению явности и выразительности композиции, четкости ее восприятия. Последовательное распределение элементов композиции художественного произведения – увеличение или уменьшение расстояния между ними, изменение заполнености узором к краям или середине изделия – также варьирование движения в определенном ритме.

Ритмическое построение в текстильном  рисунке достигается различными приемами: повторением узора, симметричное построение рисунка, свободным распределением орнамента.

Прием раппортного повторения узора, при котором элементы композиции равномерно чередуются на плоскости изделия, на основе различного типа сеток. Сетка может быть построена из квадратов, треугольников, ромбов или прямоугольников, расположенных в определенном порядке.

Информация о работе Декоративный текстиль