Декоративный натюрморт как средство развития художественного восприятия учащихся ДШИ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 19:27, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – исследовать особенности декоративного натюрморта и использования их в развитии художественного восприятия учащихся ДШИ.
Исходя из этого, мы формулируем следующие задачи:
Изучить и проанализировать научную литературу по искусствоведению, педагогике и т.п.;
Обозначить особенности декоративного натюрморта;
Организовать и провести экспериментальную работу;
Дать методические рекомендации по использованию декоративного натюрморта в развитии художественного восприятии учащихся ДШИ.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ГЛАВА. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕКОРАТИВНОГО НАТЮРМОРТА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ УЧАЩИХСЯ ДШИ 6
1.1. Декоративный натюрморт: история развития, особенности 6
1.2. Декоративный натюрморт как средство развития художественного восприятия учащихся ДШИ. 18
Выводы: 25
2 ГЛАВА. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ПОИСКОВОЙ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ ДЕКОРАТИВНЫЙ НАТЮРМОРТ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ВОСПРИЯТИЯ УЧАЩИХСЯ ДШИ 26
2.1. Педагогические условия проведения поисковой работы 26
2.2 Организация поисковой работы 29
Выводы: 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 39
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 40
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 41
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 45
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 48

Файлы: 1 файл

Зарема курсовая живопись.docx

— 990.71 Кб (Скачать файл)

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Высшего профессионального  образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ И  ПЕДАГОГИКИ

КАФЕДРА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 ДЕКОРАТИВНЫЙ  НАТЮРМОРТ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ  ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ УЧАЩИХСЯ  ДШИ

(курсовая работа)

 

 

 

 

 

Выполнила:

Хашагульгова Зарема Муссаевна,

студентка IV курса

группа 2986, ОЗО

 

Научный руководитель:

К.п.н., доцент

 Бакиева Ольга Афанасьевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тюмень, 2012 г

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

1 ГЛАВА. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕКОРАТИВНОГО НАТЮРМОРТА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ УЧАЩИХСЯ ДШИ 6

1.1. Декоративный  натюрморт: история развития, особенности 6

1.2. Декоративный  натюрморт как средство развития  художественного восприятия учащихся  ДШИ. 18

Выводы: 25

2 ГЛАВА. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ПОИСКОВОЙ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ ДЕКОРАТИВНЫЙ НАТЮРМОРТ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ВОСПРИЯТИЯ УЧАЩИХСЯ ДШИ 26

2.1. Педагогические  условия проведения поисковой  работы 26

2.2 Организация  поисковой работы 29

Выводы: 37

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 39

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 40

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 41

ПРИЛОЖЕНИЕ 3 45

ПРИЛОЖЕНИЕ 4 48

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Важнейшей задачей образования является всестороннее развитие личности ребенка. Особая роль в эстетическом воспитании, при формировании мировоззрения и национально-культурного самосознания, принадлежит искусству. Характерная особенность искусства – отражение действительности в художественных образах, которые действуют на сознание и чувства ребенка, воспитывают в нем определенное отношение к событиям и явлениям жизни, помогают глубже и полнее познавать действительность. Успешное художественное развитие ребенка зависит от степени сформированности у него цветовой культуры, образного мышления, художественного восприятия цвета и эстетического отношения к действительности.

Педагогическую ценность представляют труды отечественных педагогов: П.П. Чистякова Д.Н. Кардовского, H.H. Ростовцева, Г.В. Беды, B.C. Кузина, Е.В. Шорохова, С.Е. Игнатьева, A.A. Унковского, H.H. Волкова, Л.Г. Медведева, С.П. Ломова, В.В. Корешкова, В.К. Лебедко, В.И. Козлова, А.Е. Терентьева, Н.К. Шабанова, раскрывающие механизмы развития художественного восприятия, построенные на принципах целенаправленного и систематичного подхода в обучении.

Декоративный натюрморт с самого момента формирования как жанра, с первых шагов своего функционирования способствовал обогащению представления  людей об окружающей действительности, воплощению их творческого опыта  освоения и художественного осмысления, а также отстаиванию передовых  художественных взглядов и идеалов, что подтверждают исследования И.С. Болотиной, И.Е. Даниловой, Ю.П. Желтоухова, А.С. Меликсетяна, А.С. Пучкова, И.М. Раджабова, В.А. Садкова, А.В. Триселева, Т. Я. Шпикаловой и др.

Несмотря на столь широкое рассмотрение проблемы формирования цветовой культуры, методики изображения, вопросы, связанные  с организацией самого процесса художественного  восприятия цвета у учащихся ДШИ решен не полностью. Этим и определяется актуальность исследования.

Объект исследования – учебно-творческая деятельность учащихся ДШИ на занятиях по живописи, направленная на развитие художественного восприятия.

Предмет: декоративный натюрморт, как средство развития восприятия учащихся ДШИ.

Гипотеза: совершенствование творческого восприятия учащихся возможно, если ввести в учебный процесс блок последовательных взаимосвязанных занятий по написанию декоративного натюрморта.

Цель исследования – исследовать особенности декоративного натюрморта и использования их в развитии художественного восприятия учащихся ДШИ.

Исходя из этого, мы формулируем следующие задачи:

    1. Изучить и проанализировать научную литературу по искусствоведению, педагогике и т.п.;
    2. Обозначить особенности декоративного натюрморта;
    3. Организовать и провести экспериментальную работу;
    4. Дать методические рекомендации по использованию декоративного натюрморта в развитии художественного восприятии учащихся ДШИ.

Методы исследования:

  1. Изучение и теоретический анализ, психолого-педагогической и методической литературы зарубежных и отечественных авторов по теме научного исследования;
  2. изучение и анализ программ обучения изобразительному искусству детей младшего школьного возраста;
  3. Методы эмпирического наблюдения, беседы; изучение практической деятельности учащихся;
  4. разработка заданий и упражнений, направленных на развитие художественного восприятия учащихся
  5. количественный и качественный анализ детских работ;
  6. метод беседы;
  7. статистические методы обработки материала.

Теоретическая значимость исследования состоит в:

  • определении педагогических условий развития художественно-творческих способностей у школьников детской школы искусств в процессе приобщения к декоративному натюрморту;
  • теоретическом обосновании особенностей декоративного натюрморта.

Практическая значимость исследования заключается в том, что все теоретические положения нами проверены, содержание курса может быть использовано педагогами, как основного образовательного учреждения, так и дополнительного.

Структура курсовой содержит две главы, введение, заключение, список литературы, приложения.

 

 

  1. ГЛАВА. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕКОРАТИВНОГО НАТЮРМОРТА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ УЧАЩИХСЯ ДШИ

1.1. Декоративный натюрморт:  история развития, особенности

 «Натюрморт» - слово французское в буквальном переводе означает “мертвая натура”. По-голландски обозначение этого жанра звучит как stilleven т.е. “тихая жизнь”, на взгляд многих художников и искусствоведов это наиболее точное выражение сути жанра, но такова уж сила традиции что именно “натюрморт ” это общеизвестное и укоренившееся название.

Натюрморт как самостоятельный  жанр, возник во Фландрии и Голландии  на рубеже XVI и XVII веков, быстро достигнув  необычайного совершенства в передаче многообразия предметов материального  мира.

Становление натюрморта в Нидерландах  ознаменовалась двумя этапами, на первом он мог существовать лишь в виде более или менее самостоятельного изображения на обороте изобразительной  плоскости картины, либо в виде аксессуаров  на лицевой стороне картины.

Следующим этапом становление жанра  натюрморта были произведения, в которых  натюрморт и религиозная тема поменялись местами. Изображение неодушевленных предметов выступало как часть  активного единого процесса всестороннего  овладения человеком реального  мира, его художественным осмыслением. 1

Мощного расцвета он достиг во Фландрии и вошел в историю под названием  фламандский натюрморт. Эпоха его  расцвета была связана с именами  крупнейших художников Фландрии, вошедших в историю изобразительного искусства Западной Европы: Франса Снейдерса и его ученика Яна Фейта.

Другая мощная школа натюрморта известна под названием “голландский натюрморт”.

Общность исторических судеб народов  Голландии и Фландрии и единое в прошлом искусстве, из которых та и другая школа черпали художественный опыт, породили много общих черт в их живописи. 2

В конце XVII века в голландском натюрморте побеждают декоративные тенденции.

Рядом с натюрмортом Голландии  и Фландрии немецкий натюрморт XVII века занимает второстепенное место. Успехи немецкого натюрморта XVII века тесно  связаны с современным голландским  искусством. В немецком натюрморте XVII века сосуществовали почти, не соприкасаясь два направления: натуралистическое  и декоративное.

Натюрморт в итальянской живописи был несравненно богаче и полнокровнее немецкого, хотя и не достигал ни мощи фламандского, ни многогранности и  глубины голландского.

Итальянский натюрморт XVII века развивался собственным путем и в итоге  приобрел ряд качеств, выделяющих его  в ряду других национальных школ.

С конца XVII века во французском натюрморте восторжествовали декоративные тенденции  придворного искусства. Вершиной французского и западноевропейского натюрморта XVII столетия было творчество Ж.Б.С. Шардена. Оно было отмечено строгостью и свободой композиции, тонкость колористических  решений.

Немного больше уделяли внимание натюрморту романтики. Романтизм не создал оригинальной значительной концепции натюрморта. Главным объектом романтического натюрморта были цветы и охотничьи трофеи.

В XVII веке судьбы натюрморта определяли ведущие мастера живописи, работавшие во многих жанрах и вовлекшие натюрморт  в борьбу эстетических взглядов и  художественных идей. Так, например, французский  реалист Густав Курбе, сформулировал  новую концепцию, определив непосредственное отношение натюрморта с природой, вернув ему этим жизненную силу, сочность и глубину.

Импрессионисты создали свою композицию натюрморта, перенеся на этот жанр принцип  пленэра, разработанный ими в  области пейзажа. Признав в натюрморте лишь свет и воздух, они превратили предметы в простого носителя свето-воздушных рефлексов. 3

Новый подъем натюрмортов был связан с выступлением мастеров постимпрессионизма, для которых мир вещей становится одной из основных тем, что характерно для творчества П. Сезанна и Ван  Гога.

С начала XX века натюрморт становится своего рода творческой лабораторией живописи. Во Франции мастера фомизма А. Матисс и др. идут по пути обостренного выявления эмоциональных, декоративных и экспрессивных возможностей цвета и фактуры, а представители кубизма Ж. Брак, П. Пикассо и др., используя заложенные в специфике натюрморта художественно-аналитические возможности, стремятся утвердить новые способы передачи пространства и формы.

В русском искусстве натюрморт  появился в XVII веке вместе с утверждением светской живописи, отражая познавательный пафос эпохи и стремление правдиво и точно передавать предметный мир. Выписанность и иллюзорность этих натюрмортов дали основание называть их «обманками».

Дальнейшее развитие русского натюрморта в течение значительного времени  носило эпизодический характер. Его некоторый подъем в первой половине XIX века, который ознаменовался такими именами, как Ф. П. Толстой, А Г. Венецианов, И. Т. Хруцкий, связан с желанием увидеть прекрасное в малом и обыденном. Во второй половине XIX века натюрморт стал набирать свою смысловую силу, правда, сначала только в сюжетных приделах композиции П. Федотова, В. Петрова, В. Маковского, В. Поленова и других живописцев демократического направления. Натюрморт в жанровых картинах этого круга авторов раскрывал и усиливал социальную направленность их произведений, характеризовал время. Самостоятельное решение натюрморта-этюда возрастает на рубеже XIX и XX веков в работах М. А. Врубеля и В. Борисова-Масутова. Расцвет русского натюрморта приходится на начало XX века. Искусство характеризуется поисками в области цвета, формы, пространственного построения. Стремление расширить возможности изобразительного языка побуждает художников обращаться к традициям древнерусского и народного искусства, культуре Востока, классическому наследию Запада, к достижениям современной французской живописи.

В 1920-1930-х годах натюрморт включает и философское осмысление современности в обостренных по композиции произведениях К. С. Петрова-Водкина. Они отличаются своеобразием цветового и перспективного построения.

Обогащенный новыми темами, образами и художественными приемами, русский  натюрморт начала XX века развивался необычайно стремительно: за полтора  десятилетия он проходит сложный  путь от импрессионизма до абстрактного формотворчества, играя большую  роль в становлении искусства  нашего века. Никогда ранее не занимал  он такого видного места в истории  русской живописи.

Натюрморту, если так можно сказать, суждено было стать для многих художников, да и вообще для русской  живописи начала XX века своеобразной лаборатории  поисков нового живописного языка. Но, конечно же, менялся и в  целом по-своему обогащался не только так называемый формальный язык живописи, но и ее содержание, ее метод, принципы ее образной системы.4

Натюрморту этого времени мы обязаны необычайным расширением  границ его как изобразительного жанра. Понятие прекрасного в  натюрморте стало разнообразнее; художник видит богатство форм и красок там, где прежде не находил ничего примечательного. Неизмеримо расширялся круг явлений находящих свое изображение в натюрморте.

Информация о работе Декоративный натюрморт как средство развития художественного восприятия учащихся ДШИ