Средства и методы развития координации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 23:46, реферат

Описание работы

В сформированном динамически устойчивом движении происходит автоматическое уравновешивание всех инерционных движений без продуцирования особых импульсов для коррекции.

Содержание работы

Координация 3
Что такое координация? 4
Ловкость и координационные способности 5
Источники координации 6
Как развивать координацию 8
Тест на координацию 10
Нарушение координации движения 12
Использованная литереатура: 15

Файлы: 1 файл

физра_реферат_3семестр-координация.doc

— 107.00 Кб (Скачать файл)


    



ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО КУЛЬТУРЕ И КИНЕМАТОГРАФИИ


ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧЕРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ КИНО И ТЕЛЕВИДЕНИЯ»

_________________________________________________________________________________________________________

 

Кафедра физического  воспитания

 

 

 

 

 

 

 

 

          

 

 

Р Е Ф Е Р А  Т

 

на тему: «Координация»

 


 

                                                                               

 

 

 

 

 

 

Выполнил студент

Сак Павел Сергеевич,

014 группа, ФАВТ

 

 

 

 

 

г. Санкт-Петербург

2012\2013 учебный год

Содержание

 

 

Координация

 

Координация — процессы согласования активности мышц тела, направленные на успешное выполнение двигательной задачи.

Термин «координация»  происходит от латинского coordinatio —  взаимоупорядочение. При формировании двигательного навыка происходит видоизменение  координации движений, в том числе  овладение инерционными характеристиками двигающихся органов.

 

В сформированном динамически  устойчивом движении происходит автоматическое уравновешивание всех инерционных  движений без продуцирования особых импульсов для коррекции.

 

Проще говоря, когда мышцы человека взаимодействуют слаженно и эффективно, можно говорить о хорошей координации движений. Люди с хорошей координацией, как правило, выполняют движения легко и без видимых усилий, как, например, профессиональный спортсмен. Однако координация нужна не только в спорте. От нее зависит каждое движение человека.

 

Нервная Регуляция Физиологических  свойств.

 

 

Для центральной нервной  системы объектом управления является опорно-двигательный аппарат. Своеобразие скелетно-мышечной системы заключается в том, что она состоит из большого числа звеньев, подвижно соединенных в суставах, допускающих поворот одного звена относительно другого. Суставы могут позволять звеньям поворачиваться относительно одной, двух или трех осей, т. е. обладать одной, двумя или тремя степенями свободы.

 

Чтобы в трехмерном пространстве достичь любой заданной точки (в пределах длины конечности), достаточно иметь двухзвенную конечность с двумя степенями свободы в проксимальном суставе («плече») и одной степенью свободы в дистальном («локтевом»). На самом деле конечности имеют большее число звеньев и степеней свободы. Поэтому, если бы мы захотели решить геометрическую задачу о том, как должны изменяться углы в суставах, для того чтобы рабочая точка конечности переместилась из одного заданного положения в пространстве в другое, мы обнаружили бы, что эта задача имеет бесконечное множество решений.

 

Чтобы кинематическая цепь совершала нужное движение, необходимо исключить те степени свободы, которые  для данного движения являются избыточными.

 

Этого можно достичь двумя способами:

      1. можно зафиксировать избыточные степени свободы путем одновременной активации антагонистических групп мышц (коактивация)
      2. можно связать движения в разных суставах определенными соотношениями, уменьшив, таким образом, число независимых переменных, с которыми должна «иметь дело» центральная нервная система.

Такие устойчивые сочетания  одно­временных движений в нескольких суставах, направленных на достижение единой цели, получили название синергий.

 

 

 

Весьма своеобразны и «двигатели», используемые в живом организме. Скелетные мышцы представляют собой эластомеры с нелинейной зависимостью развиваемой силы от частоты активации. При этом развитие силы автоматически сопровождается изменениями упругости и вязкости мышцы. Кроме того, как известно, напряжение мышцы зависит от ее длины (угла в суставе) и скорости удлинения или укорочения. Сложность управления движениями в суставах при помощи мышц усугубляется еще и тем, что на каждую степень свободы, как правило, приходится больше одной пары мышц. При этом многие мышцы являются двухсуставными, т. е. действуют не на один, а на два сустава. Поэтому, например, сгибание пальцев руки невозможно без одновременной активации разгибателей кисти, препятствующих действию сгибателей пальцев в лучезапястном сочленении.

 

 

 

 

 

Формы участия мышц в  осуществлении двигательных актов  весьма многообразны. Анатомическая  классификация мышц (например, сгибатели  и разгибатели, синергисты и антагонисты) не всегда соответствуют их функциональной роли в движениях. Так, некоторые  двухсуставные мышцы в одном суставе осуществляют сгибание, а в другом — разгибание. Антагонист может возбуждаться одновременно с агонистом для обеспечения точности движения, и его участие помогает выполнять двигательную задачу. В связи с этим, учитывая функциональный аспект координации, в каждом конкретном двигательном акте целесообразно выделить основную мышцу (основной двигатель), вспомогательные мышцы (синергисты), антагонисты и стабилизаторы (мышцы, фиксирующие, не участвующие в движении суставы). Роль мышц не ограничивается генерацией силы, антаго­нисты и стабилизаторы часто функционируют в режиме растяжения под нагрузкой. Этот режим используется для плавного торможения движений, амортизации толчков.

 

Что такое координация?

 

 

Координацией называется способность сочетать физические и психологические процессы в едином целенаправленном движении.

 

Это качество необходимо для успешного проведения большинства  физических действий, особенно ритмичных  движений и тех, которые осуществляются по схеме глаз-рука или глаз-нога. Координация играет главную роль в развитии ловкости.

 

Ловкость — (определение, данное Н. А. Бернштейном) — способность двигательно выйти из любого положения, то есть способность справиться с любой возникшей двигательной задачей:

 

  • правильно (адекватно и точно),
  • быстро (то есть, скоро и споро),
  • рационально (целесообразно и экономично),
  • находчиво (изворотливо и инициативно).

 

Ловкость и координационные  способности

 

Ловкость выражается через совокупность координационных  способностей, а также способностей выполнять двигательные действия с необходимой амплитудой движений (подвижностью в суставах). Ловкость воспитывают посредством обучения двигательным действиям и решения двигательных задач, требующих постоянного изменения структуры действий. При обучении обязательным требованием является новизна разучиваемого упражнения и условий его применения. Элемент новизны поддерживается координационной трудностью действия и созданием внешних условий, затрудняющих выполнение упражнения. Решение двигательных задач предполагает выполнение освоенных двигательных действий в незнакомых ситуациях.

 

Координационные способности  это умение человека наиболее совершенно, быстро, целесообразно, экономно, точно  и находчиво решать двигательные задачи, при возникновении сложных  и неожиданных ситуаций.

 

Координационные способности  связаны с возможностями управления движениями в пространстве и времени  и включают:

 

а) пространственную ориентировку;

б) точность воспроизведения  движения по

    пространственным, силовым и временным параметрам;

в) статическое и динамическое равновесие.

 

Пространственная ориентировка подразумевает:

1)сохранение представлений о параметрах изменения

    внешних условий (ситуаций)

2) умение перестраивать двигательное действие в

    соответствии с этими изменениями.

 

Человек не просто реагирует на внешнюю  ситуацию. Он должен учитывать возможную  динамику её изменения, осуществлять прогнозирование  предстоящих событий и в связи  с этим строить соответствующую  программу действий, направленную на достижение положительного результата.

 

Источники координации  

 

 

Координация возникает из согласованности  таких физических навыков как  равновесие, скорость и чувство времени, с сигналами, поступающими от различных  органов чувств. Для развития такой  согласованности необходимо, чтобы взаимодействие физических и психологических факторов происходило не осмысленно, как это может быть на начальных стадиях обучения, а доводилось до автоматизма.

 

После того как вы выучили  и отработали на практике какой-то технический  прием, ваш мозг при выполнении его  полагается уже не на сигналы, поступающие  от органов чувств, а на усвоенную  программу проведения приема.

 

 

Представьте, что вы учитесь  водить машину с ручной коробкой передач. Сначала, трогаясь с места, вам необходимо сконцентрировать все свое внимание на том, чтобы согласованно отпустить сцепление и выжать педаль газа. На первых занятиях вождением координирование управлять педалями сцепления, газа и тормоза бывает крайне затруднительно.

 

Со временем, по мере того, как вы все точнее определяете  момент взаимодействия педалей сцепления  и газа, в мозгу формируется  соответствующая программа действий, включающаяся каждый раз, когда вам  необходимо перейти с одной передачи на другую. В конечном итоге вы начинаете переключать передачи, практически не задумываясь о техническом исполнении этого приема.

 

 

 

Многократными повторениями до автоматизма можно довести  выполнение почти каждого движения. Повторяя прием, вы даете мозгу команду создать программу, требующуюся для выполнения этого приема. Этот процесс называется обучением.

 

Как развивать координацию  

 

Координация, как и  ловкость, является именно тем качеством, которое можно развить только тренировками. Отрабатывая движения и выполняя упражнения, требующие координации, вы развиваете в себе ощущение ее, которое затем переносится на выполнение приемов.

 

Если упражнения по развитию координации слишком тяжелы для  вас, отрабатывайте какой-нибудь базовый  технический прием, например удар кулаком на среднем уровне или передний удар ногой. Постоянно упражняясь в выполнении ограниченного набора приемов, вы тем самым неизбежно повышаете свой уровень мастерства в этой области.

 

К примеру научившись выполнять простой прием достаточно уверенно, добавьте к нему один элемент, например шаг вперед. Достигнув определенного мастерства в нанесении удара кулаком с шагом вперед, добавьте еще одно движение: например, сделав левой ногой шаг вперед, проведите удар правой рукой и передний удар правой ногой.

 

 

Отработав медленное  выполнение простой комбинации, добавьте в нее скорость и мощь.

 

 

Не торопитесь переходить от одного приема к другому, старайтесь заучивать их как можно более  качественно и доводить до совершенства. Сконцентрируйтесь на максимально правильном выполнении ограниченного количества приемов, особенно тех, которые составляют основы техник практикуемого вами стиля. Когда вы почувствуете, что можете выполнять эти приемы действительно хорошо, значит, вы уже создали базу для изучения более сложных техник.

 

Прежде чем приступать к отработке нового приема (особенно это относится к сложным техникам), представьте мысленно, как вы его  выполняете. Проделайте в уме все  элементы приема точно так, как выполняет  их инструктор или другой опытный спортсмен, обладающий отличной координацией. Представьте, как движется ваше идеально скоординированное тело.

 

Создав мысленный образ  выполнения упражнения, попытайтесь  на практике претворить то, что вы представили, обращая основное внимание не на точное выполнение движений, а на те ощущения, которые вы испытывали, проделывая упражнение в уме. Координация зарождается в мозгу и уже оттуда передается в тело. Развивайте в себе ощущение координированных движений, которое вы сможете передавать от одной выученной техники к следующей.

 

Тест на координацию

 

Очень многие страдают от плохой координации движений. Есть ли у вас такая проблема, вы можете проверить с помощью теста.

 

1. Закройте глаза и  в положении стоя сдвиньте  носки и

    пятки.

 

2. Сидя на стуле, поднимите правую ногу и вращайте ею

    по часовой  стрелке. Одновременно с этим  нарисуйте

    правой рукой  в воздухе букву "б", начиная  с конца.

 

3. Положите руку на  живот и гладьте его по часовой

    стрелке. В  то же время правой рукой  постукивайте себя

    по голове.

 

 

Выполнили задание с  первого раза? Поздравляем! У вас  хорошая координация. Большинству  людей удается выполнить эти  упражнения только с 3-4 раза. Ну а если не получилось, не расстраивайтесь. Развить  координацию движений помогают тренировки на неустойчивых поверхностях (фитболе, кор-платформе), занятия пилатесом, брейком и другими видами фитнеса.

Информация о работе Средства и методы развития координации