Бионические принципы формообразования костюма при проектировании современного дизайнера Джона Гальяно

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2012 в 19:27, курсовая работа

Описание работы

Современный процесс художественного проектирования костюма предлагает широкий спектр информационных кодов формообразования и функционирования.
Способность воспринимать необходимую информацию из окружающей среды во многом зависит от социальной установки общества. Значение проектной культуры общества и роль дизайна в формировании фактора визуального и функционального комфорта объектного мира трудно переоценить.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………....3
I. Направления художественного проектирования объектов дизайна и костюма…………………………………………………………………..5
II. Основные свойства и средства формообразования костюма…………………………………………………………………..11
III. Концепция в дизайне одежды………………………………………......15
IV. Источники творчества художника – модельера ………………………19
V. Процесс творчества ……………………………………………………..21
VI. Диор: Под знаком искусства……………………………………………23
VII. Джон Гальяно: Главный дизайнер Дома DIOR. (Автобиография)…..27
Заключение…………………………………………………………………………...35
Список использованных источников ………………………………………………36

Файлы: 1 файл

курсовая работа по архитектонике.docx

— 68.06 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ

ФГОУ ВПО «Алтайский государственный  университет»

Факультет искусств

Кафедра истории отечественного и зарубежного искусства

 

 

 

 

 

Курсовая работа

По дисциплине: Архитектоника

НА ТЕМУ: «Бионические принципы формообразования костюма при проектировании современного дизайнера Джона Гальяно»

 

 

                                                                                   Выполнила: студентка 

                                                                                             1-го курса, гр.1383 – В

                                                                       Н.П. Шалимова

 

                                                                       Руководитель:

                                                                     О.А. Бацына

                                                                                  Оценка____________

                                                                                          «___»__________2012

 

 

 

Барнаул 2009

Содержание

Введение …………………………………………………………………………....3

  1. Направления художественного проектирования объектов дизайна  и костюма…………………………………………………………………..5
  2. Основные свойства и средства формообразования костюма…………………………………………………………………..11
  3. Концепция в дизайне одежды………………………………………......15
  4. Источники творчества художника – модельера ………………………19
  5. Процесс творчества ……………………………………………………..21
  6. Диор: Под знаком искусства……………………………………………23
  7. Джон Гальяно: Главный дизайнер Дома DIOR. (Автобиография)…..27

Заключение…………………………………………………………………………...35

Список использованных источников ………………………………………………36

Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

Введение

Современный процесс художественного  проектирования костюма предлагает широкий спектр информационных кодов  формообразования и функционирования.

Способность воспринимать необходимую  информацию из окружающей среды во многом зависит от социальной установки  общества. Значение проектной культуры общества и роль дизайна в формировании фактора визуального и функционального  комфорта объектного мира трудно переоценить.

Одним из важнейших условий  оптимального функционирования искусственной  среды, а значит и костюма, является органическое единение ее с природной  средой. Решение комплекса проблем, связанных с установлением гармоничных отношений между природной и обществом, предполагает постоянное взаимопроникновение этих сред, которое выражается посредством оптимизации и экономии использования и экономии использования природных ресурсов и материалов при производстве объектов дизайна, формирования единого формообразующего начала на основе выявления специфики структурно – функциональных отношений объектов природы и дизайна.

Таким образом, актуальность обусловлена:

  • Современными тенденциями проектной деятельности в аспекте взаимодействия искусственной и природной среды;
  • Необходимостью решения научной проблемы поиска новых методов, формообразования, направленных на повышение эстетических, эргономических показателей изделий модной индустрии;
  • Методика бионического формообразования костюма, открывающей перспективное направление научных исследований – и практических разработок в области художественного проектирования костюма.

Структурно – геометрический метод анализа формы костюма, основанный на аппроксимации контура,  заключается в характеристике фронтальной и саггитальной  проекциях этой формы.

3

 Для того чтобы исследовать  форму как систему пространственной  взаимосвязи ее элементов (тектонических приемов организации внешней поверхности, внутренней структуры, функционального пространства между фигурой человека и костюмом), необходимо разработать методику анализа системы «костюма» и принципы формообразования элементов этой системы. Поэтому целью работы является:

  • Системный анализ процесса формообразования в природе и костюме;
  • Разработка методики бионического формообразования костюма в процессе художественного проектирования текстильных изделий.

В качестве объекта исследования рассматриваются природные системы, а также Исскуственные оболочки – архитектура, объекты дизайна, включая костюм, основанные на анализе  внешних признаков формы (тектоника), внутренней организации (структура) и  «свободного пространства».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

  1. Направления художественного проектирования объектов дизайна  и костюма.

 

Обзор литературы по вопросам взаимодействия природной и искусственной  среды позволил выделить следующие  направления художественного проектирования объектов дизайна, в том числе  и костюма:

Экологическое направление.

Экологическое направление  в художественном проектировании основано, прежде всего, на сохранении, а в  некоторых случаях, и восстановлении баланса искусственной и природной  среды, поиске средств гармонизации отношений на уровне физико-химических реакций взаимосуществования этих сред. Предпосылкой возникновения экологического направления стали причины глобальных проблем XX века,  связанных с техноцентрическими ориентациями науки и техники, что способствовало  «нарушению меры», прежде всего в производстве и потребление изделий текстильной и швейной промышленности, «разрыву культурных традиций».

М. Тиль определил техницизм  как принцип универсального практицизма  в «не мыслительной сфере». По словам В. Гропиуса «технические новшества, первоначально  расцветавшие как изумительные средства для достижения целей,  сепаратно  воспользовались своей мощью  и противопоставили себя всему сущему в качестве самоцелей».

Реакцией на стихию технологической  революции стал  возникший в 70 – е годы XX века «экологический дизайн», явившийся одним из направлений всемирного экологического движения, в задачи которого входило прежде всего, охрана и восстановление окружающей природной среды. Экологическое направление в дизайне костюма ориентировано на экологически – чистые технологии крашения и обработки текстиля, максимальную экономию природных ресурсов и материалов использование энергетических ресурсов и материалов восполнимого типа, учет долговечности изделия с тем, чтобы соотношение затрат и продолжительность жизни изделия было оптимальным.

 

5

Экологизация процесса художественного  проектирования костюма в XX веке осуществлялась в три этапа:

  • Гуманитарная критика отрицательных последствий и  тенденций технократически – потребительской концепции природопользования, доминирующей в производстве текстильных и швейных изделий;
  • Формирование экологического движения и экологической ориентации общественных организаций с целью разрешения отрицательных последствий «негуманной» концепции природопользования;
  • Разработка общих принципов и целей экологической стратегии производства текстильных и швейных изделий.

Таким образом, экологическое  направление основывается на триаде – экономической,  технологической  и функциональной экологизации процесса проектирования костюма.

Кроме того, поиск профессиональных средств разрешения экологических  проблем сопровождается осознанием дизайнера морально – этической  ответственности перед обществом. Кроме того, для достижения конкретных результатов в дизайне костюма, ориентировано на социальный заказ, необходимо только консолидировать  использование новейших технологий, иметь финансовые ресурсы и поддержку  общественности, но и решить проблему экологического сознания потребителя.

Теоретические разработки в  области семантики промышленного  изделия, принимаемые как «символические свойства предметов, проявляющиеся  в психологическом и социальном контексте их потребления», порождают  экспериментально – практические решения  и в дизайне костюма. Экологическое  направление по – новому поставило  вопрос о месте и значении «природного  фактора» в формировании предметно  – пространственной  среды человека.

 

 

6

Направление «одушевленного»  дизайна.

Направление основано на стремлении идентификации искусственных и  естественных оболочек, разработке систем костюма аналогичных по своим физиологическим свойствам природным системам.

Появление дизайнерских школ,  ориентируемых на симбиоз культурных традиций, скрещение мировоззрения  с генетическим (биологическим) кодом  формообразования направления «одушевления»  предметной среды и костюма.

Критерием «одушевления»  предмета, по мнению дизайнерской группы Джи Кей IGKJ,  является установление интимных отношений между человеком и предметом: «душа – вещам, мир - людям». Подобное отношение к объектному миру связано с философией конфуцианства и даосизма, согласно которой невозможно расчленить мир, где все существует в едином потоке становления, изменения и преобразования.

Концепция «одушевленного дизайна» в силу биологической составляющей «человек - микрокосмос» в контексте  высокотехнологического, информационно  – интенсивного общества заключается, в достижении гармонии взаимоотношений  и общего жизненного ритма искусственных  и природных оболочек. Создание нового универсального, жизненного стиля во многом зависит от гибкости этих отношений.

Система «Природа – Человек - Костюм» должна стать творческим универсумом, объединяющим экспертов  широкой сферы знаний о законах  развития и существования экосистемы, ее информационного поля.

Разработки в этом направлении  ведутся с 1954 года, когда впервые  в мировой науке были заложены основы фундаментального направления  современной естественной науки  «распределения отношений, процессов  обработки информации в живых  и биотехнических средах, структурах и системах», а также бионики.

7

Бионическое направление.

В отличие от экологического и «одушевленного» дизайна, бионическое направление в художественном проектировании костюма основано на установлении структурно – функционального единства процесса формообразования природных и искусственных  систем, следствием чего является возможность визуальной и эргономической гармонизации объектов и субъектов мироздания.

Мимезис (желание подражать) стал объективной предпосылкой возникновения  бионического направления в архитектуре, технике и дизайне.

Взгляд на деятельность человека, как на своеобразное продолжение  природной организации присутствует в суждениях Демокрита об искусстве, положившего начало теории, согласно которой искусство (техника, ремесло  и т.д.) – это «подражание» природе, прежде всего деятельности животцых. Теории подражания придерживались Платон и Аристотель, рассматривая подражание в качестве определяющего признака искусства. А.  Смит положил идею бессознательного подражания в основу своего нравственного   учения. И.М. Сеченов отмечал инстинктивную склонность человека подражать тому, что попадает в поле его зрения. Леонардо да Винчи в «Трактате о живописи», подчеркивал один из существенных моментов художественного творчества, рекомендовал художникам как бы «подстерегать» красоту природы, наблюдая ее в те  мгновения, когда она наиболее полно выявляется в них. Для Гегеля человек, художественно творящий, представляет собой «целый мир содержания, которое он похитил у природы».

Кибернетика впервые расширила  представление о взаимосвязи  биологических  и технических  структур, установив зависимость  конструктивного сходства от их функционального  подобия, открыв закон конструктивного  гоморфизма изофункциональных систем.

 

8

Установление функционального  тождества биологических и искусственных  систем позволило выявить «закон совершенства»,  первоначально абсолютизирующий живой субстрат  (белковое тело живой  природы), а затем, специфику структурных  и функциональных свойств биологических  конструкций.

Объективное единство законов  формообразования и функционирования биологических  и искусственных  систем является основанием для биологических  исследований. Исходным в структурно – функциональном анализе биологических и искусственных систем является понятие «целесообразной функциональности систем».

Информация о работе Бионические принципы формообразования костюма при проектировании современного дизайнера Джона Гальяно