Современные этические принципы делового поведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 13:48, доклад

Описание работы

Современные этические принципы делового поведения сформулированы в работе американского социолога Л. Хосмера, опирающиеся на аксиомы мировой философской мысли, прошедшие многовековую проверку теорией и практикой. Таких принципов и соответственно аксиом десять.

Файлы: 1 файл

ЭДО.docx

— 21.39 Кб (Скачать файл)

Современные этические  принципы делового поведения сформулированы в работе  американского  социолога  Л.  Хосмера,  опирающиеся  на   аксиомы мировой философской мысли, прошедшие многовековую проверку теорией и практикой. Таких принципов и соответственно аксиом десять: 

 

1.         Никогда не  делай того, что не  в  твоих долгосрочных интересах или интересах твоей компании (принцип основан на учении древнегреческих философов, в частности Протагора, о личных интересах, сочетающихся с интересами других людей, и  различии между интересами долгосрочными и краткосрочными).

2.         Никогда  не  делай  того,  о  чем  нельзя  было  бы  сказать,  что  это действительно честное, открытое и  истинное, о  котором можно было бы  с гордостью  объявить  на  всю  страну  в  прессе  и  по  телевидению  (принцип основан на взглядах Аристотеля и Платона о личных добродетелях – честности, открытости, умеренности и т. п.).

3.         3. Никогда  не  делай  того,  что  не  есть  добро,  что  не  способствует формированию чувства локтя, так как все мы работаем на одну общую цель (принцип        основан        на    заповедях        всемирных        религий    (св.        Августин), призывающих к добру и состраданию).

4.         4. Никогда не делай того, что нарушает закон, ибо в законе представлены минимальные  моральные  нормы   общества  (принцип  основан  на   учении Т. Гоббса и Дж. Локка о роли государства как арбитра в конкуренции между людьми за благо).

5.         Никогда не делай того, что не ведет к большему благу, нежели вреду для общества, в котором ты живешь (принцип основан на этике утилитаризма (практической пользе нравственного поведения), разработанной И. Бентамом и Дж. С. Миллем).

6.         6. Никогда  не  делай  того,  чего  ты  не  желал  бы  рекомендовать делать другим, оказавшимся в похожей ситуации (принцип основан на категорическом императиве   И.  Канта,  в   котором  декларируется  знаменитое  правило  об универсальной, всеобщей норме).

7.         Никогда  не  делай  того,  что  ущемляет  установленные  права  других (принцип основан на взглядах Ж.Ж. Руссо и Т. Джеферсона на права личности).

8.         Всегда поступай так, чтобы максимизировать прибыль в рамках закона в соответствии с требованиями рынка и с полным учетом затрат. Ибо максимальная  прибыль  при  соблюдении  этих  условий  свидетельствует  о наибольшей эффективности производства (принцип основан на экономической теории А. Смита и учении В. Парето об оптимальной сделке).

9.         Никогда не делай того, что могло бы повредить слабейшим в нашем обществе  (принцип  основан  на  правиле  распределительной  справедливости Ролса).

10. Никогда не делай того, что препятствовало бы праву другого человека на  саморазвитие  и  самореализацию  (принцип  основан  на  теории  Нозика  о расширении степени свободы личности, необходимой для развития общества). 

 

Идеальной хотя и отдаленной целью мирового делового сообщества становится  тип  отношений,  основанный  на  торжестве  морально-этических принципов.

*** 

 

1994 год — принята Декларация Ко — «Принципы бизнеса» в швейцарском городе Ко (Саих), которая является фундаментом для формулирования принципов этики деловых отношений. В декларации предпринята попытка объединить основы восточной и западной деловых культур, ее инициаторами были руководители крупнейших национальных и транснациональных корпораций США и Японии.

Главные принципы международного бизнеса:

·         ответственность бизнеса: от  блага  акционеров к  благу  его  ключевых партнеров;

·         экономическое        и     социальное        влияние        бизнеса:    к         прогрессу, справедливости и мировому сообществу;

·         этика бизнеса: от буквы закона к духу доверия;

·         уважение правовых норм;

·         поддержка многосторонних торговых отношений;

·         забота об окружающей среде;

·         отказ от противозаконных действий.

Эти принципы использованы для определения принципов этики  деловых отношений в России. 

 

 

  

*** 

 

Семь принципов  ведения дел в России

В царской России существовала хорошо отлаженная система купеческих гильдий, со своим кодексом чести, правилами  работы, системой присвоения статусов. Купец первой гильдии по своему положению  соответствовал званию действительного  статского советника, по воинскому  партикуляру – генерал-майору. Купец  первой гильдии имел право осуществлять международные перевозки в режиме «зеленого коридора». За всю историю  Российской империи не было ни одного судебного разбирательства за контрабанду  в отношении купцов первой гильдии. В 1912 году российскими предпринимателями было выработано семь принципов ведения дел в России.

1.         Уважай власть. Власть – необходимое условие для эффективного ведения дел. Во всем должен быть порядок. В связи с этим проявляй уважение к блюстителям порядка в узаконенных эшелонах власти

2.         Будь честен и правдив. Честность и правдивость – фундамент предпринимательства, предпосылка здоровой прибыли и гармоничных отношений в делах. Российский предприниматель должен быть безупречным носителем добродетелей честности и правдивости

3.         Уважай право частной собственности. Свободное предпринимательство – основа благополучия государства. Российский предприниматель обязан в поте лица своего трудится на благо своей Отчизны. Такое рвение можно проявить только при опоре на частную собственность.

4.         Люби и уважай человека. Любовь и уважением к человеку труда со стороны предпринимателя порождает ответную любовь и уважение. В таких условиях возникает гармония интересов, что создает атмосферу для развития у людей самых разнообразных способностей, побуждает их проявлять себя во всем блеске.

5.         Будь верен своему слову. Деловой человек должен быть верен своему слову: «Единожды солгавший, кто тебе поверит?» Успех в деле во многом зависит от того, в какой степени окружающие доверяют тебе.

6.         Живи по средствам. Не зарывайся. Выбирай дело по плечу. Всегда оценивай свои возможности. Действуй сообразно своим средствам.

7.         Будь целеустремленным. Всегда имей перед собой ясную цель. Предпринимателю такая цель нужна, как воздух. Не отвлекайся на другие цели. Служение «двум господам» противоестественно. В стремлении достичь заветной цели не переходи грань дозволенного. Никакая цель не может затмить моральные ценности. 

 

***

Стремясь  учесть   специфику  деловой   культуры,  Национальный  фонд «Российская деловая культура» в 1997 году разработал документ «Двенадцать принципов ведения дела в России», призывающий предпринимателей к утверждению принципов деловых отношений.  

 

№ п/п

Группа принципов

 

Состав принципов  групп

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

Принципы личности

1. Прибыль важнее всего,  но честь дороже прибыли.

2. Уважай участников общего  дела – это основа отношений  с ними и самоуважения. Уважение  и самоуважение даются выполнением

принятых деловых обязательств.

3. Воздерживайся от насилия  и угрозы применения насилия  как

способов достижения деловых  целей.

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

Принципы профес-сионала

4. Всегда веди дело сообразно  средствам.

5. Оправдывай доверие,  в нем – основа предпринимательства  и ключ к успеху. Стремись завоевать  репутацию честного,

компетентного и порядочного  партнера. Будь таким, каким ты хочешь видеть своего лучшего партнера.

6. Конкурируй достойно. Не  доводи деловые разногласия до  суда.

Самый надежный партнер –  тот, который тоже выигрывает от сделки.

 

 

 

 

 

3

 

Принципы гражданина России

7. Соблюдай действующие  законы и подчиняйся законной  власти.

8. Для законного влияния  на власть и законотворчество

объединяйся с единомышленниками  на основе данных принципов.

9. Твори добро для людей,  а не ради корысти и тщеславия.  Не требуй за него непременного  общественного признания.

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

Принципы гражданина Земли

10. При создании и ведении  дела как минимум не наноси  ущерба природе.

11. Найди в себе силы  противостоять преступности и  коррупции.

Способствуй тому, чтобы они  стали невыгодны всем.

12. Проявляй терпимость  к представителям других культур,

верований и стран. Они  не хуже и не лучше нас, они –  просто 

другие.


 

 

***

Хартия корпоративной  и деловой этики (РСПП)

Принята Бюро Правления  и Правлением РСПП 25 октября 2002 г.

Мы, представители делового сообщества Российской Федерации, члены  Российского Союза Промышленников и Предпринимателей (работодателей):

·           исходя из того, что утверждение основ правового общества и развитие эффективной рыночной экономики невозможно без создания устойчивой системы корпоративных отношений, основанной на равноправии и добросовестной конкуренции,

·           осознавая свою ответственность за судьбу рыночных реформ в России и руководствуясь приоритетом интересов Страны и Российского Общества,

·           придерживаясь общепризнанных моральных правил и нравственных норм в своих поступках и решениях,

принимаем на себя добровольное обязательство  в практике своей предпринимательской  деятельности следовать следующим  нормам корпоративной этики: 

 

1.       Вести предпринимательскую деятельность, основываясь на принципах добропорядочности и справедливости, честности во взаимоотношениях со своими партнерами и конкурентами.

2.       Способствовать укреплению основ института собственности, не предпринимать действий, направленных на подрыв его принципов.

3.       Руководствоваться реальным смыслом законов, избегать применения различных толкований, не соответствующих духу законодательных актов, не использовать формальные процедуры для достижения целей, не совместимых c нормами корпоративной этики.

4.       Отказываться от совершения действий, направленных на усиление социальной напряженности в обществе.

5.       Не оказывать незаконного влияния на решения судебных, правоохранительных или иных официальных органов для достижения своих корпоративных целей.

6.       С уважением относиться к своим конкурентам, не прибегать к незаконным формам борьбы, использовать только корректные методы, соответствующие корпоративной этике.

7.       Заботиться о поддержании как собственной деловой репутации, так и репутации российского бизнеса в целом, избегать участия в распространении напрямую либо через третьих лиц заведомо ложной и непроверенной информации.

8.       В ситуации конфликта интересов добиваться разрешения споров путем переговоров, использовать механизмы внесудебного разрешения споров, предоставляемые Комиссией РСПП по корпоративной этике. Уважать решения Комиссии РСПП по корпоративной этике.


Информация о работе Современные этические принципы делового поведения