Традиции и современность в дизайне костюма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2013 в 11:31, дипломная работа

Описание работы

Целью выпускной квалификационной работы является создание хореографического номера «Шаманы», в форме шоу, с основным элементом которого является сценический костюм.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать исторические этапы развития костюма.
2. Определить влияние истории на развитие костюма бального танца.
3. Рассмотреть специфику конкурсного костюма бального танца.
4. Изучить традиционный костюм народов Якутии и его элементы.
5. Разработать эскиз костюма для хореографического номера «Шаманы».
6. Принять участие в создании костюма и апробации его в конце выступления хореографического номера «Шаманы».

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………..…………………………………………….……...3
ГЛАВА 1. Эволюция и современные тенденции спортивного костюма бальных танцев………………………………………………………………..….……….……5
1.1. Сценический костюм. Этапы эволюции……….………...…….….……….…..5
1.2. Костюм для спортивных бальных танцев…..….…….……..…….….….…....20
1.3. Современный мужской костюм для спортивных бальных танцев….………30
1.4. Современный женский костюм для спортивных бальных танцев……….....40
ГЛАВА 2. Опытно-практическая работа по созданию сценического образа в хореографическом номере «Шаманы» ……………………..……..……………...51
2.1. Цели и задачи опытно-практической работы ……………………………….51
2.2. Создание сценического костюма для номера «Шаманы»……….………….60
2.3 Экспликация и запись номера…………..……………………………………..62
2.4 Анализ опытно-практической работы………………………………………...70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ….…………………...……………………………..………………72
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………...…75

Файлы: 1 файл

001 Мой Диплом.doc

— 195.00 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ……………………..…………………………………………….……...3

ГЛАВА 1. Эволюция и современные тенденции спортивного костюма бальных танцев………………………………………………………………..….……….……5

    1. Сценический костюм. Этапы эволюции……….………...…….….……….…..5
    2. Костюм для спортивных бальных танцев…..….…….……..…….….….…....20
    3. Современный мужской костюм для спортивных бальных танцев….………30
    4. Современный женский костюм для спортивных бальных танцев……….....40

ГЛАВА 2. Опытно-практическая работа по созданию сценического образа в хореографическом номере «Шаманы» ……………………..……..……………...51

2.1. Цели и задачи опытно-практической работы ……………………………….51

2.2. Создание сценического костюма для номера «Шаманы»……….………….60

2.3 Экспликация и запись номера…………..……………………………………..62

2.4 Анализ опытно-практической  работы………………………………………...70

ЗАКЛЮЧЕНИЕ….…………………...……………………………..………………72

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………...…75

ПРИЛОЖЕНИЕ….……….……….………….….………….…………….…..……80

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальностью проблемы выпускной квалификационной работы является, необходимость разрешить данное противоречие, лежащее в основе создания и реализации сценического костюма. Танцевальные костюмы – это не только традиционные наряды жаркой Латинской Америки или длинные юбки в европейской программе, парящие в медленном вальсе и динамичны в быстром квикстепе. В создании костюма может участвовать вся фантазия и все возможные украшения и фурнитура для ткани. Танцевальный костюм – это своеобразная визитная карточка пары. Когда на паркете одновременно выступает около десятка различных пар, не собирающихся легко сдаваться, именно яркий, запоминающийся костюм поможет паре создать завершенный образ, добавить глубину танцу и, тем самым, привлечь к себе внимание судей и зрителей.

В последнее время  судьи стали уделять особое внимание соответствию танцевальных костюмов определенным стандартам. Поэтому, перед подготовкой к соревнованиям, начинающие спортсмены должны ознакомиться с правилами по костюму, установленными Всемирной федерацией танцевального спорта (WDSF) и Союзом Танцевального Спорта России (СТСР). В случае нарушения правил по костюму, танцевальную пару могут дисквалификацировать, или в лучшем случае внести какие-либо изменения, в том числе и аксессуаров.

Согласно правилам по костюму, довольно обидно лишиться шанса на достойное выступление из-за лишнего браслета или непозволительно глубокого выреза на платье. Не говоря уже о потраченном впустую времени и сил. 

Объект исследования является сценический костюм.

Предметом исследования  выпускной квалификационной работы является костюм в бальном танце.

Гипотеза исследования заключается в том, что данный сценической костюм, возможно соответствует данному хореографическому номеру и может быть эффективным, если:

    • проанализирована литература и исторические исследования по народному костюму республики Алтай;
    • разработана и внедрена модель данного костюма, и одобрена художественным руководителем;
    • определена лексика танца и подобран музыкальный материал.

Целью выпускной квалификационной работы является создание хореографического номера «Шаманы», в форме шоу, с основным элементом которого является сценический костюм.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Проанализировать исторические этапы развития костюма.

2. Определить влияние истории  на развитие костюма бального танца.

3. Рассмотреть специфику конкурсного костюма бального танца.

  1. Изучить традиционный костюм народов Якутии и его элементы.
  2. Разработать эскиз костюма для хореографического номера «Шаманы».
  3. Принять участие в создании костюма и апробации его в конце выступления хореографического номера «Шаманы».

Методы исследования:

  1. Теоретико-методологические методы исследования – анализ философских, педагогических, психологических, культурологических работ, исследование публикаций по сформулированной проблеме.
  2. Эмпирический метод исследования – беседы с педагогами,  тренерами коллективов спортивного бального танца.

Практическая и теоретическая  значимость данного исследования заключается в том, что с данным материалом могут работать педагоги спортивного бального танца.

      Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

 

Глава 1. Эволюция и современные  тенденции спортивного костюма  бальных танцев

 

    1. Сценический костюм. Этапы эволюции

 

Рождаются ли идеи нового сценического костюма в лабораториях великих модельеров или их подсказывает улица, процесс создания костюма является частью материальной культуры общества и отражающей мировоззренческие и эстетические взгляды людей. Дизайнер, работающий над созданием сценического костюма, выступает одновременно в нескольких качествах: он и художник – скульптор, живописец, прикладник, рождающий новую эстетику, он и конструктор-технолог, способный довести свои замыслы до реализации в материале, он и психолог, помогающий людям отразить через одежду свои внутренние качества и обрести уверенность в себе, и даже, в какой-то мере, режиссер.

Костюм (от итал. costume – обычай, нравы) – определенная система предметов и элементов одежды, объединенных единым замыслом и назначением. Отражающая социальную, национальную, региональную принадлежность человека, его пол, возраст, профессию. Костюм тесно связан с бытовой традицией, характеризуя обычаи и нравы определенного региона, конкретного исторического периода, народа или этноса, а также с образом, поведением конкретного человека, выражая его индивидуальность. Будучи связанным уже с конкретным человеком или социальной группой, костюм выполняет те же функции, что и одежда: защитную и утилитарно-практическую, связанную с его назначением (функциями). Однако важнейшая функция костюма – знаковая, так как он сообщает окружающим важнейшую информацию о человеке: о его социальном статусе, политических пристрастиях, религии, эстетическом вкусе, культуре. Поэтому костюм имеет кроме защитной и утилитарно-практической следующие функции:

 

а) магическую;

б) возрастную – обозначает или маскирует возраст человека. Традиционный костюм зачастую четко определял возраст человека: на это указывал, например, цвет одежды у таджиков, цвет головного убора в венгерском женском традиционном костюме. В европейском костюме, особенно современном, часто возраст маскируется;

в) социально-половую – практически в любом традиционном костюме четко обозначен не только пол человека, но и его семейное положение: незамужняя ли это девушка «на выданье», просватанная невеста, замужняя женщина или вдова и т.п. В обществе попытки носить не принадлежащую по праву одежду строго пресекались. В современном же костюме эта функция почти исчезла: не только семейное положение, но и пол человека часто невозможно определить по его костюму;

г) сословную (групповую) – костюм обозначает принадлежность человека к определенному сословию (в сословном обществе), социальному классу или социальной группе (в классовом обществе), выявляет или маскирует социальный статус человека;

д) профессиональную – костюм может указывать на принадлежность человека к определенной профессии, на род его занятий. Особенно четко это было обозначено в средние века, когда представители определенных профессий (врачи, адвокаты, университетские преподаватели) и члены ремесленных цехов носили особую одежду, которая различалась по покрою, цвету. В современном костюме эта функция проявляется в производственной одежде и в гораздо меньшей степени в бытовой одежде для работы, однако без труда по костюму можно определить делового человека или представителей «свободных профессий»; региональную – костюм может указывать на региональную традицию в одежде, связанную как с климатическими особенностями региона, образом жизни, так и с национальными традициями живущих в нем народов. Региональная функция связана с национальной функцией – по костюму можно судить о принадлежности человека к определенному этносу, хотя в современном костюме европейского типа сложился «интернациональный стиль», стирающий все национальные особенности;

е) религиозную – костюм может обозначать и религиозную принадлежность человека. Например, в XVT в. во Франции можно было по костюму отличить католика от гугенота (протестанта), в XVII в. в – сторонника англиканской церкви от члена религиозной секты (пуританина). И в современном мире сохраняется эта функция костюма: иудея, например, трудно спутать с кришнаитом. Однако можно говорить о том, что в современном костюме эта функция имеет не такое существенное значение, какое имело раньше. В современном костюме европейского типа часто вообще трудно выделить определенную функцию. Костюм стал многофункциональным, а сама функция – многозначной, хотя он сохраняет следующие функции;

ж) эротическую;

з) эстетическую – в этом смысле костюм выражает как индивидуальные эстетический вкус и выбор человека, так и общие для данной эпохи представления о красоте. В костюме проявляется эстетический идеал конкретного времени и народа.

Французское слово «костюм» в России впервые стали употреблять  в XVII в. после петровских реформ. Значение этого слова связывалось тогда с обычаем, привычкой, определяющими характер эпохи, стиля, и, вместе с тем, включало в себя способ и манеру ношения одежды.

Художник, работающий в сфере создания сценической одежды, нуждается в довольно обширной и глубокой информации из области истории развития общества, искусства и костюма. Только комплексная подготовка может обеспечить высокий уровень профессионализма.

Образность же предметов, проектируемых дизайнером, не может основываться только на внешних параметрах и возникает лишь при функционировании системы человек — вещь. Как бы свободна ни была фантазия художника-дизайнера при поиске новой формы проектируемой вещи, она всегда должна подчиняться требованиям целесообразности, продиктованным функциональным назначением предмета. Цель дизайна состоит не в том, чтобы придать некий образ вещам, окружающим человека, а в том, чтобы, опираясь на образный подход, создать комфортную предметную среду. Например, созданный художником утюг может иметь самую оригинальную форму, которая при этом не должна помешать выполнять ему свою главную функцию — гладить, иначе он утратит свой утилитарный смысл.

Пожалуй, в еще большей  степени это можно отнести  к созданию костюма. Ведь одежда, будучи «второй кожей» человека, лишь тогда сохраняет свою сущность, когда ее форма подчинена логике строения человеческой фигуры. Как бы красив ни был костюм внешне, он бесполезен, если человек в нем не чувствует себя комфортно. Зритель должен воспринимать не одежду, надетую на некого человека, а самого человека в одежде, помогающей подчеркнуть достоинства его внешности. Другими словами, приоритет человека — носителя одежды должен быть неоспорим для художника-модельера.

В театральном искусстве  отношение к костюму несколько  иное: здесь на первый план выходят внешние данные, яркая образная выразительность, помогающая раскрыть характеры персонажей, функциональность становится вторичным вопросом. Поэтому театральный костюм может иметь самые причудливые формы, даже превращаясь иногда в элементы декорации спектакля. Однако созданием такого костюма занимается театральный художник, а не дизайнер.

Соединять то, что традиционно  считалось несоединимым, стало излюбленным  приемом современных сценических  стилистов, которые усматривают  в нем неограниченные возможности для поиска новизны.

Такое впечатление, что можно все. Мода уже не диктует  определенные рецепты, а предлагает каждому из невиданного до сих  пор в истории костюма многообразия выбрать то, что ему подходит больше всего. Однако свобода выбора собственного варианта комплектации одежды таит в себе и определенную опасность — человек, не знакомый с закономерностями построения гармонического и грамотного в художественном отношении костюма, может не только не улучшить свой внешний вид, но и сделать его нелепым и даже отталкивающим. Поэтому сейчас, чтобы выглядеть привлекательным, уже не достаточно просто листать модный журнал, необходимо также развивать свой природный вкус и пополнять теоретические знания в области, художественного проектирования костюма.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 и 1.4 Мужской и  Женский костюм

Спортивные бальные  танцы и костюмы для них - это  область, которая обычно находится  вне зоны внимания портних и ателье. Так сложилось, что этим видом  костюма занимаются специализированные арт-ателье и узкий круг частных мастеров. И со стороны мир танцевального костюма кажется закрытым и сложным.

Однако, если вы любите танцы (хотя бы смотреть, а еще лучше - танцевать), по-настоящему любите эти костюмы  и хотите создавать изысканные платья для Вальса и сексуальные платья для Самбы, вы сможете войти в этот мир.

Информация о работе Традиции и современность в дизайне костюма