Стилистические особенности французской поэзии 15 в. (на материале баллад Карла Орлеанского и Франсуа Вийона)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 05:14, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования является французская поэзия XV в.
Предметом исследования являются стилистические особенности баллад Карла Орлеанского и Франсуа Вийона.
Целью работы является определение основных черт авторского стиля Карла Орлеанского и Франсуа Вийона в сопоставительном аспекте.
Исходя из цели исследования, необходимо решить ряд задач:
1) Провести анализ литературы по изучаемому вопросу.
2) Провести анализ творчества К. Орлеанского и Ф. Вийона для выявления характерных черт авторского стиля каждого из них.
3) Сопоставить выявленные особенности с типичными чертами Средневековой поэзии для определения специфики и новаторства творчества авторов.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы изучения стилистических
особенностей французской поэзии 15 в……………………………………....5
История французской литературы…………………………………..5
Франсуа Вийон ……………………………………………………..18
Карл Орлеанский ………………………………………..………….22
Жанровые особенности баллад К. Орлеанского и Ф. Вийона…...23
Особенности поэтического текста………………………………....28
Выводы по главе 1…………………………………………………………31
Заключение…………………………………………………………………….32
Список литературы……………………………………………

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 161.00 Кб (Скачать файл)

Анализируя язык художественной литературы, исследователи сталкиваются с рядом не­решенных проблем, касающихся особенностей поэтической  формы речи, которые еще недостаточно изучены ни литературоведением, ни языкознанием. К одной из таких  проблем относятся вопросы поэтического синтаксиса. Поэтический синтаксис - это система специальных средств построения речи, способствующих усилению ее образной выразительности.

Русское слово поэзия восходит к греческому глаголу poiesis, что означает творить, создавать, созидать. То есть поэзия – этимологически дословно значит процесс творения, создания и созидания, а не говорения, воспроизведения или отражения вообще.  В этом заключается суть поэтического творчества, поэзии и поэтического текста как результата такого процесса, в основе которого должен лежать особый тип мышления.

«…поэтический текст  – это не столько результат  языковой деятельности, реализация языковой способности, сколько сама причина  такой деятельности и такой способности». [Казарин 2004: 5]

Таким образом, художественный (и поэтический как особая разновидность художественного) текст – это естественная причина, процесс и результат языковой деятельности. Текст как система содержит в себе преобразованные в ходе художественной коммуникации основные части языковой системы. И утверждение А.Л. Шарандина о том, что «поэтический язык представляет собой высшую форму языкового сознания» [Шарандин 2000: 4], еще раз показывает особую связь языка и текста, а также возможность и необходимость сохранения языковой энергии в рамках поэтического текста как языковой системы.

Поэтический текст обладает несколькими формами, которые, взаимодействуя, способствуют или препятствуют максимальному  смысловыражению. Такими формами поэтического текста являются следующие:

- графическая форма стихотворения (строфика, фигурная, изобразительная графика – особый шрифт, иногда даже цвет графем и частей текста, графический рисунок и т.п.);

-  дискурсная форма  стихотворения (интонация, дикция, ритм, музыкальность и т.д.);

- фонетическая форма  стихотворения (фоносмысловая организация текста);

- языковая форма стихотворения  ( совокупность планов выражения  единиц языка в поэтическом  тексте).

Поэтический текст не только реализует в себе языковую энергию, но и накапливает, а главное  – усиливает ее в различных условиях своего лингвистического, психологического, социального и культурного функционирования в рамках языковой цивилизации. «…молчание говорит настолько внятнее и понятнее, насколько полнее и сильнее воплощена и реализована языковая энергия в поэтическом тексте». [Казарин 2004: 20].

Поэтический текст –  это система, функционирующая в  эстетических рамках литературы, искусства  и культуры в целом. Поэтическая  функция языка реализуется в  процессах, имеющих комплексную  природу: в основе действия поэтической функции языка лежат мышление, номинация и художественность, эстетичность выражения смыслов. Поэтому система поэтического текста является функционально-эстетической.

«Эстетика поэтического текста – явление комплексное, которое  порождается и формируется на основе эстетики бытия (природы), эстетики языка (мышления) и эстетики искусства». [Казарин 2004: 33].

Текст, в частности  поэтический, в отличие от речевых  реализаций и результатов, характеризуют  следующие качества: цельность, связность, завершенность, отдельность, прагматичность. Все эти качества текста вообще и художественного в частности присущи поэтическому тексту, который как особый вариант художественного текста имеет свои, характерные только для данного типа текста, качества.

Главной трудностью поэтического текста можно назвать, пожалуй, восприятие. И причиной этому является не столько его эстетическая и языковая зашифрованность, сколько его духовное содержание.

Поэтический текст самоценен  в силу своей необычайной сложности  и комплексности. Такой тест, как бы сам являясь переживанием и мыслью, внедряет таковые в сознание и психику читателя.

Известный французский  литературовед, семиолог и структуралист  Ролан Барт, исследуя литературу и  метаязык как искусственный язык, на котором такое исследование ведется, заметил: «Литература никогда не размышляла о самой себе (порой она задумывалась о своих формах, но не о своей сути), не разделяла себя на созерцающее и созерцаемое; короче, она говорила, но не о себе». [Барт 1989: 131]. Отсюда, мы можем сделать вывод, что литература никогда не являлась и не будет являться отдельным фрагментом языка, но его неотъемлемой часть., тесно связанной со всеми остальными областями культуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы по первой главе

 

Таким образом, на основе изучения истории французской литературы с самого ее появления мы выделили основные жанры, преобладающие на территории Франции в средневековье. Мы также убедились, что французскую литературу по праву можно называть одной из самых глубоких и влиятельных литератур мира. Богатый художественный опыт французского творчества не остался не замеченным ни в одной стране Западной Европы.

Важно сказать, что особенности  французской литературы тесно связаны  с общим характером исторического  развития Франции (в средневековье  активный рост городов, где формируется собственная идеология, иное представление о человеке и смысле жизни).

Конечно, нельзя не отметить, какую важную роль сыграли в развитии художественной литературы такие выдающиеся поэты, как Карл Орлеанский и Франсуа Вийон, которые, как будто опередив время, отказавшись от устоявшихся канонов и принципов, дали рождение совершенно, новой, особенной литературе.

Литературное наследие Карла Орлеанского весьма значительно: сохранились 123 баллады и 400 рондо. Он писал о любви и о том, что  касалось его личной жизни, политические и общественные проблемы не привлекали внимание поэта.

То же мы можем сказать  и о творчестве Франсуа Вийона, которое было тесно связано с  традициями национальной городской  культуры. С одной стороны, он писал  на старофранцузском языке, в привычных для той поры жанрах, с другой, глубокий интерес к собственной личности, жизнелюбие, желание на все взглянуть по-новому уже предвещают появление чего-то нового. Творчество Франсуа Вийона завершает лирику зрелого французского Средневековья.

Заключение

 

Как мы уже говорили ранее, данная курсовая работа посвящена  исследованию стилистических особенностей французской поэзии XV в.

Старофранцузская поэзия – это результат самостоятельной эволюции народного эпоса, она, в большинстве своем связана с бытом и народной обрядностью. Чего мы, конечно, не можем сказать о поэзии Средневековья, которая характеризуется наличием новаторства в области форм и размеров.

Нельзя оставлять без  внимания влияние творчества выдающихся поэтов XV в. Карла Орлеанского и Франсуа Вийона. Своим творчеством они ознаменовали переход французской литературы от Средневековья к эпохе Возрождения, отказавшись от прежних, устоявшихся канонов и принципов и в некоторой степени опередив историческое время.

В ходе работы мы пошагово изучили историю развития французской литературы в целом и литературы средневековья в частности. Выявили, что ее особенности тесно связаны с историей развития самой Франции.

Далее мы подробно изучили  поэзию позднего средневековья и  выделили ее основные, преобладающие жанры и характерные особенности. Изучили творчество Карла Орлеанского и Франсуа Вийона и провели анализ для выявления стилистических особенностей баллад данных авторов и характерных особенностей авторского стиля каждого из них.

Нами было выявлено, что творчество этих авторов выводит французскую художественную литературу уже совершенно на новый этап. Поэтов больше не волнуют политические и общественные проблемы, но, напротив, собственная личность и личная жизнь.

Благодаря подробному изучению творчества двух поэтов, мы можем сделать вывод, что для литературы XV в. такие новшества и обновления становятся закономерными (меняются интересы и мировоззрение людей). На смену феодалам приходят люди с другими эстетическими нравами, принципами и интересами. Безусловно, такие изменения не могли не отразиться на литературе данного исторического периода и в частности поэзии, главными представителями которой являются Карл Орлеанский и Франсуа Вийон.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

 

1. Андреев Л.Г., Козлова Н.П., Косиков Г.К. История французской литературы. – М.: «Высшая школа», 1987. – 546 с.

2. Барт Р. Избранные  работы. Семиотика. Поэтика. –  М.: Прогресс, 1989. – 616 с.

3. Белинский, В.Г. Избранные сочинения. – М.: ОГИЗ, 1948. – 670 с.

4. В. И. Ленин. Избранные сочинения в десяти томах. В одиннадцати книгах. Том 8. – М.: Политиздат, 1987. – 630 с.

5. Гамсун // История западноевропейского театра. Т. 5. – М., 1970

6. Западноевропейский театр от эпохи Возрождения до рубежа XIX–XX вв. – М.: РГГУ, 2001. – 406 с.

7. Зюмтор П. Опыт построения средневековой поэтики. – СПб.: Алетейя, 2003. – 544 с.

8. Казарин Ю.В. Филологический анализ поэтического текста. – М.: Академический проект, 2004. – 428 с.

9. Косиков Г.К. Франсуа Вийон // Вийон Ф. Стихи: Сборник. М.: ОАО Издательство «Радуга», 2002. – 496 с.

10. Мейлах М.Б. Средневековые провансальские жизнеописания и куртуазная культура трубадуров // Жизнеописания трубадуров. М.: «Наука», 1993. – 735 с.

11. Селиванова А.Д. Жанровые формы позднего средневековья в творчестве Карла Орлеанского и Франсуа Вийона. Традиции и новаторство: автореферат канд. филол. Наук. – М.: МГОУ, 2011. – 26 с.

12. Томашевский Б.В. Избранные работы о стихе. – М.: Академия, 2008. – 443 с.

13. Французская литература 1945–1990: учебник / Т.В.Балашова, С.Н.Зенкин [и др.] / под ред. Н.И. Балашова. – М.: Наследие, 1995. – 928 с.

14. Хрестоматия по литературе средневековья. Т.2 / авт.-сост. Г.В. Стадников. – СПб: Азбука-классика, 2003. – 628 с.

15. Яхонтова М.А., Черневич М.Н., Штейн А.Л. Очерки по истории французской литературы. – М.: Издательство Министерства просвещения РСФСР, 1958. – 436 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 




Информация о работе Стилистические особенности французской поэзии 15 в. (на материале баллад Карла Орлеанского и Франсуа Вийона)