Стилистические особенности французской поэзии 15 в. (на материале баллад Карла Орлеанского и Франсуа Вийона)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 05:14, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования является французская поэзия XV в.
Предметом исследования являются стилистические особенности баллад Карла Орлеанского и Франсуа Вийона.
Целью работы является определение основных черт авторского стиля Карла Орлеанского и Франсуа Вийона в сопоставительном аспекте.
Исходя из цели исследования, необходимо решить ряд задач:
1) Провести анализ литературы по изучаемому вопросу.
2) Провести анализ творчества К. Орлеанского и Ф. Вийона для выявления характерных черт авторского стиля каждого из них.
3) Сопоставить выявленные особенности с типичными чертами Средневековой поэзии для определения специфики и новаторства творчества авторов.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы изучения стилистических
особенностей французской поэзии 15 в……………………………………....5
История французской литературы…………………………………..5
Франсуа Вийон ……………………………………………………..18
Карл Орлеанский ………………………………………..………….22
Жанровые особенности баллад К. Орлеанского и Ф. Вийона…...23
Особенности поэтического текста………………………………....28
Выводы по главе 1…………………………………………………………31
Заключение…………………………………………………………………….32
Список литературы……………………………………………

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 161.00 Кб (Скачать файл)

В поэме отразились феодальные идеалы и представления о доблести и героизме, верности и чести. Герои  Песни являются для автора поэмы  носителями самых высоких и благородных  качеств..

«Песнь о Роланде» - эпическая поэма, возникшая в феодальную эпоху. Пользуясь выражением Маркса, это произведение «носит христианско-героический характер». [Маркс, Энгельс 1955: 122]. «Песнь о Роланде» обладает всеми характерными чертами поэмы былинно-эпического склада.

 

Цикл Гарена де Монглана.

Героем этого цикла  является Гильом д’Оранж, в основу образа которого легли черты действительно  существовавшего лица – барона Гильома, которому Карл Великий дал титул  графа Тулузского. Он был советников короля Людовика, сына Карла, и вел  победоносные войны, защищая интересы короля. Умер барон Гильом в 812 году.

«Характер реального прототипа героя поэмы был обогащен чертами других исторических лиц и переработан в свойственном эпическим поэмам героическом духе» [Яхонтова, Черневич, Штейн 1958: 12]

Гильом д‘Оранж фигурирует в качестве центрального персонажа в целом ряде поэм. Он защищает короля от происков властолюбивых феодалов и храбро сражается с сарацинами.

В этих поэмах отразилась новая, по сравнению с «Песнью  о Роланде» историческая ситуация. После смерти Карла начался распад его империи. Воспользовавшись слабостью преемника Карла, феодалы дерзко отказываются ему подчиняться, претендуют на самостоятельность и даже стремятся захватить трон.

Им противостоит Гильом д’Оранж, потомок Гарена де Монглана (отсюда и название цикла). Ни Гильом, ни его предки ничего не получили от короля. Гильом изображен как феодал, обойденный королем и неоцененный им. Но это не мешает ему быть верным вассалом, защищать интересы Франции и слабого, нерешительного, не способного к государственной деятельности Людовика.

В конце жизни Гильом удаляется в монастырь.

Все поэмы о Гильоме  д’Оранже – «Коронование Людовика» («Courronnement de Louis», 12 век), Нимская телега («Charroi de Nîmes», 12 век), Монашество Гильома («Moniage de Guillaume», 12 век) и другие – прославляют высокие достоинства героя, которые делают его близким народу. «Это идеальный рыцарь, противник феодального сепаратизма и своеволия» [Яхонтова, Черневич, Штейн 1958: 34]

 

Феодальный цикл.

Если цикл Гарена де Монглана отражает период распада империи Карла Великого, то в поэмах феодального цикла и в частности в одной из наиболее интересных из них – «Рауль де Камбре» - изображены «бесконечные феодальные усобицы, возникающие в результате раздробленности страны и неопределенности тех прав, какими обладал каждый из феодалов» [Яхонтова, Черневич, Штейн 1958: 45].

Герою поэмы – Раулю  нанесли обиду: его надел Камбре король отдал другому. Рауль требует восстановления своих прав. Король обещает отдать ему феод, принадлежащий другой семье, но Рауль должен отобрать его силой. Потерпевший обиду Рауль проявляет неукротимую жажду мести, энергию и жестокость.

«Важную роль в поэме играет Бернье – вассал и оруженосец Рауля, посвященный им в рыцари. Бернье связан родственными узами с врагами Рауля, но вассальный долг сильнее, чем родственные чувства. Только после многих оскорблений со стороны Рауля, после того как неукротимый и беспощадный Рауль сжигает монастырь, где жила мать Бернье, он вступает в поединок с Раулем и убивает его» [Яхонтова, Черневич, Штейн 1958: 48]. Но с его гибелью борьба не прекращается. Его племянник Готье продолжает дело мести. «Феодальные войны изображены в поэме как бесконечная цепь поединков и сражений, которые порождают хаос и разрушения и погружают страну в анархию. Оттеняя сильный и гордый характер Рауля, поэма противопоставляет ему образ матери, кроткой и гуманной» [Андреев, Козлова, Косиков 1987: 342]. Трагедия вассальной верности, которую переживает Бернье, еще больше подчеркивает бесчеловечность феодальных усобиц.

 

Клерикальная литература (9-13 века).

Как мы уже говорили выше, католическая религия была идеологической опорой феодального строя. Лица духовного  звания долгое время оставались единственными  грамотными людьми средневекового общества. Клирики выступали как авторы произведений, в которых разрабатывались религиозные сюжеты и проповедовалась религиозная мораль. В отличие от народного героического эпоса, слагавшегося устно, клерикальная литература с первых дней своего существования была письменной литературой. Сначала ее языком была латынь – официальный язык церкви, однако скоро появились и сочинения на народном языке.

Клерикальная литература стремилась воспитывать в людях  веру в загробный мир, укреплять  принципы аскетической морали и внушать  покорность существующему порядку. «Однако в религиозных формах получили отражение не только идеи укрепления феодального строя, но и настроения народных масс» [Андреев, Козлова, Косиков 1987: 359].

Придавленное беспросветной  нуждой и тяжелой зависимостью от феодалов, крестьянство искало утешения в надежде на лучшую жизнь за гробом.

«Бессилие эксплуатируемых  классов в борьбе с эксплуататорами  так же неизбежно порождает веру в лучшую загробную жизнь, как  бессилие дикаря в борьбе с природой порождает веру в богов, чертей, чудеса и т.п.» [Ленин 1967: 65]

Именно поэтому народные настроения и могли выражаться в религиозной форме. Подобно тому, как движения народного протеста проходили под религиозным знаменем, так и в жанрах религиозной литературы часто выражались чувства и мысли народа.

Жанрами клерикальной литературы были: видения, жития святых, проповеди, гимны. В видениях обычно рассказывалось о каком-нибудь святом или просто благочестивом человеке, которому во сне явились знамения потустороннего мира. Жития повествовали о жизни святых, о муках, которые они испытывали, о чудесах, которые творили.

Во время богослужения обычно читались отрывки из каких-нибудь житий. Церковно-религиозные рассказы о святых стали называть «легендами». В легендах было много фантастических моментов. Такой легендой является  первое дошедшее до нас художественное произведение, написанное на народном французском языке, - «Кантилена о святой Евлалии» (ок. 890 г.)

В нем говорится о  подвигах святой Евлалии, которую враги  тщетно пытались заставить отступится от христианской веры. Царь Максимиан  приказал бросить мученицу в костер, но огонь не причинил ей вреда. Тогда ей отрубили голову. Душа святой отлетела на небо; автор обращается к ней с мольбой помочь ему приобщиться к райскому блаженству.

«Перед нами еще сравнительно неуклюже и сухо написанное произведение, однако произведение, адресованное народу, ибо создано оно на понятном ему языке» [Яхонтова, Черневич, Штейн 1958: 16] Гораздо более значительно появившееся два столетия спустя «Житие святого Алексея» (середина 11 в.), в основе которого лежит восточная легенда. Герой жития Алексей, сын римского аристократа, сразу же после своей свадьбы объявляет жене, что хочет вести благочестивую жизнь. Он раздает все свое имущество бедным, оставляет родной город и семнадцать лет живет на Востоке, питаясь подаянием. Когда Алексей вернулся домой, никто не узнал его, и он, еще семнадцать лет прожил в конуре собственного дома. Лишь после смерти на груди Алексея нашли повесть, содержащую историю его жизни. На могиле святого стали происходить чудеса.

«В «Житии святого Алексея» выражен аскетический идеал, призывающий людей отказаться от земных наслаждений. Но в этом произведении есть и черты, противоречащие его аскетической идее. В нем отразился интерес к здешнему миру» [Яхонтова, Черневич, Штейн 1958: 56]. Так, например, очень ярко описано путешествие Алексея и тем места, в которых он побывал. Теплым чувством пронизаны эпизоды, изображающие отношения между Алексеем и членами его семьи. Эта человечность и составляет привлекательную сторону «Жития».

Новый этап в развитии средневековой литературы наступает в связи с новым периодом в развитии самого феодального общества. В 12 веке завершилось формирование феодализма. Господствующий класс достиг большого могущества. В результате крестовых походов 12 и 13 веков расширяется кругозор человека той эпохи. Вырабатывается целая система правил учтивости, правил поведения рыцаря, возникает новый рыцарский идеал.

Куртуазная литература 12-13 веков, отразившая эти новые явления  в развитии господствующего класса, принесла с собой высший подъем рыцарской культуры.

Основными жанрами куртуазной литературы были лирика и роман. Эти  жанры, пришедшие на смену эпической  поэме, свидетельствовали о росте  личности в среде господствующего  класса, о развитии ее внутреннего  мира.

Именно в куртуазной литературе впервые, как указывает Энгельс, появилось изображение индивидуальной половой любви, любви в собственном смысле этого слова.

Энгельс пишет: «И первая появившаяся в истории форма  половой любви, как страсть, и  притом доступная каждому человеку как высшая форма полового влечения, - что составляет ее специфический характер, - эта первая ее форма, рыцарская любовь средних веков, отнюдь не была супружеской любовью! Наоборот! В своем классическом виде, у провансальцев, рыцарская любовь прямо стремится к нарушению супружеской верности, и поэты это воспевают!» [Маркс, Энгельс 1960: 51-52]. В старом обществе, как говорит Энгельс, брак был сделкой, которую устраивали родители. Поэтому любовь как индивидуальное чувство возникала вне брака и развивалась в той сфере, которая была свободна от политических интересов и материальных соображений.

Куртуазная лирика связана  с народными песнями. Эта связь  отчетливо проявляется в таком  жанре куртуазной поэзии, как баллада, название которой происходит от слова ballar – танцевать, плясать. Баллада связана с весенними танцевальными обрядами, посвященными пробуждению природы.

 

Куртуазный роман.

Слово «роман» обозначало произведение, написанное на народном романском языке, в противоположность  другим произведениям, созданным на ученом, латинском.

Рыцарский роман представляет собой новый этап в развитии эпоса. Его автор выступает как самостоятельный  творец, имя которого в большинсвте  случаев уже известно читателям. Независимо от того, черпал ли куртуазный романист материал из исторических или  легендарных источников, он представлял изображенные в них события как современные, рисовал современное ему общество.

«Поэма превратилась в роман. Правда, этот роман был  рыцарский, мечтательный, смесь бывалого с небывалым, возможного с невозможным, но уже и не поэма, и в нем зрели семена настоящего романа», - писал Белинский. [Белинский 1948: 107].

Куртуазные романы делятся на три  основных цикла в соответствии с  тремя типами сюжетов, которые они  разрабатывают: античный, бретонский и  византийско-восточный циклы.

«В противовес рыцарской поэзии с ее идеальными порывами литература городов с самого своего возникновения отличается трезвостью, близостью к реальной жизни, своеобразным прозаизмом. Городская литература создала свои особые жанры, отражавшие жизнь и реальные отношения средневекового города» [Мейлах 1993: 482].

Одним из основных жанров этой литературы был фаблио, маленький рассказ  в стихах, который имел своей целью  развлекать и смешить слушателей, окружавших повествователя-жонглера.

«В 13 веке устройство спектаклей окончательно переходит из рук церкви в руки горожан. Драма выходит за пределы церкви, и представления происходят на ярмарках и городских площадях. Это не могло не ослабить влияния духовенства на их содержание и форму» [Гамсун 1970: 273].   Дальнейшее развитие драмы и театра отражает новые тенденции в развитии средневекового общества. Рождаются новые жанры – миракль (сюжеты которого составляли легенды о чудесах, которые совершает какой-нибудь святой), мистерии (произведения, написанные на сюжеты библии и евангелия), моралитэ (драматическое произведение нравоучительного характера), соти, фарсы (фаблио, облеченное в драматическую форму).

В литературе городов  были черты, которые воспринимали писатели позднейшего времени, прежде всего, писатели эпохи Возрождения. Этими чертами являются реализм и трезвость, уважение к уму.

Наиболее значительным явлением в литературе 14 века было творчество группы поэтов, известных под именем школы риториков. Главой этой школы был поэт и музыкант Гильом де Машо. Он рассматривал поэзию как «вторую риторику», то есть подчеркивал книжный, ученый характер поэтического творчества. Риторическая школа создала новый по сравнению с трубадурами и труверами тип поэта.

 

1.2. Франсуа  Вийон 

 

Франсуа Вийон был  последним лириком французского средневековья и одновременно первым поэтом эпохи Возрождения. Жизнь  Вийона тесно связана с событиями  его времени. Он жил в переломный момент истории, когда рушились старые средневековые отношения, раздвигались рамки узкого средневекового кругозора.

Биография Вийона известна плохо. Он родился в 1431 году, но дата его смерти неизвестна. Настоящее  имя поэта – Франсуа де Монкорбье. Фамилию Вийон он получил от своего родственника – священника, к которому его отдали на воспитание.

В двенадцать лет Вийон  поступил в Парижский университет  на факультет искусств. Бедность, даже нищета, была уделом многих студентов. Известно, что Вийон совершил крупную  кражу и вынужден был бежать из Парижа.

После столетней войны во Франции свирепствовали голод и чума, царили хаос и разруха. По стране бродили толпы голодных и бездомных людей, среди которых  было много лишенных земли и беглых крестьян, разорившихся ремесленников, солдат, нищих, студентов.

Нужда заставляла их заниматься грабежом на больших дорогах. К партии таких «кокильеров», как их тогда называли, примкнул и Вийон. До конца своей жизни он был связан с этими отверженными и преследуемыми людьми. Его объединял с ними дух протеста, бунт против законов феодального общества.

Информация о работе Стилистические особенности французской поэзии 15 в. (на материале баллад Карла Орлеанского и Франсуа Вийона)