Современные средства оценивания по немецкому языку

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2012 в 12:25, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: проанализировать современные средства оценивания по немецкому языку на примере ЕГЭ и TestDaF.
Для достижения поставленной цели выявлены следующие задачи:
 рассмотреть сущность, функции, принципы, виды, формы и методы контроля;
 охарактеризовать тестирование как современный метод контроля результатов обучения немецкому языку;
 проанализировать структуру ЕГЭ и TestDaF.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………3
Глава 1. Характеристика контроля
1.1. Значение контроля. Его функции и принципы ………….…...4
1.2. Виды контроля …………………………….………………….10
1.3. Формы и методы контроля ……………………………….….14
1.4. Тестовый контроль в процессе обучения иностранному языку…………………………………………………………………………..21
Глава 2. Анализ современных средств оценивания
2.1. Единый государственный экзамен …………………….………………27
2.2. Международный экзамен TestDaF ……………………………………35
Заключение …………………………………………………………………..41
Список литературы ………………………………………………………...43

Файлы: 1 файл

Современные средства оценивания по немецкому языку.doc

— 209.50 Кб (Скачать файл)

Максимально повысить надежность измерения и валидность использования теста можно, если следовать трем основным этапам его создания: 1) дать ясное и недвусмысленные теоретические — научно-обоснованные определения умений, которые надо измерить; 2) точно установить условие и операции, которых следует придерживаться при проведении теста и наблюдении за его выполнением; 3) количественно определить результаты наблюдений, с тем, чтобы убедиться, что используемые измерительные шкалы обладают всеми необходимыми качествами. Валидным будет считаться тест, измеряющий уровень развития тех (и только тех) умений, навыков, знаний, для измерения которых он предназначался составителями.

Валидность означает пригодность тестовых результатов для той цели, ради которой проводилось тестирование. Если тест позволяет проверить все то, что задумано авторами, он считается валидным относительно контролируемого содержания обучения. Валидность зависит от качества заданий, от степени полноты и глубины охвата содержания обучения в заданиях теста. [Фоменко 2004: 61]

По определению американского текстолога А.Анастази, «валидность теста - понятие, указывающее нам, что тест измеряет и насколько хорошо он это делает». Валидность свидетельствует о том, пригодна ли методика для измерения определённых знаний и насколько эффективно она это делает. [Анастази 2001: 66]

Во время составления и использования теста каждый шаг на пути – от его задумки до интерпретации результатов – должен быть соотнесен с поставленной целью.

Цель всякого теста по иностранном языкам состоит в получении информации о том, что умеет ученик, и о состоянии процесса обучения в целом. Цель теста может быть уточнена, исходя из того, какой вид контроля с его помощью реализуется.

Тестирование в обучении иностранным языкам проводится с целью выявления:

1) уровня достижений в определенном виде деятельности;

2) способностей в определенном виде деятельности;

3) трудностей в овладении тем или иным видом деятельности и возможных способных их преодоления.

В практической деятельности преподавателям чаще приходится встречаться с тестами первой группы (которые иногда выполняют одновременно и некоторые диагностические функции). Такие тесты могут измерять общие умения в речевой деятельности или достижение определенного уровня умений в процессе освоения конкретного курса обучения. Первые в отличие от последних не зависят от конкретной программы, методики или учебного пособия, которыми пользовался учащийся в ходе обучения.

Можно выделить несколько видов тестов.

1.                 Итоговые тесты предназначены для того чтобы объективно подтвердить достигнутый учащимися уровень обученности.

2.                 Тематические тесты призваны способствовать улучшению самого учебного процесса.

3.                 Нормо-ориентированные тесты могут определять уровень обученности или языковой компетенции учащегося относительно других учащихся.

4.                 Критериально-ориентированные тесты могут определять уровень обученности или языковой компетенции учащегося относительно определенного критерия, например, уровня обученности.

Этапы подготовки и использования теста по иностранным языкам могут быть представлены в виде схемы.

Схема 1

Этапы подготовки и использования теста по иностранным языкам

 

 

 

 

 

 

 

При составлении тестов используются различные типы заданий. Задания, направленные на контроль отдельных компонентов владения языком, называют дискретными. Это могут быть задания, проверяющие сформированность грамматических, фонетических и орфографических знаний и навыков, а также речевых навыков. В последнее время большой интерес вызывает использование заданий, направленных на контроль и готовности учащихся к общению на иностранном языке в различных ситуациях. Среди многочисленных типов заданий, которые используются для составления тестов, чаще всего встречаются следующие:

- перекрестный выбор;

- альтернативный выбор (Ja/Nein – Aufgaben);

- множественный выбор (Multiple –choice - Aufgaben);

- упорядочение;

- завершение/окончание;

- замена/подстановка (Zuordnungsaufgaben);

- трансформация;

- ответ на вопрос;

- внутриязыковое перефразирование (перевод) и т.д.

Приведем примеры некоторых типов заданий.

Задания перекрестного выбора заключаются в подборе пар из двух блоков по темам или иным признакам, объединяющим их. Например:

Выберете подходящий союз:

Er erzählte ziemlich lang, ….

1. … wir hörten ihn gut.

2. … wir hörten ihn  nicht gut.

3. … hörten wir ihn gut.

а) aber; в) und; с) darum.

Задания альтернативного выбора предполагают либо выбрать один вариант из двух предложенных, либо согласиться или не согласиться.

Например:

Выберите правильный ответ:

Немецким возвратным глаголам

1) всегда соответствуют русские возвратные глаголы;

2) не всегда соответствуют русские возвратные глаголы.

Задания множественного выбора предполагают выбор одного (правильного) варианта из трех или более предложенных. Например:

Das Diktat wird von allen gut …

а) schreiben; в) schreib; с) schreibt; d) geschreiben.

Возможен также и выбор неправильной формы:

Какое слово выпадает из данного логического ряда?

die Bank, das Lehrbuch, der Baum, die Prüfung, die Zensur.

Задания на упорядочение используются обычно для проверки умения составить связный текст из разрозненных частей или предложение из слов, например:

1) nicht; 2) keine; 3) ich; 4) gehe; 5) und; 6) habe; 7) spazieren; 8) Zeit.

 

 

Преимущества тестов.

- тест позволяет работать одновременно с большим контингентом обучаемых;

- результаты выполнения тестов устанавливаются быстро, предельно просто и могут быть оперативно доведены до сведения учеников.

- для теста можно подобрать самый  разнообразный материал и группировать его по самым различными признакам (формальным, семантическим), по внешнему сходству, сходству по значению, принадлежности к тем или иным грамматическим/семантическим группам.

- с помощью теста можно организовать работу, которая требует осмысления достаточно изолированных аспектов языковых единиц: формы, значения, употребления. Тесты можно составить так, чтобы тот или иной признак слова мог быть объектом специального внимания и деятельности учащегося, являясь решающим для нахождения правильного ответа.

Основным недостатком теста считается то, что тест предполагает только выбор/только узнавание правильного ответа (что неравнозначно самостоятельному  воспроизведению), поскольку узнавание может иметь место при самом поверхностном знакомстве с объектом и знании только нескольких его признаков.

Требования   к   составлению   тестов

1. Алгоритм  составления   теста  и его апробация:

1)     Учет целей, задач, специфики исследования.

2)     Разработка тестовых заданий, процедур проведения, критериев оценки, критериев теста.

3)     Экспертиза и доработка тестов и вопросов.

4)     Предварительное тестирование и анализ результатов.

5)     Корректировка теста, подготовка окончательного варианта.

6)     Распечатка тестового материала.

2.         Правила формулирования вопросов:

1)        Каждый вопрос должен быть логически завершенным.

2)        Необходимо избегать малораспространенных слов.

3)        Не следует задавать слишком длинные вопросы.

4)        Каждый вопрос должен быть корректным.

5)        В тесте следует либо указывать все возможные варианты ответа, которые опрашиваемому надо иметь в виду, либо не указывать ни одного.

6)        Необходимо предлагать такие варианты ответов, каждый из которых приемлем в одинаковой степени.

7)        Следует формулировать вопрос таким образом, чтобы избегать стереотипных ответов.

8)        Не следует включать в вопрос слова, которые могут вызвать негативное отношение учащихся.

9)        В процессе опроса интерес опрашиваемого должен возрастать.

10)   Простые вопросы должны предшествовать сложным вопросам.

11)   В смысловом отношении вопросы должны следовать один за другим так, чтобы последующие вопросы уточняли предыдущие.

12)   Основное  требование  к тестовым вопросам, направленных на выявление знаний, умений и навыков, заключается в том, что не только вопрос, но и правильный ответ должны быть однозначными, краткими, четкими, не обладать слишком большим объемом.

13)   Оптимальным количеством альтернатив ответов на вопрос считается в диагностике - 3-4, минимальным - 3, а максимальное количество альтернатив зависит от объема предлагаемых альтернатив.

14)   При выявлении предметных знаний, умений, навыков у учащихся важно, чтобы содержание тестовых заданий и вопросов отвечало программным  требованиям  и отражало содержание обучения.

15)   Место правильного ответа должно быть определено таким образом, чтобы оно не повторялось от вопроса к вопросу, не было закономерностей, а давалось в случайном порядке. Лучше использовать не длинный вопрос и короткий ответ для того, чтобы слушатель не потерял смысл задаваемого вопроса, важна и экономия времени работы с  тестом.

Следует соблюдать этапы разработки тестового инструментария. Они могут выглядеть следующим образом:  составление   теста  и его апробация; проведение тестирования; анализ и оценка [Поляков 1996: 24].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Анализ современных средств оценивания

 

2.1. Единый государственный экзамен

 

С 2001 года в нашей стране проводится эксперимент по введению единого государственного экзамена (ЕГЭ) для выпускников школ и поступающих в высшие учебные заведения.

Причины введения ЕГЭ.

В результате реформ конца 80-90-х годов российское образование перестало носить унифицированный характер и перешло к  использованию вариативных программ, учебников и пособий, что, с одной стороны, увеличило возможности системы образования: реализация идей развивающего обучения, профессиональной ориентации, возможности индивидуального подхода, но, с другой стороны, усложнило контроль за качеством получаемого образования. «В условиях резко возросшего разнообразия средств, методов и содержания обучения школьников со всей остротой встала задача обеспечения единого уровня и содержания базового ядра общего и среднего образования для всех выпускников школ». ЕГЭ может стать эффективным надежным и объективным средством контроля за качеством знаний и умений учащихся, в случае успешного завершения эксперимента. Таким образом, в данный момент ЕГЭ рассматривается как одно из средств модернизации современного образования в России.

Задачи единого экзамена:

- расширение доступности высшего образования благодаря введению однотипных экзаменов для всех выпускников общеобразовательных школ и их параллельного участия в заочном конкурсном отборе  сразу в несколько вузов;

- совершенствование системы и практики финансирования высших учебных заведений на основе рыночной состязательности между ними за прием лучших студентов;

- снижение психологической нагрузки на выпускников общеобразовательных учреждений за счет упразднения вступительных экзаменов в вузы;

- объективизация и унификация требований к общеобразовательной подготовке поступающих в вузы;

- стимулирование деятельности педагогических коллективов общеобразовательных учреждений по улучшению качества учебного процесса за счет объективной и независимой  сравнительной оценки результатов общеобразовательной подготовки выпускников школ.

Преимущества ЕГЭ перед другими формами контроля:

1. Объективность. Использование ЕГЭ в качестве выпускного экзамена в средней школе и его  результатов  для поступления в высшие учебные заведения имеет ряд преимуществ перед традиционными устными и письменными экзаменами. Прежде всего, это объективность  оценивания. В системе ЕГЭ отсутствует преподаватель, который проверяет знания выпускника, то есть исключается субъективный момент (неприязнь к учащемуся, заинтересованность в хороших показателях, плохое настроение, самочувствие преподавателя и др.) при выставлении оценки. Благодаря стандартизации - единой форме предъявления контрольно-измерительных материалов (КИМ) и единого метода обработки полученных  результатов  достигается высокий уровень объективности  оценивания  учебных достижений выпускников.

Информация о работе Современные средства оценивания по немецкому языку