Современные средства оценивания по немецкому языку

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2012 в 12:25, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: проанализировать современные средства оценивания по немецкому языку на примере ЕГЭ и TestDaF.
Для достижения поставленной цели выявлены следующие задачи:
 рассмотреть сущность, функции, принципы, виды, формы и методы контроля;
 охарактеризовать тестирование как современный метод контроля результатов обучения немецкому языку;
 проанализировать структуру ЕГЭ и TestDaF.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………3
Глава 1. Характеристика контроля
1.1. Значение контроля. Его функции и принципы ………….…...4
1.2. Виды контроля …………………………….………………….10
1.3. Формы и методы контроля ……………………………….….14
1.4. Тестовый контроль в процессе обучения иностранному языку…………………………………………………………………………..21
Глава 2. Анализ современных средств оценивания
2.1. Единый государственный экзамен …………………….………………27
2.2. Международный экзамен TestDaF ……………………………………35
Заключение …………………………………………………………………..41
Список литературы ………………………………………………………...43

Файлы: 1 файл

Современные средства оценивания по немецкому языку.doc

— 209.50 Кб (Скачать файл)


Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Уральский государственный педагогический университет»

Институт иностранных языков

Кафедра немецкого языка и методики его преподавания

 

 

 

Современные средства оценивания по немецкому языку

Курсовая работа по теории и методике обучения иностранному языку

 

 

Исполнитель: Яндолина А.Ж.

Студентка 311 группы

______________________

подпись

Руководитель: Горшкова Е.Е.

Кандидат педагогических наук, доцент

______________________

подпись

 

 

Екатеринбург 2012

Содержание

Введение ………………………………………………………………………3

Глава 1. Характеристика контроля

1.1.          Значение контроля. Его функции и принципы ………….…...4

1.2.          Виды контроля …………………………….………………….10

1.3.          Формы и методы контроля ……………………………….….14

1.4.          Тестовый контроль в процессе обучения иностранному                         языку…………………………………………………………………………..21

Глава 2. Анализ современных средств оценивания

2.1. Единый государственный экзамен …………………….………………27

2.2. Международный экзамен TestDaF ……………………………………35

Заключение …………………………………………………………………..41

Список литературы ………………………………………………………...43

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Как известно, контроль является важнейшим фактором в процессе обучения иностранному языку. Рассмотрение проблем контроля обученности у школьников иностранному языку приобретает особую важность в связи с коренными изменениями, продиктованными самой жизнью. Необходимость рассмотрения проблем организации и содержания контроля продиктована также разработкой временного государственного образовательного стандарта по иностранным языкам. В этом документе ставятся адекватные потребностям современного общества, цели, формулируются требования к минимальному базовому уровню владения иностранным языком. Единство минимальных требований влечет за собой установление единых объективных форм и способов контроля успешности обучения, что является новым для отечественной методики. Поэтому исследование вопросов контроля по иностранному языку на сегодняшний день особенно актуально.

Объектом нашего исследования является контроль знаний, умений и навыков на уроках немецкого языка.

Предмет – единый государственный экзамен и международный экзамен TestDaF как средства итогового контроля по немецкому языку.

Цель исследования: проанализировать современные средства оценивания по немецкому языку на примере ЕГЭ и TestDaF.

Для  достижения поставленной цели выявлены следующие задачи:

                       рассмотреть сущность, функции, принципы, виды, формы и методы контроля;

                       охарактеризовать тестирование как современный метод контроля результатов обучения немецкому языку;

                       проанализировать структуру ЕГЭ и TestDaF.

 

Глава 1. Характеристика контроля

 

1.1 Значение контроля. Его функции и принципы

 

В отечественной методике нет единства мнений по проблеме контроля. Исследователи-методисты рассматривают контроль как систему, которая всесторонне охватывает весь процесс обучения иностранному языку. Система контроля отвечает нуждам учебного процесса и как его составная часть обнаруживает те или иные функции.

Контроль – это важнейший компонент педагогической системы и часть учебного процесса. Результатом педагогического контроля является оценка успеваемости учащихся. Оценка определяет соответствие деятельности учащихся требованиям конкретной педагогической системы и всей системы образования.

Контроль – это определение уровня владения языком, достигнутого учащимися за определенный период обучения. Контроль это и часть урока, во время которой преподаватель оценивает, как учащиеся усвоили пройденный материал и могут им пользоваться в практических целях. Контроль позволяет преподавателю получить информацию о результатах работы группы учащихся в целом и каждого учащегося в отдельности; о результатах своей работы (узнать, насколько эффективны приемы обучения, определить неудачи в работе, что позволяет внести изменения в программу обучения) [Бим 1988: 167].

Наиболее подробно функции контроля были освещены в работе М.Е.Брейгиной и А.Д.Климентенко. Контроль, по их мнению, выполняет следующие функции: обучающую, диагностическую, корректирующую, контролирующую, управленческую, оценочную, стимулирующую, развивающую, воспитывающую [Брейгина 1984: 132]. Аналогичной точки зрения придерживается С.Ф.Шатилов. Другие авторы (Р.К.Миньяр-Боручев, Е.И.Пассов, А.П.Старков) склонны рассматривать контроль как «совокупность рецептивных действий и операций учителя по составлению воспринятого с реально существующим или воображаемым эталоном». Поэтому контроль, по их мнению, стимулирует учебные действия учащихся, дополнительно активизируя их деятельность.

Контроль в дидактике – это проверка знаний, навыков и умений обучающихся. Рациональное, эффективное управление обучением и воспитанием учащихся невозможно без четкой, научно организованной системы контроля.

Реализация контроля требует ясного понимания сущности данного явления, его значения в свете выполняемых им функций, четкого представления о требованиях, о его объектах, формах и приемах.

Знание и понимание функций контроля поможет учителю грамотно, с меньшей затратой времени и сил планировать и проводить контрольные мероприятия, достигать должного эффекта.

Миролюбов А.А. выделяет виды функций [Миролюбов 1967: 145]:

1)                воспитывающая функция,

2)                корректировочная функция (контрольно - корректирующая),

3)                функция обратной связи,

4)                стимулирующая функция.

Виды функций по Старкову А.П. [Старков 1978: 87]:

1)                контрольно-корректирующая функция,

2)                контрольно-предупредительная функция,

3)                контрольно-стимулирующая функция,

4)                контрольно-обобщающая функция.

Иначе рассматривает функции Р.К. Миньяр-Белоручев [Миньяр-Белоручев 1984: 38]:

1)                проверочная функция,

2)                обучающая функция,

3)                диагностирующая функция,

4)                корригирующая функция,

5)                управленческая функция,

6)                мотивационно-стимулирующая функция,

7)                оценочная функция,

8)                обобщающая функция,

9)                воспитательная функция,

10)            развивающая функция.

Таким образом, рассмотрев вышеназванные виды функций, мы выделили наиболее важные, на наш взгляд, функции: контролирующая, обучающая, ориентирующая и воспитывающая.

Контролирующая функция считается одной из основных функций контроля. Ее сущность состоит в выявлении состояния знаний, умений и навыков учащихся, предусмотренных программой, на данном этапе обучения. При помощи контроля определяется исходный уровень для дальнейшего овладения знаниями, умениями и навыками, изучается глубина и объем их усвоения. Сравнивается планируемое с действительными результатами, устанавливается эффективность используемых учителем методов, форм и средств обучения.

Сущность обучающей, функции контроля заключается в совершенствовании знаний и умений, их систематизации. В процессе проверки учащиеся повторяют и закрепляют изученный материал. Они не только воспроизводят ранее изученное, но и применяют знания и умения в новой ситуации. Проверка помогает школьникам выделить главное, основное в изучаемом материале, сделать проверяемые знания и умения более ясными и точными. Контроль способствует также обобщению и систематизации знаний. Считается, что уроки, на которых учащиеся применяют знания и умения в новой ситуации, способствуют развитию речи и мышления, внимания и памяти школьников.

Сущность ориентирующей функции контроля - в получении информации о степени достижения цели обучения отдельным учеником и классом в целом - насколько усвоен и как глубоко изучен учебный материал. Контроль ориентирует учащихся в их затруднениях и достижениях. Вскрывая пробелы, ошибки и недочеты учащихся, он указывает им направления приложения сил по совершенствованию знаний и умений. Контроль помогает учащемуся лучше узнать самого себя, оценить свои знания и возможности.

Диагностическая функция необходима для получения информации об ошибках, недочетах и пробелах в знаниях и умениях учащихся и порождающих их причинах затруднений учащихся в овладении учебным материалом, о числе, характере ошибок. Результаты диагностических проверок помогают выбрать наиболее интенсивную методику обучения, а также уточнить направление дальнейшего совершенствования содержания методов и средств обучения.

Прогностическая функция проверки служит получению опережающей информации об учебно-воспитательном процессе. В результате проверки получают основания для прогноза о ходе определенного отрезка учебного процесса: достаточно ли сформированы конкретные знания, умения и навыки для усвоения последующей порции учебного материала (раздела, темы). Результаты прогноза используют для создания модели дальнейшего поведения учащегося, допускающего сегодня ошибки данного типа или имеющего определенные пробелы в системе приемов познавательной деятельности. Прогноз помогает получить верные выводы для дальнейшего планирования и осуществления учебного процесса.

Развивающая функция контроля состоит в стимулировании познавательной активности учащихся, в развитии их творческих способностей. Контроль обладает исключительными возможностями в развитии учащихся. В процессе контроля развиваются речь, память, внимание, воображение, воля и мышление школьников. Контроль оказывает большое влияние на развитие и проявление таких качеств личности, как способности, склонности, интересы, потребности.

Воспитывающая функция состоит в воспитании у учащихся ответственного отношения к учению, дисциплины, аккуратности, честности. В.А.Сухомлинский считал, что важнейшая задача проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся – укрепление у школьников оптимистического восприятия жизни, труда, в первую очередь – учебного.

Выделение функции контроля подчеркивает его роль и значение в процессе обучения. В учебном процессе сами функции проявляются в разной степени и различных сочетаниях. Реализация выделенных функций на практике делает контроль более эффективным, а также эффективней становится и сам учебный процесс.

Контроль должен быть целенаправленным, объективным, всесторонним, регулярным, индивидуальным.

Целенаправленность предполагает четкое определение цели каждой проверки. Постановка цели определяет всю дальнейшую работу по обоснованию используемых форм, методов и средств контроля. Цели контроля предполагают ответы на следующие вопросы: что должно проверяться, кто должен опрашиваться, какие выводы можно будет сделать на основе результатов проверки, какой ожидается эффект от проведения проверки. При конкретизации целей контроля исходят из целей воспитания, развития и обучения учащихся, которые реализуются на данном этапе обучения.

Объективность контроля предупреждает случаи субъективных и ошибочных суждений, которые искажают действительную успеваемость учащихся и снижают воспитательное значение контроля. Объективность контроля зависит от многих факторов. Среди них выделяют следующие: четкое выделение общих и конкретных целей обучения, обоснованность выделения и отбора объектов и содержания контроля, обеспеченность методами обработки, анализа и оценивания результатов контроля, организованность проведения контроля. От решения этих вопросов во многом зависит объективность и качество контроля.

Под всесторонностью контроля понимается охват большого по содержанию проверяемого материала. Этот принцип включает в себя усвоение основных идей данного курса, и усвоение учебного материала по определенным содержательным, стержневым линиям курса, и знание учащимися отдельных и существенных фактов, понятий, закономерностей, теорем, способов действий и способов деятельности. При таком обилии проверяемого материала усложняется методика составления заданий, т.е. предъявляются повышенные требования к методике выделения и сбора объектов проверки.

Под регулярностью подразумевается систематический контроль, который сочетается с самим учебным процессом.

Индивидуальность контроля требует оценки знаний, умений, навыков каждого ученика.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Виды контроля

 

На различных этапах обучения используются различные виды контроля:

1. Предварительный.

2. Текущий.

3. Периодический (тематический, рубежный).

4. Итоговый.

Основанием для выделения этих видов контроля является специфика дидактических задач на разных этапах обучения: текущий контроль проводят в процессе усвоения нового учебного материала, рубежный применяют для проверки усвоения значительного объема изученного материала (темы, раздела); с помощью итогового контроля выявляют степень овладения учебным материалом по предмету, ряду дисциплин. Таким образом, все эти виды в какой-то степени повторяют логику учебного процесса.

Информация о работе Современные средства оценивания по немецкому языку