Шпаргалки по "Лексикологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2013 в 15:27, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Лексикологии"

Файлы: 1 файл

Shpo-ry_po_leksikologii-596.doc

— 391.50 Кб (Скачать файл)

1)Своеобразие лексикологии как языковой дисциплины, ее внутреннее членение.

Лексикология (гр. lexikos - относящийся к слову, logos - учение) - это раздел науки о языке, который изучает словарный состав языка, или лексику. В лексикологии изучается слово как индивидуальная единица, а также место слова в лексической системе современного русского литературного языка.

Одним из основных разделов лексикологии является семасиология (гр. semasia - значение, logos - учение), или  семантика (гр. sema - знак) которая изучает все вопросы, связанные со значением слова, а также изменения значения слова.

Помимо семантики  слова, лексикология изучает вопросы  происхождения и формирования лексики  современного русского языка, отношения  слова к активному или пассивному словарному составу, т.е. определяет место слова в лексической системе, а также в системе функциональных стилей современного русского языка (нейтрального, научного, делового и т.д.).

Лексикология  изучает словарный состав языка  в его современном состоянии, а также вопросы изменения словарного состава языка, изменения значения слова, основные тенденции развития словарной системы языка, выявляются причины изменения значения слова и словарного состава языка в целом.

Впервые идеи изучать лексический состав языка родились во Франции (французская академия). В 19 веке как самостоятельная научная дисциплина, а в России как учебная дисциплина. Различают общую и частную лексикологию. Частная занимается проблемами лексики отдельного языка, а общая занимается общей проблемой. Еще выделяют сопоставительную, которая изучает лексику языка в сравнении.

Лексикология  синхронна и диахронна (историческая). Синхронная изучает лексику на одном  временном срезе. Диахронная занимается историческим изучением лексики. Иногда выделяют прикладную лексикологию. В прикладную входит лексикография (наука о словарях).

Л-я может  быть описательной(=синхронической) - тогда она исследует словарный состав языка в его современном состоянии, и исторической(=диахронической) -  тогда ее предметом является развитие лексики данного языка.

Л-я: - в узком  смысле: частная/общая;

- в широком  смысле: частная→описательная→сопоставительная, рассматривает лексические проблемы на материале одного языка;

- общая→историческая→сравнительная, рассматривает лексические явления в разных языках;

В курсе СРЯ  рассматривается описательная л-я. В задачи л-и входит изучение значений слов, их стилистической хар-ки, описание источников формирования лексической системы, анализ процессов ее обновления и архаизации. Л-я исследует слова сами по себе и в определенной связи друг с другом. 
Главная задача лексикологии – изучение стилистической неоднородности словарного состава РЯ. Еще задачи:

1.теоретическое  осмысление рус. словарной системы 
2.усвоение основных норм литературного употребления слов 
Предмет лексикологии – значение слова, внутр. сторона слова, а также происхождение, стилистическая окраска слова и смысловые отношения в языке.

В задачи лексикологии входит изучение значений слов, их стилистической характеристики, описание источников формирования лексической системы, анализ процессов ее обновления и архаизации. Объектом рассмотрения в этом разделе курса современного русского языка является слово как таковое. Следует заметить, что слово находится в поле зрения и других разделов курса. Но словообразование, например, внимание сосредоточивает на законах и типах образования слов, морфология - грамматическое учение о слове, и только лексикология исследует слова сами по себе и в определенной связи друг с другом.

СРЯ (3 т.зр):

1) язык от  Пушкина и до наших дней;

2) от 90-х 19 века (от Горького) до наших дней

А) от Пушкина  до революции 1917

Б) от 1917 до наших  дней

3) язык СССР  и постперестроечного времени

4) вторая половина 80-х – начало 20 века

Узкий смысл: проблема лз слова, связь значения с понятием, типы значений слов и Лз, разл. Группировки слов, пути и способы обновления лекс. Системы рус.яз

Широкий смысл: фразеология, учение о значении в языке (семасиология), о происхождении слов (этимология), установление родств. Отношений между словами, учение о словарях (лексикография), ономосиология – наука о названиях, ономастика.

Особенности:

1) Очень большое  количество объектов (более 120 000 слов)

2) тесная связь  с экстралингвистическими факторами

3) открытая система  (в отличие от грамматической)

4) тесные связи с контекстом

5) подвижность  лексических единиц.

2), 3), 4) Слово как основная  единица лексико-семантического уровня языка. Другие ед-цы этого уровня. Об определении слова. Различные подходы к определению слова. Проблемы отдельности. Дифференциальные признаки.

Щерба, Блумфилд: С. – предельный минимум предложения.

Б. де Куртене: С. – минимальная лекс. Единица.

Реформатский: С. – миним. Знач. Единица речи.

Виноградов: С. – обозначение кусочка действительности.

Словарь лингв.терминов Ахмановой: С. – предельная составляющая предложения, способная непосредственно соотноситься с предметом мысли, как обобщающее отражение дан.участка действительности и направляющееся на эту последнюю.

С. вообще – это  фикция, оно не существует. Существует графические, словарные, фиктивные слова.

В определении  С. Надо отразить все наиболее существенные признаки шанский – 12 признаков:

1) фонет.оформленность  (каждое слово имеет звучание)

2) семант.валентность  (значение)

3) непроницаемость  (внутрь нельзя вставить еще  одно слово)

4) недвуударность (не более 1 ударения)

5) лекс.-грам.адресованность (ГЗ)

6) постоянство  звучания и значения

7) воспроизводимость  (воспроизводится всегда в готовом  виде)

8) цельность  и единооформленность

9) преимущественно  употребл.в сочетаниях слов

10) номинативность

11) изолируемость

12) фразеологичность (Шмелев: «идиоматичность»)

Min кол-во признаков: первые 5.

Шанский: С. – лингв. Единица, имеющая, если она не безударна, в своей исходной форме одно основное ударение, обладает значением, лекс.-грам. отнесенностью и непроникаемостью => отграниченность от других единиц языка.

Шмелев: С. - это единица наименования, характеризующаяся цельнооформленностью (фонетической и грамматической) и идиоматичностью

Слово – это минимальная линейно-целостная единица языка, обладающая позиционной самостоятельностью (может быть чем угодно в предложении). С точки зрения морфологии – это максимальная единица, с т.з. синтаксиса – минимальная. Специфика слова связана с грамматическим строем языка: синтетическим или аналитическим.

Лексема – яз.ед., которая взята со всей совокупностью своих форм и значений.

Знак – двусторонен: означающее (десигнатор) и означаемое (десигнат). Связь м\д десигнатором и десигнатом может быть условной и мотивированной.

Лексико-семантическая  система языка - система лексики данного языка, множество элементов, находящихся в закономерных отношениях и образующих целостность.

(пригодится  в №4)Слово является важнейшей номинативной единицей языка. Представление о слове как основной единице наименования явлений действительности складывается непосредственно в речевой практике людей. Однако дать научное определение слову значительно сложнее, так как слова многообразны по структурно-грамматическим и семантическим признакам. Наряду с "настоящими" словами есть и такие, которые представляют собой, по замечанию Д. Н. Шмелева, как бы "переходные случаи от слова к не-слову"2; ср.: дом, говорить, так сказать, мало, с гулькин нос, из, к, ой!, и. Поэтому найти единый критерий для определения всех слов сразу не удается: признаки, по которым выделяется основная масса слов, не в одинаковой степени характерны для всех языковых единиц, которые мы привыкли считать словами.

Калинин: С.- звук или комплекс звуков, обладающий значением и употребляющийся в речи как самостоятельное целое. У него две природы: внешняя и внутренняя. С. – основной элемент языка. Из слов складываются словосочетания, а из них – предложения. С помощью предложений человек выражает свои мысли и передает их другим. Так осуществляется процесс общения между людьми, без которого немыслимо существование человеческого коллектива.

Слово - единство знака (звуковой и графической оболочки) и значения (специфического языкового отражения действительности). Оболочка становится знаком, потому что имеет значение.

 

Другие  единицы:

Лексема – план выражения слова и ЛСВ. Л.– знак, звуковая или графическая оболочка лексической единицы, ее форма. (Слово как основная лексическая единица – структура взаимосвязанных элементарных лексических единиц – его лексико-семантических вариантов(ЛСВ).)

Различные формальные и семантические комбинации ЛСВ дают в итоге многозначные слова, синонимические ряды, ант. противопоставления и т.д.

Сема – минимальная, предельная единица плана содержания, выделяемая в результате специального компонентного анализа значения слова. С помощью сем описываются сходства и различия л.е., осуществляется их отождествление и противопоставление. Архисема.

Семема – план содержания слова и ЛСВ; элементарное значение л.е., содержание, которое реализуется в тексте кадый раз, когда употребляется эта единица. С-мы имеют коммуникативный, социальный хар-р. Словари их фикс. в качестве значений слов. Семема предст. собой структуру сем. + Семантема - языковая единица, обозначает смысловую сторону.

4) Слово  как единство его форм и  значений. Проблема тождества. (ОЧЕНЬ СТРАННЫЙ ОТВЕТ..)

Проблема тождества  слова: что такое с. по отношению  к самому себе: одно и то же или  они разные?

Система форм и  функций, кот.осознаются на фоне структуры  языка в целом.

Форма – разновидность  слова , которая связывается между собой отношениями противопоставления на основе 1-й грам.формы. + форма – реализация граф.значения + грам.оболочка и структура.

Все формы слова  равноправны.

Понятие формы  и варианта разграничиваются.

Варианты:

  1. фонетические – а) акцентологические (компас - компас); б) фонематические (пиджак-пинжак, матрас/ц)
  2. морфологические – а) грамматические (манжет-манжета); словообразовательные (вариативные суффиксы)
  3. лексико-семантические – значения одного слова. Слово сохраняет тождественность, пока не изменятся его форменные характеристики.

+ орфоэпические,  стилистические (1000 и простореч тыща)

Важная функция  с. – номинативная. С. называет явления, понятие => выполняет эту ф-ю. помогает выделить предмет из ряда подобных или различных.

В языке выделяются:

- самостоятельные  с. – явления действительности;

- несамостоятельные  – не обозначают предметов  и вещей, служат для связи  слов и не являются членами  предложения.

В сознании же проявляется  образ предмета/слова. Связь тесная, но она не является предметно-обусловленной. В звук.стороне с.  никак не отражены свойства. Фонет.изменения не отражаются на внутр.стороне слова. Фонет. и семант.изм-ния происходят независимо друг от друга.

Значение –  соотнесенность с миром явлений  и свойст действительности. Возникает связь, кот. идет через сознание: явление оформл-ся в понятие.

Понятие и значение – не одно и то же. В понятии  отражается только основные признаки, без которых предмет просто не существует.

Понятие – обобщенное отражение в сознании человека о  явлении действительности.

Понятие – это  мысль о предмете.

Значение –  близко к понятию, но разница есть, т.к. в значении – только отличительные  признаки, кот.позволяют отделить предмет  из ряда других. (лошадь-кляча-кобыла)

П. – внутр.стержень, на кот.нанизывается отлич.признаки. + категория мышления.

Значение слова  – диалектное единство.

Таким образом, зн. является значением внеязык.действительности, ЛЗ включает в себя много компонентов, кот.отличает его от других. Есть и такие слова, в которых зн.=понятие – термины.

Т.о. понятие – является важным компонентом ЛЗ, на З. все равно шире. Оценочные компоненты включаются даже в термины.

6) типология  слов с т.зр. семантики, грам-ки  и функции в системе языка.

Существуют различные  систематизации лексических значений слов. Виноградов в статье "Основные типы лексических значений слов" предложил следующую:

1. Прямое  номинативное значение - непосредственно направлено на предметы и явления, фундамент всех других значений. Они свободно сочетаются, контексты соответствуют отношениям в действительности и первичной семантической функции.

2. Номинативно-производное  значение - непосредственно отражают предметы, но закреплены за определенной грамматической формой (капли как лекарство, лексикализация множественного числа существительных). Объединяются с прямым значением в смысловую структуру, но при этом синтагматически обусловлены.

3. Синтагматически  обусловленные значения:

а) Фразеологически  связанное - реализуется в сочетании со строго ограниченным кругом слов, употребление обусловлено не логическими отношениями, а закономерностями функционирования в языке. Ряды фразеологически обусловленных слов нельзя расширять - нарушатся нормы словоупотребления.

б) Синтаксически  связанное значение - свойственно ЛСВ, функции которых в предложении ограничены определенной синтаксической позицией (сказуемого с предикативно-характеризующим значением) (он такой осел). Такое значение может быть единственным ЛСВ слова (загляденье, капут).

в) Конструктивно  связанное значение - требует для своего раскрытия определенных грамматических конструкций, благодаря которым ЛСВ выделяется в пределах многозначного слова (втянуться что - втянулись щеки; втянуться куда - втянуться в работу).

Все типы значений могут перекрещиваться и сочетаться.

Информация о работе Шпаргалки по "Лексикологии"