Шпаргалка по "Методике преподавания иностранного языка"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 08:27, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по курсу "Методике преподавания иностранного языка"

Файлы: 1 файл

шпора методика.doc

— 187.00 Кб (Скачать файл)

1

МОИЯ как  наука и как теория обучения. Связь  методики с другими науками

Методика как наука  стала развиваться в начале 19 века, т.к. у нее были все для  этого преимущества:1- имела теоретическую  базу 2 –имела эксперементическую базу3- имела поле для проведения исследования. Методика имеет 3 значения(1- как наука(исследует и создает продукт , который лежит в основе теории) 2-предмет 3- как способ решение проблем = тактика(определяет сущность профессиональной деятельности, дет возможность варьировать методы)).Объект – обучению ИЯ(методики). Цель: научное обоснование целей, методов воспитания и обучения учеников. Задачи: 1- установить закономерность обучения иностранному языку 2- позволить влияние других предметов на методику ИЯ 3- описать возможные системы ИЯ 4-  изучение опыта преподавателей ИЯ . предмет: 1- цели(зачем учить)2- содержание обучения(чему учить)3- деятельность учителя(как учить?)4- учащихся деятельность(эффективность приемов). МОЯ – эта наука, изучающая методы, системы, условия воспитания/образования ИЯ.. виды: частная(разбирает осбенности конкретного возраста/языка), общая(любого языка). Специальная МОЯ – рассматривает отдельные аспекты методики, Историческая – обзор различных методов с течение времени Эксперементальная – установление/поиск подходящей методики под определенный регион. Физиология→дидактика+психология→МОЯ; психология→психолингвистика;лингвистика→психолингвистика; лингвистика→МОИЯ. Методика – параллель наук:литература страны, история, география, кибернетика

 

2

Основные  методические категории (метод, прием, система обучения, подход к обучению,средство обучения).

Метод – система взаимосвязанных  принципов, направленнох на достижение точной цели,находящихся в заимодействии  с условиями и речевой деятельности – в которых протекает процесс.

Принцип – центральное понятие методики, составная метода – индивидуальность действий, совбода воли разума выступающее как одно.

Понятия «принцип, и способ»  точного пока нет..Беляев: Прием –  «организационно – методическое мероприятия» - фронтальный опрос, парная работа, хоровое произнесение.

Способ – действие, рассчитанное на использование тех или иных психологических закономерностей  – способ перевода слов, способ семантизации с помощью картин, механический способ усвоения. Схема: закономерности→принципы/методы→приемы и способы

 

3

Методы  исследования в МОИЯ (ретроспективный  анализ научной литературы, обобщение положительного опыта преподавания, наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование,опытное обучение, эксперимент).

Критический метод анализа  научной литературы – довольно тяжелый метод, требует от работника не только усидчивость но и способность оценивать читаемого, не нужно проводить никаких исследовании. Изучение и обобщение положительного опыта учителя – метод базируется на внесениях самих же преподавателей определенных изменений в программу обучения – своего рода исследование – др. словами добиваются улучшения системы. Наблюдение – сбор фактов, их объединение в таблицу, анализ, подведение итогов – это исследование, они должны быть целенаправленны(наблюдения ТСО обычно закрепляются при омощи тестов). Беседа – помогает исследователю окончательно выявить слабые звенья, уточнить вопросы, достоверность факта -100%.Анкетирование – второстепенный метод, результаты в соновном неточны, но преимущества в опросе большого количества учеников и узнать мнение каждого отдельно .Тестирование – второстепенный, является одним из популярных, быстрая обработка результатов, тестирование на речевые знания и умения.Опытное обучение – под исследование становится большое количество проверяемых, результаты как правило размыты/обощенны, но точны, это дает возможность внедрять в такие школы новые ступени практики. Эксперимент – научно- поставленный опыт на попытке найти оптимальные решения при приравнивании аспектов варьирующего явления(состав: переменные данные – то, что постоянно неизменно;;постоянные А – непеременные – качества испытуемого и испытующего;; постоянные Б – материал системы также постоянен;; финальные переменные - -исходные величины,необходимые для дальнейшей разработки).

 

4

Лингвистические основы изучения ИЯ:

-характеристика лингвистических  закономерностей изучаемого языка,  особенности грамматического строя, - -особенности фонетического и  лексического строя, - установление  степени частотности употребления  явления,- стилистические особенности различных контекстов, - функциональные различия форм и видов,- отличия м/у языком и речью,- сходства и различия родного и иностранного языка. Система ИЯ: сначала мы обучаем пониманию, воспроизведению ИЯ, а затем раскрываем все тайны самой системы. Лингвистический компонент в содержании ОИЯ: - языковой материал(состоит из сторогоотбротчных единиц) – речевой материал(образы речевой высказываний.). Модель – это объект строение которого непостоянно, и от этого меняется конечная фигура – виды :-типовые предложения, -модельные фразы(red flower), - диалогические фразы. Для овладения языком необходимо познать тайны системы и довести их до автоматизма. Отрицательное влияние родного языка на иностранный – ИНТЕРФЕРЕНЦИЯ. Положительное влияние добивается тогда, когда можно соотнести родной с ИЯ и соотносить некоторые явления из него. Факторы влияющие на использование переноса: осваемый вид речевой деятельности, - природа языковых явлении, - год обучения. Цели использования родного языка при обучении ИЯ. 1- для раскрытия значения 2- для кратких комментариев к грамматической структуре 3 –при пояснении комментариев к текстам 4 –для контроля точного понимания

 

5

Психологические основы обучения иностранным языкам

Речевая деятельность-форма  вербального общения м/у людьми.. Виды: 1-ый –мотивационно – побудительный(зарождение мысли, - учитель должен создать все условия для этого)2- ориентировочно – исследовательский (идет оформление мысли используя навыки и отбор средств) 3- реализация. Типы: -устная(характерна скоростью, автоматизированностью, менее богата в оформлении, появляется ранее),-письменная(наоборот). При передачи информации задействована система шифрования…Кодирование(подобрать единицы, правильно сформировать, озвучить), декодирование(узнать средства/единицы, понять информацию). Мышление высший процесс человеческой деятельности тесно связанный с речевой деятельностью. Функции: - познавательная(выполнение лексических задач), - коммуникативная (выполнение речевых задач). Память – способность к воспроизведению навыков, единиц. Компоненты: -запоминание,-сохранение, - воспроизведение, - забывание(произвольное/нет). Типы памяти: - долговременная (при автоматизации материал - внутренние слои коры), кратковременная (внешние – неважная информация)

 

6

Роль  и место предмета «иностранный язык» в школьном образовании

Предмет ИЯ  играет большую  роль в образовании. Люди, изучающие  ИЯ открывают для себя возможность  найди общий язык с иностранцами. В системе ИЯ позволяет детям  с раннего возраста познавать  и сравнивать заграничную и рубежную культуру, сферы труда, общения, расширять кругозор, делать первые шаги в планировании своей будущей профессии.

целью обучения ИЯ считалось  развить логическое мышление, выполнение грамматических упражнений активирует этот процесс – внимание было уделено грамматическим формам. Основной работой признавался перевод с учетом грамматических явлений, т.е. внимание на смысл практически не шло. Лексика использовалась как иллюстрация грамматического каркаса. Например последние издания Глезера были направлены на чтение, заучивание стихов, диалогов , но это не смогло изменить их ориентации – основная их цель решение грамматических задач

 

7

Общедидактические принципы обучения иностранному языку

Если говорить об общедидиактических принципах, то во время урока я отметил следующие:

1.принцип связи обучения с жизнью – ученики рассказывают проблемы жизни, использую ИЯ

2.принцип творческой активности – ученикам даётся время на планирование своего ответа по данной теме, после чего они выступают со своими рассказами

3.принцип учета индивидуальных особенностей учащихся – учитель уделяет больше время на подготовку более слабым ученикам

4.принцип доступности – учитель подробно для всех объясняет новый материал, комментируя каждый из его аспектов

5.принцип наглядности – находит выражение в роли слуховой и зрительной

6.принцип сознательного обучения – ученики знают все об изучаемом ими предмете, языке, стране

 

8

Общеметодические  и частнометодические принципы обучения иностранному языку

Во время урока использовались следующие принципы МОИЯ

1.аппроксимации – учитель игнорирует те ошибки в языке, которые не препятствуют правильному пониманию речевого общения

2.принцип обучения иностранному языку на основе типовых образцов, моделей, структур – тщательный отбор материала дает учащимся осуществлять коммуникативные акты в устной речи и чтении

3.коммуникативной направленности – многократное решение коммуникативных задач, что приводит к формированию практических умений и навыков, по овладению языковым материалом оно должно оканчиваться показом , как изучаемый языковой материал используется для достижения актуального общения.

4.принцип устного опережения обучении чтению и письма - -обучение организованно таким образом, что овладение устной иноязычной речью наряду с чтением и письмом становится основной задачей.

5.Принцип сочетания речевых образцов с речевой практикой – идет закрепление теории практическими заданиями

 

9

Цели  обучения иностранному языку в средней  школе

Практические цели: у уччащихся формируются основы речевой деятельности на изучаемом языке, важно – понимание, чтение текстов, литературы, освоение все и некоторых видов речевой деятельности..Эту цель можно сформулировать так..:обучение понимать мысли других и уметь выражать собственные мысли в устной и пись меной форме. Общеобразовательные цели – суть в том, что при изучении ИЯ  человек вникает не только в его тонкости, но в тонкости родного языка(подсознательно), познает культуру, обращает внимание на культуру своего народа, сравнивая ее с заграничной. Воспитательная – суть в том, что ученики знакомятся с разными способами оформления мысли, у них формируются понятия советского патриотизма, пролетарского интернационализма, развивает умение самостоятельно пополнять свои мысли.

 

10

Содержание  обучения иностранному языку в средней школе

Под содержанием обучения ИЯ следует понимать языковой материал(фонетический, лексический, орфографический, грамматический), тематику, изучающие тексты, тексты в традиционной орфографии, языковые понятия, не свойственные родному языку  обучающихся, и лексические , грамматические, произносительные, орфографические  навыки и умения обращаться к справочной литературе при работе над языком. Содержание зависит от цели обучения. Отбор содержания проводится согласно следующих принципов:1. содержание должно охватывать только те тексты, которые подходят для выполнения заданных целей, но и достаточны для ее выполнения. 2.принцип учета реальных возможностей учащихся для проработки материала. Первый компонент при содержании – тематика – она устанавливает цель, и без нее нельзя начинать отбор специальной лексики из словаря. Ведущим компонентом содержания является словарь – он определяет лексические единицы для темы, что определяет грамматический минимум.

 

12

Содержание  обучения иностранному языку на среднем этапе обучения в средней школе

(Рогова) Компоненты:1. лингвистический(объединяет  речевой и языковой материал, проводит четкую грань м/у языком  и речью) 2. психологический (сформированность  умении и навыком необходимо  для изучения ИЯ) 3. методологический(овладение приемами и методами научения, знакомства с новым предметом и развитие самостоятельности) (Бим) Компоненты: 1. языковые единицы(идет подбор необходимых единиц для обучения с учетом родного языка, культуры и интересов)2. предметное содержание(все то о чем говорим, пишем читаю используется в повседневной жизни)3 .предметные и умственные действия с ИЯ(находятся в коммуникативных задачах, которые ученики ставят перед собой или перед собеседниками). 2 апроцедуры по определению содержания:1- отбор материала 2 –методы организации материала.

 

13

Содержание  обучения иностранному языку на старшем  этапе обучения в средней школе

Этапы: общеязыковой (работа со словарем, дополнительные пособия, начинают вводиться темы связанные  с их профессией, реализуется принцип диферецированного подхода – определяется уровень  подготовки учеников→отдельные группы получают дополнительные занятия) + специальный (назначение – профессионально-ориентированный , основной вид деятельности  - чтение научить чтению профессиональных текстов, которые подбираются в соответствии с их будущей профессией, для использования нужной лексики, анализ предложений,) = обязательный курс и факультативный (дополнительный) виды: обучение чтению и переводу(разновидности этого вида выделяются от тематической направленности – виды: 1. чтение и перевод: лексика и грамматика из специализированных текстов и нужна для рецептивного восприятия)2. определяется круг тем на основе которых строится вся работа(в основном бытовая тематика)-передача на ИЯ диалоги из современных грамматических произведений, разговорные тексты , содержащие наиболее употребительную лексику 3.материал отбирается из текстов по специальности и используются аутенчиные устно – речевые материалы(внешние/левые)

 

 

14

Средства  обучения иностранному языку в средней школе

Средства обучения(вспомогательные) – задача их сократить срок обучения, не теряя при этом качества обучения. Все средства обучения можно разделить  на 2 группы: нетрадиционные(нетехнические  – зрительный и слуховой:картины, рисунки, открытки, учебники, пособия, тетради, где учебный материал: изображение объектов,иностранная и родная речь) и традиционные(технические=ТСО: зрительный (матреериал –изображение объектов,иностранная речь в письменной форме) – киноаппарат, фильмоскоп; слуховой(материал – иностранная речь в устной форме) пластинки, диски, дисководы, магнитофоны,диктофоны, радиоприемники;; зрительный – слайд)

 

15

Система упражнений для обучения иностранному языку  в средней школе

1. Языковые упражнения(грамматические  – поставьте глагол в правильной форме…),(лексические – подберите синонимы),(фонетические – прочитайте следующие слова) – построены на принципе постоянного обращения к правилу, неэкономичны по времени, непригодны для выполнения устно.2. переводные упражнении(-) – перевод проверяет лишь знание слов – отнимает время.3. трансформационные(сделайте предложение вопросительным) –должны проводиться при наличие речевой задачи.4. подстановочные(подставить данную лексику в структуру)5. речевые(языковой материал не дается заранее, не указываются операции с материалом, внимание говорящего направлено на содержание – выделяют 3 группы: -описание(комментирование, инструкция, описание), - пересказ(-своими словами, - др. лицу,- с учетом ситуации), - оценка. 5. Вопросоответные(имитируют общение, быстрый темп работы, психологически просты, по характеру просты)6. условно – речевые(имеют коммуникативную задачу,во времф употребления фраза заучивается лучше, чем просто через заучивание,3ий принцип – принцип усвоения формы с связи с ее функцией в речи; Типы: имитативно условно –речевые – используем вопринятые формы не меняя их,;подстановочные – подстановка, как в таблицах, ;трансформационные – трансформация формы для лучшего восприятия ; репродуктивные – создает конструкцию оперируя формой как необходимо )

Информация о работе Шпаргалка по "Методике преподавания иностранного языка"