Проблема мотивации в изучении иностранного языка и роль мотивации в этом процессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2014 в 22:24, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявить наиболее эффективные пути, методы и средства повышения познавательной мотивации в изучении английского языка детьми младшего школьного возраста.
Задачи исследования:
1. Исследование проблемы учебной мотивации в психолого-педагогической литературе.
2. Изучение значения мотивации при изучении английского языка в школе.

Содержание работы

Введение……………………………………….……………………………….2
Глава. Проблема мотивации в изучении иностранного языка и роль мотивации в этом процессе………………………………………………………………………..4
1.1 Понятие мотивации. Познавательная мотивация………………………………………………………………….…..4
1.2 Роль мотивации в изучении иностранного языка…………………………………………………………………………...7
1.3 внеклассные мероприятия иностранного языка………………………………...……………………………………..….11
1.4 Психологические основы обучения иностранному языку в младшем школьном возрасте……………………………………………………………….………..14
Глава II 2.1. Анализ УМК “Enjoy English” для 2 класса общеобразовательной школы авторов М. З. Биболетова, О.А. Денисенко, Н.Н. Трубанева………………………………………………………………….…..17
Заключение………………..…………………………………………………..21
Список использованной
литературы………………………………………….........................................23

Файлы: 1 файл

курсовая№2.docx

— 69.64 Кб (Скачать файл)

Раннее обучение языкам:

- стимулирует речевое  и общее развитие детей и  повышает общеобразовательную ценность  начального обучения, как фундамента  общего образования;

- приобщает детей к  культуре других народов, формируя  тем самым общечеловеческое сознание;

- создает благоприятную  исходную базу для овладения  иностранным языком, а также для  дальнейшего обучения языку, поскольку  предотвращается образование психологических барьеров, которые возникают при начальном обучении иностранному языку в возрасте 1-11 лет;

- обеспечивает возможность  более раннего завершения изучения  первого языка и подключение  второго;

- совершенствует общие  умения (умение работать с книгой, справочной литературой);

- формирует специальные  учебные умения (умение работать  с двуязычным словарем). [3– с.208 ]

Следует заметить, что при грамотном построении методической системы с лингводидактической и психолингвистической точек зрения успех в овладении предлагаемым ограниченным речевым материалом и создание необходимых предпосылок для дальнейшего усвоения иностранного языка обеспечена практически всем детям. Эффект от занятий иностранным языком в младшем школьном возрасте непременно положительно скажется на развитии детей, культуре общения, будет влиять на активизацию всех психических функций, расширит общий кругозор детей.

Глава II.

Анализ УМК “Enjoy English” для 2 класса общеобразовательной школы авторов М.З. Биболетова, О.А. Денисенко, Н.Н. Трубанева.

Данный УМК рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях. Содержание курса соответствует требованиям федерального компонента нового государственного стандарта общего образования по иностранным языкам. Учебник имеет свой сказочный сюжет и оригинальных героев  курс переработан и облегчен с учетом доступности и посильности учебного материала для младших школьников. В УМК «Enjoy English» (2 класс) учебный материал структурирован по учебным четвертям. В конце каждой четверти предусмотрено выполнение учащимися проверочных заданий из раздела «Progress check», которые позволяют оценить коммуникативные умения младших школьников в аудировании, чтении, письме и устной речи, убедиться в том, что основной языковой и речевой материал ими усвоен. Контроль, прежде всего, направлен на выявление достижений школьников. Все задания построены на изученном материале, а предлагаемый формат проверочных работ и процедура их выполнения знакомы и понятны учащимся.

УМК  Биболетовой МЗ дает возможность   более раннего приобщения к новому языковому миру. В раннем возрасте дети ещё не испытывают психологические барьеры в использовании иностранного языка как средства общения.  Обучение идёт по  УМК легко, интересно, результативно, разрешает употреблять собственные методические примеры.    Учебник Биболетовой М.З. может хорошо сформирмировать у детей способность к беседе на английском языке и даёт положительный настрой к дальнейшему его обучению.

Авторы учитывают возрастную психологию ребёнка: «стань актёром сказочного кукольного театра», «помоги заблудившимся малышам», «узнай тайну Боба», «расшифруй письмо». Обучение коммуникативно направлено, в процессе обучения происходит приобщение детей к новому социальному опыту детей, которые вступают в социальные роли в игровых ситуациях, типичных для семейного, бытового и учебного общения: «Разыграй с одноклассником сценку “знакомство”», «Расскажи о своём друге», «Кукла Тилли – Вилли беседует со смотрителем зоопарка», «Разыграй сценку между львом – учителем и обезьянкой» и др.

Учебник Биболетовой М.З. насыщен фольклором, песнями, стихами и сказками художественной литературы на английском языке, которые  являются образцами иноязычной речи. Они развивают память, внимание, мышление, воображение, творческие способности, приобщают ученика к новым социокультурным знаниям, устанавливают дружеские контакты между учениками и учителями, создают неповторимый комфортный психологический климат, коллективное, партнёрское единодушие.

 

 Биболетова М.З. в своей технологии очень близкими для детского мышления мнемосхемами формирует универсальные лингвистические понятия в английском языке, такие как подлежащее, сказуемое. Для ребят очень познавательно узнать, что:

 

 

Транскрипция и фонетические   и  устные(«MissChatter does her morning exercises») и письменные упражнения Биболетовой М.З. («прослушай и повтори», «соедини буквы, буквосочетания в словах и соответствующие им звуки») позволяют учащимся правильно произносить и различать на слух звуки, слова, словосочетания, а звукозапись упражнений и речь учителя — предложения английского языка, соблюдая интонацию, повествования, побуждения, вопроса и отрицания.

 

 Ученики могут участвовать в диалогическом общении, вести этикетный диалог, диалог-расспрос и кратко высказываться на такие темы как:

«Любимое животное»

«О себе»

«Мой друг»

«Мой дом»

«Я умею»

«Спорт»

«Пища»

 

Они могут воспроизводить наизусть рифмовки, считалки, песни, стихи, овладеть техникой чтения в слух, читать облегчённые аутентичные тексты («Little Rooand his friends»), соблюдая правильную интонацию повествования, окончания слов. Дети могут пользоваться приёмами ознакомительного и обучающего чтения, писать анкету и личное письмо с опорой на образец и могут освоить элементарные сведения о Великобритании.

Данный УМК дает достаточно возможностей для формирования

самостоятельной учебной деятельности детей: учитывая возраст учащихся и их небольшой лексический запас, все формулировки заданий даны на русском языке; сами задания содержат очень подробные и четкие речевые опоры, необходимые для их выполнения; упражнения на обучение чтению сопровождаются аудиоприложением; задания в рабочей тетради имеют образцы выполнения; в приложении учебника имеется английский алфавит, грамматический справочник, таблица транслитерация и англо-русский словарь, в котором приведены слова и их транскрипция, помогающая детям вспомнить звуковой образ слова. Учебник оказывает достаточную помощь ученику в самостоятельной учебной работе, ребенок может самостоятельно справиться с домашним заданием, если пропустил уроки.

          В УМК “Enjoy English” удачно реализуется принцип доступности, учитываются возрастные возможности детей. Есть упражнения для индивидуальной работы, для диалогической речи парной и групповой работы. Все задания доступны ученикам. Особое внимание уделено проектной деятельности. Перед каждым проектом даётся подробное пояснение на русском языке. И что не мало важно, есть много упражнений повышенной сложности для сильных, способных учеников.

“Enjoy English” развивает большой интерес к овладению английским языком.   Каждый урок – это небольшое приключение, конкурс или праздник.

 

Заключение

В данной курсовой работе рассмотренны возможности внеклассных мероприятий для повышения мотивации у младших школьников.

В педагогической и психологической литературе хорошо изучена проблема использования различных методов как средства повышения мотивации достижения успехов у младших школьников на уроках английского языка. Изучением этой проблемы занимались: Выготский Л.С., Матюхина М.В., Якобсон П.М., М.Н. Скаткин и др.

Мотивационная сфера или мотивация в широком смысле слова с этой точки зрения понимается как стержень личности, к которому "стягиваются" такие ее свойства, как направленность, ценностные ориентации, установки, социальные ожидания, притязания, эмоции, волевые качества и другие социально-психологические характеристики.

Познавательная мотивация определяется как частный вид мотивации, включенной в деятельность учения, учебную деятельность. Как и любой другой вид, познавательная мотивация определяется целым рядом специфических для этой деятельности факторов. Познавательная мотивация системна. Она характеризуется направленностью, устойчивостью и динамичностью. Познавательная мотивация, представляя собой особый вид мотивации, характеризуется сложной структурой. Существенны такие характеристики познавательной мотивации, как ее устойчивость, связь с уровнем интеллектуального развития и характером учебной деятельности.

Признавая ведущую роль мотивации в обучении иностранному языку, учителю необходимо четко представлять себе способы и приемы ее формирования в условиях данного образовательного учреждения. При рассмотрении проблем мотивации и поиске путей ее формирования, недопустимо упрощение ее понимания, т.к. формирование мотивации – это не перекладыванием учителем в головы учащихся уже готовых, извне задаваемых мотивов и целей учения. Формирование мотивов – это, в первую очередь, создание условий для проявления внутренних побуждений к учению, осознания их самими учащимися и дальнейшего саморазвития мотивационно-ценностной сферы. При этом, при овладении иноязычной культурой вовсе небезразлично какие мотивы побуждают учащегося к осуществлению деятельности.

При повышении мотивации обучении учащихся иностранному языку в средней школе важное место занимает учет возрастных и психологических особенностей подростков. Ведущую роль в развитии школьника-подростка играет общение со сверстниками и особенности его собственной учебной деятельности. Это очень сложный период – это период от детства к взрослости. Специфическая социальная активность подростка заключается в большей восприимчивости к усвоению норм, ценностей, способов поведения, которые существуют между взрослыми людьми. Правильный подбор учебно-коммуникативных задач, продуманная формулировка учебного материала позволяет оптимизировать процесс общения при обучении иностранному языку, а также следует развивать личность учащегося.

Для создания адекватной мотивации используются различные методы и средства: словесные, наглядные, практические, но ведущую роль сегодня приобретают поисковые и исследовательские. Формированию прочной мотивации учения способствует игра при активном ее использовании на уроках. Эффективным методом, разновидностью игры, при повышении мотивации к изучению иностранного языка является использование деловой игры.

Использование указанных методов и приемов является действенным в том случае, если у учащихся интерес к изучению иностранного языка снижается, то можно вызвать их познавательный интерес, разбудить их духовно. Всем детям близок дух познания, дух общения и коллективизма, и им необходимо выразить себя в творчестве, фантазии, игре, соревновании.

 Таким образом, видно, что творческие задания являются важной составляющей в обучении иностранному языку. Они помогают сохранить интерес ученика к изучаемому материалу и снять языковые трудности. А, усложняя задания из класса в класс, можно сохранить заинтересованность в  предмете, и самое главное развивать у ученика желание самому искать информацию и грамотно использовать ее в своей работе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1. Васильева М.М. Условия формирования мотивации при изучении иностранного языка. – М.: Педагогика 1988. – с.131

2. Волокитина Н.М. Очерки психологии младших школьников. М., 1995.-с.310

3. Зайцева М.В.Мотивация и некоторые пути её повышения. М., ИД "Первое сентября", 2003. – с. 23

4. Искрин С.А. Моделирование ситуаций общения в процессе обучения иностранному языку. Иностранные языки в школе. – 2004, № 2. – с.95

5. Колесникова И.Л., Долгина О.А. Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков. – СПб: Изд-во "Русско-Балтийский информационный центр "БЛИЦ"", "Cambridge University Press", 2001 г. – с. 150-151, 161, 90-91.

6. Комков И.Ф. Методика  преподавания иностранных языков. – Минск: 1979. – с. 97

7. 201 Лукьянчикова Н.В. Обучение иностранному языку на начальном этапе обучения. // – Начальная школа – 2001 – №11 – с. 49-51

8. Маркова А.К. и др. Формирование мотивации учения: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1990. –с.192

9. Пассов Е.И. Урок иностранного языка в средней школе. – М.: Просвещение, 1988. – с.

10. Рогова Г.В., Верещагина  И.Н. Методика обучения английскому  языку на начальном этапе в  общеобразовательных учреждениях: Пособие для учителей и студентов  пед. вузов. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2000. – с.232

11.Биболетова М.З., Денисенко  О.А., Трубанева Н.Н. Английский язык: Английский с удовольствием / Enjoy English: Учебник для 2 кл. общеобразовательного  учреждения. – Обнинск: Титул,  2009 г.

Информация о работе Проблема мотивации в изучении иностранного языка и роль мотивации в этом процессе