Проблема мотивации в изучении иностранного языка и роль мотивации в этом процессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2014 в 22:24, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявить наиболее эффективные пути, методы и средства повышения познавательной мотивации в изучении английского языка детьми младшего школьного возраста.
Задачи исследования:
1. Исследование проблемы учебной мотивации в психолого-педагогической литературе.
2. Изучение значения мотивации при изучении английского языка в школе.

Содержание работы

Введение……………………………………….……………………………….2
Глава. Проблема мотивации в изучении иностранного языка и роль мотивации в этом процессе………………………………………………………………………..4
1.1 Понятие мотивации. Познавательная мотивация………………………………………………………………….…..4
1.2 Роль мотивации в изучении иностранного языка…………………………………………………………………………...7
1.3 внеклассные мероприятия иностранного языка………………………………...……………………………………..….11
1.4 Психологические основы обучения иностранному языку в младшем школьном возрасте……………………………………………………………….………..14
Глава II 2.1. Анализ УМК “Enjoy English” для 2 класса общеобразовательной школы авторов М. З. Биболетова, О.А. Денисенко, Н.Н. Трубанева………………………………………………………………….…..17
Заключение………………..…………………………………………………..21
Список использованной
литературы………………………………………….........................................23

Файлы: 1 файл

курсовая№2.docx

— 69.64 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение……………………………………….……………………………….2

Глава. Проблема мотивации в изучении иностранного языка и роль мотивации в этом процессе………………………………………………………………………..4

1.1 Понятие мотивации. Познавательная  мотивация………………………………………………………………….…..4

1.2 Роль мотивации в  изучении иностранного языка…………………………………………………………………………...7

1.3 внеклассные мероприятия иностранного языка………………………………...……………………………………..….11

1.4 Психологические основы  обучения иностранному языку  в младшем школьном возрасте……………………………………………………………….………..14

Глава II 2.1. Анализ УМК “Enjoy English” для 2 класса общеобразовательной школы авторов М. З. Биболетова, О.А. Денисенко, Н.Н. Трубанева………………………………………………………………….…..17

Заключение………………..…………………………………………………..21

Список использованной

литературы………………………………………….........................................23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Современные психологи и педагоги едины в том, что качество выполнения деятельности и ее результат зависят, прежде всего, от побуждения и потребностей индивида, его мотивации; именно мотивация вызывает целенаправленную активность, определяющую выбор средств и приемов, упорядочение для достижения цели. Мотивация является поэтому "запускным механизмом" (И.А.Зимняя) всякой человеческой деятельности: будь то труд, общение или понимание.

Учащихся без мотивации к обучению просто не существует. Любая познавательная деятельность учащихся наряду с операционными компонентами (знания, умения, навыки) включает и мотивационные (мотив, интерес, отношение). Мотивация является источником активности и направленности личности на предметы и явления действительности, в результате чего и возникает активность. Внешние мотивы, лежащие вне учебной деятельности, могут быть как положительными, так и отрицательными. Положительные мотивы обусловлены чувством долга перед своими близкими, представлениями об обучении как о дороге к освоению больших ценностей культуры, к получению образования. Отрицательные мотивы вызываются угрозой, наказанием, выговором, порицанием, плохой оценкой.

Питает и поддерживает мотивацию осязаемый, реальный, этапный и конечный успех. Если успеха нет, то мотивация угасает, и это отрицательно сказывается на выполнении деятельности. Среди разнообразных мотивов школьника особое место занимает познавательный мотив, который является одним из наиболее специфичных.

В настоящее время формирование познавательной мотивации необходимо, так как это придает деятельности учащихся особый личностный смысл, благодаря чему изучение учебного предмета приобретает для него самостоятельную ценность. В основе познавательной мотивации лежит бескорыстная жажда познания, неудержимое стремление познать все новое и новое. При такой мотивации учащийся с большой легкостью справляется с трудностями.

Следует признать, что психологические закономерности развития мотивационной сферы вообще и познавательной мотивации в частности изучены явно недостаточно. Остаются не исследованными вопросы о закономерностях формирования познавательной мотивации, о соотношении внутренних и внешних факторов ее развития, о методике ее формирования.

В результате форсированного обучения дети порой, и сами уже не стремятся к получению новых знаний. При этом подавляется любопытство ребенка, дети растут вялыми, безынициативными и учатся подчиняться взрослому

Актуальность данной проблемы, обусловленна поиском путей пополнения средств обучения иностранному языку на основе пересмотра компонентов содержания обучения с целью их оптимизации в целом.

Основную проблему исследования составляет то, что при том, что значение мотивации, а особенно познавательной при изучении иностранного языка не только не снижается на всех возрастных этапах обучения в школе, но наоборот, возрастает. В педагогической практике вопросы мотивирования учащихся к изучению языка на наш взгляд рассматриваются недостаточно.

Объект исследования: проблема мотивации учебной деятельности в психолого-педагогической литературе.

Предмет исследования: использование методов стимулирующих мотивацию обучения английскому языку младших школьников.

Цель исследования: выявить наиболее эффективные пути, методы и средства повышения познавательной мотивации в  изучении английского языка детьми младшего школьного возраста.

Задачи исследования:

1. Исследование проблемы  учебной мотивации в психолого-педагогической  литературе.

2. Изучение значения мотивации  при изучении английского языка  в школе.

Глава I. Проблема мотивации изучения иностранного языка в обучении и роль познавательной мотивации в этом процессе

1.1 Понятие  мотивации. Познавательная мотивация

Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных и фундаментальных проблем современной школы, так же проблема как отечественной, так и зарубежной психологии. Ее значимость связана с анализом источников активности человека, побудительных сил его деятельности, поведения.

На протяжении многих лет вопрос мотивации является предметом исследования педагогов, учёных. В настоящее время эта проблема весьма актуальна для сельской школы. В связи с обострением социальных проблем на селе, низким уровнем педагогической грамотности родителей, слабой предшкольной подготовкой детей остро стоит вопрос о низком уровне сформированности мотивации детей к учебной деятельности. Удовлетворение потребностей младших школьников влияет на их стремление учиться, что в свою очередь сказывается на успешности учебной деятельности.

Особую важность имеет вопрос о мотивации именно на начальной ступени обучения, так как основы для того, чтобы дети умели и имели желание учиться, закладываются в младшем школьном возрасте. Именно мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения и смыслообразования. [8– с.201 ]

Мотивация – это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности. Учебно-познавательная мотивация младших школьников – это их деятельностный подход к учёбе, реализация желания хорошо учиться. Чтобы у ребёнка возникла стойкая внутренняя мотивация "хочу учиться хорошо", надо, чтобы каждый говорил себе: "Я смогу! Я добьюсь!"

Можно выделить еще пять типов мотивации:

1. Целевая мотивация –  хорошо усваивается то, что нужно  для этой деятельности, на что  она направлена и с помощью  чего осуществляется.

2. Мотивация успеха –  если предмет "удается", то его  изучают с удвоенным интересом. Мотивация в изучении иностранных  языков значительно возрастает, если перспективы использования  знаний реализуются не только  на уроке, но и во внеклассной  деятельности.

3. Страноведческая мотивация  – язык быстро реагирует на  все социальные изменения в  жизни той или иной страны. В нем находят отражения нравы  и обычаи страны. Все это имеет  огромную ценность для понимания  социальной природы языка.

4. Эстетическая мотивация  помогает превращать изучение  языка в удовольствие.

5. Инструментальная мотивация  учитывает темперамент обучающихся  и дает возможность каждому  ученику выразить себя в любимом  виде работ. [5 – с.310]

Возникают вопросы о том, почему один ребёнок учится с радостью, а другой – с безразличием? Что делать, чтобы учение для каждого ученика было увлекательным и успешным? Ответом на эти вопросы является решение проблемы мотивации учения школьника.

Формирование мотивации – это не "перекладывание" учителем в голову ученика готовых, извне задаваемых мотивов и целей учения. На практике формирование мотивов учения – это создание таких условий, при которых появятся внутренние побуждения (мотивы, цели, эмоции) к учению; осознание их учеником и дальнейшего саморазвития им своей мотивационной сферы. Учитель при этом выступает не в роли простого наблюдателя за тем, как развивается мотивационная сфера учащихся, он стимулирует ее развитие системой психологически продуманных приемов.

Под мотивом, который побуждает школьника учиться, подразумевается не один, а ряд мотивов различного свойства, которые можно разбить на следующие группы:

• • учебно-познавательные (интерес к учению, стремление к получению знаний, познавательная потребность, любознательность и др.);

• • непосредственно-побуждающие (яркость, новизна, занимательность, страх перед наказанием и др.);

• • перспективно-побуждающие (ответственность, чувство долга, и др.).

Многочисленные исследования показывают, что для формирования полноценной учебной мотивации у школьников необходимо проводить целенаправленную работу. Учебно-познавательные мотивы, которые занимают особое место среди представленных групп, формируются только в ходе активного освоения учебной деятельности.

Какие формы работы служат для стимулирования познавательной активности учащихся, формирования мотивации учения?

• дидактические игры и упражнения;

• личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании;

• внеклассные мероприятия по предметам;

• творческие работы учащихся по разным предметам;

• проведение предметных олимпиад;

• использование различных педагогических технологий (проблемное обучение, игровые формы, развивающие задания и т. д.);

• интеграция обучения (проведение интегрированных уроков)

В общепсихологическом контексте мотивация представляет собой сложное объединение, "сплав" движущих сил поведения, открывающийся субъекту в виде потребностей, интересов, влечений, целей, идеалов, которые непосредственно детерминируют человеческую деятельность. Мотивационная сфера или мотивация в широком смысле слова с этой точки зрения понимается как стержень личности, к которому "стягиваются" такие ее свойства, как направленность, ценностные ориентации, установки, социальные ожидания, притязания, эмоции, волевые качества и другие социально-психологические характеристики. Можно утверждать, что, несмотря на разнообразие подходов, мотивация понимается большинством авторов как совокупность, система психологически разнородных факторов, детерминирующих поведение и деятельность человека.

Существенным для исследования структуры мотивации является выделение Б.И. Додоновым ее четырех структурных компонентов: удовольствия от самой деятельности, значимости для личности непосредственного ее результата, "мотивирующей" силы вознаграждения за деятельность, принуждающего давления на личность. Первый структурный компонент условно назван "гедонической" составляющей мотивации, остальные три ее целевыми составляющими. Вместе с тем первый и второй выявляют направленность, ориентацию на саму деятельность (ее процесс и результат), являясь внутренними по отношению к ней, а третий и четвертый фиксируют внешние (отрицательные и положительные по отношению к деятельности) факторы воздействия.

Учебная мотивация определяется как частный вид мотивации, включенной в деятельность учения, учебную деятельность. Как и любой другой вид, учебная мотивация определяется целым рядом специфических для этой деятельности факторов.

Во-первых, она определяется самой образовательной системой, образовательным учреждением, где осуществляется учебная деятельность;

во-вторых,- организацией образовательного процесса;

в-третьих,- субъектными особенностями обучающегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка, его взаимодействие с другими учениками и т.д.);

в-четвертых,- субъектными особенностями педагога и прежде всего системой его отношений к ученику, к делу;

в-пятых, – спецификой учебного предмета. [4 – с.23]

 

1.2 Роль  мотивации в изучении иностранного  языка

Сознаём мы это или нет, но каждый момент своей жизни мы мотивированы что-то делать: удовлетворять ли физиологические потребности (кушать, спать) или потребности духовные (писать стихи, ходить в театр, рисовать пейзажи). Если же мотивация отсутствует вообще, то это значит, что человек мёртв. Если человек знает, что ему нужно чего-то достичь, то есть, он мотивирован удовлетворить свою потребность – он может свернуть горы. В драке победит не тот, кто сильнее по физическим параметрам, а тот, кто больше хочет победить. В спортивной команде могут быть талантливые игроки, но играть серо и блекло. Чтобы выиграть, нужна воля к победе, то есть, мотивация. История войн может дать много примеров, когда превосходящая по численности и лучше вооружённая армия проигрывала сражение, так как была менее мотивирована на победу.

Проблема мотивации в учении возникает по каждому школьному предмету. Однако особо остро стоит проблема мотивации изучения иностранных языков в средней школе. Исследователи вопроса мотивации приводят данные о снижении ее от класса к классу. При этом примечательно, что до момента изучения иностранного языка и в самом начале у учащихся, как правило, высокая мотивация. Им хочется изъясняться на иностранном языке со сверстниками; заманчивой представляется возможность декламировать стихотворения и петь песни на иностранном языке; читая, узнавать о других странах. Многие ребята усматривают в изучении иностранного языка что-то "приключенческое", проникновение в новый незнакомый мир; привлекательной представляется возможность перевоплощаться: "Я – говорящий на родном языке", "Я – говорящий на иностранном языке". Словом, почти у всех есть желание владеть иностранным языком, уметь общаться непосредственно, через книгу и переписку. Но вот начинается процесс овладения иностранным языком и отношение учащихся меняется, многие разочаровываются. Ведь этот процесс предполагает период накопления "строительного материала", стадию неизбежно примитивного содержания, преодоления разнообразных трудностей, что отодвигает достижение целей, о которых мечталось. [2 – с. 95]

Информация о работе Проблема мотивации в изучении иностранного языка и роль мотивации в этом процессе