Проблема контроля знаний по английскому языку в начальной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 09:58, курсовая работа

Описание работы

Целью данного исследования является теоретическое обоснование и методическое обеспечение использования тестовой методики в процессе контроля знаний по иностранному языку на начальном этапе общеобразовательной школы.
Объект исследования: контроль в преподавании иностранного языка на 1 ступени общего среднего образования.
Предмет исследования: тест как форма контроля знаний по иностранному языку.
Для достижения цели необходимо решить ряд исследовательских задач:
Теоретически обосновать понятие контроля в процессе обучении иностранным языкам.
Охарактеризовать функции и задачи контроля знаний по иностранному языку.
Определить основные виды и формы контроля знаний в процессе обучения иностранному языку.
Разработать комплекс тестовых заданий, направленных на контроль сформированности языковых навыков (на примере английского языка).

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 5
1.1 Контроль в обучении иностранным языкам 5
1.2 Функции и задачи контроля 7
1.3 Виды и формы контроля в процессе обучения иностранному языку 15
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ КАК ФОРМЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 25
2.1 Тесты контроля знаний и их характеристика 25
2.2 Примеры тестовых заданий по английскому языку для начальной школы 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 35

Файлы: 1 файл

Курсовая работа..doc

— 194.50 Кб (Скачать файл)

2) "Формы контроля — это  система последовательных взаимосвязанных диагностических действий учителя и учащихся, обеспечивающих обратную связь в процессе обучения с целью получения данных об успешности обучения, эффективности учебного процесса".

Из выше приведенных определений  можно сделать вывод, что под  термином "форма контроля" подразумеваются разные виды предварительного, текущего, периодического и итогового контроля [24, c.87].

Опрос - это хорошо известная, широко распространенная форма контроля, вариант текущей проверки, органически связанной с ходом урока. Она является наиболее распространенной и адекватной формой контроля знаний учащихся [15, c.222].

При устном опросе устанавливается  непосредственный контакт между  учителем и учеником, в процессе которого учитель получает широкие  возможности для изучения индивидуальных особенностей усвоения учеником учебного материала. Также к положительным сторонам этой формы проверки можно отнести то, что она позволяет выявить наиболее важные для данного вида речевой деятельности качества: речевую реакцию, речевую автоматизацию, характер остановок, ситуативность речи.

Основу устного контроля составляет монологическое высказывание учащегося  или вопросно-ответная форма —  беседа, в которой учитель ставит вопросы и ожидает ответа учащегося. Это может быть и рассказ ученика  по определенной теме, а также его объяснение или сообщение.

Устный опрос требует от учителя  большой предварительной подготовки, тщательного отбора содержания, всестороннего  продумывания вопросов, примеров, ситуаций, которые будут предложены учащимся, путей активизации деятельности всех учащихся группы в процессе проверки, создания на уроке деловой и доброжелательной атмосферы.

В методике различают различные  виды опроса: фронтальный, индивидуальный, комбинированный, взаимный.

Индивидуальный  опрос учащихся позволяет учителю получить более полные и точные данные об уровне усвоения, однако он имеет существенный недостаток: при индивидуальном опросе очень малый охват обучаемых; на уроке при индивидуальном опросе отвечает лишь один ученик, и остальные учащиеся остаются пассивными. Даже если ученик отвечает 3-4 минуты, пересказывая текст или делая сообщение по теме, то большая часть класса остается не охваченной работой. Те же учащиеся, которые уже успели высказаться, также в ближайшее время оказываются не вовлеченными в активную работу. Это вынуждает учителя решать проблему их занятости во время опроса. Поэтому учителю следует, спрашивая одного ученика, давать установку остальным таким образом, чтобы этот процесс был обучающим, т.е. обеспечивал мобилизацию и активность внимания всех учащихся.

Индивидуальный опрос предполагает обстоятельные, связные ответы учащихся, поэтому он служит важным средством  развития речи, памяти, мышления учащихся. Индивидуальный опрос -  это наиболее подходящая форма контроля подготовленной и неподготовленной монологической (а иногда и диалогической) речи учащихся и уровня ее сформированности. В этом и есть основное достоинство индивидуального опроса как формы контроля.

Фронтальный опрос — это такой этап урока, на котором учитель опрашивает учащихся всей группы [15, c.223].

Фронтальный опрос обычно сочетается с повторением пройденного, являясь  средством закрепления знаний и  умений.

Как форма контроля он имеет определенные достоинства и недостатки.

 К его положительным качествам  можно отнести:

- возможность охвата проверкой  одновременно всех учащихся группы,

- интенсивную активизацию их  мышления, памяти, внимания, ускоренной  речевой реакции, 

- обучающий эффект,

- возможность поставить отметки  за один и тот же отрезок  времени всем или большинству учащихся группы.

При фронтальном контроле все учащиеся находятся в напряжении, так как  знают, что их в любую минуту могут  вызвать, поэтому их внимание сосредоточено, а мысли сконцентрированы вокруг той работы, которая ведется в  группе.

С помощью фронтального опроса учитель имеет возможность проверить выполнение домашнего задания, готовность к усвоению нового материала, определить сформированность основных понятий, усвоение нового учебного материала, который только что был преподнесен на уроке.

Недостатки фронтального опроса сказываются в тех случаях, если нужно проверить умения учащихся в монологической и диалогической устной речи. Если учащийся научился правильно и быстро с хорошим произношением, составлять предложения по подстановочной таблице, задавать вопросы и отвечать на них, отдавать определенные распоряжения и безошибочно выполнять их — это еще не означает, что этот учащийся сможет сделать связное сообщение по теме или ему под силу вести беседу по заданной ситуации. Для того чтобы проверить эти умения, всё же необходим индивидуальный контроль, при котором можно было бы вызвать одного ученика (в случае проверки умений монологического высказывания) или двух учеников (для ведения диалога) и прослушать их высказывания или беседу.

Комбинированный опрос — это опрос, сочетающий в себе индивидуальный и фронтальный формы опроса. При использовании этой формы опроса, вопрос или задание адресуется не только одному ученику, которого планируется опросить индивидуально, но и всем учащимся группы. Например, учащимся предлагается прослушать ответ своего одноклассника, дополнить его, внести какие-то свои элементы в его ответ, поставить вопросы отвечающему, чтобы расширить его ответ или уточнить некоторые детали, а в некоторых случаях отвечающего можно прервать и предложить другому ученику продолжить его рассказ [6, c.73].

Взаимный опрос заключается в парной работе учащихся, которые одновременно тренируются и контролируют друг друга. Этот вид опроса получил распространение в последнее время. При таком опросе один ученик задает вопросы другому, затем они меняются ролями. Учитель в это время ходит по классу, останавливается у каждой парты, чтобы послушать то, о чем говорят ученики и, если нужно, оказать своевременную помощь. Он таким образом контролирует работу всех учащихся.

Стоит отметить, что наиболее эффективно можно организовать работу с помощью  технических средств обучения. Учитель  может подключиться к любой кабине в любой момент урока с целью  у правления работой, контроля и  коррекции.

Такая форма опроса особенно эффективна для развития диалогической речи. При взаимном контроле усиливается и воспитывающая его функция, а также вносится определенное разнообразие в учебный процесс, повышается интерес к овладению иностранным языком как средством общения, увеличивается полезное время обучения на уроке, реализуется индивидуализация обучения в плане темпа выполнения заданий.

При текущем контроле знаний в школе  учителем широко используется наблюдение, т.е. систематическое изучение учащихся в процессе обучения, обнаружение многих показателей, проявлений поведения, говорящих о сформированности умений и навыков и других результатах обучения. Учитель практически наблюдает учащихся всегда, во многих ситуациях. Во время текущей и периодической проверки знаний учитель получает достаточно полные данные об ученике: уровень его знаний, умений по иностранному языку, отношение к учебе, степень его познавательной активности, сознательности, и умения мыслить самостоятельно, решать различного рода задачи. Результаты наблюдений не фиксируются в официальных документах, но учитываются учителем для корректировки обучения, в общей итоговой оценке учащихся своевременного выявления отставания или неуспеваемости.

Письменная  проверка наряду с устной является важнейшей формой контроля знаний, умений и навыков учащихся. Данная форма контроля является  весьма экономичной как в плане одновременного охвата проверкой всех учащихся группы за один и тот же отрезок учебного времени, так и с точки зрения возможности обработки и получения результатов. Однородность работ, выполняемых учащимися, позволяет предъявить ко всем одинаковые требования, повышает объективность оценки результатов обучения. Применение этой формы дает возможность в наиболее короткий срок одновременно проверить усвоение учебного материала всеми учащимися группы, определить направления для индивидуальной работы с каждым, сделать необходимый анализ усвоения материала и определенные методические выводы. Ошибки в письменных работах легче квалифицировать, поскольку действия ученика точно зафиксированы, в то время как при устном ответе ученик часто сначала говорит определенные предложения, затем может их исправить каким-то образом или вообще, не закончив одного предложения, приступить к формулированию другого.

Письменная проверка используется во всех видах контроля и осуществляется как на уроке, так и вне его (выполнение домашних заданий).

Однако основным недостатком письменной контрольной работы является относительно большое количество учебного времени, которое требуется для ее проведения на уроке, проверки учителем и работы учащихся над ошибками.

Письменное домашнее задание можно  проверить в классе фронтально, если было задано, например, вставить предлоги, артикли, необходимые глагольные формы  и т.д., так как эти упражнения должны быть выполнены одинаково всеми учащимися. Если же это творческая работа, то проверять ее в классе нецелесообразно, так как на прочтение работ уйдет много времени. Такие письменные работы проверяются учителем дома, а на последующих уроках анализируются и комментируются.

Таким образом, главное требование к выбору форм контроля состоит в том, чтобы они были адекватны тем видам речевой деятельности, которые они должны проверять.

 

ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ КАК ФОРМЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

 

2.1 Тесты контроля знаний и их характеристика

Тест (от англ. test - испытание, исследование) - это система заданий, выполнение которых позволяет охарактеризовать уровень владения языком с помощью  специальной шкалы результатов. Тесты также широко применяются  для определения способностей, умственного развития и других характеристик личности [23, с.297].

В современной методике преподавания иностранного языка тест рассматривается как форма контрольно-тренировочного задания, предназначенного для определения (диагностики) уровня обученности и характеризующаяся следующими чертами:

а) простотой процедуры выполнения;

б) стандартностью структуры;

в) мелкой дозировкой учебного материала;

г) легкостью осуществления обратной связи;

д) возможностью непосредственной фиксации результатов;

е) квалиметрическими качествами, т. е. удобством количественного выражения качества выполнения задания.

Перечисленные характерные черты  тестов делают их особенно пригодными для проведения как текущего, так  и итогового контроля, в значительной мере устраняя субъективизм в оценках и резко снижая время, затрачиваемое учителем на проверку выполнения заданий. Для определения уровня обученности существуют различные виды тестов, в зависимости от характера учебного материала (аспекта языка).

В обучении иностранным языкам используются языковые, или лингводидактические, тесты. Термин «лингводидактический тест» введен В. Коккотой, который соотносит лингводидактический тест с комплексом заданий [7, с.79]:

- задания, подготовленные в соответствии  с определенными требованиями;

- задания, прошедшие предварительную апробацию с целью выявления показателей качества;

- задания, позволяющие определить  у тестируемых степень их языковой (лингвистической) и/или речевой  (коммуникативной) компетенции;

- задания, результаты которых  поддаются определенной оценке по заранее установленным критериям.

Данное определение охватывает важнейшие характеристики лингводидактического теста: цель и объект контроля, системообразующие  признаки теста, способ интерпретации  результатов.

Тест - это точный инструмент измерения контролируемого процесса. По сравнению с другими видами контроля тесты обладают более высокими собственно контролирующими характеристиками и возможностями.

Тестирование обладает исключительной систематизирующей способностью, необходимой  для формирования системы обучения ИЯ на основе коммуникативного системно-деятельностного подхода. Оно призвано способствовать формированию необходимых универсальных стандартов овладения и владения ИЯ, внедрению критериев и показателей оценки фактического уровня, а также соответствия модификации содержания и методики обучения ИЯ на современном этапе.

Тест как средство контроля имеет  ряд преимуществ по сравнению  с другими видами контроля:

а) одновременно тестируется большое  количество опрашиваемых;

б) результаты тестирования устанавливаются быстро, просто;

в) результаты используются для диагностики  трудностей языкового материала;

г) в учебном процессе можно применять  как тренировочное упражнение.

Возможности тестов как средств контроля:

- экономичны (за короткое время  позволяют контролировать знания);

- результат может быть легко  подсчитан и оценен;

- установление уровня сформированности  знаний, умений и навыков;

- выявление языковых трудностей;

- осуществление начальной, текущей  и конечной диагностики;

- удобство проведения;

- большая степень объективности  как средства контроля.

Так как тестирование является одной  из форм контроля, то логично предположить, что оно будет выполнять те же функции и иметь те же виды и формы.

Виды контроля/тестирования: входное (отправное, вводное, начальное, предварительное); текущее; тематическое; рубежное (периодическое, а если на модульной основе, то суммарное); итоговое; заключительное (выпускное), обычно комбинируется с другими формами контроля; отсроченное (когда проводится педагогический эксперимент).

Основными характеристиками теста  являются его количественная оценка (этим он отличается от традиционной контрольной  работы), практичность (что означает доступное содержание тестовых заданий) экономичность - минимальные затраты  времени для его выполнения; а также валидность- возможность сравнивать результат теста с внешним критерием.

Информация о работе Проблема контроля знаний по английскому языку в начальной школе