Проблема контроля знаний по английскому языку в начальной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 09:58, курсовая работа

Описание работы

Целью данного исследования является теоретическое обоснование и методическое обеспечение использования тестовой методики в процессе контроля знаний по иностранному языку на начальном этапе общеобразовательной школы.
Объект исследования: контроль в преподавании иностранного языка на 1 ступени общего среднего образования.
Предмет исследования: тест как форма контроля знаний по иностранному языку.
Для достижения цели необходимо решить ряд исследовательских задач:
Теоретически обосновать понятие контроля в процессе обучении иностранным языкам.
Охарактеризовать функции и задачи контроля знаний по иностранному языку.
Определить основные виды и формы контроля знаний в процессе обучения иностранному языку.
Разработать комплекс тестовых заданий, направленных на контроль сформированности языковых навыков (на примере английского языка).

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 5
1.1 Контроль в обучении иностранным языкам 5
1.2 Функции и задачи контроля 7
1.3 Виды и формы контроля в процессе обучения иностранному языку 15
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ КАК ФОРМЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 25
2.1 Тесты контроля знаний и их характеристика 25
2.2 Примеры тестовых заданий по английскому языку для начальной школы 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 35

Файлы: 1 файл

Курсовая работа..doc

— 194.50 Кб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Социально-экономические преобразования в Республике Беларусь оказали влияние на все стороны общественной жизни, в том числе и на систему образования в целом. В области обучения иностранным языкам происходит смена программного обеспечения. При этом постоянным остается вопрос о качестве знаний учащихся.

Цели и содержание обучения иностранным  языкам ориентированы на соизучение языков и культур. Иностранный язык выступает как средство формирования и воспитания морально ответственной  личности, как средство общения, познания, осмысления и интерпретации фактов иной культуры, осознания своей собственной культуры и ознакомления с ней представителей других языковых сообществ.

В настоящее время важность языковой подготовки выпускников школ, техникумов, вузов уже не вызывает сомнения. Это обусловлено, по меньшей мере, тремя причинами:

- иностранный язык, как учебная дисциплина, выполняет гуманистическую функцию развития креативных и логических качеств личности;

- в современном взаимосвязанном и взаимозависимом мире знание языка на коммуникативно-достаточном уровне позволяет установить деловые контакты между специалистами;

- снятие языковых барьеров расширяет круг возможностей как для трудоустройства, так и для получения образования за рубежом.

В современных педагогических исследованиях  изучаются пути и средства повышения качества образования. С позиции повышения качества образования пересматриваются основные компоненты педагогического процесса, анализируется их потенциал, а также создаются новые технологии обучения и контроля знаний.

Целью данного исследования является теоретическое обоснование и методическое обеспечение использования тестовой методики в процессе контроля знаний по иностранному языку на начальном этапе общеобразовательной школы.

Объект исследования: контроль в преподавании иностранного языка на 1 ступени общего среднего образования.

Предмет исследования: тест как форма контроля знаний по иностранному языку.

Для достижения цели необходимо решить ряд исследовательских задач:

  1. Теоретически обосновать понятие контроля в процессе обучении иностранным языкам.
  2. Охарактеризовать функции и задачи контроля знаний по иностранному языку.
  3. Определить основные виды и формы контроля знаний в процессе обучения иностранному языку.
  4. Разработать комплекс тестовых заданий, направленных на контроль сформированности языковых навыков (на примере английского языка).

Для решения поставленных задач  использовались следующие методы исследования:

- когнитивно-обобщающие (анализ литературы  по проблеме исследования);

- практические (разработка комплекса  тестов).

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

 

1.1 Контроль в обучении иностранным языкам

 

Контроль и оценка уровня владения иностранным языком являются важнейшим компонентом учебного процесса. Основная задача контроля -объективное определение уровня владения обучаемыми иноязычным материалом на каждом этапе становления их речевых навыков и умений, при этом объектом контроля является как языковая форма сообщения, так и его содержание.

В современной концепции образования контроль и самоконтроль следует трактовать как совместную деятельность учащихся, учителя, администрации школы и работников системы управления образованием по определению степени эффективности процесса обучения и познания, достижения поставленных целей в установленные сроки. Тем не менее, для каждой из указанных сторон различные функции контроля могут выступать в роли ведущих или второстепенных в зависимости от обстоятельств [14, c.99].

Определяя наиболее значимые функции контроля, представляется оптимальным рассматривать их одновременно с нескольких позиций:

  1. позиции ученика, для которого контроль и самоконтроль призваны сформировать необходимые навыки рефлексии и выполнять, прежде всего, мотивационно-стимулирующую, коррекционную и обучающую функции;
  2. позиции учителя, для которого на первый план выходят такие функции контроля как диагностическая, коррекционная, оценочно-воспитательная и организующая;
  3. позиции руководителей системы образования, для которых контроль является механизмом мониторинга эффективности образовательного и воспитательного процессов [1, c.56].

Использование адекватных форм текущего, промежуточного и итогового контроля и самоконтроля, может значительно повлиять на выбор и использование эффективных методов и технологий обучения, обеспечить перераспределение ролей учителя и учеников в процессе познания, усилить степень автономии учащихся, сделав их более самостоятельными и ответственными за результаты учебного труда. Эффективный контроль-это часть хорошего обучения, инструмент системы управления качеством образования.

Новые задачи непрерывного языкового  образования предполагают:

  • выделение уровней владения родным и иностранным языками на всех этапах обучения языкам в школе;
  • конкретизацию коммуникативных навыков и умений, отвечающих выделенным уровням в контексте реальных потребностей и возможностей общения на родном и иностранном языке учащихся данного возраста (включая собственно коммуникативные, учебно-коммуникативные, информационно-коммуникативные, чисто академические, социальные и т.д.);
  • выделение заданий и тех видов деятельности, где данные навыки могут быть наиболее эффективно использованы и продемонстрированы;
  • определение общих подходов к отбору содержания и организации контроля комплексных коммуникативных умений в устной и письменной речи на родном и иностранном языке, в процессе изучения и контроля усвоения материала различных гуманитарных дисциплин;
  • использование адекватных форм и технологий текущего и итогового контроля с учётом психофизиологических и интеллектуальных особенностей учащихся начальной, средней и старшей школы, направленных на контроль различных составляющих коммуникативной компетенции (языковой, речевой, социокультурной);
  • разработку единых параметров оценивания коммуникативных умений и навыков на родном и иностранном языках с учётом специфики этапа обучения, уровня коммуникативных умений и навыков, характера задания;
  • разработку эффективных шкал оценивания продуктивных умений в устной и письменной речи, единых для родного и иностранного языка;
  • постепенный переход от одноуровневых (в начальной школе) к многоуровневым (в средней и старшей школе) заданиям в рамках контроля коммуникативных умений на родном и иностранном языках;
  • внедрение современных технологий самоконтроля и самооценки;
  • продумывание системы использования творческих форм контроля «открытого типа» наряду с обьективизированными контрольно-тестовыми заданиями;
  • применение комплексного междисциплинарного контроля, в том числе и с использованием творческих заданий проектного характера (индивидуальных и коллективных);
  • самоконтроль и взаимоконтроль;
  • рефлексию собственной учебной деятельности и совместное решение проблемных задач.

Таким образом, в учебно-воспитательном процессе контроль выполняет ряд функций, воздействуя и на сам процесс, и на деятельность обучаемого, и на деятельность обучающего.

 

1.2 Функции и задачи контроля

В учебно-воспитательном процессе контроль как его органический компонент  выполняет определенные функции, воздействует и на этот процесс, и на деятельность обучаемого, и на деятельность обучающего.

Контроль знаний, умений и навыков выполняет в процессе обучения следующие функции: проверочную, обучающую, диагностическую корригирующую, управленческую, мотивационно-стимулирующую, оценочную, обобщающую, воспитательную, развивающую [19, c.149].

Остановимся подробно на каждой из вышеупомянутых функций.

Проверочная функция является наиболее важной и специфической. В ней реализуется проверка качества поставленных задач, т.е. достижения определенного уровня иноязычных умений и навыков усвоения определенной суммы знаний.

Эта функция позволяет учителю управлять учебным процессом, действовать осмысленно и системно.

Показатели контроля служат главным  основанием для суждения о результатах  учения, т.е. для решения такого вопроса, как перевод в следующий класс, выдача аттестата, свидетельствующего об окончании базовой или средней школы. Данные контроля констатируют не только результаты и оценку учебной деятельности отдельных учащихся и учителей, но и состояние учебно-воспитательной работы всего учебного заведения, подсказывают меры, необходимые для ее совершенствования.

Оценочная функция охватывает и отражает разные аспекты контроля как компонента педагогического процесса. Оценочная функция контроля несет в себе большую воспитательную нагрузку, в ней заложен стимул, под воздействием которого у учащихся формируется не только стремление, мотив познания, но и желание быть хорошим и не быть плохим.

Именно оценочная функция в  немалой степени влияет как на позицию и деятельность учителя, так и на учащегося. Именно от этой функции во многом зависит правильное психолого-педагогическое воздействие на учеников.

Не вызывает сомнения тот факт, что любая деятельность на уроке  нуждается в оценке. И, конечно  же, в первую очередь, здесь речь идет об учащихся. Оценка деятельности учащихся является для них достаточно важным стимулом в их дальнейшей учебной деятельности. Что касается учителя, то он оценивает степень достигнутого и сопровождает свою оценку поощрением или рекомендацией о том, что нужно исправить или улучшить, над чем стоит поработать и чему стоит уделить повышенное внимание. Из этого нетрудно сделать вывод, что оценка деятельности учащихся в равной степени важна и для учителя, так как для учителя необходим анализ уровня обученности каждого ученика.

Здесь же можно отметить, что в  оценке деятельности учащихся заинтересованы и органы образования, которые судят по ней о деятельности учителя. Из оценочного арсенала в качестве главного инструмента учитель использует в основном отметку — балл.

Смысл любой оценки - в стимулировании учения школьника. Если оценочная функция контроля не будет преследовать этой цели, то она окажется за рамками педагогического воздействия. Контроль не безразличен учащимся. Положительная оценка стимулирует интерес к учению, рождает чувство удовлетворенности своей деятельностью, побуждает к более тщательному изучению данного предмета, отрицательная — сигнализирует о неблагополучности, необходимости устранения отставания в учебе.

Некоторые ученые (Р.К.Миньяр-Белоручев, А.П.Старков и др.) выделяют мотивационно-стимулирующую функцию, одной из задач которой является создание положительных мотивов учения, в нашем случае — в овладении иностранным языком. Р.К.Миньяр-Белоручев высказывал мнение о том, что "наличие или ожидание контроля стимулирует учебные действия учащихся, является дополнительным мотивом учебной деятельности. Что касается овладения иностранным языком, то контроль способен значительно увеличить, интерес к изучению данного предмета. Это положение связано с тем, что контроль создает определенный эмоциональный настрой на уроке, помогая, в качестве подкрепления и стимула, каждому ученику видеть свои успехи, свое продвижение вперед.

Любая деятельность учащихся оценивается  с двух сторон. С одной стороны, оценивается процесс деятельности, выносятся суждения о качестве его  протекания, о степени активности/неактивности учащихся. Это позволяет обеспечить профилактику отрицательных результатов в обучении. С другой стороны, оцениваются результаты деятельности. Оба подхода влияют на характер контролирующей деятельности учителя, стимулирование и создание мотивированности усилий учащихся.

Правильно организованный контроль служит как целям проверки, так и целям  обучения. Поэтому обучающая функция - важное предназначение контроля. В ходе выполнения контрольных заданий происходит повторение и закрепление, совершенствование приобретенных ранее  знаний путем их уточнения и дополнения. Учащиеся переосмысливают и обобщают пройденный материал, используют знания в практической деятельности. "Суть обучающей функции контроля сводится к тому, что содержание, приемы и методика контроля должны носить обучающий характер".

Обучающая функция контроля в большей  мере определяется психологическими свойствами, способствующими более глубокому усвоению материала. Установка на контроль влечет за собой интенсификацию работы мозга, поддерживает его в деятельном состоянии, обеспечивает активное отношение учащихся к предмету усвоения. В ситуации контроля учащийся знает, что ему предстоит отчитаться о выполнении задания, поэтому он мобилизует все свои силы, усилия интеллектуального, волевого и эмоционального плана, выполняет задания с максимальной отдачей и ответственностью, обеспечивающей прочность и тщательность усвоения.

Корригирующая функция реализуется следующим образом. Учитель выявляет уровень сформированности навыков и умений у учащихся и, при необходимости, вносит определенные коррективы в приемы обучения, если он считает, что те приемы, которые он использовал, недостаточно эффективны для достижения поставленной цели. В дальнейшем учителю нужно убедиться, что коррекция дала положительный эффект. Процесс и результаты контроля очень важны для совершенствования работы учителя.

Контроль позволяет оценить  методы обучения, увидеть сильные и слабые стороны своей работы, выбрать оптимальный вариант обучающей деятельности. Например, если учитель видит, что в речевом умении обучаемых недостает самостоятельности, то он вправе именно этому посвятить: очередной урок. Или, если высказывания многих учащихся свидетельствуют о том, что они не владеют последовательностью изложения фактов, мыслей, то учитель должен организовать урок, направленный на развитии качества логичности. Очень часто речь учащихся бывает монотонной, они не могут выразить свои чувства на иностранном языке, так как в момент ответа думают не о собственно ответе, а о той отметке, которую им хочется получить. В ответе неправильно расставляются логические ударения, учащиеся не пользуются паралингвистическими средствами (мимикой, жестами). В этих случаях учителю необходимо самому быть более эмоциональному и проводить уроки, посвященные развитию эмоциональности.

Корректировочная деятельность должна осуществляться систематически, так  как именно систематичность влияет на эффективность корректировочной деятельности.

Диагностирующая функция состоит в выявлении уровня знаний, умений и навыков, привычных действий, оценке реального поведения. Суть данной функции проявляется в способности произвести диагностику обученности, определить существующий уровень владения учащимися иноязычными умениями и навыками на конкретном этапе обучении, обнаружив тем самым "успешность или неуспешность учения, и в зависимости от обнаруженных результатов строить дальнейшую обучающую деятельность".

Данная функция реализуется  в ходе всего процесса усвоения языкового  материала и развития речевых  умений на всех этапах обучении "В содержание диагностической функции входит не только установление фактора успешности/неуспешности в обучении, но и анализа причин, приведших к этому факту"

Диагностический контроль не следует  воспринимать как самоцель. Он проводится учителем для правильной и своевременной корректировки своей дальнейшей педагогической деятельности, т.е. диагностируется эффективность избранной методики — приемов и способов обучения.

Процедура контроля не должна быть сложной  и утомительной для учащихся. Он считает, что она должна быть предельно простой и должна быть направлена на одну интеллектуальную операцию. Например, на операцию отождествления, узнавания и т. Только в этом случае результаты контроля, считает он, будут обладать диагностирующей ценностью, могут сопоставляться с прошлыми и будущими достижениями испытуемого, а также с результатами других учащихся.

Информация о работе Проблема контроля знаний по английскому языку в начальной школе