Проблема контроля знаний по английскому языку в начальной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 09:58, курсовая работа

Описание работы

Целью данного исследования является теоретическое обоснование и методическое обеспечение использования тестовой методики в процессе контроля знаний по иностранному языку на начальном этапе общеобразовательной школы.
Объект исследования: контроль в преподавании иностранного языка на 1 ступени общего среднего образования.
Предмет исследования: тест как форма контроля знаний по иностранному языку.
Для достижения цели необходимо решить ряд исследовательских задач:
Теоретически обосновать понятие контроля в процессе обучении иностранным языкам.
Охарактеризовать функции и задачи контроля знаний по иностранному языку.
Определить основные виды и формы контроля знаний в процессе обучения иностранному языку.
Разработать комплекс тестовых заданий, направленных на контроль сформированности языковых навыков (на примере английского языка).

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 5
1.1 Контроль в обучении иностранным языкам 5
1.2 Функции и задачи контроля 7
1.3 Виды и формы контроля в процессе обучения иностранному языку 15
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ КАК ФОРМЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 25
2.1 Тесты контроля знаний и их характеристика 25
2.2 Примеры тестовых заданий по английскому языку для начальной школы 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 35

Файлы: 1 файл

Курсовая работа..doc

— 194.50 Кб (Скачать файл)

Таким образом, в соответствии с  диагностирующей функцией, контроль направляет деятельность учителя на выявление и измерение достижений и недостатков в обучении иностранному языку.

Здесь можно добавить, что все  функции педагогического контроля взаимосвязаны, но выделяются формы  контроля, в которых превалирует  одна, ведущая функция. Например, такие  формы, как зачет, экзамен коллоквиум характеризуются диагностирующей функцией.

В некоторых методических работах  выделяется обобщающая функция контроля. Эта функция заключается в том, что контроль позволяет выявить степень владения иноязычными речевыми умениями и навыками в конце изучения определенной темы или по истечении части учебного курса/года.

Контроль следует рассматривать  не как самостоятельную проблему, а как чисть другой — проблемы управления учением. В связи с  этим выделяется следующая функция  — управленческая.

Учитель иностранного языка обеспечивает управление процессом овладения учащимися языковым материалом и речевыми умениями. Для того чтобы контроль в овладении иноязычной культурой действительно стал инструментом педагогического воздействия, надо чтобы наблюдательность учителя сочеталась с должной требовательностью, доброжелательностью и основывалась на знаниях закономерностей процесса овладения иноязычной культурой.

В педагогическом процессе все его  звенья должны функционировать по заданным параметрам. Если процесс обучения протекает не по оптимальным параметрам, управление педагогическим процессом теряет смысл, поскольку издержки при этом будут усугубляться. В случае полного выпадения из педагогического процесса какого-либо звена управление также становится неэффективным. Например, если в процессе изучения какого-нибудь грамматического материала опущено выполнение определенного количества упражнений, то проверка усвоения в ходе контроля неправомерна.

Кроме того, данная функция обеспечивает профилактику отрицательных результатов  обучения, в частности - ошибок. Ошибка учащегося — это, главным образом, сигнал не того, что он не овладел чем-то, а того, что программа составлена недостаточно правильно, не учтен какой-то фактор обучения. Поскольку предвидеть все факторы невозможно, вступает в силу программа коррегирования. Но для этого должен быть специально подготовлен учитель, владеющий определенными инструментами, определенным комплексом средств управления учением.

Следовательно, управленческая функция  реализуется лишь в том случае, когда все звенья в процессе обучения взаимодействуют по оптимальным параметрам.

Велика развивающая функция контроля. Она заключается в том, что он дает большие возможности для развития личности учащегося, формирования его познавательных способностей, так как в этом процессе происходит напряжение умственной деятельности. Развивается самостоятельная мыслительная деятельность учащихся. Контроль протекает в условиях обостренной работы внимания, памяти, мышления, воображения. Контроль способен развивать интеллект учащегося, совершенствовать культуру его мышления, его логики. При проверке учащимся необходимо воспроизводить усвоенное, перерабатывать и систематизировать имеющиеся знания, делать выводы, обобщать, приводить доказательства, что эффективно содействует развитию обучаемого.

Контроль решает и воспитательную функцию, так как он всегда глубоко затрагивает эмоциональную сферу личности. Результаты сугубо индивидуальных усилий по усвоению учебного материала становятся предметом общественного суждения. Контроль дисциплинирует учащихся, воспитывает у них чувство ответственности за свою работу, развивает умение быстрой концентрации усилий для решения в определенный срок конкретной умственной задачи, воспитывает сосредоточенность, умение мобилизовать внутренние резервы психики, мышления, памяти, внимания, восприятия; приучает к систематическому учебному труду, что особенно важно при изучении иностранного языка, так как язык требует постоянной работы над ним.  Контроль содействует воспитанию у обучающегося таких черт характера, как настойчивость, воля, выдержка, самообладание, критическое отношение к своему труду.

Правильно осуществляя контроль, учитель  имеет возможность постоянно  побуждать учащихся к совершенствованию  своих знаний и умений, к выработке  объективных самооценочных суждений. Кроме того, воспитывающая функция контроля заключается в том, что он является и самым важным видом отчетности, которой подвергается ученик. Важную роль играют в этом  отметки, но лишь в том случае, когда они объективны.

Следует помнить, что если одним из главных факторов, определяющих успех в изучении языка, является создание на уроке особого микроклимата (а это является большим воспитательным моментом) — отношений речевого партнерства и сотрудничества, то контроль ни в коем случае не должен разрушать этого: не должен превращать урок в скучный  для учащихся опрос, отвлекающий учителя от решения задач образования.

Контроль своими средствами, в первую очередь контрольными заданиями, должен способствовать реализации задач обучения.  Контроль — это компонент педагогического процесса. Цели обучения должны находить свое отражение в целях контроля. Контроль способствует реализации промежуточной и конечной целей обучения.

Ведущей задачей контроля является объективное и точное определение  уровня владения языковым материалом и речевыми умениями на определенном этапе.  Наряду с этим с помощью контроля реализуются иные, не планируемые специально, а обусловленные логикой  контроля задачи, например, обеспечить дисциплину на уроке, создать мотивацию учения, совершенствовать управление педагогическим процессом, провести его корректировку.

Таким образом, в педагогическом процессе в ходе контроля его функции реализуются в единстве, взаимообусловливая друг друга, и что данное деление условно и у различных авторов можно встретить различную интерпретацию функций контроля.

 

1.3 Виды и формы контроля в процессе обучения иностранному языку

 

В педагогической и методической литературе обычно выделяю следующие виды контроля: предварительный, текущий, рубежный (периодический), итоговый. Основанием для выделения этих видов контроля является специфика дидактических задач на различных этапах обучения. Текущий контроль проводится в процессе усвоения нового учебного материала, рубежный применяется для проверки усвоения значительного объема изученного материала (темы, например); с помощью итогового контроля выявляется степень овладения учебным материалом за определенный период времени. Таким образом; все виды контроля в какой-то степени повторяют логику учебного процесса [21, c.16].

Предварительный контроль необходим для получения сведений об исходном уровне познавательной деятельности учащегося, о понимании им целей изучения иностранного языка, об индивидуальных особенностях личности, имеющих значение для овладения иноязычной речевой деятельностью в целях общения. Так же он служит необходимой предпосылкой для успешного планирования и руководства учебным процессом. Он позволяет определить исходный уровень знаний, умений и навыков учащихся, чтобы использовать его как фундамент, ориентироваться на допустимую сложность учебного материала. Нужно отметить, что данный вид контроля не всегда используется учителями, хотя он имеет очень большое значение для успешной работы с разными категориями учащихся.

На основании данных предварительного контроля учитель вносит коррективы  в календарно-тематический план, определяет, каким разделам учебной программы  следует уделить больше внимания на уроках с конкретной группой, намечает пути устранения выявленных пробелов в знаниях учащихся.

Текущий контроль является одним из основных видов проверки становления знаний, умений и навыков учащихся. Иногда контроль данного вида называют вспомогательным, поскольку он помогает учителю выяснить непосредственно в ходе урока, насколько понятно излагаются новые сведения, в какой степени объяснение доступно учащимся, как усваиваются элементы нового материала. При выполнении учащимися упражнений и заданий к учителю поступает информация, т.е. показатели качества действий обучаемых. Эти показатели дают основания для принятия оперативного решения по коррекции хода обучения.

Ведущая задача текущего контроля - регулярное управление учебной деятельностью учащихся и ее корректировка. Поскольку этот вид  контроля будет осуществляться в процессе становления речевых умений т.е. в разные моменты цепочки уроков, то основным объектом контроля будет степень сформированности языковых умений и навыков. В отдельных случаях возможен контроль какого-либо отдельного вида речевой деятельности.

Текущий контроль в ходе урока необходим, прежде всего, для проверки первичного усвоения вновь разучиваемых слов, словосочетаний, грамматических явлений, речевых единиц.

Данный вид контроля может быть индивидуальным и групповым. При организации текущего контроля необходимо добиваться сознательного, а не формального, механического усвоения учащимися учебного материала. Текущий контроль должен занимать небольшую часть учебного времени на уроке, чтобы не травмировать учащихся постоянным опросом.

Значение данного вида контроля трудно переоценить, поскольку он даёт возможность уточнить состояние  приобретенных знаний, навыков и  умений, привести их в систему, расширить, дополнить, что в целом, позволяет  поднять их на качественно новый  уровень. Текущий контроль позволяет видеть процесс становления умений и навыков, вовремя заменять отдельные приемы работы, их последовательность в зависимости от особенностей той или иной группы учащихся.

Необходимо помнить о том, что  нельзя допускать больших интервалов в контроле каждого учащегося: Необходимо следить затем, чтобы каждый учащийся имел возможность высказаться на уроке.

Периодический (рубежный, спорадический, тематический) контроль позволяет определить качество изучения учащимися учебного материала по определенным темам. Он предусматривает, как правило, проверку овладения учащимися определенными знаниями, умениями и навыками в результате изучения достаточно большого объема материала. Такой контроль проводится на специально запланированных уроках несколько раз в четверть или семестр (если обучение ведется по семестрам). Примером периодического контроля могут служить контрольные работы, обобщающие уроки, зачеты, лексико-грамматические тесты.

Периодический контроль позволяет  проверить прочность усвоения полученных знаний, так как он проводится через определенный период времени и не по отдельным дозам учебного материала. От учащихся требуется большая самостоятельная конструктивная деятельность. С помощью данного вида контроля обобщается и усваивается целый раздел, выявляются логические взаимосвязи с другими разделами.

Поскольку этот вид контроля осуществляется в процессе становления речевых  умений, то, можно сказать, что данный вид контроля своего рода подведение итогов в области развития речевых  умений. Поэтому уместно утверждать, что объектом контроля в этом случае будут речевые умения. Но, естественно, что контролю будут подвергаться не все виды речевой деятельности, а лишь некоторые из них. Кроме того, проверка обычно носит фронтальный, а не индивидуальный характер. Это обусловлено тем, что при индивидуальном контроле время, затрачиваемое на него, сократит и без того небольшое количество учебных часов, отводимое на изучение языка [12, c.11].

С.Ф.Шатилов разделяет тематический и периодический виды контроля. Он считает, что тематический контроль предусматривает контроль степени усвоения и овладения изучаемым материалом и сопутствующими навыками и умениями после изучения каждой темы на повторительных уроках. А периодический контроль, но его мнению, проводится в конце каждой четверти и каждого полугодия. Этот вид контроля предусматривает контроль навыков и умений в различных видах речевой деятельности.

Итоговый контроль направлен на проверку конечных результатов обучения, выявления степени овладения  учащимися системой знаний, умений и навыков, полученных в процессе изучения иностранного языка.

Итоговый контроль — это контроль интегрирующий, именно он позволяет судить об общих достижениях учащихся. При подготовке к нему происходят более углубленное обобщение и систематизация усвоенного материала, что позволяет поднять знания на новый уровень. При систематизации и обобщении знаний и умений у учащихся проявляется в большей степени и развивающий эффект обучения, поскольку на этом этапе особенно интенсивно формируются интеллектуальные умения и навыки.

Контроль данного вида определяет соответствие проверяемых знаний, умений и навыков в их взаимозависимости, тому или иному уровню, качеству, заданным параметрам, предусмотренным программой.

Проведение итогового контроля имеет две особенности. Во-первых, проверке подлежат речевые умения в чтении, аудировании, говорении, письме. Это требование обусловлено тем, что проверка должна установить уровень коммуникативной компетенции в целом. Во-вторых, подобной проверке должен быть подвергнут каждый ученик в отдельности. Следовательно, проводится проверка с целью определения, достиг или не достиг каждый ученик требуемого уровня обученности.

Главное требование к выбору формы  и приёмов контроля состоит в  том, чтобы они были адекватны  тем навыкам и умениям, т.е. видам  речевой деятельности, которые они должны проверять.

Ряд ученых высказывает мнение, что  данный вид контроля наиболее перспективно осуществлять в виде тестов или тестовых заданий, что обеспечит возможность  более объективного подведения итогов и сопоставления результатов обученности школьников.

Понятие "форма контроля" трактуется различными учеными по-разному. В педагогической литературе можно встретить следующие формулировки:

1) "Формы контроля — это  способы деятельности учителя  и учащихся, в ходе которых  выявляется усвоение учебного материала и овладение учащимися требуемыми знаниями, умениями, навыками. Они должны обеспечивать систематическое, полное, точное и оперативное получение информации об учебном процессе”.

Информация о работе Проблема контроля знаний по английскому языку в начальной школе