Предмет лингвистике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 20:00, реферат

Описание работы

. Современное представление о языке как объекте лингвистики основывается на четырех его фундаментальных свойствах ("четырех китах", по выражению Ю. Н. Караулова): истощчески обусловленный характер развития языка, психическая природа речевой деятельности, системно-структурные основы устройства языка, социально обусловленный характер возникновения и функционирования языка.Данное представление формировалось постепенно, на протяжении всей истории развития языкознания.Закономерен вопрос: когда же возникло языкознание?

Файлы: 1 файл

языкознание.doc

— 344.00 Кб (Скачать файл)

 

19 и  20 фонемы

 

Звуки объединяются в фонемы не по акустической или артикуляционной близости, а по общности функциональной, что понимается следующим образом:если звуки произносятся по-разному в зависимости от условий произношения, но выполняют одну и ту же функцию, т. е. образуют один и тот же корень, суффикс, приставку или окончание, то эти звуки можно объединить в одну фонему. 
Рассмотрим это на примерах. Возьмем слова род и родовой. В этих словах присутствует один корень, хотя первое слово мы произносим [рот], поскольку в русском языке звонкие согласные в конце слова оглушаются. Фонемы – это минимальные единицы звукового строя языка, которые выполняют в данном языке определенную функцию: служат для складывания и различения материальных оболочек значимых единиц языка - морфем, слов.Уже в определении названы некоторые функции фонем. Кроме того, учёные называют еще несколько функций. Итак, к основным функциям фонемы относятся следующие:\конститутивная (строительная) функция;дистинктивная (сигнификативная, различительная) функция;перцептивная функция (опознавательная, т. е. функция восприятия);делимитативная функция (отграничительная, т. е. способная отделять начала и концы морфем и слов).Как уже было сказано, фонемы – единицы односторонние, имеющие план выражения (экспонент – по Маслову), в то время как смыслоносителями они не являются, хотя, по мнению Л. В. Бондарко, фонемы потенциально связаны со значением: они относятся к смыслоразличителям. При этом надо иметь в виду, что существуют однофонемные слова или морфемы, например, предлоги, окончания и т. п.Впервые понятие фонемы в языкознание вел русский учёный И. А. Бодуэн де Куртенэ. Использовав термин, употребленный франц. лингвистом Л. Аве в значении «звук речи», он связывает понятие фонемы с её функцией в морфеме. Дальнейшее развитие учение о фонеме находит в работах Н. В. Крушевского, ученика И. А. Бодуэна де Куртенэ. Большой вклад в разработку этого вопроса внес Н. С. Трубецкой, петербургский учёный, в 20-е годы ХХ в. эмигрировавший за границу.)Конститутивная, или тектоническая. В этой функции фонемы выступают как строительный материал, из которого создается звуковая оболочка языковых единиц, наделенных значением (морфем, слов и их форм) 
2)Различительная, или дистинктивная. Фонемы могут выступать как в словоразличительной функции, напр. кора - нора, или в форморазличительной, напр. рука - руке.Фонема - является минимальной единицей языка, это значит, что разделить ее дальше нельзя. Но тем не менее фонема представляет собой сложное явление, так как она состоит из ряда признаков, которые не могут существовать вне фонемы. Так, напр. в фонеме д в русс. яз. мы можем выделить признаки звонкости (в отличие от глухости т - дом - том), твердости ( в отличие от мягкости д: дома - Дёма), взрывности ( в отличие от фрикативности з :дал -зал; отсутствие назальности (в отличие от н : дам-нам), наличие переднеязычности( в отличие от заднеязычности г: дам-гам). 
Не все признаки в составе фонем играют одинаковую роль, одни из них являются различительными, или дифференциальными (фонологически существенные признаки фонем). Замена даже одного дифференциального признака ведет к изменению фонемы. Например, заменив в фонеме д признак звонкости на глухость, мы получим, при сохранении всех прочих признаков, свойственных фонеме д, фонему т. Заменив признак взрывности на фрикативность, мы получим, при сохранении всех прочих признаков. Свойственных фонеме д, фонему з. Все остальные перечисленные выше признаки фонемы д также оказываются различительными (дифференциальными). Другие признаки оказываются неразличительными в случае, если нет другой фонемы, прямо и однозначно противопоставленной по этому признаку.В реализациях отдельных фонем существуют различия, которые носят регулярный характер и поэтому свойственны речи всех носителей языка. Примерами таких регулярных различий в реализации одной и той же фонемы может служить различное произношение корневого гласного в русских словах водный - вода - водяной. С точки зрения МФШ существенно отличающиеся друг от друга гласные о , в приведенных выше словах являются представителями одной и той же фонемы о, так как эти гласные занимают одно и то же положение в звуковой структуре корневой морфемы вод и чередуются друг с другом в силу действующих в современном русском языке фонетических закономерностей. Такие варьирующие в известных пределах регулярные реализации одной и то же фонемы будем называть вариантами данной фонемы или ее аллофонами. Среди вариантов фонемы выделяется так называемый основной вариант, в котором качества данной фонемы проявляются в наибольшей степени. Кроме основных вариантов выделяются также комбинаторные и позиционные варианты. Комбинаторные варианты возникают под влиянием ближайшего фонетического окружения. Напр. сне. В начале этого слова представлен мягкий зубной согласный с, который является комбинаторным вариантом русской фонемы с в сочетании с любым мягким зубным, в данном случае мягкое зубное н. 
Позиционные варианты возникают у фонем в определенных положениях в слове. Так гласный является позиционным вариантом русской фонемы о во втором предударном слоге (водяной). В отличие от основного варианта о позиционный вариант утратил качества огубленности и принадлежности к заднему ряду. Различают позиции фонем сильные и слабые. Те положения, в которых фонема наиболее отчетливо может проявить свои признаки, называется сильной позицией. Сильной позицией для гласных фонем является позиция под ударением. Слабой позицией называется положение фонемы слова, в котором происходит нейтрализация признаков данной фонемы (например, позиция конца слова для звонких и глухих согласных в русском и немецком языках - в английском и французском языках эта позиция для того же противопоставления сильная.). Система - совокупность фонем данного языка, связанных между собой постоянными отношениями. Система фонем обнаруживает определенное внутреннее членение. Она распадается на две подсистемы: подсистему гласных фонем - вокализм, и подсистему согласных фонем-консонантизм.Основные фонетические процессаккомодация;ассимиляция и ее виды; 
дессимиляция и ее видыПрочие фонетические процессы:эпентезы;протезы; 
-диерезы. Наиболее типичные случаи взаимодействия звуков в речевом потоке - это аккомодация, ассимиляция и диссимиляция. Это есть основные фонетические процессы. 
Аккомодации (приспособления) возникают между согласными и гласными, обычно стоящими рядом. При этом могут возникать так называемые глайды, например, если внимательно вслушаться в произношение слова воля, то можно расслышать между в и о очень коротенькое у. Ассимиляция - это артикуляционное и акустическое сближение (уподобление) звуков (согласных с согласными, гласных с гласными).  Ассимиляция бывает прогрессивной и регрессивной. Прогрессивная ассимиляция возникает в том случае, если предшествующий звук воздействует на последующий. Регрессивная ассимиляция возникает в том случае, если последующий звук воздействует на предшествующий звук. Диэрезы (или выкидки) имеют ассимилятивную основу, например, устранение йота между гласными, которые стремятся уподобиться друг другу и слиться в один звук: например, в слове бывает - основа бывай. Эпентезы (или вставки) чаще всего имеют диссимилятивную основу, чаще всего речь идет о вставке звуков в или й между гласными, например в просторечии говорят Ларивон вместо Ларион или Родивон вместо Родион, а также радиво, какаво. Йотовая эпентеза типична также для просторечия. Протезы (или надставки) являются собственно разновидностью эпентез, только протезы не встречаются в середине слова, а приставляются спереди, к началу слова. 

21.предмет фонетики

Фонетика (от греч. Phone - звук, голос) - наука о звуковом строе языка. Подобно тому, как языкознание подразделяется на общее и частное, подразделяются и дисциплины, изучающие разные стороны языка - его звуковой строй, лексику, грамматику и т.д.

Предметом введения в языкознание является общая  фонетика. Круг ее вопросов достаточно широк. Она изучает: 1) общие условия звукообразования, исходя из возможностей произносительного аппарата человека; 2) акустические особенности звуковых единиц; 3) функциональный аспект звуков речи (учение о фонеме); 4) закономерности сочетания звуков и влияние их друг на друга в потоке речи; 5) природу слога и законы слогоделения; 6) ударение и сингармонизм как средства организации фонетической структуры слова; 7) интонацию как средство организации фразовых единиц; 8) связь звуковой стороны языка с письмом (графикой и орфографией).

В частной фонетике все указанные проблемы рассматриваются  применительно к тому или иному  конкретному языку. Соответственно различают, к примеру, фонетику современного русского языка, историческую фонетику испанского (киргизского, английского) языка и т.п

Практическое  значение фонетики неоспоримо. Ее достижения используются в самых различных  областях:

в создании письменности для бесписьменных народов и  в совершенствовании письменности и орфографии старописьменных языков;

в методике обучения чтению и письму;

в обучении произношению и орфографии неродного языка;

в обучении речи глухонемых и тугоухих (сурдопедагогика);

в решении ряда технических задач: а) в телефонии  и радиотехнике при передаче речи по трактам связи; б) в кибернетике - для разработки проблем автоматизации управления производственными процессами при помощи речевых команд и т.п.

Фонетика различает  в звуке речи три основных аспекта - артикуляционный (артикуляторный), акустический (физический) и функциональный (лингвистический).

Артикуляционный аспект фонетики связан с такими нелингвистическими дисциплинами, как анатомия и физиология речеобразования и восприятия. Объектом изучения здесь является речевой  аппарат, его устройство и функции  отдельных его частей. (Материал, относящийся к данному вопросу, прорабатывается студентами самостоятельно по фонетическому разделу любого учебника введения в языкознание).

Акустический  аспект фонетики, связанный с областью физики, занимается изучением акустики речи - раздела общей акустики, исследующей структуру речевого сигнала, систему автоматического синтеза и распознавания речи. Рассматривая звуки речи в акустическом аспекте, выделяют такие их характеристики, как высота, сила, тембр звука, тоны и шумы, резонанс и т.п. (Материал, относящийся к данному вопросу, как и к предыдущему, прорабатывается студентами самостоятельно).

Функциональный  аспект фонетики является ведущим, основополагающим, поскольку он изучает структурные  и функциональные закономекрности  звукового строя языка.

Отсутствие  ориентации на функцию звуков речи у акустического и артикуляционного аспектов фонетики и наличие такой ориентации у лингвистического ее аспекта дают основание для подразделения фонетики на собственно фонетику и фонологию. Фонология на правах функциональной фонетики входит в состав микролингвистики наряду с такими дисциплинами, как морфология, лексикология, дериватология (учение о словообразовании), синтаксис и др.

Артикуляционно  все звуки речи делятся на гласные  и согласные. В числе основных различий этих двух категорий звуков как минимум нужно назвать:

Положение органов  речи. При гласных речевой канал  открыт, так что выходящая струя  не встречает на своем пути препятствий. При согласных на пути выдыхаемой воздушной струи всегда образуется в определенном месте речевого канала преграда той или иной формы (ср: [а-а-а, о-о-о], с одной стороны, и [п,т,к] - с другой стороны).

Различие в  напряженности органов речи. При  образовании гласных наблюдается  разлитое напряжение всего произносительного  аппарата. При образовании согласных напряжение имеет место только в определенной точке речевого канала: иными словами, гласные характеризуются нелокализованной (несфокусированной) артикуляцией, согласные - локализованной (сфГубные, или лабиальные (лат. Labia - губы).

а) При сближении  нижней губы с верхней образуются губно - губные согласные (билабиальные): [p,b,m].

б) При сближении  нижней губы с верхними зубами образуются губно - зубные (лабиодентальные) согласные  типа [f,v].

1.2. Интердентальные  (межзубные) согласные типа английских [и] и [р]: thank [иж?k] - `благодарить', that [ржt] -тот (та,то).

1.3. Переднеязычные  согласные, подразделяются на  дорсальные, апикальные и какуминальные.

а) При образовании  дорсальных согласных (лат. Dorsum - спина) кончик языка опущен к нижним зубам (типа русских [т], [д], [с], [з], [н]).

б) При образовании  апикальных согласных (от лат. Apex - кончик) кончик языка, приподнимаясь вместе со спинкой, сближается с верхними зубами или альвеолами. Это согласные типа английских [t], [d], [n]. Есть они и в русском, например, [ш], [ш'], [ч].

в) При образовании  какуминальных согласных (лат. Cacumen - верхушка) кончик языка не только приподнят, но и немного загнут кверху, в  то время как передняя часть спинки языка, наоборот, вогнута внутрь так, что она получает ложкообразную форму. Примером может служить переднеязычное дрожащее [р] как в русском языке.

1.4. Среднеязычные  согласные, при артикуляции которых  средняя часть спинки языка,  поднимаясь, сближается с твердым небом. Согласные этого типа часто называют палатальными (от лат. Palatum - нлбо). Термин «палатальный» нельзя смешивать с термином «палатализованный», т.е. смягченный. Палатализации в той или иной степени могут подвергаться все согласные. Для палатальных согласных типа [ j ] среднеязычная артикуляция является не дополнительной, а основной. В русской графике звук [j] обозначается в одних позициях с помощью буквы [й], в других - с помощью йотированных букв [е,л, ю, я], например, сарай, мой, твой, а также яма [jама], ллка [jолка] и т.д.

1.5. Заднеязычные  согласные, при образовании которых  активным органом является задняя  часть спинки языка, сближающаяся  с мягким нлбом. Примером могут  служить согласные типа [к], [г]  как в словах кот, год.

1.6. Глубокозаднеязычные типа киргизских согласных [ Н ], [М ]: Нol (рука), НаМаz (бумага).

1.7. Увулярные  (язычковые) согласные (лат.Uvula - язычок), при образовании которых активным  органом является маленький язычок (продолжение мягкого неба). Примером  может служить грассирующий согласный [ r ] во французском и некоторых других языках. В обиходной речи этот звук называется картавым [ р ].

1.8. Гортанные  согласные, образующиеся при смычке  или сближении голосовых связок. Имеются в персидском, арабском, корейском, английском языках (ср. английское [ h ], похожее на легкий выдох в словах типа hat [hжt] - `шляпа'; hand [hжnd] - `рука').

По способу  образования, отвечающему на вопрос как?, т.е. каков характер прохода  воздушной струи при образовании  звуков речи, согласные подразделяются на следующие разновидности. Различают два основных способа взаимодействия произносительных органов - смыкание и сближение. При смыкании образуются смычные согласные, при сближении - щелевые.

2.1. Смычные согласные  подразделяются на две разновидности:

а) смычно - взрывные, при произношении которых за смыканием  сразу же следует резкое размыкание, и воздух образует толчок, взрыв. Во всех языках мира представлены смычные  взрывные согласные [p], [t], [k]. Взрывные согласные иначе называются эксплозивными (от франц. Explosif - `взрывной').

б) Смычные имплозивные, произношение которых характеризуется  выдержкой смычки при отсутствии толчка. Сравним произношение начальных  и конечных смычных согласных [к] и [т] в словах русского языка как  и тот: в начале слов они произносятся как взрывные, а в конце слов - как имплозивные.

2.2. Щелевые согласные.  При образовании щелевых звуков  органы речи,сблизившись, образуют  узкую щель, через которую с  трением проходит воздушная струя.  Примеры многочисленны: [f,v,s,z] и др. Щелевые согласные иначе называют фрикативными (от лат. Fricare - тереть).

2.3. Смычно - щелевые  согласные типа русских [ц], [ч]  называются аффрикатами (от лат. Affricata - притлртая). Аффриката характеризуется  сложной артикуляцией со смычным  началом и щелевым концом. Но это не сочетание смычного согласного с соответствующим щелевым, а одна нечленимая артикуляция и соответственно - одна фонема. Ср. сочетание [тс] и аффрикату [ц] в словах отсадить и поцарапать.

2.4. Смычно - проходные  согласные. При их образовании одни участки органов речи образуют смычку, другие - проход для воздушной струи. Подразделяются на три разновидности:

а) носовые согласные, образующиеся губной смычкой для [m], и зубной для [n] в полости рта  при одновременном прохождении  воздушной струи через нос благодаря опущенному положению нлбной занавески (мягкого нлба).

б) боковые согласные, иначе латеральные (от лат. Lateralis - боковой), образующиеся зубной смычкой при  прохождении воздушной струи  по бокам языка. Так образуется согласный [ l ].

в) дрожащие согласные, иначе вибранты (от лат. Vibran

окусированной) артикуляцией.

По соотношению  голоса и шума согласные подразделяются на сонорные и шумные. Основу сонорных (типа [r, l, n, m]) составляет голос (тон). Примесь  шума незначительная. С акустической точки зрения сонорным согласным противостоят все другие согласные, называемые шумными. Их акустической основой является шум. Шумные согласные подразделяются на глухие [p, f, s] и звонкие [b, v, z].

Фонология – наука, изучающая звуковой строй языка в структурном и функциональном аспектах. Фонология изучает социально значимые различия и тождества звуковых элементов языка. В этом ее отличие от фонетики, которая исследует физические и акустико-артикуляционные свойства звуков речи.  
Базовой фонологической единицей является фонема – минимальная единица языка. Фонема не имеет самостоятельного лексического или грамматического значения, но служит для различения значимых единиц – морфем и слов. Одной из задач фонологии является установление состава фонем в языке и их взаимоотношений. Для решения этой задачи проводится фонологический анализ, который проходит несколько этапов: 
 
1) выделение из текста различительных звуковых признаков; 
 
2) моделирование из них свойственных данному языку звуковых образований; 
 
3) анализ полученных звуковых образований.  
 
На первом этапе происходит определение тождества и различия звуков, находящихся в разных позициях. На втором этапе проводится полный анализ и определения фонем. Классификация фонем рассматривается как третий этап фонологического анализа. Выделяют два типа классификаций: 
 
1) дистрибутивную, основанную на комбинаторных особенностях фонологических единиц; 
 
2) конституциональную, основанную на особенностях фонологических признаков. 
 
Различные типы классификаций представляют деление фонем на различные классы: а) дистрибутивные, и б) конституциональные. 
 
Учение о фонеме было создано в русском языкознании основателем Казанской лингвистической школы И. А. Бодуэном де Куртенэ. Идеи Бодуэна де Куртенэ положили начало образования трех фонологических школ: 
 
1) Московской; 
 
2) Петербургской; 
 
3) Пражской.  
 
Разница в концепциях данных школ состоит в разной трактовке фонемы. 
 
^ Московская теория фонем основывается на понятии «позиция». Под фонемой здесь понимается ряд позиционно чередующихся звуков.  
 
В рамках Пражской теории фонему представляет ряд звуков с одинаковой функциональной характеристикой: анализируются различительные признаки, для которых можно найти оппозиции, то есть противопоставления.  
 
Фонологи^ Петербургской школ�� говорят об относительной самостоятельности фонемы, поэтому необязательно изучать фонему в составе слова или морфемы. 
 
В связи с разными трактовками фонемы есть разные ответы на два основных вопроса фонологии:  
 
1) Как определить, какую фонему представляют данные звуки?  
 
2) Как определяется состав фонем в языке? 
 
В ^ Московской теории фонем предлагаются такие ответы: 1) чтобы узнать, какую фонему представляет данный звук, надо установить, в какой ряд позиционных чередований он входит; 2) каждый особый ряд позиционных чередований – особая фонема. 
 
Пражская теория фонем дает следующие ответы: 1) чтобы узнать, какую фонему представляет данный звук, надо установить, в какие оппозиции он входит; 2) сколько фонетических единиц с разными функциональными характеристиками, столько и фонем в языке. 
 
Лингвисты ^ Петербургской школы отвечают на вопросы таким образом: 1) в одну фонему объединяются звуки, похожие друг на друга (акустически и артикуляционно); 2) количество, состав фонем в языке определяются по позиции наибольшего различения. Такой позицией для гласных является положение под ударением, для согласных – положение перед гласны

Информация о работе Предмет лингвистике