Понятие концепта созидание и разрушение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2012 в 16:08, курсовая работа

Описание работы

Цель работы заключается в выявлении основного актуального признака, а также выявлении средств выражения концепта в английском и русском языках. Для достижения цели мы поставили перед собой следующие задачи:
Рассмотреть различные подходы к понятию «концепт»;
Рассмотреть структуру концепта;
Выявить основные компоненты, составляющие концепт «изменение»;

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………...…3
Глава I. Понятие концепта
1.1. Различные подходы к понятию «концепт»………………………...5
Структура концепта………………………………….…………......8
Выводы по первой главе………………………………………………….……..12
Глава II. Особенности репрезентации основного актуального признака концепта «изменение»
2.1. Основной актуальный признак концепта «изменение»…………………………………………………………….………..13
2.2. Основной способ репрезентации актуального признака концепта «изменение»…………………………………………………………….…..……21
Выводы по второй главе……………………………………………………...…25
Заключение…………………………………………………………..……...……26
Список литературы………………………………………………………………27

Файлы: 1 файл

долбаная курсовая.docx

— 62.73 Кб (Скачать файл)

Обращает на себя внимание, что большинство исследователей вычленяют в составе концепта образ, определенное информационно-понятийное ядро и некоторые дополнительные признаки, что свидетельствует о  принципиальном сходстве в понимании  структуры концепта в разных научных  школах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы по первой главе

Рассмотрев и проанализировав  различные подходы к определению  термина «концепт» мы пришли к  выводу, что концепт – это сложная  структура, которая складывается из:

  1. Непосредственного чувственного опыта человека – восприятия мира органами чувств;
  2. Мыслительных операций с уже существующими в его сознании концептами;
  3. Соединения словарного значения слова с личным и этническим опытом человека;
  4. Из языкового знания (концепт может быть обобщен, разъяснен человеку в языковой форме).

Как мы уже сказали, для  наиболее  полного  осознания  концепта  необходимо  построить определенную  модель,  которая  будет  отражать  его  структуру. В данной работе мы рассмотрели разные точки зрения на структуру концепта, и взяли за основу структуру, предложенную Ю. С. Степановым: структура концепта включает в себя:

  1. внутреннюю форму (обычно не осознаваемую);
  2. основной (актуальный) признак;
  3. дополнительный (пассивный, исторический) признак.

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Особенности репрезентации основного актуального признака концепта «изменение»

2.1. Основной актуальный признак концепта «изменение»

Уже древние мыслители  исходили из представления о мире, в котором происходят непрерывные  процессы изменения, становления. Мир  мыслился как пространство, совмещающее  в себе противоположность покоящегося  и изменчивого.

Ученые и философы Нового времени доказали, что в мире нет ничего, что остается неизменным. Вследствие развития науки (выдвижение учеными естествознания концепции биологической эволюции, предложение учеными– философами новой концепции общественного прогресса, эволюционное учение Дарвина, которое «перебросило мостик» от эволюции животного мира к человеку) и общества (возникновение промышленного производства, оформление новых социальных структур) закрепило за биологическим и социальным мирами статус развивающихся систем.

Иное дело – мир неживой  природы. Ученые догадывались, что Солнечная  система или звезды могли возникать  и разрушаться в силу каких  – либо естественных процессов. Но прямых наблюдений такого рода изменений  не было. Да и не могло быть: как  мы сейчас знаем, эволюционные циклы  звезд занимают миллиарды лет, что несопоставимо со временем существования не только науки, но и человечества в целом.

Однако представим себе, что все – таки где – то существует совершенно неподвижный  объект. Раз он в принципе не подвижен (неизменен), значит, он не может участвовать  ни в каких взаимосвязях и взаимодействиях, поскольку последние необходимо предполагают пусть минимальные, но все же изменения. А если наш объект ни с чем в принципе не связан, то, следовательно, он не находится  ни в каком отношении к другим объектам. А любые свойства объекта  могут проявляться только в отношениях. А если нет отношений, то нет свойств. Значит, наш гипотетический объект не имеет никаких свойств, то есть, попросту не существует.

Следовательно,  всему  миру свойственно изменение.  Мир  находится в постоянном движении. Движение – это способ существования  всего сущего. Философское понятие  движения обозначает любые взаимодействия, а также изменение состояний  объектов, которые происходят в процессе этих взаимодействий. Быть в движении – значит изменяться. Нет в мире неизменных вещей, свойств и отношений. Мир реального бытия слагается и разлагается, он не бывает чем – то законченным.

Аристотель считал, что  изменение начинается с отсутствия чего – либо, приобретаемого во время  самого процесса [Метафизика: книга 12]. Так, строительство дома начинается с чего – то бесформенного, а завершается  упорядоченной структурой. Он же доказал, что изменение также непрерывно, так как из ничего никогда ничего не  возникает. Что бы объяснить  непрерывность изменения, он утверждал  необходимость признать существование  третьего момента, который лежит  в основе перехода от «лишенности  к форме». Аристотель называл его  «субстратом» ( материей). В случае возведения дома материей является дерево и прочий строительный материал. В случае изготовления статуи это бронза, которая наличествует в начале в состоянии лишенности, а затем как основа законченной  формы. То есть изменение, по Аристотелю, подразумевает материю, посредством  которой и осуществляется процесс  перехода из одного состояния в другое ( в данном случае из небытия –  в бытие).

Он также утверждал, что  у всякого предмета, возникшего в  результате изменения, имеются две  присущие ему причины, от которых  с необходимостью зависит его  существование в природе. Это  исходная материя, как мы уже говорили, из которой возник предмет, и та форма  и структура, которая делает его  именно того рода бытием, каким он является (как форма законченной статуи). В дополнении к этим внутренним причинам, материи и форме, должна имеется еще некая, внешняя, действующая причина (например,  действия скульптора), которая придает материи форму.

Здесь мы можем предположить, что форма, представляющая собой  зрительно  воспринимаемую или мысленно созерцаемую сущность, является Объектом, поскольку на нее направлен процесс  создания. А тот, кто считается  автором данной формы, является Субъектом.

В процессе изменения Субъект  является обязательным компонентом  и обозначает лицо, явление или  иную сущность, способную влиять на изменение состояния Объекта. Соответственно, под влиянием действий, деятельности Субъекта или процессов происходящих в нем состояние Субъекта изменяется. Сравните:

  1. Сняв шляпу и закрыв глаза, он [Сергей Михайлович] сидел на развалине старой вишни и старательно скатывал в шарик кусок вишневого клею.
  2. Все остальное посветлело и залилось серебром росы и месячного света.

В первом примере он [Сергей Михайлович] является Субъектом, так как от него исходит действие. Когда Субъектом деятельности выступает человек, то своими определенными действиями он вызывает определенные изменения, поскольку действует целенаправленно, осознавая, какого результата он желает добиться. Во втором случае мы имеем дело с неживым Субъектом, выполняющим действие, которое является чисто каузативным.

Следовательно, Субъектом  деятельности может выступать:

  1. Человек или другое живое существо;
  2. Природное явление;

Кроме того, Субъектом также  могут выступать продукты человеческой деятельности, как материальные, так и мыслительные, и духовные (слово, песня, язык и т. д.),  которые могут влиять на человека и окружающий мир (например: строчки из песни: музыка нас связала, тайною нашей стала…; «Этих слов ждёт каждый, с этими словами дарят жизнь, с этими словами делают удивительные открытия, с этими словами покоряют вселенную, с этими словами прекращают конфликты, от этих слов сходят с ума, от этих слов просыпаются от счастья, от этих слов мир становится лучше, с этих слов всё и начинается, но их так трудно сказать…» – dj. Pulenkoff: « Три слова изменившие Мир»).

Кроме того, «некая внешняя, действующая причина», придающая  материи форму, может носить как и физический:

  1. «22 ноября на площади Советов Улан-Удэ начали устанавливать 14 – метровую новогоднюю елку. Две бригады по 10 человек за три дня должны будут привязать к металлическому каркасу почти одну тысячу маленьких сосен» [ Информ Полис от 25.11. 2010];
  2. «Центр создается именно для того, чтобы члены сборной тренировались в тех же условиях, в каких будут соревноваться» [В. Наговицын, Информ Полис от 25.11.2010].

  так  и ментальный характер действия:

  1. «По словам Дмитрия Медведева, базы на территориях иностранных государств по распоряжению президента РФ не создаются. Как отметил Дмитрий Медведев, для этого необходимо проводить сложную политико-дипломатическую работу» [Информ Полис от 25.11. 2010].
  2. «…. Наблюдатели связывали уход Александра Мартынова с полной запущенностью лесной отрасли, резким падением объемов лесозаготовок и провалом программы «300 бесплатных кубов леса» [Информ  Полис от 25 .11. 2010].

Таким образом, основной актуальный признак концепта «изменение» включает в себя следующие компоненты:

Процесс/ действие ( физическое/ментальное)/деятельность.

Изменение – это процесс  движения и взаимодействия предметов  и явлений; их переход из одного состояния в другое (и в физическом и в ментальном плане); появление у них новых свойств, функций и отношений при обязательном присутствии субъектно-объектных отношений.

Человечество всегда интересовали те виды изменения, где наблюдалась  смена качества предмета, то есть смена  его основных свойств. Пока такие  свойства сохраняются, предмет остается самим собой. Страницы книги могут  пожелтеть, выцвести, испачкаться, но пока можно разобрать текст, она сохраняет свое качество быть учебником, книгой. Если же это качество будет утеряно, книга перестает быть книгой, и превращается  в нечто другое: в почку грязной бумаги.

Однако в процессе изменения  предмета качество может не только утрачиваться, но и приобретаться. Обезьяна, как говорят, когда – то превратилась в человека, несмышленыш – ребенок  в разумного взрослого, карета когда  – то трансформировалась  в автомобиль, а арифмометр в калькулятор.

Изменения не являются однообразными. Аристотель различал четыре типа изменений: наиболее фундаментальное – то, при котором возникает новая сущность, способная к самостоятельному существованию. Это может произойти лишь в результате разрушения некой предшествующей сущности (возникновение). Любая материальная сущность, как только она возникла, приобретает способность к дальнейшим изменения своих свойств. Эти свойства распадаются на три типа:

  1. По количеству (количественные изменения, происходящие путем накопления);
  2. По качеству (изменения, характеризующиеся постепенным накоплением элементов нового качества вместо старых);
  3. По месту (изменения, характеризующиеся переменой места) [Метафизика: книга 12].

Гегель отмечал, что существует многообразие количественных изменений. Это изменение и числа элементов объекта, и объема информации, и скорости движения, и степени проявления того или иного качества и т.п. Любое из этих количественных изменений ведет к появлению нового качества. Появление нового качества это, по существу, появление нового предмета с новыми закономерностями жизни, с новой мерой, в которой заложена уже иная количественная определенность  [Спиркин 2004: 92].

Философский энциклопедический  словарь дает следующие типы изменений:

«Изменение» понимается как 1) возникновение или 2) уничтожение  свойств объекта, 3) увеличение или 4) уменьшение его параметров, его 5) перемещение  или 6) преобразование,6) переход в  иную форму.

«Изменение» – наиболее общая форма бытия всех объектов и явлений, представляющая всякое движение и взаимодействие, переход из одного состояния в другое. Изменение  включает в себя 1) любые пространственные перемещения тел, 2) внутренние превращения  форм движения, все 3) процессы развития, а 4) также возникновение новых  явлений в мире [ФЭС 2004: 385].

Однако здесь возникает  вопрос: как бытие, которое, по сути, статично, может представлять движение и взаимодействие? Однако, по мнению А. Г. Спиркина, даже на поверхностный взгляд бытие не статично. Все конкретные формы существования материи, например самые крепкие кристаллы, гигантские звездные скопления, те или иные растения, животные и люди, как бы выплывают из небытия (их ведь именно вот таких когда-то не было) и становятся наличным бытием. Бытие вещей, как бы много времени оно ни продолжалось, приходит к концу и «уплывает» в небытие как данная качественная определенность, например, именно этот человек. Переход в небытие мыслится как разрушение данного вида бытия и превращение его в иную форму бытия. Точно так же возникающая форма бытия есть результат перехода одной формы бытия в иную: бессмысленна попытка представить себе самосозидание всего из ничего. Так что небытие мыслится как относительное понятие, а в абсолютном смысле небытия нет [Спиркин 2004: 107].

Таким образом, «изменение»  – это форма бытия, представленная в движении предметов/явлений и  их взаимодействии (включающее в себя такие типы взаимодействий, как возникновение, разрушение, перестановка, замена,  добавление и опущение) с окружающим миром и друг с другом при обязательном присутствии субъект-объектных отношений ( схема 1).

 

 

 

 

 

 

Схема 1. Основной актуальный признак концепта «изменение»:

 


 


Информация о работе Понятие концепта созидание и разрушение