Логическое понятие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 02:38, реферат

Описание работы

Логика, одна из древнейших наук, возникла в проблемном поле философии более 2300 лет назад, и в трудах древнегреческого философа Аристотеля впервые показала, как должно совершаться мышление, чтобы была достигнута истина, каким правилам мышление при этом должно подчиниться основная задача, которая стоит перед студентами при изучении курса логики, научиться сознательно применять законы и формы мышления, усвоить основные принципы правильного логического мышления – определенность, последовательность, доказательность; приобрести навыки и умения, требующие точности мышления, обоснованности и убедительности выводов.

Содержание работы

Введение 3
Глава I. Общая характеристика понятий 4
§1.Логические приёмы образования понятий 5
§2. Понятие и слово 5
Глава II Содержание и объём поняти 6
Глава III Виды понятий 7
Глава IV Отношение между понятиями 9
§1. Совместимые понятия 9
§2. Несовместимые понятия 10
Заключение 12
Список используемой литературы 13
Приложение

Файлы: 1 файл

Cодержание Лгикаааа.docx

— 75.22 Кб (Скачать файл)

МОСКОВСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ (МГИМО – УНИВЕРСИТЕТ) МИД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 
 
 
 
 
 

Логическое  понятие

Реферат по Логике 
 
 
 
 
 
 

                      Студентки 1 курса МП факультета

                      3 ак. группы

                      Михедовой А.И.       

                  Научный руководитель:

                  д.фил.н., профессор

                  Силантьева  Маргарита Вениаминовна 
                   
                   

Москва  – 2010

Cодержание

 Введение  3

Глава I. Общая характеристика понятий  4

    §1.Логические приёмы образования понятий  5

    §2. Понятие и слово 5

Глава II Содержание и объём поняти 6

Глава III Виды понятий 7

Глава IV Отношение между понятиями  9

    §1. Совместимые понятия 9

    §2. Несовместимые понятия 10

Заключение  12

Список  используемой литературы 13

Приложение 14 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

«…Употребляйте с пользой время:

                  Учиться надо по системе.

                  Сперва хочу Вам  в долг вменить

                  На курсы логики ходить.

                  Ваш ум, не тронутый доныне,

                  На них приучат  к дисциплине,

                  Чтоб взял он направленья  ось,

                  Не разбредаясь  вкривь и вкось».

      В.Гете «Фауст» ч. I «Ночь»

Логика, одна из древнейших наук, возникла в проблемном поле философии более 2300 лет назад, и в трудах древнегреческого философа Аристотеля впервые показала, как  должно совершаться мышление, чтобы  была достигнута истина, каким правилам мышление при этом должно подчиниться  основная задача, которая стоит перед  студентами при изучении курса логики, научиться сознательно применять  законы и формы мышления, усвоить  основные принципы правильного логического  мышления – определенность, последовательность, доказательность; приобрести навыки и  умения, требующие точности мышления, обоснованности и убедительности выводов.

Логика (от греческого слова logos – «мысль», «слово», «разум», «закономерность») – наука о мышлении. Но в отличие от других наук, изучающих мышление человека, например психологии, логика, изучает мышление как средство познания; ее предметом являются законы и формы, приемы и операции мышления, с помощью которых человек познаёт окружающий его мир.

Логика, изучающая познающее мышление и  применяемая как средство познания, возникла и развивалась как философская  наука и в настоящее время  представляет собой сложную систему  знаний, включающую две относительные  науки: логику формальную и логику диалектическую. Мышление человека подчиняется логическим законам и протекает в логических формах независимо от науки логики. Люди мыслят логично, не зная её правил, подобно тому, как они правильно  говорят, не зная правил грамматики.

Что касается логики, то её задача заключается в  том, что бы научить человека сознательно  применять законы и формы мышления и на основе этого логичнее мыслить  и, следовательно, правильнее познавать  мир. Знание логики повышает культуру мышления, вырабатывает навык мыслить  более “грамотно”, развивает критическое  отношение к своим и чужим  мыслям.

Тема понятия  является актуальной в наши дни, так  как, во-первых, постоянно появляются новые науки и, соответственно, новые  термины. Во-вторых, человек, использующий в своей речи различные термины, должен четко их определять, чтобы  иметь полное представление о  том, что говорит он или другие. Управленческая деятельность подразумевает  под собой четкую, понятную речь. Это возможно, если человек образован, грамотен. Он должен разбираться в  понятиях и определениях в своей  отрасли.

В своей  работе я буду рассматривать общую  характеристику понятий, логические приемы образования понятий, соотношение  понятия и слова и какие  бывают виды понятий.

Понятие как форма мышления 

Глава I. Общая характеристика понятий

Понятие – это форма мышления, отражающая предметы в их существенных признаках.

Признаком предмета называется то, в чем предметы сходны друг с другом или чем они друг от друга отличаются.

Любые свойства, черты, состояние предмета, которые, так или иначе, характеризуют  предмет, выделяют его, помогают распознать среди других предметов, составляют его признаки. Признаками могут быть не только свойства, принадлежащие  предмету; отсутствующее свойство (черта, состояние) также рассматривается  как его признак.

Любой предмет имеет множество разнообразных  признаков. Одни из них характеризуют  отдельный предмет и являются единичными, другие принадлежат определенной группе предметов и являются общими. Так, каждый человек имеет признаки, одни из которых, например, черты лица, телосложение, походка, мимика, так  называемые особые приметы, броские  признаки, принадлежат только данному  человеку и отличают его от других людей. Другие профессия, национальность, социальная принадлежность и т. д. являются общими для определенной группы людей. И, наконец, есть признаки, общие для  всех людей. Они присущи каждому  человеку и вместе с тем отличают его от всех других живых существ. К ним относятся способность  создавать орудия труда, способность  к абстрактному мышлению и членораздельной  речи.

Кроме единичных (индивидуальных) и общих  признаков логика выделяет признаки существенные и несущественные.

Признаки, необходимо принадлежащие предмету, выражающие его сущность, называют существенными. Они могут быть общими и единичными. Понятия, отражающие множество предметов, включают общие существенные признаки (каждое государство имеет города). Понятие, отражающее один предмет (например “Москва”), наряду с общими существенными признаками (город) включает единичные признаки (столица России).

Признаки, которые могут принадлежать, но могут  и не принадлежать предмету и которые  не выражают его сущность, называются несущественными.

Понятие качественно отличается от форм чувственного познания: ощущений, восприятия и представлений, существующих в сознание человека в  виде наглядных образов отдельных  предметов или их свойств. Восприятие и представление – это чувственно-наглядный  образ какого-либо конкретного предмета. Понятие лишено наглядности.

Понятие как форма мышления отражает предметы и их совокупность в абстрактной, обобщенной форме на основании их существенных признаков.

Понятие – одна из основных форм научного познания. Формируя понятие, наука отражает в  них изучаемые ею предметы, явления, процессы. Например, наука биология сформировала такие понятия, как «вид»,  «организм», «клетка», «биосфера», «фотосинтез»; наука социология – понятия «общество», «субъект», «анкетирование», «цивилизация», «стратификация» и др.

Отражая существенное, понятия не содержат всего богатства индивидуальных признаков предмета и в этом смысле они беднее форм чувственного познания – восприятия и представления. Вместе с тем, они позволяют глубже проникнуть в действительность, отобразить её с большей полнотой, на что не способно чувственное познание.

§1. Логические приёмы образования понятий

Что бы составить понятие о предмете, нудно сравнить данный предмет с  другими предметами, найти признаки сходства и различия. Логический прием, устанавливающий сходство или различие предметов, называется сравнением.

Выделение признаков связано с мыленным расчленением предмета на составляющие его части, стороны, элементы. Мысленное  расчленение предмета на части называется анализом.

Выделение с помощью анализа признаков  позволяет отличить существенные признаки от несущественных. Это мысленное  выделение признаков, называется абстрагированием.

Элементы, стороны, признаки предмета, выделенные с помощью анализа, должны быть соединены  в единое целое. Это достигается  с помощью приёма, противоположного анализу, - синтеза, представляющего собой мысленное соединение частей предмета, расчлененного анализом.

Признаки  изучаемых предметов распространяются на все сходные предметы. Эта операция осуществляется путем обобщения, с помощью которого определенные предметы на основе присущих им одинаковых свойств объединяются в группы однородных предметов.

Таким образом, мы образуем одну из основных форм мышления – понятие.  

§2. Понятие и слово.

Понятие неразрывно связано с основной языковой единицей – словом. Понятие выражается и закрепляется в словах и словосочетаниях, без которых невозможно ни формирование понятий, ни оперирование имени (это  слова и словосочетания, имеющие  определённый смысл и обозначающие какой-либо предмет).

Омонимы – это слова, совпадающие по звучанию, одинаковые по форме, но выражающие различные понятия( например, лук – это растение семейства лилейных и ручное оружие для метания срел в виде дуги, стянутой тетивой;  бор – это лес и химический элемент).

Синонимы – это слова, близкие или тождественные по своему значению, выражающие одно и тоже понятие, но отличающиеся друг от друга оттенками значения или стилистической окраской( например, «кавалерия» и «конница»; «лицедей», «актер», «скоморох» и «артист»;   «смелый» и «храбрый»).

Многозначность  слов(полисемия) нередко приводит к смешению понятий, а, следовательно, к ошибкам в рассуждениях. Поэтому необходимо точно установить значение слов, с тем, чтобы употреблять их в строго определённом смысле.

Термин - это слово или словосочетание, обозначающее строго определенное понятие и характеризующееся однозначностью, по крайней мере, в пределах данной науки или родственной группы наук. 
 

Глава II. Содержание и объем понятия 

Содержание  понятия – это совокупность тех  свойств, которые мыслятся в данном понятии.

Свойства, входящие в содержание понятия, позволяют  в отношении любого предмета решить, можно ли его назвать данным понятием. Содержание понятия – это совокупность свойств, присущих всем предметам данного понятия, и только им.

К примеру, прицедент – это случай, имевший  место в прошлом и служащий примером или оправданием для  последующих случаев подобного  рода. Перечисленные свойства составляют содержание понятия «прецедент». Они позволяют относительно любого события решить, можно назвать его прецендентом или нет.

В то же время содержание понятия никогда  не охватывает всех без исключения свойств или признаков, присущих предметам, обозначаемым данным понятием. Квадрат является, например, плоской  фигурой, четырехсторонней, равноугольной, с параллельными сторонами, равными  диагоналями и т.д. Однако, чтобы  толичить квадрат от всего иного, в частности от дркгой геометрической фигуры, нет нужды ссылаться на все его свойства. Они не являются независимыми друг от друга ,и достаточно назвать некоторые из них, чтобы однозначно определить квадрат.

Объем понятия – это множество тех предметов, каждому из которых принадлежат признаки, относящиеся к содержанию понятия.

Информация о работе Логическое понятие