Понятие и слово

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2011 в 18:14, реферат

Описание работы

Знание логики повышает культуру мышления, вырабатывает навык мыслить более “грамотно”, развивает критическое отношение к своим и чужим мыслям.

Основными формами мышления являются понятие, суждение и умозаключение. В своей работе я попытаюсь, как можно подробнее рассмотреть одну из форм мышления – понятие (его виды, содержание и объём, отношение между понятиями и логические операции с понятиями).

Содержание работы

Введение 2


1. Общая характеристика понятия 4


2. Логические приемы образования понятий 6


3. Понятие и слово 8

4. Содержание и объем понятия 11


5. Виды понятий 15


Заключение 19


Список использованной литературы 20

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ ПО ЛОГИКЕ.doc

— 96.50 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ: 
 
 

Введение                                                                                                               2 

1. Общая характеристика  понятия                                                                      4 

2. Логические  приемы образования понятий                                                     6 

3. Понятие и  слово                                                                                                8

                                                                                                                                             4.  Содержание и объем понятия                                                                        11 

5.  Виды понятий                                                                                                  15 

Заключение                                                                                                           19 

Список использованной литературы                                                                 20 
 
 

        
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ. 

Тема понятия  является актуальной в наши дни, так  как, во-первых, постоянно появляются новые науки и, соответственно, новые  термины. Во-вторых, человек, использующий в своей речи различные термины, должен четко их определять, чтобы иметь полное представление о том, что говорит он или другие. Управленческая деятельность подразумевает под собой четкую, понятную речь. Это возможно, если человек образован, грамотен. Он должен разбираться в понятиях и определениях в своей отрасли.    

Как самостоятельная  наука логика сложилась более  двух тысяч лет назад, в 4 в. до н. э. Ее основателем является древнегреческий  философ Аристотель (348-322 гг. до н. э.)  

Логика –  это наука о мышлении. Но в отличие  от других наук, изучающих мышление человека, например психологии, логика, изучает мышление как средство познания; ее предметом являются законы и формы, приемы и операции мышления, с помощью которых человек познаёт окружающий его мир.  

Логика, изучающая  познающее мышление и применяемая как средство познания, возникла и развивалась как философская наука и в настоящее время представляет собой сложную систему знаний, включающую две относительные науки: логику формальную и логику диалектическую.  

Мышление человека подчиняется логическим законам и протекает в логических формах независимо от науки логики. Люди мыслят логично, не зная её правил, подобно тому, как они правильно говорят, не зная правил грамматики.  

Что касается логики, то её задача заключается в том, что  бы научить человека сознательно применять законы и формы мышления и на основе этого логичнее мыслить и, следовательно, правильнее познавать мир.  

Знание логики повышает культуру мышления, вырабатывает навык мыслить более “грамотно”, развивает критическое отношение  к своим и чужим мыслям.

Основными формами  мышления являются понятие, суждение и  умозаключение. В своей работе я  попытаюсь, как можно подробнее  рассмотреть одну из форм мышления – понятие (его виды, содержание и объём, отношение между понятиями  и логические операции с понятиями).  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОНЯТИЯ. 

       Понятие обычно определяют как  одну из основных форм мышления. Оно  может выступать как  специфический результат мышления  и является обобщенным отражением  класса предметов в их наиболее общих и существенных особенностях. Благодаря понятиям мышление приобретает характер обобщенного отражения действительности. 

       Мышление – это отражение действительности по средством языка. Наиболее существенным моментом, определяющим возможность познания действительности с помощью языка, является обобщение предметов некоторого класса, вида (например, животных, растений и т.д.) и мысленное выделение их при этом. Результатом таких обобщений являются именно понятия. Применение понятий в мышлении необходимо всегда, когда к мышлению предъявляются требования определенности, точности и особенно доказательности. Специфика этой формы мышления состоит в том, что она прежде всего представляет собой результат мысленного, а значит и словесно-языкового выделения предметов некоторого класса.  Выделение осуществляется по определенной совокупности признаков, объединяющих данный класс предметов.

Понятие – это форма мышления, отражающая предметы в их существенных признаках.  

Признаки  предмета – это не только то, в чем они сходны друг с другом, но и то чем они отличаются.

   Признаки  предмета разделяются на существенные  и несущественные. Существенными  признаками предмета являются  те признаки, которые выражают  его внутреннюю природу, его  сущность. Несущественными признаками называются признаки, не выражающие сущность предмета, они могут принадлежать, и могут не принадлежать предмету.  

       Характеристика понятия как формы  познания, как способа мыслительной  деятельности – это способ  мыслительного выделения классов  предметов посредством обобщения этих предметов. Этот процесс включает множество приемов познания. Понятия, в которых предметы обобщаются по существенным признакам, имеют наибольшую ценность в познании. Однако мысль представляет собой понятие независимо от того, насколько существенными являются признаки, составляющие основу обобщения предметов, тем более что для предметов одного и того же класса возможны и более и менее существенные признаки, существенные для характеристики самих этих предметов или с какой-то точки зрения в связи с тем или иным использованием предметов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЛОГИЧЕСКИЕ  ПРИЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ  ПОНЯТИЙ. 

Что бы составить  понятие о предмете, нудно сравнить данный предмет с другими предметами, найти признаки сходства и различия. Логический прием, устанавливающий сходство или различие предметов, называется сравнением.  

Выделение признаков  связано с мыленным расчленением предмета на составляющие его части, стороны, элементы. Мысленное расчленение  предмета на части называется анализом.  

Выделение с помощью анализа признаков позволяет отличить существенные признаки от несущественных. Это мысленное выделение признаков, называется абстрагированием.  

Элементы, стороны, признаки предмета, выделенные с помощью  анализа, должны быть соединены в  единое целое. Это достигается с помощью приёма, противоположного анализу, - синтеза, представляющего собой мысленное соединение частей предмета, расчлененного анализом.

Признаки изучаемых  предметов распространяются на все  сходные предметы. Эта операция осуществляется путем обобщения, с помощью которого определенные предметы на основе присущих им одинаковых свойств объединяются в группы однородных предметов.  

Таким образом, мы образуем одну из основных форм мышления – понятие.

Понятие представляет собой отражение единой мысли существенных признаков предмета. Оно может распространяться на один, несколько групп (класс) однородных предметов и явлений, обладающих одинаковыми признаками. Исходя из этого, в структуре каждого понятия нужно разделять две стороны: содержание и объем.  

Содержание  понятия - это совокупность существенных признаков предмета, мыслимого в понятии. Так, содержанием понятия "человек" является общественное существо, способное производить орудия труда. А содержанием понятия "государство" выступает власть экономически господствующих социальных сил и т.д.

Объемом понятия  называется совокупность (класс) предметов, которая мыслится в данном понятии. Например, объем понятий "растение", "животное", "товар" выражает всю безграничную совокупность соответствующих предметов реальной действительности.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ПОНЯТИЕ И СЛОВО. 
 

       Понятие, как и всякая мысль,  выражается в определенной знаковой  форме. Такими формами в языке  являются общие описательные  имена. Обычно вместо них используют  всякого рода сокращения. Понятия составляют смысл имен такого рода и в силу из функции – мысленного выделения предметов – связывают эти имена с теми объектами, которые они должны представлять как знаки языка в процессах коммуникации и мышления. 

       Смысл представляет собой одну из характеристик знаков. Говоря о понятии, мы выходим за пределы теории знаков, рассматривая понятие не как некоторую характеристику знаков, а как определенную форму отражения действительности на ступени абстрактного мышления, то есть на ступени познания действительности с помощью языка. Смыслы знаков представляют собой определенные мысленные образования, результаты определенной мысленной переработки предметов действительности и фиксации их в языке. В этих образованиях находит выражение своеобразие и многообразие форм мыслительной, познавательной деятельности человека. В связи с вопросом о соотношении знаковой формы понятия и сокращающихся слов следует различать два типа ситуаций. 

       1. В процессе той или иной  научной деятельности или в повседневной жизни человек вводит некоторое понятие, выделяя интересующий его класс предметов, и затем подбирает какое-нибудь сокращенное слово – общее имя для этих предметов. 

       2. Имеется уже более или менее  точно интуитивно употребляемое  в научном или повседневном обиходе некоторое имя, обозначающее предметы некоторого класса, и затем образуется понятие о соответствующих предметах, отвечающие на вопрос, что собой представляют эти предметы.

                 То, что понятие и слово неотделимы  друг от друга в своем возникновении и функционировании не означает их абсолютного тождества, так как между ними есть следующие определенные различия.

Однако единство понятия и слова не означает их абсолютного тождества. В отличие  от понятий слова во всех языках различны: одно и то же понятие выражается в разных языках по-разному. Кроме того, в одном языке также имеются некоторые различия между понятием и словом. Рассмотрим данные различия более подробно.  

Во-первых, не всякое понятие выражается одним словом. Многие понятия выражаются совокупностью слов - словосочетаниями. Например, "материалистическая диалектика", "Основы теории государства и права", "экономическая теория", "студент первого курса юридического факультета".  

Во-вторых, не всякое слово выражает понятие. Это касается прежде всего междометий, например: "ай", "ох","эй" и других. Данные слова выражают, но не называют различные чувства и побуждения.

Не выражают понятия и местоимения, например: "я", "ты", "он" и т.д. Это  слова-указания, они не значат, а указывают на значимое. "Я " - это только указание на говорящего, "ты" - на слушающего, "он" ("она", "оно", "они") - на лиц, не причастных к данному разговору. Но никаких существенных признаков в этих словах не содержится. Кто такое "я" (если не знать, кто говорит) - мужчина, женщина, студент, коммерсант, ученый и т.п. - неизвестно, потому что этого содержания нет в слове "я".  

В-третьих, понятие  и слово не всегда однозначно соответствуют  друг другу. Такое положение связано  с существованием в одном языке слов-синонимов и слов-омонимов. Синонимы - это слова, имеющие различное звучание, но относящиеся к одному понятию (например. Родина, Отечество, Отчизна). Омонимы - это слова, совпадающие в звучании, но относящиеся к различным понятиям (например, ключ, язык, звезда, мир). Способность слов выражать различные понятия ведет зачастую к неясности в рассуждениях или аргументации. Поэтому в науке пользуются словами-терминами (от лат. terminus - граница), точно выражающими содержание научных понятий.  

Информация о работе Понятие и слово