Организация контроля в обучении иностранному языку

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 10:25, научная работа

Описание работы

Контроль уровня владения иноязычными навыками и уме¬ниями является неотъемлемой частью процесса обучения ино¬странным языкам в школе. От правильной организации контро¬ля зависит качество урока в целом и уровень обученности учащихся иначе говоря, уровень сформированности коммуникативных компетенций).

Содержание работы

I.Теоретическая часть……………………………………………………………..3
I.1) Введение……………………………………………………………..…3
I.2) Функции контроля………………………………………………..……4
I .3)Виды контроля…………………………………………………………6
I .4)Типы контроля…………………………………………………............7
I .5)Формы контроля………………………………………………….……7
I.6) Использование компьютерных технологий в тестировании по иностранному языку………………………………………………………………8
II. Практическая часть……………………………………………………….......12
II. 1) Современные виды контроля………………………………………12
II. 2) Формы тестовых заданий…………………………………………..13
III.Заключение……………………………………………………………………22
IV. Список использованной литературы ………………………………………24

Файлы: 1 файл

научная работа.doc

— 119.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ РОМАНО-ГЕРМАНСКОЙ ФИЛОЛОГИИ

 

 

 

 

 

 

 

 

НАУЧНАЯ РАБОТА

на тему:

ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЯ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка  ФРГФ

группы 511

Иванова В.С.

Проверила:

асс. Кутарёва И.А.

 

 

 

 

 

Уфа 2012 

Содержание

I.Теоретическая часть……………………………………………………………..3

I.1) Введение……………………………………………………………..…3

I.2) Функции контроля………………………………………………..……4

I .3)Виды контроля…………………………………………………………6

I .4)Типы контроля…………………………………………………............7

I .5)Формы контроля………………………………………………….……7

I.6) Использование компьютерных технологий в тестировании по иностранному языку………………………………………………………………8

II. Практическая часть……………………………………………………….......12

II. 1) Современные виды контроля………………………………………12

II. 2) Формы тестовых заданий…………………………………………..13

III.Заключение……………………………………………………………………22

IV. Список использованной литературы ………………………………………24 
I.Теоретическая часть.

I.1) Введение.

Контроль уровня владения иноязычными навыками и умениями является неотъемлемой частью процесса обучения иностранным языкам в школе. От правильной   организации   контроля зависит качество   урока в целом и уровень обученности учащихся иначе говоря, уровень сформированности коммуникативных компетенций).

      Контроль на уроках иностранного языка может преследовать разные цели, однако во всех случаях он не является самоцелью и  позволяет совершенствовать процесс обучения, заменять малоэффективные приемы и способы обучения более эффективными, создавать более благоприятные условия для коррекции и улучшения практического владения языком, для воспитания учащихся средствами иностранного языка.

         Актуальность проблемы контроля связана с достижением в последнее время определённых успехов в реализации практической роли обучения иностранному языку в школе, благодаря чему расширилась сфера приложения контроля, возросли его возможности положительного влияния на учебно-педагогический процесс, возникли условия для рационализации самого контроля как составной части этого процесса.

Учителю при подготовке к уроку необходимо помнить, что  поиски необходимых форм контроля и  его организация - это важнейшая  задача педагога. Кого, когда, сколько  учащихся, по каким вопросам, при  помощи каких средств нужно спросить и оценить - всё это должно быть продумано учителем при подготовке к уроку. Наряду с этим следует продумать, чем должны заниматься учащиеся во время опроса их товарища. У каждого учителя должна быть своя система контроля, она должна включать разнообразные средства и приёмы работы, чтобы учащиеся понимали, что учитель постоянно контролирует их успехи, уровень и качество овладения знаниями.

Говоря о дисциплине "Иностранный язык" следует  заметить, что основным компонентом  содержания обучения ему являются не столько знания, сколько навыки и умения. При их формировании на первый план выдвигается такой способ обучения, как подкрепление. Успешное становление навыка (а следовательно и умения) невозможно без того, чтобы учащийся не знал, правильны ли его действия или нет. Не получая такой информации извне (главным образом от учителя), он даёт оценку своим действиям сам, что нередко закрепляет ошибочные действия и формирует у школьников неправильные навыки. При формировании речевых навыков и умений оценку действиям учащегося должен давать учитель. Оценка действий учащегося и есть подкрепление. Но осуществить подкрепление нельзя без наблюдений за действиями учащегося или без ознакомления с их результатами. Кроме того, для того чтобы оценка была правильной, необходимо квалифицированное наблюдение, которое, собственно говоря, и представляет собой контроль.

I.2)Функции контроля.

1.Функция обратной связи

Функцию контроля, заключающуюся в получении информации об уровне подготовки учащихся, можно назвать функцией обратной связи.

Функция обратной связи чрезвычайно важна: она позволяет учителю управлять учебным процессом, действовать осмысленно и систематически обеспечивать учащихся подкреплением.

2.Стимулирующая функция. 
Нельзя забывать и другую важную роль, которую играет контроль.

Известно, что учащиеся специально готовятся к контрольной работе, к зачёту, к экзамену.

Одним словом, наличие или ожидание контроля стимулируют учебные действия учащихся, являются дополнительным мотивом их учебной деятельности. Сказанное позволяет говорить ещё об одной функции контроля: стимулирующей.

3.Обучающая  функция.

Одной из важных функций  контроля является обучающая функция. Это значит, что контроль своими средствами, и в первую очередь  контрольными заданиями, должен способствовать реализации задач обучения. Задания и материал любого упражнения могут использоваться как для обучения, так и для контроля. Особенно ярко это проявляется в рецептивных видах речевой деятельности — в чтении и аудировании. Задания, используемые для проверки понимания прочитанного или прослушанного текста, способствуют также формированию коммуникативных умений извлекать информацию из текста, т. е. выполняют функцию обучения.

4.Управленческая  функция.

Обучающая функция тесно  связана с управленческой функцией. Эта функция позволяет не только корректировать действия учащегося, но и вносить изменения в структуру и содержание учебного процесса, корректировать образовательную программу, учебные планы. Если обучающая и управленческая функции успешно взаимодействуют, то происходит более прочное усвоение знаний, умений и навыков, а также повышается культура умственной деятельности обучаемых.

5.Диагностическая  функция.

Следующей функцией контроля является диагностическая, которая  позволяет определить уровень владения обучаемыми иноязычными знаниями, умениями и навыками на конкретном этапе обучения. Диагностика позволяет не только выявить пробелы в подготовке учащихся, но и установить причины пробелов, получить информацию о характере трудностей, возникших у учеников. Производя диагностику обученности, можно строить дальнейшую работу в зависимости от ее результатов, осуществлять дифференциацию и индивидуализацию обучения.

6.Оценочная  функция.

С одной стороны, оценивается  процесс деятельности, выносится  суждение о качестве ее протекания, о степени активности или неактивности обучаемых. С другой стороны, оцениваются результаты деятельности как учителя, так и обучающихся. Оценивание, а именно сама оценка, может внутренне стимулировать обучаемых к их учебной деятельности. Таким образом, мотивация учебно-познавательной деятельности определяется оценочной функцией контроля, что необходимо учитывать при его организации и проведении.

7.Воспитывающая и развивающая функции.

Одними из важнейших  функций контроля являются воспитывающая  и развивающая функции. Помимо установления фактического уровня усвоения материала, контроль развивает такие качества личности, как самостоятельность, настойчивость, целеустремленность, критическое мышление, самообладание. Контроль развивает также память, внимание, восприятие и т. д. Воспитывающая функция контроля в целом является сопутствующей, но может быть и доминирующей, когда, например, учитель стремится приучить отдельных учащихся к систематической работе, старается воздействовать на их психологические особенности (развивать волю, память и пр.).

I.3)Виды контроля.

В качестве видов контроля на уроках иностранного языка используется:

-текущий контроль - проводится на каждом занятии;

-тематический контроль - предусматривает проверку усвоения и овладения учащимися соответствующих навыков и умений в результате изучения темы.

-промежуточный контроль - проводится в конце уроков, четверти, полугодия;

-итоговый контроль - осуществляется в конце учебного года;

-государственный контроль - проводится в конце базового курса обучения, с 2008-2009 учебного года – это ГИА  и  ЕГЭ по иностранному  языку.

 

 

I.4)Типы контроля.

Внешний - осуществляется преподавателем над деятельностью учащегося;

взаимный - осуществляется учащимися над деятельностью одноклассника;

самоконтроль - осуществляется учащимися над собственной деятельностью.

Отдавая должное внешнему типу контроля, следует отметить то что, нельзя добиться успеха в работе без эффективного само- и взаимоконтроля.

I .5)Формы контроля.

Фронтальный контроль

Различают контроль индивидуальный и фронтальный. Фронтальная форма - одна из основных организационных форм контроля при обучении. Она позволяет соблюдать основные правила контроля - регулярность и максимальный охват учащихся за единицу времени. Существенна при этом обращенность ко всему классу, активизирующая деятельность каждого ученика. Это "дежурная", регулярная форма контроля, которая может проводиться несколько раз в течение урока. Фронтальный контроль может осуществляться как в устной, так и в письменной форме. Устная форма контроля преобладает. Для того чтобы органично включить фронтальный контроль в урок и ограничить время на его проведение, рекомендуется пользоваться тестовыми приёмами, рассчитанными на 5-7 минут.

Индивидуальный  контроль

Для того, чтобы проверить умение учащихся вести беседу на иностранном языке или высказываться по изученной теме, необходим индивидуальный контроль, при котором можно было бы вызвать одного ученика (в случае проверки монологической устной речи) или двух учеников (в случае проверки умений диалогической речи) и прослушать их высказывания или беседу. В основном индивидуальный контроль в общеобразовательной школе осуществляется устно и сопровождается оценкой в виде балла с обязательным комментарием учителя, касающимся в первую очередь содержательной стороны речи.

При контроле следует руководствоваться следующими правилами:

1) Контроль должен носить регулярный характер.

2) Контроль должен  охватывать максимальное количество  учащихся за единицу времени.  Поэтому в каждом отдельном  случае он не должен занимать много времени.

3) Объём контролируемого  материала должен быть небольшим, но достаточно репрезентативным, чтобы по степени его усвоения/неусвоения, владения/невладения им учащимися можно было судить, приобрели ли они необходимые навыки и умения.

4) Так как обучение и контроль органично связаны, при проведении контроля следует отталкиваться от конкретных задач урока.

I.6)Использование компьютерных технологий в тестировании по иностранному языку

Одним из активно развивающихся  и перспективных направлений в современной методике обучения иностранным языкам является использование компьютерных технологий для контроля уровня сформированности речевых навыков и умений.

Компьютерное тестирование дает возможность интегрировать  в тестовых заданиях текстовую, графическую, звуковую и видеоинформацию, а также полностью автоматизировать процесс проведения контрольного измерения.

Компьютерное тестирование позволяет:

— быстро обрабатывать вводимую информацию;

— обеспечивать оперативную  обратную связь, которая дает возможность испытуемому постоянно и незамедлительно получать подкрепление правильности ответа, а преподавателю — осуществлять поэтапный или пооперационный контроль действий тестируемого;

— повышать мотивацию  тестируемого, поскольку при работе с компьютерной программой присутствует элемент необычности, схожий с игровой ситуацией, появляется дух состязательности с компьютером;

— значительно экономить  время и затраты на организацию  и проведение тестирования.

Использование компьютера позволяет осуществлять статистический анализ информации, т.е., с одной стороны, дать информацию об участниках тестирования, с другой — что наиболее важно на современном этапе развития лингводидактического тестирования — собрать данные о качестве тестовых материалов.

Возможности компьютерного  тестирования

Сегодня в мире существуют различные организации, занимающиеся не только разработкой проблем, но и  систем компьютерного тестирования.

Во Франции Национальный центр дистанционного обучения (Centre national d’enseignement à distance) предлагает компьютерный вариант теста по французскому языку как иностранному: Test FLE — Test de Français langue étrangère et seconde — niveau général (élémentaire, intermédiaire, avancé): compréhension écrite, grammaire, vocabulaire, compréhension orale (http://www.campus-electronique.tm.fr/TestFle/). Тест позволяет определить уровень владения французским языком как иностранным. Французская языковая школа «L’Ecole des Trois Ponts» также предлагает выполнить в интерактивном режиме тесты на общее владение французским языком (http://www.3ponts.edu/test.htm).

В России компьютерным тестированием  одними из первых начали заниматься сотрудники кафедры гуманитарных технологий МГУ. Были разработаны технологии компьютерного дистанционного тестирования, в которых функции образовательного или психологического тестирования распределены между локальным компьютером пользователя («клиентом») и центральным компьютером разработчика («сервером»). Эта новая информационная технология обеспечивает быстрое и широкое распространение тестов, отвечающих международным научным стандартам.

Информация о работе Организация контроля в обучении иностранному языку