Формирование и развитие теории перевода

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 20:01, лекция

Описание работы

Как это часто случается в филологии, дефиниции термина «перевод» зависят от исследовательских целей и взглядов ученого и его принадлежности к той или иной научной школе. Так, один из основателей российского переводоведения А.В.Федоров, для которого материалом анализа «служат только тексты как речевые произведения», считает, что перевод означает умение «выразить верно и полно средствами одного языка то, что уже выражено ранее средствами другого языка» (Федоров А.В. Основы общей теории перевода. М., 1983, с. 10).

Содержание работы

1. Перевод как деятельность, процесс и результат.
2. Роль переводческой деятельности в истории человечества.
3. Переводческая деятельность выдающихся представителей отечественной и зарубежной культуры.

Файлы: 1 файл

Тема 1 Формирование и развитие теории перевода.docx

— 44.81 Кб (Скачать файл)

2. Сжатость. Переводчик не должен быть многословным, мысли должны быть облечены в максимально сжатую и лаконичную форму.

3. Ясность. Лаконичность и сжатость языка перевода, однако, нигде не должны идти в ущерб ясности изложения мысли, легкости ее понимания. Следует избегать сложных и двусмысленных оборотов, затрудняющих восприятие. Мысль должна быть изложена простым и ясным языком.

4. Литературность. Перевод должен полностью удовлетворять общепринятым нормам русского литературного языка. Каждая фраза должна звучать живо и естественно, не сохраняя никаких намеков на чуждые русскому языку синтаксические конструкции подлинника. Ввиду значительного расхождения в синтаксической структуре английского и русского языков, как отмечалось выше, редко оказывается возможным сохранить при переводе форму выражения подлинника. Более того, в интересах точности передачи смысла зачастую бывает необходимым при переводе прибегнуть к изменению структуры переводимого предложения в соответствии с нормами русского языка, т. е. переставить или даже полностью заменить отдельные слова и выражения, хотя замена даже одного слова другим весьма существенна. В переводе же не одно, а все слова заменяются другими, принадлежащими, помимо всего, к иной языковой системе, которая отличается своей особой структурой речи — порядок слов в предложении, слова, принадлежащие к одному синонимическому ряду, как правило, существенно отличаются в разных языках смысловыми оттенками

 

3. Языковые и  культурно-исторические расхождения  как основа «теории непереводимости».

 

Основой теории перевода являются общелингвистические положения, определяющие характер рассмотрения и решения  собственно переводческих проблем. В ходе разработки лингвистической  теории перевода была продемонстрирована некорректность «теории непереводимости». Рассмотрение перевода с позиций языкознания четко определило невозможность полного тождества содержания оригинала и перевода.  Языковое своеобразие любого текста, ориентированность его содержания на определенный языковой коллектив, обладающий лишь ему присущими «фоновыми» знаниями и культурно-историческими особенностями, не может быть с абсолютной полнотой «воссоздано» на другом языке. Поэтому перевод не предполагает создания тождественного текста и отсутствие тождества не может служить доказательством невозможности перевода. Утрата каких-то элементов переводимого текста при переводе не означает, что этот текст «непереводим»: такая утрата обычно и обнаруживается, когда он переведен и перевод сопоставляется с оригиналом.

Невозможность воспроизвести  в переводе какую-то особенность  оригинала - это лишь частное проявление общего принципа нетождественности содержания двух текстов на разных языках (а если говорить об «абсолютной тождественности», то и двух текстов на одном языке, состоящих из неодинакового набора языковых единиц).

Отсутствие тождественности отнюдь не мешает переводу выполнять те же коммуникативные функции, для выполнения которых был создан текст оригинала. Известно, что в содержании высказывания имеются элементы смысла, которые не имеют значения для данного сообщения, а «навязываются» ему семантикой языковых единиц. Например, сообщение «Хороший студент не придет на занятие неподготовленным» явно имеет в виду не только «студентов», но и «студенток», и мужской род слова «студент» для него нерелевантен. Однако в русском (как и во французском и немецком) языке нельзя употребить существительное, не воспроизводя значение рода, хотя это было бы не нужно для сообщения или даже противоречило бы его смыслу, как в нашем примере. Если в переводе на английский язык указание на род утрачивается, то с точки зрения коммуникации такая потеря не только не существенна, но даже желательна. Абсолютная тождественность содержания оригинала и перевода не только невозможна, но и не нужна для осуществления тех целей, ради которых создается перевод.

 

4. Понятие «искусство  перевода».

Перевод представляет собой  творческую мыслительную деятельность, выполнение которой требует от переводчика  целого комплекса знаний, умений и  навыков, способности делать правильный выбор, учитывая всю совокупность лингвистических  и экстралингвистических факторов. Учет подобных факторов происходит во многом интуитивно, в результате творческого  акта, и отдельные переводчики  в разной степени владеют умением  успешно осуществлять процесс перевода. Высокая степень такого умения называется искусством перевода.

Перевод является важным вспомогательным  средством, обеспечивающим выполнение языком его коммуникативной функции  в тех случаях, когда люди выражают свои мысли на разных языках. Перевод  играет большую роль в обмене мыслями  между разными народами и служит делу распространения сокровищ мировой  культуры.

К художественному переводу предъявляют множество противоречивых требований. Их суммировал американский филолог Т. Сейвори в книге  «Искусство перевода».

А. Перевод должен передавать слова оригинала.

В. Перевод должен передавать мысли оригинала.

А. Перевод должен читаться как перевод.

В. Перевод должен читаться как оригинал (т.е. у читателя не должно быть ощущения, что перед ним перевод).

 А. Перевод должен отражать стиль оригинала.

В. Перевод должен отражать стиль переводчика.

А. Перевод должен читаться как текст, современный оригиналу.

В. Перевод должен читаться как текст, современный переводчику.

А. Переводчик не вправе прибавлять нечто к оригиналу или убавлять.

В. Переводчик вправе прибавить  нечто к оригиналу или убавить  от него.

А. Стихи следует переводить прозой.

В. Стихи следует переводить стихами.

Одни считают важным соответствие духу родного языка и привычкам  отечественного читателя, другие настаивают, что важнее приучить читателя воспринимать иное мышление, иную культуру — и  для этого идти даже на насилие  над родным языком. Выполнение первого  требования (смотрите тезисы В) ведёт  к вольному переводу, выполнение второго (тезисы А) — к переводу дословному, буквальному.

Трудности, стоящие перед  переводчиком, неисчислимы. И первая из них — понимание оригинала. Если переводчику не удалось передать мощь, разнообразие или гармонию оригинала — это не позор. О чуде можно мечтать, но требовать его нельзя. Ошибка же, вызванная непониманием текста, — серьёзный удар по репутации переводчика.

Во многих ошибках повинны  так называемые ложные друзья переводчика — слова одного языка, похожие по звучанию на слова другого, но имеющие иное значение. Так, английское paragraph, например, означает не только и не столько "параграф", как "абзац".

Вторая причина многочисленных ошибок — непонимание идиом, фразеологических оборотов. Нельзя переводить английское to catch cold буквально («поймать холод») — это выражение значит "простудиться".

Множество ошибок вызвано  и тем, что переводчик не знает культуры той страны, с языка которой он переводит. В переводах с английского сейчас можно встретить Джона Баптиста (John the Baptist — это Иоанн Креститель) и Святую Вирджинию (а это святая Дева, Saint Virgin). В художественных текстах часто встречаются цитаты из Библии и Шекспира, из детских прибауток и стихов, которые учат наизусть в школе. Если переводчик не опознает цитату, может получиться ляпсус вроде «Спирт хорош, а мясо протухло» (вместо дух бодр, а тело немощно).

Поскольку в результате перевода художественного текста и перевод  должен получиться художественным, важно  уметь писать на родном языке. Не случайно лучшими переводчиками часто бывают хорошие поэты и писатели, даже если они не знают языка оригинала в совершенстве.

Есть случаи, когда переводчику  нужны не только знания, но и особое мастерство. Писатель часто играет словами, и эту игру бывает непросто воссоздать. Вот английская шутка, построенная на каламбуре. Человек приходит на похороны и спрашивает: I’m late? И в ответ слышит: Not you, sir. She is. Английское слово late значит и "поздний", и "покойный". Герой спрашивает: Я опоздал? А ему отвечают: Нет, покойник не вы, сэр, а она. Как быть? По-русски игра не получается. Но переводчик вышел из положения: Всё кончилось? — Не для вас, сэр. Для неё.

Особые трудности появляются, когда языки оригинала и перевода принадлежат к разным культурам. Например, произведения арабских авторов изобилуют цитатами из Корана и намёками на его сюжеты. Арабский читатель распознаёт их также легко, как образованный европеец отсылки к Библии или античным мифам. В переводе же эти цитаты остаются для европейского читателя непонятными. Различаются и литературные традиции: европейцу сравнение красивой женщины с верблюдицей кажется нелепым, а в арабской поэзии оно довольно распространено. А сказку “Снегурочка”, в основе которой лежат славянские языческие образы, на языки жаркой Африки вообще непонятно как переводить. Разные культуры создают едва ли не больше сложностей, чем разные языки.

Мы не подвергаем сомнению утверждение, что каждый перевод, как  творческий процесс, должен быть отмечен  индивидуальностью переводчика, но главной задачей переводчика все-таки является передача в переводе характерных черт оригинала, и для создания адекватного подлиннику художественного и эмоционального впечатления переводчик должен найти лучшие языковые средства: подобрать синонимы, соответствующие художественные образы и так далее. Конечно, все элементы формы и содержания не могут быть воспроизведены с точностью. При любом переводе неизбежно происходит следующее:

1. Какая-то часть материала  не воссоздается и отбрасывается.

2. Какая-то часть материала  дается не в собственном виде, а в виде разного рода замен/эквивалентов.

3. Привносится такой материал, которого нет в подлиннике.

Поэтому лучшие переводы, по мнению многих известных исследователей, которое мы целиком поддерживаем, могут содержать условные изменения  по сравнению с оригиналом — и  эти изменения совершенно необходимы, если целью является создание аналогичного оригиналу единства формы и содержания на материале другого языка, однако от объема этих изменений зависит  точность перевода — и именно минимум  таких изменений предполагает адекватный перевод.

Следовательно, целью адекватного перевода является точная передача содержания и формы подлинника при воспроизведении особенностей последней, если это позволяют языковые средства, или создание их адекватных соответствий на материале другого языка. 

Таким образом, мы видим, что  точная передача смысла оригинала нередко  связана с необходимостью отказа от дословности, но с выбором адекватных смысловых соответствий.

Подводя итог и учитывая все вышесказанное, подлинно адекватным мы считаем перевод, который исчерпывающе передает замысел автора в целом, все смысловые оттенки оригинала  и обеспечивает полноценное формальное и стилистическое соответствие ему. Такой перевод может быть создан путем творческого применения реалистического  метода отражения художественной действительности оригинала, должен происходить не простой  подбор соответствий, а подбор наилучших  языковых средств для воспроизведения  художественных элементов подлинника.

 

5. Общеобразовательное,  лингвистическое и прикладное  значение теории перевода.

Общеобразовательное значение теории перевода: в соответствии с современными реалиями наш век, наряду с другими эпитетами получил название «век перевода», что связано с небывалым ростом информации, быстрым распространением и потреблением которой мы обязаны переводам. Многие люди, не являющиеся специалистами-переводчиками, - учителя, инженеры, врачи, аспиранты, студенты – вовлечены в переводческую деятельность. Знание основ теории, границ, возможностей и основных приемов перевода по сути дела становится элементом общего образования человека. Сегодня, когда требования к кругозору и эрудиции переводчика многократно возрастают, этот «элемент общего образования» как никогда необходим всем изучающим и преподающим иностранные языки.

Лингвистическое значение теории перевода: раскрывает и описывает общелингвистические основы перевода, т.е. указывает, какие особенности языковых систем и закономерности функционирования языков лежат в основе переводческого процесса, делают этот процесс возможным и определяют его характер и границы, определяет перевод как объект лингвистического исследования, указывает его отличие от других видов языкового посредничества.

Прикладное значение теории перевода. Помимо теоретических разделов, лингвистика перевода включает разработку ряда прикладных аспектов, связанных с методикой обучения переводу, составлением и использованием всевозможных справочников и словарей, методикой оценки и редактирования переводов, а также различными практическими вопросами, решения которых способствует успешному выполнению переводчиком своих функций. Особое место среди прикладных задач лингвистического переводоведения занимает разработка методов формализации переводческого процесса с целью передачи части или всех функций переводчика автоматическому устройству, т.е. осуществления машинного (автоматического) перевода.

 

Список использованных источников

  1. В.С.Виноградов Введение в переводоведение (общие и лексические вопросы). – М.: Издательство Института общего среднего образования РАО, 2001. – 224 с.
  2. Основы теории перевода. Конспект лекций. – М.: Приор-издат., 2008. – 144с.
  3. И.С.Алексеева Введение в переводоведение. Учебное пособие. Спб.: Факультет филологии и искусств СПбГУ; М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 368 с.
  4. Комиссаров В.Н. "Современное переводоведение"
  5. Лаура Сальмон Теория перевода. История, наука, профессия, перевод автора с итальянского языка. НОУ МИЭП, Санкт-Петербург – Астана, 2007. - 272 с.
  6. http://www.classes.ru/grammar/43.Teoriya_perevoda_Lingvicticheskiye_aspekty/html/unnamed_1.html
  7. http://youreng.narod.ru/teoper.html
  8. Основные теоретико-переводческие универсалии:
  9. 1. ИТ – исходный текст, текст, подвергающийся переводу (англ. ) ST source text).
  10. 2. ИЯ – исходный язык, любой естественный язык, знаками которого закодирован исходный текст (SL – source language).
  11. 3. ПТ – переведенный текст, текст, возникший в результате перевода (англ. TT – target text).
  12. 4. ПЯ – переводящий язык, это любой естественный язык, знаками которого закодирован переведенный текст (TL – target language).
  13. 5. Эквивалентность – мера соответствия переведенного текста исходному тексту вне зависимости от цели перевода.
  14. 6. Адекватность – соответствие переведенного текста цели перевода.
  15. 7. Единицы перевода – минимальные оперативные частицы процесса перевода (англ. Unit of translation).
  16. 8. Трансформация – переводческое преобразование.
  17. 9. Переводимость – принципиальная возможность достижения эквивалентности относительно всего текста или какой-либо его части.

Информация о работе Формирование и развитие теории перевода