Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 14:50, реферат
Основной целью обучения грамматике в средней школе является формирование у  учащихся грамматических навыков как одного из важнейших  компонентов речевых умений говорения, аудирования, чтения и письма.
По определению доктора  филологических наук, профессора В. Г. Гак1, грамматика является разделом языкознания, в котором изучаются закономерности изменения и сочетания слов, образующих осмысленные предложения и высказывания.
Что такое грамматика и её роль в формировании иноязычной коммуникативной компетенции ………………………………………………  3
Что значит изучать грамматику………………………………………….. 4
Трудности овладения грамматической стороной речи на иностранном языке…................................................................................................................  6
3.1 межъязыковая интерференция  …………………………………………...   6
3.2 внутриязыковая интерференция  ..………………………………………..   6
4. Системное изучение  грамматики: за и против  ………………………...… 7
5. Объяснение грамматического материала и его тренировка в системе доречевых и речевых  упражнений  ..……………………………….............. 9
5.1 имплицитный подход………………………………………………………. 10
5.2 эксплицитный подход……………………………………………………   13
5.3дифференцированный подход……………………………………………  15
6. Создание условно-коммуникативных  ситуаций для актуализации грамматического  навыка ……………………………………………………… 16
7.  Грамматические ошибки и их исправление……………………………  20
8.  Формат контроля уровня сформированности грамматических навыков в системе современных экзаменов по иностранному языку……………………22
9. Примерные программы по иностранным языкам……………………….. 23
Список  использованной литературы……………………………………… 38
Имплицитный подход может широко использоваться на начальном этапе обучения детей и взрослых. Если внимательно проанализировать УМК И. Н. Верещагиной и др., М. З. Биболетовой и др. для 1-2 классов, то можно заметить, что они построены на использовании данного подхода. При этом в современных УМК для начальной школы удачно сочетаются оба метода: структурный и коммуникативный, с учётом реального контекста деятельности детей.
Учебные методы Китайгородской для взрослых, начинающих изучать иностранный язык, также построены на основе коммуникативного метода обучения грамматике, хотя на более продвинутом этапе предполагается подключение и других методов.
5.2 Эксплицитный подход (с объяснением правил).
| Дедуктивный метод | Индуктивный метод | 
| От общего – к частному. От правила - к действию. Последовательность действий 
 Например: - раскрой скобки; - поставьте прилагательные (глаголы) в нужной форме; - перефразируйте предложения, используя данное начало (указанное слово); - найдите ошибки и исправьте их. 5) переводные упражнения с родного языка на иностранный. Плюсы: - осуществляет реализацию принципов сознательности, научности; - обеспечивает пооперационную 
  отработку грамматического  - способствует формированию учебных умений и навыков. - может быть использован при самостоятельной работе. Минусы: - трудность понимания грамматической терминологии; - часто грамматика  
 
 | От единичного – к общему. Учащиеся сами формулируют правило, пытаясь через контекст осмыслить новое грамматическое явление, определить его форму и выяснить закономерности его употребления. Последовательность действий 
 Плюсы: - обеспечивает реализацию проблемного обучения; - стимулирует самостоятельное языковое наблюдение; - развивает догадку по контексту; - способствует лучшему запоминанию изучаемого материала. Минусы: - может занимать много времени; - не все языковые явления можно объяснить индуктивно; - неверно выведенное правило может приводить к устойчивым ошибкам. | 
5.3 Дифференцированный подход.
Дифференцированный подход к обучению грамматике позволяет сочетать различные подходы и методы с учётом особенностей обучения.
Очевидно, что в начальной школе и на среднем этапе по возможности надо использовать индуктивный метод, поскольку:
- именно на данном этапе активно формируется механизм языковой догадки;
- характер грамматического 
материала в большинстве 
- при корректировке выведенного 
учащимися правила, учитель 
При этом очевидно, что для закрепления грамматических навыков необходимо увеличить количество условно-речевых и собственно речевых упражнений и заданий.Наиболее эффективным в данном случае будет использование разнообразных грамматических игр, направленных на отработку грамматических навыков в значимом, коммуникативно- ориентированном контексте. Частичное сочетание индуктивного и коммуникативного методов в данном случае будет очень эффективным и поможет восполнить минусы одного подхода плюсами другого.
В старшей школе и на продвинутом уровне обучения, как правило, используют дедуктивный метод, поскольку:
- уровень языковой грамотности, 
академических умений уже 
- грамматические структуры, 
изучаемые на продвинутом 
- в старшей школе акцент 
делается на дальнейшее 
6. Создание условно-
В отечественной методике предполагается, что при обучении различным аспектам языка учитель должен обеспечить6:
При обучении грамматике именно 
последний этап зачастую игнорируется. 
Многие ученики и учителя считают, 
что процесс отработки 
Коммуникативный характер отработки 
грамматических структур вызывает недоверие 
не только у учителей, но часто и 
у учащихся, которые считают это 
«несерьёзными» играми и требуют 
привычных грамматических упражнений 
и последовательного 
Ещё раз хотелось бы подчеркнуть, что далеко не все грамматические упражнения должны быть подлинно коммуникативными. При этом тренировочный характер упражнений отнюдь не исключает, а предполагает содержательную, речевую, социокультурную ценность заданий.
В практике обучения иностранному 
языку, как, впрочем, и любому другому 
предмету, нельзя разорвать практические, 
образовательные, развивающие цели 
обучения. Формирование языковой компетенции 
не стоит противопоставлять 
Применительно к обучению грамматике это может иметь реальное выражение в:
Овладение грамматикой предполагает не столько знание правил, сколько умение, не задумываясь реализовывать их в процессе речевого взаимодействия.
Не отрицая чисто 
Наилучшим способом решения данной задачи представляется пользование различных игр на уроке.
Как известно, игры на уроке иностранного языка могут подразделяться на разные группы в зависимости от того, какой принцип является главенствующим. Игры бывают:
- языковые (лексические, грамматические) и коммуникативные;
- направленные на совместное решение проблем и соревновательного характера;
-  ориентированные на 
фронтальную/групповую/парную 
Игра 1. Познакомимсялучше
Игра предполагает работу в парах. Каждый ученик получает одну из двух карточек, где ему предлагают ответить письменно на 10—12 вопросов типа:
Написав ответы, ученик показывает их своему соседу и предлагает ему задать вопросы с целью отгадать, что стоит за той или иной цифрой/датой/местом/именем и т. д. Отвечать можно только односложно, для того чтобы стимулировать различные вопросы собеседника.
Игра 2. Лото
Учащиеся получают карточки с предложениями, в которых пропущены предлоги. Учитель называет предлоги в любой последовательности. Побеждает тот ученик, который первым заполнит пропуски, не допустив при этом ошибок.
Игра 3. Ну и вопрос!
Учитель делит класс на группы по 4—5 человек и каждой группедает набор провокационных вопросов, написанных на карточках.Карточки переворачиваются чистой стороной вверх, ученики по очередивытягивают один из вопросов и пытаются ответить на него.Затемдругие участники группы предлагают свои версии ответов.
Примерные варианты вопросов:
Игра 4. Кто из нас...
Работая в группах по 4 — 7 человек, учащиеся получают подобие анкеты. Каждый сначала заполняет ее индивидуально, а затем с помощью вопросов (во время фронтальной работы всей группы) проверяет правильность своего прогноза.
Образец анкеты:
Каждый из нас.
Большинство из нас.
Некоторые из нас.
Только некоторые из нас.
Вряд ли кто-то из нас.
Никто из нас.
| Опыт 1.__________ лежал в больнице. 2.__________ был в Скандинавских странах. 3.__________ имел много карманных денег. 4.__________ использовал Интернет дома. 5.__________ водил машину. 6.__________ серьезно верил в чудеса и волшебство. 7.__________ учился в Европе. 8.__________ прочел много книг. 9.__________ летал на самолете. 10._________ занимался теннисом. 11._________ пользовался лифтом. | Сколько | Правильно | 
Очевидно, что такая игра, как лото, может быть аналогично организована с использованием форм неправильных глаголов, наречий, союзов, числительных и т. д. Игра 1 может легко превратиться в викторину страноведческого характера, а игра 3, например, в игру «Отгадай мой вариант ответа». В таком случае учащиеся будут реально использовать сослагательное наклонение не только в утвердительных, но и в вопросительных предложениях.
Можно посоветовать, учителям, составить свой банк грамматических игр или условно-коммуникативных заданий, которые могут успешно использоваться при обучении различным структурам в рамках учебной программы.
7. Грамматические ошибки и их исправление.
Правильное оформление речи в соответствии с современными нормами фонетики, грамматики, особенностями употреблениилексики, идиом, других средств выразительности речи. В современной методической литературе правильность речи часто противопоставляется беглости7.
Системные отступления от изучаемых языковых норм. Как правило, ошибки происходят из-за неверных обобщений учащихся о функционировании языка. В последнее время этот термин утратил негативный оттенок, так как считается, что по характеру ошибок можно судить не только о пробелах в знаниях, но и об уровне прогресса в изучаемом языке.
Нарушение норм употребления, связанное с такими нелингвистическими факторами, как невнимательность, усталость, возбуждение, напряжение.