Япония

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2015 в 21:45, курсовая работа

Описание работы

Геополитическое положение Японии нельзя отнести к числу благоприятствующих развитию “свободной” рыночной конкуренции. Прежде всего, это высокая плотность населения, сосредоточенного на очень узких полосках пригодной для хозяйственного использования земли при крайне незначительной наделенности природными ресурсами, в особенности минеральным сырьем. Почти полностью отсутствуют собственные энергоносители (исключая гидроэнергию).

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………1-2
ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ СТРАНЫ………………….3-4
КРАТКИЙ ОБЗОР ЭКОНОМИКИ СТРАНЫ…………………….5-8
РОЛЬ СТРАНЫ В МИРОВОЙ ТОРГОВЛЕ. ОСНОВНЫЕ
ПАРТНЁРЫ. ОСНОВНЫЕ СТАТЬИ ИМПОРТА-ЭКСПОРТА…………………………………………………….……..9-11
КРАТКИЙ ОБЗОР ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ СТРАНЫ......12-14
ИНВСТИЦИОННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО…………………15-17
ВНЕШНЕТОРГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТО………………….18-19
ТАМОЖЕННЫЙ ТАРИФ. МЕСТО СТРАНЫ В ВТО.
СТАВКИ ВВОЗНЫХ И ВЫВОЗНЫХ ПОШЛИН…………….....20-22
НАЦИОНАЛЬНЫЕ МЕРЫ СОДЕЙСТВИЯ РАЗВИТИЮ
ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ……………………………………...……23-24
ВНЕШНЕТОРГОВЫЕ И ИНВЕСТИЦИОННЫЕ СВЯЗИ С
РФ……………………………………………………………………25-27
КУЛЬТУРНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО С
РОССИЕЙ (ВЫСТАВКИ)…………………………………………28-30
ТРАНСПОРТНАЯ СИСТЕМА СТРАНЫ………………………..31-33
СОВМЕСТНОЕ С РФ УЧАСТИЕ В
МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ………………………34-36
ВЫВОДЫ………………………………...…………………………37-39
ИСТОЧНИКИ…………………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая ВЭД.docx

— 92.95 Кб (Скачать файл)

Новая валютная стратегия Вашингтона, осуществляемая по формуле "слабый доллар - сильная Америка", ударила прежде всего по интересам Японии. По существу, США поставили Японию перед альтернативой: либо она имеет эффективные меры по активации внутренних источников роста экономики и увеличит импорт американской продукции, либо произойдет глубокое снижение курса доллара, которое нанесет серьезный удар по конкурентоспособности японских товаров, замедлит темпы роста ВНП.

Развитие событий с осени 1985 г. показало, что это не был просто очередной словесный демарш разгневанного конкурента. После Нью-йоркской встречи курс иены резко вырос - с приблизительно 240 иен до почти 140 иен за доллар в начале 1986 г. Неожиданная глубина падения доллара имела тяжелые последствия для японской экономики.

В 1986 г. произошло ускорение спада, который начался еще в середине 1985 г. По итогам 1986 г. прирост ВНП составил 2,4 % (самый низкий с 1974 г.), а объем промышленного производства впервые за последние 11 лет абсолютно сократился на 0,4 %.

Отраслевое воздействие повышения курса иены проявилось по разному, что связано с вертикальным типом участия Японии в международном разделении труда (импорт преимущественно сырья и материалов и экспорт готовых изделий) .

Падение экспортной выручки в иеновом выражении в отраслях машиностроительного комплекса не было компенсировано соответствующим снижением цен на импортируемое сырье, топливо и полуфабрикаты. Дело в том, что если экспортная квота японской экономики в целом составляет 17 %, то в промышленности - около 35 %, а в ударном экспортном звене, машиностроении, еще выше. Например, Япония вывозит 89 % видеомагнитофонов, 88 % копировальных машин, 87 % часов, 86 % кассовых аппаратов, 79 % микроволновых печей, 77 % - электронных калькуляторов. В целом на продукцию машиностроения приходится коло 80 % японского экспорта. При такой высокой экспортной квоте японское машиностроение чутко реагирует на изменения валютных курсов. В экспорториентированых отраслях значительно повысились издержки производства, снизился уровень прибыльности, обострились трудности сбыта продукции. В результате в целом по обрабатывающей промышленности резко упали частные инвестиции в машины и оборудование (особенно в черной и цветной металлургии, судостроении, общем и транспортном машиностроении, текстильной промышленности) . Серьезный спад деловой активности затронул и такие недавно процветавшие отрасли, как электротехническая и полупроводниковая промышленность.

Высокий курс иены в наибольшей степени ударил по экономическим интересам мелких и средних промышленных фирм, реализующих значительную часть выпускаемой продукции на внешних рынках.

Правительству Японии пришлось ввести чрезвычайные планы помощи мелким и средним предприятиям, пережившим период массовых банкротств. Учитывая, что на таких предприятиях занята подавляющая часть японских трудящихся, это создало серьезные предпосылки для роста безработицы в стране. В 1986 г. уровень безработицы постоянно повышался и к маю 1987 г. достиг рекордного за последние 30 лет показателя - 3,2 %. Таким образом, был превышен "кризисный уровень" для Японии (3 %) . Особенность последних лет состоит также в том, что рост безработицы связан не только с конъюнктурными факторами, но и с воздействием современного этапа научно-технического прогресса, несущего большой трудосберегающий потенциал. Поэтому безработица затронула и крупные предприятия, в том числе и в высокотехнологических отраслях. Опасения, что спад может вызвать дальнейший рост безработицы, вынудили японские профсоюзы согласиться лишь на весьма умеренное повышение заработной платы.

Вместе с тем конъюнктурный спад 1986 - начала 1987 г. практически не затронул отрасли, работающие на внутренний рынок, особенно в непромышленной сфере (электроэнергетика, страхование, финансы, услуги и т.д.) . Капиталовложения здесь продолжали устойчиво расти, сохранялась высокая конъюнктура. Благодаря снижению процентных ставок и увеличению государственных инвестиций в экономику наблюдалось оживление в жилищном строительстве. Однако доля инвестиций в жилье составляет лишь около 5 % ВНП, поэтому их мультипликативный эффект небольшой. Повышение курса иены, что само по себе ведет к снижению цен на импортируемые Японией товары, совпало с падением цен на нефть на мировых рынках.

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА3

РОЛЬ СТРАНЫ В МИРОВОЙ ТОРГОВЛЕ. ОСНОВНЫЕ ПАРТНЁРЫ. ОСНОВНЫЕ СТАТЬИ ИМПОРТА-ЭКСПОРТА

Краткий обзор состояния и динамики внешней торговли 

Основные внешнеэкономические партнеры, тенденции изменения совокупного товарооборота, в том числе отдельно по экспорту и импорту; отраслевая и географическая структура внешней торговли, основные товары экспорта и импорта.

 

 

Основные внешнеторговые партнеры Японии в 2013 году

 

Товарооборот

Экспорт

Импорт

Сальдо

 

Объем

+/- % к        

2012 г.

Объем

+/- % к    

2012 г.

Объем

+/- % к      

2012 г.

2012 г.

2013 г.

КНР

(искл. Гонконг)

312,0

-6,5

129,9

-10,2

182,1

-3,7

-44,2

-52,2

США

203,5

-6,2

133,2

-5,3

70,3

-8,2

64,1

62,9

Республика

Корея

93,0

-9,3

56,9

-7,8

36,1

-11,5

21,0

20,8

Австралия

68,5

-8,8

17,1

-7,6

51,4

-9,2

-38,1

-34,3

Тайвань

65,8

-6,4

41,9

-9,3

23,9

-0,8

22,1

18,0

Таиланд

58,4

-13,6

36,2

-17,4

22,2

-6,3

20,2

14,0

Саудовская

Аравия

57,2

-9,5

6,9

-16,9

50,3

-8,4

-46,6

-43,4

ОАЭ

51,3

-3,4

8,5

2,4

42,8

-3,2

-35,3

-34,3

Индонезия

46,2

-12,3

17,1

-15,8

29,1

-10,2

-12,1

-12,0




 

 

(в млрд. долл. США)

Составлено по данным Минфина Японии

 

В 2013 году экспорт Японии в долларовом выражении составил 717 млрд. долл. США (сокращение на 5% по сравнению с 2012 годом). Основными партнерами Японии по экспорту в 2013 году были: США (доля в экспорте 19%), КНР (доля в экспорте 18%), РК (8%), Тайвань (6%), Таиланд (5%).

В региональном разрезе 54% японского экспорта в 2013 году пришлось на страны Азии, 20% - на Северную Америку, 10% - на страны Западной Европы.

Анализ товарной номенклатуры японского экспорта в 2013 году показывает, что в пятерку лидеров вошли следующие товарные позиции: автомобили (доля в экспорте 15%); продукция металлургии (5,4%); полупроводники (5,1%); автозапчасти (5%); органическая химия (3,6%).

В 2013 году импорт Японии в долларовом выражении составил 832,4 млрд. долл. США (сокращение на 4,7% по сравнению с2012 г.). Основными партнерами Японии по импорту в2013 г. были: КНР (доля в импорте 22%), США (доля в импорте 8%), Австралия (6%), Саудовская Аравия (6%), ОАЭ (5%).

В региональном разрезе 44% японского импорта в 2013 году пришлось на страны Азии, 19%  - на страны Ближнего Востока; 10% - на Северную Америку, 10% - на страны Западной Европы.

Анализ товарной номенклатуры японского импорта в2013 г. показывает, что в пятерку лидеров вошли следующие товарные позиции: нефть (доля в импорте 17,5%);  СПГ (8,7%); товары легкой промышленности (4%); нефтепродукты (3,3%); средства связи (3,3%).

По итогам 2013 года в Японии зарегистрировано рекордное по размерам пассивное сальдо торгового баланса (- 115,4 млрд. долл. США). Россия вошла в шестерку стран, с которыми Япония хронически сводит торговый баланс со знаком «минус».

Россия занимает 14 место среди внешнеторговых партнеров Японии. Удельный вес России во внешнеторговом обороте Японии составляет 2,2% (1,5% в экспорте и 2,8% в импорте). 

Тенденции изменения внешней торговли услугами, в том числе отдельно по экспорту и импорту; отраслевая структура торговли услугами 

Согласно данным Всемирной торговой организации на конец 2013 г.[1], доля японского экспорта в мировой торговле услугами составляет 3,3%. Япония занимает шестое место в мире по этому показателю после США (14,3%), Великобритании (6,4%), Германии (5,9%),  Франции (4,8%), КНР (4,4%). Доля Японии в импорте услуг составляет 4,2%. В международных сопоставлениях по данному показателю Япония занимает четвертое место после  США (9,9%), Германии (7,1%), КНР (6,7%), Великобритании (4,3%).

 

 

 

 

ГЛАВА 4

КРАТКИЙ ОБЗОР ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ СТРАНЫ

Основные звенья финансовой системы Японии:  
- Бюджет центрального правительства (генеральный счет);  
- Бюджетов местных органов  власти;  
- Специальные счета, находящихся в ведении центральных и местных органов власти; 

- Финансы субъектов  хозяйствования;  
- Государственный кредит.  
Главным звеном выступает государственный бюджет, именуемый генеральным счётом. Он связан со всеми звеньями финансовой системы и обеспечивает финансирование расходов государства на текущие нужды.  Специальные счета  устанавливаются законодательством и предусмотрены для выполнения специальных проектов.  Начиная с 2000 года насчитывается 38 специальных счетов.  
В Японии также существует государственная инвестиционная программа, которая используется для развития приоритетных, с точки зрения государства, производств и объёктов. Эта программа отличается от государственного бюджетного финансирования тем, что её средства выделяются на условиях платности, срочности и возвратности. Эта программа располагает средствами, которые достигают примерно 10% ВВП. 

Программа разрабатывается правительством одновременно с подготовкой «текущего «бюджета», но отдельно от него и подлежит ежегодному утверждению в парламенте.  
Финансовыми источниками Программы государственных ссуд и инвестиций выступают:  
система почтовых сбережений населения  
система почтового страхования жизни  
пенсионные фонды  
специальный счёт промышленного инвестирования  
гарантированные правительством обязательства и ссуды. 

Бюджетный год в Японии длится с 1 апреля по 31 марта.  
Доходы и расходы бюджета имеют определенную группировку, включающую разделы, статьи и параграфы. Доходы подразделяются на 7 разделов, 11 статей и 43 параграфа, расходы - на 13 разделов, 41 статью и 242 параграфа.  
Подготовка проекта бюджета осуществляется министерством финансов и его департаментами. Другие министерства и ведомства готовят предложения относительно объема и структуры своих бюджетов, а также по некоторым другим финансовым вопросам и не позднее 31 августа направляют соответствующие документы в бюджетный департамент министерства финансов.  
С сентября по декабрь бюджетный департамент Министерства финансов рассматривает поступившие материалы и на их основе разрабатывает проект бюджета. Проект направляется для согласования в Управление экономического планирования, а затем - на рассмотрение кабинета министров. 

После внесения поправок, в январе правительство представляет проект бюджета на рассмотрение парламента. После обсуждения в бюджетной комиссии парламент утверждает бюджет в виде закона.  
Согласно Конституции Японии, парламенту принадлежит исключительное право распоряжаться государственными финансами.  
Исполнение бюджета осуществляется министерством финансов и иными министерствами и ведомствами.  
Кассовое обслуживание бюджета производят Японский банк и его отделения. Министерства и ведомства в пределах установленных им расходов  представляют в Министерство финансов свои платежные сметы, которые министерством рассматриваются и утверждаются. Далее копии смет направляются в Японский банк и последний осуществляет соответствующие операции.  
Общее управление государственными финансами осуществляет Министерство финансов. Оно состоит из секретариата и ряда департаментов, (бюджетного, налогового, таможенных сборов, государственного имущества и др.). 

Контроль за расходованием утвержденных ассигнований проводится поквартально в форме отчетов министерств и ведомств. Контролеры министерства финансов изучают полученные отчеты, проверяют данные и составляют общий отчет об исполнении бюджета по доходам и расходам.  
Общий отчет представляется правительству, которое, в свою очередь, отправляет его на рассмотрение Ревизионного бюро. После того, как ревизионное бюро даст заключение, отчет утверждается правительством и передается на рассмотрение и утверждение в парламент. 

Местные финансы Японии включают местные бюджеты 47 префектур, 3400 бюджетов муниципалитетов, многочисленные бюджеты поселков, деревень.  
Доходная часть местных бюджетов состоит из налоговых и неналоговых поступлений. Закон о местных налогах определяет их виды и предельные ставки, в остальном управление ведется местными органами власти. Всего в стране 30 местных налогов.  
Доходы местных бюджетов состоят из:  
- собственных (налоговые и неналоговые); 

- привлечённых.  
Местные налоги отнюдь не доминируют в местных бюджетах, составляя меньше половины их доходной части. Достаточно интересна структура местных налогов. Из общей суммы местных налогов более половины приходится на подоходные налоги. На втором месте имущественные налоги, а на третьем – потребительские (налог с продаж).  
Расходы местных властей состоят из: административных расходов, процентных платежей по долгу, расходов на образование, на экономическое развитие,  на содержание местных органов власти, в том числе полиции, органов суда и прокуратуры. За счет средств местных органов власти в Японии финансируется  развитие производственной инфраструктуры, мероприятия, связанные с ликвидацией последствий стихийных бедствий. 

Информация о работе Япония