Управление государственным имуществом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 08:09, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. Российская Федерация относится к числу стран с традиционно обширным государственным имуществом. Это объясняется геополитическим положением и экономическими потребностями развития страны, что в итоге привели к превращению России в огромное централизованное государство, которое нуждалось в обширной государственной собственности для своего функционирования. При этом особое значение государственного имущества обусловлено двумя основными факторами: во-первых, оно является доходной статьей государственного бюджета; во-вторых, может служить для непосредственного удовлетворения разных государственных потребностей.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………..3
РАЗДЕЛ I.
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ……………………………….……7
РАЗДЕЛ II.
ПРАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫМ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ……………………. 19
РАЗДЕЛ III.
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫМ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ……..………………20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………….25
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
И ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………...27

Файлы: 1 файл

Курсовая Маминовой Н..doc

— 283.50 Кб (Скачать файл)

Государственная собственность  должна работать и приносить доход. Для этого необходимо обновить методы, формы и механизмы управления этим имуществом. Основная стратегия  такого обновления – максимально  прозрачное управление государственным имуществом, что соответствует основополагающим принципам рынка и позволяет привлечь инвесторов в экономику.

Государственная собственность – понятие весьма емкое и умение эффективно управлять этой собственностью – ключевой вопрос развития российской экономики. Фактически при эффективном управлении должна быть решена триединая задача:

- обеспечение сохранности объектов государственной собственности;

- рациональное ее использование;

- приращение государственного имущества.

Мероприятия по повышению эффективности управления федеральным государственным имуществом на региональном уровне могут быть сгруппированы в несколько основных блоков:

1. Совершенствование  практики определения целевой  функции объекта федерального  имущества; 

2. Совершенствование управления отчуждением федерального имущества;

3. Совершенствование  управления развитием объекта  федерального имущества;

4. Совершенствование  организации учета и мониторинга  федерального имущества.

Определение целевой функции управления объектом федерального имущества предусматривает достижение конечной цели - разгосударствления или стратегического развития и включает в себя вовлечение объектов федерального имущества в коммерческий оборот для привлечения инвестиций, а также их развитие для наиболее полной реализации функций государственного управления в Российской Федерации.

Для совершенствования  механизма определения целевой  функции управления каждым объектом федеральной собственности необходимо решить следующие задачи:

  • определение целевой функции имущества уполномоченным федеральным органом, исходя из презумпции того, что подлежат разгосударствлению все объекты федерального имущества, за исключением тех, которые определены как необходимые для достижения задач и стратегических интересов Российской Федерации;
  • формирование единых перечней подлежащих сохранению в федеральной собственности организаций и компаний, в отношении которых будут определены цели стратегического развития, достижение которых будет обеспечиваться реализацией структурированных планов - графиков («дорожных карт»).
  • разработку «дорожных карт» в отношении федеральных государственных унитарных предприятий, а также хозяйственных обществ, акции которых находятся в федеральной собственности;
  • определение «дорожных карт» в отношении федеральных государственных учреждений, федеральных казенных предприятий.
  • определение для каждого объекта способов его вовлечения в коммерческий оборот с учетом структуры объекта, спроса и потребностей инвесторов, состояния рынков, регуляторной среды, а также при необходимости  проведение мероприятий по повышению капитализации и инвестиционной привлекательности объектов федерального имущества, к проведению которых также привлекаются управляющие компании, оценщики, аудиторы, инвестиционные, финансовые, юридические и иные консультанты;
  • разработку прогнозных планов (программ) приватизации, утверждаемых Правительством Российской Федерации36.

Управление  отчуждением федерального имущества предусматривает обеспечение достижения оптимального состава и структуры федерального имущества путем сокращения доли государства в экономике, а также оптимизацию состава федеральных организаций, действующих в конкурентных отраслях экономики.

Ключевыми задачами в  процессе совершенствования управления отчуждением федерального имущества  являются:

  • повышение эффективности продаж акций крупных компаний с государственным участием с целью создания условий для привлечения инвестиций, модернизации и технологического развития экономики;
  • совершенствование мер вовлечения объектов в коммерческий оборот, инструментов приватизации, а также методов контроля за ее реализацией;
  • поэтапное сокращение количества федеральных государственных унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения.
  • обеспечение улучшения публичного восприятия приватизации, в том числе путем проведения общественных обсуждений, освещения в средствах массовой информации ключевых этапов и итогов каждой сделки.
  • расширение практики продажи федерального имущества на электронных торгах;
  • перехода к активным маркетинговым мероприятиям, в том числе путем создания центров обработки звонков, расширения рекламного сопровождения продаж;
  • развития единого информационного пространства для размещения информации о проведении торгов, в том числе по продаже федерального имущества (www.torgi.gov.ru)37;
  • раскрытия информации о подлежащих продаже объектах с использованием современных информационных технологий;
  • упрощение процедур доступа претендентов к участию в торгах, в том числе путем расширения сети приема заявок и сокращения необходимых документов;
  • внедрение «постприватизационного» мониторинга управления и распоряжения объектов имущества с целью обеспечения контроля за выполнением обязательств новыми собственниками.

В рамках повышения эффективности управления развитием объектов федерального имущества необходимо выполнение следующих ключевых мероприятий:

  • внедрение уполномоченным федеральным органом совместно с профессиональными общественными объединениями  механизмов оценки качества управления компаниями с государственным участием, основанной на принципах открытости и независимости;
  • расширение практики внедрения документов стратегического планирования деятельности в компаниях с государственным участием (включая систему ключевых показателей эффективности деятельности, программы инновационного развития);
  • расширения конкурсности и открытости механизмов привлечения руководителей в компании с государственным участием, в том числе профессиональных директоров;
  • совершенствование порядка деятельности ревизионных комиссий,  расширение практики проведения ротации аудиторских компаний;
  • развитие механизмов частно-государственного партнерства при управлении объектами федерального недвижимого имущества, включая концессионные соглашения, реализацию проектов по развитию инфраструктурных объектов, находящихся в федеральной собственности;
  • создание условий по недопущению проявления коррупционных нарушений в процессе управления объектами недвижимого имущества;
  • развития единого информационного пространства проведения торгов по предоставлению федерального имущества в аренду, безвозмездное пользование;
  • повышение эффективности деятельности вертикально интегрированных структур и холдингов;
  • обеспечение целевого использования и сохранности объектов федерального имущества;
  • минимизация количества объектов, составляющих государственную казну Российской Федерации;
  • обеспечение рационального использования находящихся в федеральной собственности земельных участков и максимизации доходности.
  • совершенствование порядка реализации конфискованного имущества путем использования электронных торгов;
  • обеспечение достаточного финансирования содержания имущества, составляющего государственную казну Российской Федерации;
  • передача неиспользуемых земельных участков в муниципальную собственность;
  • расширение открытости и использования современных технологий при управлении земельными участками, в том числе внедрения электронных торгов, формирования полных и актуальных сведений об использовании участков38.

Управление  рисками предусматривает обеспечение снижения вероятности недостижения поставленных целей и задач, а также минимизацию возможных потерь, вызванных реализацией неблагоприятных событий и обстоятельств.

Ключевыми мероприятиями  этого блока являются:

  • повышение ответственности субъектов управления за нарушение порядка управления федеральным имуществом;
  • формирование целостной системы мотивации и ответственности всех участников процесса управления федеральным имуществом;
  • внедрение практики оценки эффективности деятельности органов управления федеральным имуществом;
  • усиление мониторинга и расширение форм контроля за управлением и использованием федерального имущества.
  • повышение профессионального уровня руководителей компаний с государственным участием и федеральных организаций путем усиления квалификационных требований, развития системы предоставляемых гарантий, расширения конкурсности и открытости механизмов привлечения;
  • введение механизмов оценки эффективности деятельности лиц, избранных в органы управления компаний с государственным участием, руководителей федеральных организаций.
  • формирование системы внешнего контроля, усиления взаимодействия органов управления федеральных имуществом с  другими государственными органами, а также обеспечение общественного контроля за управлением федеральным имуществом.

Мероприятия по совершенствованию учета и мониторинга предусматривают обеспечение механизмов сбора, обработки, представления информации для принятия управленческих решений в отношении объектов федерального имущества.

Ключевыми задачами этого  блока являются:

  • повышение эффективности учета федерального имущества через определение состава и уровня детализации объектов учета;
  • формирование единой системы учета и управления федеральным имуществом;
  • формирование системы хранения документов (библиотеки управленческих решений) путем перевода существующего бумажного архива документов в сфере управления федеральным имуществом в электронный вид, а также перехода к взаимодействию субъектов управления в электронной форме;
  • реализация механизма контроля целевых и индикативных показателей эффективности использования федерального имущества для обеспечения функций мониторинга финансово-экономической деятельности компаний с государственным участием;
  • развертывание механизма пообъектного управления федеральным имуществом;
  • интеграция данных различных государственных реестров и информационных систем для повышения достоверности и снижения совокупных издержек ведения реестров;
  • развитие единого общедоступного информационного ресурса по управлению федеральным имуществом, позволяющего осуществлять межведомственное взаимодействие органов исполнительной власти, на которых возложено управление имуществом; 
  • увеличение числа государственных услуг, оказываемых в отношении объектов федерального имущества, в электронной форме.

Планируемые изменения  позволят повысить мобильность экономики  Российской Федерации в условиях усиления глобальной конкуренции и  ускорить переход к инновационному социально ориентированному развитию, качественному улучшению инвестиционного климата, снижению избыточных административных и иных ограничений, укреплению позиций российских компаний на мировых высокотехнологических рынках.

На основании всего, сказанного можно сделать такой вывод:

  1. На сегодняшний день, нужна более продуманная и взвешенная политика в области структурных преобразований, чтобы идти вперед, к более эффективному использованию собственности, государственного имущества в интересах страны, в интересах граждан России.
  2. Государственная собственность должна работать и приносить доход. Для этого необходимо обновить методы, формы и механизмы управления этим имуществом. Основная стратегия такого обновления – максимально прозрачное управление государственным имуществом, что соответствует основополагающим принципам рынка и позволяет привлечь инвесторов в экономику.
  3. Мероприятия по повышению эффективности управления федеральным государственным имуществом на региональном уровне могут быть сгруппированы в несколько основных блоков.
  4. Планируемые изменения позволят повысить мобильность экономики Российской Федерации в условиях усиления глобальной конкуренции и ускорить переход к инновационному социально ориентированному развитию, качественному улучшению инвестиционного климата, снижению избыточных административных и иных ограничений, укреплению позиций российских компаний на мировых высокотехнологических рынках.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Государственная собственность - одна из форм собственности, указывающая  на принадлежность вещей, материальных и нематериальных ценностей, государству.

Государственная собственность в РФ признается два вида имущества: принадлежащее на праве собственности РФ это федеральная собственность, и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ - это собственность субъектов РФ.

Целью курсовой работы было разработать практические рекомендации по совершенствованию управления федеральным государственным имуществом в Белгородской области. В соответствии с заявленной целью, были выполнены следующие задачи, а именно изучены организационно - правовые основы управления государственным имуществом, проанализирована практика управления федеральным государственным имуществом в Белгородской области, рассмотрены рекомендации по совершенствованию управления федеральным государственным имуществом в Белгородской области.

Под федеральным имуществом понимается имущество, находящееся     в собственности Российской Федерации и закрепленное на праве хозяйственного ведения за федеральными государственными унитарными предприятиями, на праве оперативного управления за федеральными государственными учреждениями и федеральными казенными предприятиями, имущество казны Российской Федерации, в том числе находящиеся в федеральной собственности акции хозяйственных обществ, доли в уставных капиталах обществ с ограниченной ответственностью, а также находящиеся в федеральной собственности земельные участки.

Управления государственным имуществом осуществляется посредством организационно-правовых, организационно-экономических методов.

Контроль за использованием государственного имущества осуществляют Государственная Дума, Правительство РФ и Росимущество в пределах их компетенции, а также Счетная палата РФ, Главное контрольное управление Президента РФ, специальные органы государственного финансового контроля, в том числе Государственная контрольно-ревизионная служба РФ, иные органы ведомственного контроля за управлением государственным имуществом.

На территории Белгородской области управление государственным федеральным имуществом осуществляет, территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Белгородской области (Росимущество).

В рамках Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Белгородской области включает в себя отдел кадров, бухгалтерского учета, отчетности, делопроизводства и контроля, отдел контроля, учета, приватизации и работы с государственными предприятиями, учреждениями и коммерческими организациями; отдел оценки, управления и распоряжения недвижимым имуществом и земельными участками, отдел правового обеспечения, регистрации прав собственности РФ, отдел арестованного, конфискованного и иного обращенного в собственность государства имущества. Определяются следующие функции: выдача выписков из реестра федерального имущества, осуществление учета и ведение реестра федерального имущества, предоставление земельных участков в порядке переоформления прав, предоставление земельных участков для строительства, принятие решений о предварительном согласовании места размещения объекта при предоставлении земельного участка, предоставление земельных участников для целей, не связанных со строительством, продажа (приватизация) земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости, передача федерального имущества, в том числе имущества, оставляющего казну Российской Федерации, религиозным организациям, заключение гражданско-правовых договоров в отношении имущества, составляющего казну Российской Федерации, в том числе договоров доверительного управления, концессионных соглашений, договоров аренды, осуществление передачи имущества, находящегося в федеральной собственности, в государственную собственность субъектов Российской Федерации и в муниципальную собственность, принятие имущества из собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной, принятие имущества в собственность Российской Федерации, организация продажи приватизируемого федерального имущества, предоставление первоочередного права приобретения имущества, не включенного в состав приватизированного имущества, приватизация федерального имущества, проведение проверок использования имущества, находящегося в федеральной собственности.

Информация о работе Управление государственным имуществом