Управление государственным имуществом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 08:09, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. Российская Федерация относится к числу стран с традиционно обширным государственным имуществом. Это объясняется геополитическим положением и экономическими потребностями развития страны, что в итоге привели к превращению России в огромное централизованное государство, которое нуждалось в обширной государственной собственности для своего функционирования. При этом особое значение государственного имущества обусловлено двумя основными факторами: во-первых, оно является доходной статьей государственного бюджета; во-вторых, может служить для непосредственного удовлетворения разных государственных потребностей.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………..3
РАЗДЕЛ I.
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ……………………………….……7
РАЗДЕЛ II.
ПРАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫМ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ……………………. 19
РАЗДЕЛ III.
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫМ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ……..………………20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………….25
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
И ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………...27

Файлы: 1 файл

Курсовая Маминовой Н..doc

— 283.50 Кб (Скачать файл)

Несмотря на то, что  в результате быстрой и массовой приватизации около 75% предприятий  РФ стали частными, государственный  сектор продолжает играть ведущую роль в базовых отраслях национальной экономики: на транспорте и связи, в  отраслях топливно-энергетического комплекса, добыче драгоценных металлов и камней, военной и космической технике и других отраслях, обеспечивающих государственные нужды и национальную безопасность24.

Управление государственной  собственностью преследует следующие цели: упорядочение осуществления государством полномочий собственника государственного имущества; увеличение доходов федерального бюджета на основе эффективного управления государственной собственностью и оптимизация расходов государства в государственном секторе экономики оптимизация структуры собственности в интересах обеспечения устойчивых предпосылок для экономического роста; использование государственных активов в качестве инструмента для привлечения инвестиций в реальный сектор экономики.

Система управления государственным имуществом - совокупность согласованных методов и средств, применяемых в процессе управления государственным имуществом для достижения заданных целей посредством специально созданных органов.

Контроль за использованием государственного имущества осуществляют Государственная Дума, Правительство РФ и Росимущество в пределах их компетенции, а также Счетная палата РФ, Главное контрольное управление Президента РФ, специальные органы государственного финансового контроля, в том числе Государственная контрольно-ревизионная служба РФ, иные органы ведомственного контроля за управлением государственным имуществом. Координация и разграничение сферы деятельности органов государственного контроля за управлением госимуществом осуществляется в соответствии с разграничением функций и полномочий органов законодательной и исполнительной власти.

Управление государственным  имуществом должно строиться на следующих  принципах: законности; разграничения  полномочий между субъектами управления государственным имуществом; подотчетности и подконтрольности; гласности; самостоятельности пользователей; эффективности; обеспечения условий для развития состязательности (конкуренции); обязательности отчислений в бюджет средств от использования государственного имущества (платности)25.

Методы управления государственным  имуществом - способы воздействия  на имущественные объекты для  достижения поставленных целей. В управлении государственным имуществом используются:

- организационно-правовые  методы - распорядительные воздействия субъектов управления государственным имуществом на имущественные отношения в форме административных указаний, установления правил, регулирующих процессы передачи прав собственности, выработки порядка и стандартных процедур управления государственным имуществом;

- организационно-экономические  методы - воздействие субъектов управления  государственным имуществом на  экономические интересы участников  имущественных отношений посредством  преобразования форм собственности,  регулирования деятельности предприятий, использующих государственное имущество.

Государственное имущество  может находиться у предприятия  и учреждения в хозяйственном  ведении или оперативном управлении (ст.294 и 296 Гражданского кодекса РФ).

Право сдачи федерального государственного имущества в аренду, за исключением земельных участков, принадлежит исключительно Росимуществу. Оно вправе сдавать в аренду предприятия, структурные единицы предприятий, производства, цеха, иные подразделения предприятий, предприятия как единые имущественные комплексы, отдельные здания, помещения, включая нежилые помещения в жилых домах и встроенно-пристроенные помещения, сооружения, оборудование, транспортные средства, инвентарь, инструмент, другие материальные ценности, в том числе находящиеся на балансе государственных унитарных предприятий, государственных учреждений, государственных казенных предприятий26.

Арендаторами государственного имущества могут выступать юридические  лица и граждане РФ, совместные предприятия, международные объединения и  организации с участием российских и иностранных юридических лиц, а также иностранные юридические лица и граждане.

За пользование государственным  имуществом арендатор уплачивает арендную плату. Арендная плата, взимаемая за сдачу в аренду государственного имущества Российской Федерации, подлежит перечислению в федеральный бюджет.

Передача государственного имущества в хозяйственное ведение  государственным унитарным предприятиям осуществляется на основе распоряжения Росимущества РФ. Государственное унитарное предприятие - коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. В подобной форме могут быть созданы и муниципальные унитарные предприятия. Имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится соответственно в государственной или в муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Унитарное предприятие не несет ответственности по обязательствам собственника его имущества. Правовое положение унитарного предприятия определяется Гражданским кодексом РФ и законом о государственных и муниципальных предприятиях.

Передача государственного имущества в оперативное управление государственным казенным предприятиям, государственным учреждениям осуществляется на основе распоряжения Росимущества по поручению Президента РФ или Правительства РФ. Государственное имущество, переданное на праве оперативного управления, используется строго по целевому назначению, в соответствии с заданиями Правительства РФ или уполномоченного им органа, а также с назначением имущества в пределах, установленных федеральным законодательством. Казенное предприятие, государственное учреждение не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом, продавать, передавать в аренду, вносить в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных обществ и товариществ, отдавать в залог и производить другие действия, которые могут повлечь за собой отчуждение государственного имущества.

В период действия Концепции управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 9 сентября 1999 г. №  102427 (далее – Концепция № 1024) продолжался процесс оптимизации состава и структуры  федерального имущества, в том числе путем приватизации, перераспределения имущества между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями.

В России начался  новый этап приватизации федерального имущества, в рамках которого планируется реализовать значительную долю участия государства в компаниях различных отраслей экономики28.

27 ноября 2010 года Правительство  Российской Федерации своим Распоряжением № 2101-р утвердило Прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества и основные направления приватизации федерального имущества на 2011 – 2013 годы (далее «Программа приватизации»)29. Программа приватизации устанавливает перечень компаний и иного имущества, находящегося в федеральной собственности, которое подлежит приватизации до окончания 2013 года, а также долю государства, которую планируется реализовать в рамках приватизации.

С учетом приоритетов  экономического развития Российской Федерации  основными задачами государственной  политики в сфере приватизации федерального имущества в 2011 - 2013 годах являются: создание условий для привлечения внебюджетных инвестиций в развитие акционерных обществ на основе новых технологий; сокращение государственного сектора экономики в целях развития и стимулирования инновационных инициатив частных инвесторов; улучшение корпоративного управления; стимулирование развития фондового рынка; формирование интегрированных структур в стратегических отраслях экономики; формирование доходов федерального бюджета.

В течение последних  лет созданы необходимые условия для достижения целей и задач в области управления федеральным имуществом,  включая:

- нормативное закрепление моделей  управления, предусматривающих принятие управленческих решений на основании принципов открытости и согласованности решений, для компаний с государственным участием;

- создание  условий для внедрения эффективных моделей корпоративного управления в компаниях с государственным участием  путем привлечения независимых директоров, внедрения программ стратегического планирования деятельности, современных методов управления и представления отчетности, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационных сетей;

-законодательное расширение правовых оснований для реструктуризации федеральных государственных унитарных предприятий и преобразования в открытые акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью, а также автономные некоммерческие организации;

- создание правовых условий для оптимизации механизмов управления федеральными бюджетными учреждениями, включая возможность изменения типа на  автономные и казенные учреждения;

- законодательное определение условий вовлечения в коммерческий оборот объектов недвижимого имущества, включая обязательность независимой оценки, проведения торгов и размещения информации на едином специализированном информационном ресурсе в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», за исключением прямо предусмотренных случаев;

- законодательное определение порядка передачи для использования по целевому назначению находящегося в государственной собственности имущества религиозного назначения, а также условий вовлечения в оборот объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;

- повышение ответственности в части информационной открытости приватизации, в том числе путем введения обязательных требований об опубликовании сведений не только в печатных изданиях, но и в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

- совершенствование механизмов государственного контроля за ходом приватизации путем перехода к разработке и утверждению прогнозных планов (программ) приватизации федерального имущества  на трехлетний период, а также организации проведения независимой оценки объекта для определения начальной цены как обязательного этапа приватизации;

- развитие инструментов приватизации путем создания возможности проведения продажи имущества в электронной форме, а также новых правил продажи посредством публичного предложения, проводимой в случае признания аукциона несостоявшимся;

- формирование новых методов продажи, позволяющих проводить отдельные сделки по продаже акций ведущих компаний с государственным участием.

Созданная нормативно-правовая база позволила решить большинство  первоочередных задач, определенных в  Концепции №1024.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

  1. Государственная собственность - одна из форм собственности, указывающая на принадлежность вещей, материальных и нематериальных ценностей, государству; Государственная собственность в РФ признается два вида имущества: принадлежащее на праве собственности РФ это федеральная собственность, и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ - это собственность субъектов РФ;
  2. Государство владеет большим объемом собственности: унитарными предприятиями и учреждениями, акциями различных компаний (в том числе с контрольным пакетом акций), недвижимость в России и за рубежом. Собственность должна эффективно использоваться, служить источником поступления средств в бюджет для решения социальных и экономических задач.
  3. Управления федеральным имуществом в настоящее время осуществляет Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.
  4. Контроль за использованием государственного имущества осуществляют Государственная Дума, Правительство РФ и Росимущество в пределах их компетенции, а также Счетная палата РФ, Главное контрольное управление Президента РФ, специальные органы государственного финансового контроля, в том числе Государственная контрольно-ревизионная служба РФ, иные органы ведомственного контроля за управлением государственным имуществом.
  5. Основными методами управления государственным имуществом, являютя: организационно-правовые методы, организационно-экономические методы.
  6. Основные формы управления государственным имуществом: приватизация, сдача в аренду, оперативное управление, хозяйственное ведение, продажа.

 

РАЗДЕЛ II. ПРАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫМ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

 

В настоящее время  в Белгородской области управление государственным федеральным имуществом осуществляет, территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Белгородской области (Росимущество).

Росимущество руководствуется  в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, международными договорами Российской Федерации, актами Президента Российской Федерации и Правительства, включая Положение о Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом, утвержденное Постановлением Правительства от 27 ноября 2004 г. № 691, актами Министерства, Регламентом.

Информация о работе Управление государственным имуществом