Российский Дальний Восток. Геополитическая ситуация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 14:25, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявить характер, содержание и особенности регионального сотрудничества в рамках АТР и его международное значение, раскрыть геополитические составляющие региональной стратегии развития Дальнего Востока.
Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
- провести анализ современных тенденций регионального международного сотрудничества и исследовать механизм участия в нем Дальнего Востока;
- раскрыть основные факторы и содержание развития международного регионального сотрудничества в рамках АТР и возможные модели интеграции Дальнего Востока;
- изучить экономические отношения приграничных регионов КНР и России;
- рассмотреть проблемы и перспективы экономического сотрудничества России и Китая.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. РОССИЙСКИЙ ДАЛЬНИЙ ВОСТОК В ГЕОПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКОГО РЕГИОНА 6
1.1. Геополитическое положение Дальнего Востока……………….....…6
1.2. Хозяйственная и транспортная инфраструктура Дальнего Востока…………………………………………………………………………...14
2. ГЕОПОЛИТИЧЕСКАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ……………………………………………………………………………..20
2.1. Экономические отношения приграничных регионов КНР и
России…………………………………………………………………………...20
2.2. Проблемы и перспективы экономического сотрудничества России и Китая…………………………………………………………………………...25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………41

Файлы: 1 файл

Дальний Восток. Геополитическая ситуация.docx

— 73.45 Кб (Скачать файл)

      Неуклонно развиваются межрегиональные связи  в различных областях между Приморским краем и соседними северо-восточными китайскими провинциями Хэйлунцзян и Цзилинь. В целях активизации и перехода на стабильную основу взаимовыгодных условий Приморского края с этими китайскими провинциями, ежегодно подписывается целый ряд Протоколов и Планов развития сотрудничества. Они охватывают такие сферы, как нефть и газ, транспорт, строительство приграничных торгово-экономических комплексов, развитие приграничной инфраструктуры, включая пограничные автомобильные и железнодорожные переходы, освоение лесных и минерально-сырьевых ресурсов, сельское хозяйство, туризм, научно-техническое сотрудничество и торгово-экономическое сотрудничество.

      Активно развиваются межрегиональные связи  в области науки и образования. Дальневосточное отделение РАН  проводит совместные исследования, конференции, симпозиумы с научными организациями  КНР по самым различным направлением, в том числе - по нефти и газу, биологии, химии, геологии, энергетике, экономике и общественным наукам. В 2010 году подписан договор о сотрудничестве между Дальневосточным государственным университетом и Академией общественных наук КНР о совместных научных исследованиях, обмене учеными, аспирантами и стажерами.

      Важной  областью межрегионального сотрудничества является туризм. В последние годы обозначилась тенденция роста числа  туристов из России, включая Приморский край, посетивших Китай.

      Приморский  край все чаще становится местом проведения крупных международных мероприятий  - встреч, конгрессов, симпозиумов, ярмарок, фестивалей, выставок, спортивных соревнований, в которых активное участие принимают китайские партнеры[16, с.194].

      Важным  механизмом решения вопросов двустороннего  сотрудничества наших стран является Комиссия по подготовке регулярных встреч глав правительств России и Китая  и действующие в ее рамках подкомиссии. Приморский край стал местом проведения рабочих встреч комиссий по межправительственному  сотрудничеству в различных областях, в частности, в области транспорта, стандартизации и метрологии по пограничным  пунктам пропуска и приграничным торгово-экономическим комплексам, по приграничному и межрегиональному торгово-экономическому сотрудничеству.

      В целом происходит несомненное укрепление позитивных тенденций в развитии региональных отношений между Приморским краем и северо-восточными провинциями  Китая, что позволяет с оптимизмом смотреть в будущее. 

      2.2 Проблемы и перспективы экономического сотрудничества России и Китая 

      Экономические отношения между РФ и КНР, на мой взгляд, следует отнести к сложным, неоднозначным, до конца нерешенным проблемам российско-китайских отношений на современном этапе. Их развитие за последние годы было теснейшим образом связано с качественными сдвигами как в развитии наших двух стран, так и с изменениями международной ситуации и вызовами времени. Преодолев многие проблемы, долгие годы мешающие налаживанию нормальных связей наших двух стран, лидеры РФ и КНР в конечном счете пришли к выводу о необходимости развивать отношения равноправного доверительного партнерства, направленного на стратегическое взаимодействие в XXI веке. Эта фундаментальная парадигма о стратегическом взаимодействии и соразвитии была зафиксирована в Договоре о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Россией и Китаем, подписанном в июле 2001 г. на 20 лет.

      В основе партнерства РФ и КНР на современном этапе лежат их глобально-стратегические интересы. В настоящее время бурно  развивающийся Китай (3-е место  в мире по объемам ВВП и внешней  торговли, 1-е – по масштабам золотовалютных резервов) позиционирует себя как  сила, набирающая глобальную значимость. Он ищет равноправного сотрудничества с мировым сообществом в поддержании  глобальной и региональной стабильности. В этом плане стратегическое партнерство с Россией помогает Китаю обеспечивать свое развитие в региональном и глобальном масштабах и противодействовать вызовам Запада позиционированию Китая в мире[11, с.43].

      В свою очередь Россия после распада  СССР свою экономическую и финансовую слабость пытается компенсировать за счет активного выхода на мировые  и региональные рынки энергоресурсов и за счет поддержания своего имиджа как второй в мире ракетно-ядерной державы. Она позиционирует себя как глобальная держава, заявляющая о своем праве иметь собственное слово в вопросах построения новой мировой архитектуры и собственную зону интересов. В этом плане одним из самых слабых звеньев российской геополитики был Азиатско-Тихоокеанский регион, ставший одной из важнейших составляющих мирового сообщества, в котором Россия, к сожалению, пока занимает маргинальные позиции (крайне низкий уровень экономического, а наряду с этим и политического присутствия).

      В то же время изменения, вызванные  крушением биполярного мира и  возросшей значимостью отношений  на региональном уровне, обусловили необходимость  для России найти новое место  в АТР, и в особенности в  Северо-Восточной Азии, представляющих сферу жизненно важных интересов  для России. Национальным интересам  России, подчеркивалось в Концепции  национальной безопасности РФ от 17 декабря 1997 г., отвечает развитие диалога и  всестороннего сотрудничества со странами АТР[11, с.29].

      В настоящее время восточное направление  внешней политики и внешнеэкономической  деятельности приобрело для России важное самостоятельное значение. Прорыв в азиатско-тихоокеанском направлении  связан для России прежде всего с перспективами ее долгосрочного сотрудничества с КНР. Выход России на стратегическое партнерство с Китаем – одно из немногих серьезных внешнеполитических успехов РФ за последние годы. Этому направлению нашей внешней политики не должно и не может быть альтернативы, хотя вполне естественна адаптация к меняющимся внешнеполитическим и внешнеэкономическим условиям.

      Совпадение, сходство и резонансность коренных национальных интересов наших двух стран может стать одним из главных факторов экономического развития России, особенно ее восточных регионов, и укрепления ее международных позиций. В такой же мере это относится и к КНР. В поисках своего нового места в АТР Россия стремится усилить свое экономическое присутствие в регионе. Это связано, в частности, с огромным ресурсным потенциалом его российской части, который (потенциал) может стать генератором экономического продвижения России в этот регион.

      Прорывом  в этом направлении стало заключение энергетического союза между  Россией и Китаем в марте 2006 г. (речь идет о строительстве грандиозных  веток газо- и нефтепроводов из Восточной и Западной Сибири в Китай). Китай получает возможность решать свои энергетические проблемы. Россия, в свою очередь, выстраивая своего рода энергетический мост через Китай в Азиатско-Тихоокеанский регион, получает реальный шанс равномерно распределять свои транзитные и потребительские риски и продвинуть развитие своих сибирских и дальневосточных регионов.

      В настоящее время для Китая  особое значение имеет обеспечение  энергетической безопасности, диверсификация источников поступления в страну энергоресурсов за счет активизации  северного (российского) направления[15, с.76].

      Одна  из серьезнейших проблем нашего партнерства - определенный, если не сказать более - серьезный дисбаланс между политическими  и торгово-экономическими связями  наших двух стран. Например, у Китая  в отношениях с Японией, по их выражению, - «холодная политика, но горячая  экономика». У нас же в отношениях с КНР - «горячая политика, но холодная экономика». Торговля между Китаем и Россией к 2008 г. приблизилась к 50 млрд долларов, к 2010 г. она может поднялась до 60-80 млрд. Но пока это – в три с лишним раза меньше сегодняшнего товарооборота Китая с Республикой Корея! К тому же во второй половине 2007 г. наше положительное сальдо в торговле с Китаем свелось к нулю - экспорт КНР в РФ вырос на 80%, а российский в Китай только на 12%. По итогам года импорт товаров из КНР впервые превысил наш экспорт в Китай. В области внешней торговли Китай для нас второй партнер (после Германии), а Россия для Китая - девятый по объему товарооборота (всего 2% во внешней торговле КНР). К тому же существует очень острая проблема криминализации наших экономических связей (особенно на Дальнем Востоке). Часть китайского экспорта в Россию фактически оказывается контрабандой (так называемая «серая растаможка» по некоторым оценкам достигает 2 млрд долларов США ежегодно). Китайцы по своей природе довольно законопослушные, но при одном условии - если чиновники не продажны. В противном случае и рыбу можно ловить на чужой стороне, и лес незаконно вывозить через границу.

      Конечно, России следовало бы увеличить поставки в Китай товаров с высокой  добавленной стоимостью. Об этом недвусмысленно говорил В. В. Путину китайский лидер  Ху Цзиньтао, намекая, чтобы мы начали, наконец, производить товары с высокой конкурентной способностью. А пока главными статьями нашего экспорта в КНР остаются нефть, химические удобрения, лес-кругляк (в Китае он превращается в палочки для еды, высококачественную мебель и пр.  - в результате леса в Читинской области практически исчезли (осталось 10%), в том числе с «помощью» китайцев). Понятно, что такая структура торговли не отвечает стратегическим интересам России. Нам необходимо переходить к экономической кооперации, высокотехнологичному научному обмену, активизировать инвестиционное сотрудничество, развивать банковскую инфраструктуру. Сегодня объем китайских инвестиций в России - порядка 1 млрд долларов. Их доля в приграничных районах РФ - всего 3% от всех иностранных инвестиций на Дальнем Востоке России. Стороны договорились о сотрудничестве в области космоса, атомной энергетики, авиатехнологии, о помощи КНР в обогащении урана. К 2020 г. китайская сторона обещает увеличить размер инвестиций в РФ до 12 млрд долларов[17, с.102].

      Серьезным пробелом в российско-китайском  сотрудничестве является научно-техническая  сфера. К сожалению, экономическая и научно-техническая составляющая российско-китайского сотрудничества составляет, при всей ее важности, лишь 1/7 объемов китайско-американского сотрудничества. Создание совместных технопарков, совместных НИОКР продвигается крайне медленно. В России в сознании определенных кругов сохраняется предвзятость в отношении Китая, недооценка значения сотрудничества с КНР; в Китае, в свою очередь, недооценка интеллектуального потенциала России, ориентация на взаимодействие с нами прежде всего в тех областях, где США и Запад в целом не желает сотрудничать с Китаем.

      Пока  экономики России и Китая практически  не соприкасаются на мировом рынке - мы не конкурируем друг с другом (кроме металла). Правда, некоторые  политологи уже сегодня начали задумываться над перспективой, когда политический задел российско-китайского партнерства  будет насыщаться экономической  парадигмой (т.е. как повлияет на наши политические отношения с КНР  возможная конкуренция с китайцами  на мировых рынках).

      Гипотетически нельзя исключить в краткосрочной  перспективе появления в российско-китайских  отношениях отдельных конфронтационных элементов. Необходимо учитывать, что  определенная часть китайской элиты  традиционно настроена по отношению  к России достаточно сдержанно, а  иногда и недружелюбно. В случае отсутствия глубокого понимания  и доверия между руководством и значительной частью населения  обеих стран внезапное обострение противоречий по какому-либо нерешенному  или не до конца решенному вопросу  может оказаться чреватым всплеском  необоснованных антироссийских настроений в Китае и антикитайских – в России[12, с.87].

      Нельзя  исключить, что определенные круги  российской политико-экономической  элиты весьма сдержанно относятся  к экономической активности китайских  кругов в центрально-азиатском регионе (то есть в бывших советских республиках). В свою очередь неожиданное для китайской стороны решение российского руководства изменить трассу нефтепровода из Западной и Восточной Сибири и довести его до побережья Тихого океана (до Находки), правда, с ответвлением в Северо-Восточный Китай (на Дацин) (первоначальный вариант нацеливал трубу только на Северо-Восток КНР) вызвало, мягко говоря, определенное недоумение в Пекине (точнее - как менее соответствующее интересам Китая.

      Взаимодействие  с таким неоднозначным партнером  как Китай, безусловно, требует учитывать  особенности китайской национальной психологии, чрезмерно развитую реактивность на любую попытку ущемить национальное достоинство и самостоятельность  страны, во всяком случае, проявляя уважение к партнеру, заранее предупреждать  его о возможных коррективах  реализуемого курса.

      В нынешних российско-китайских отношениях встает и острая проблема геоэкономического тяготения. Россия и Китай нужны друг другу. Но как поддержать политический паритет с Китаем и постараться не оказаться его младшим партнером или сырьевым придатком? Между тем, некоторые политологи не исключают такую перспективу для России.

      Сегодня у наших двух стран нет выбора: жить или не жить в глобальном мире? – современный мир уже глобален, и Россия и Китай стали его  глобальными игроками. По справедливому  мнению китайских политологов, глобализация – это объективный процесс  развития мировой экономики, в котором  проявляется международное разделение труда.

        В связи с изменением за  последние 15 лет соотношения экономической  мощи двух стран в пользу  Китая нельзя исключить, что  у некоторых российских политологов  может возникнуть вопрос, связанный  с подозрением о возможности  проявления в подходах Китая,  в том числе и к нашей  стране, элементов «национального  эгоизма» или «экономического  национализма». Бурно развивающийся Китай может и должен стать мощным стимулом для активного экономического роста России. Весь вопрос в том – как этот пример будет реализован в наших программах инновационного развития, которые мы, кстати, как и китайцы, стали выстраивать до 2020 года[19, с.125].

      Один  из важнейших приоритетов для  России – модернизация ее восточных  регионов. Нельзя исключить, что если наш Дальний Восток и Сибирь будут все больше отставать от соседа-гиганта, то изменение баланса сил в регионе может привести к дестабилизации и даже конфликтам. Но освоение Дальнего Востока с помощью людей из Восточной Азии (прежде всего из Китая) – большой и неоднозначный вопрос для нас. России очень нужна китайская рабочая сила. Но у нас многие боятся, что китайские рабочие осядут на наших территориях, создадут анклавы. Всего в России (по мнению китайских специалистов) насчитывается около 370 тыс. китайцев (в том числе в Сибири и на Дальнем Востоке – до 200 тыс.). По данным ФМС РФ у нас в стране зарегистрировано около 300 тыс. граждан КНР. По экспертным оценкам, только нелегалов больше двух миллионов. В вузах России сегодня учится несколько десятков тысяч китайских студентов. После возвращения на родину они занимают важные государственные должности.

Информация о работе Российский Дальний Восток. Геополитическая ситуация