Российский Дальний Восток. Геополитическая ситуация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 14:25, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявить характер, содержание и особенности регионального сотрудничества в рамках АТР и его международное значение, раскрыть геополитические составляющие региональной стратегии развития Дальнего Востока.
Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
- провести анализ современных тенденций регионального международного сотрудничества и исследовать механизм участия в нем Дальнего Востока;
- раскрыть основные факторы и содержание развития международного регионального сотрудничества в рамках АТР и возможные модели интеграции Дальнего Востока;
- изучить экономические отношения приграничных регионов КНР и России;
- рассмотреть проблемы и перспективы экономического сотрудничества России и Китая.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. РОССИЙСКИЙ ДАЛЬНИЙ ВОСТОК В ГЕОПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКОГО РЕГИОНА 6
1.1. Геополитическое положение Дальнего Востока……………….....…6
1.2. Хозяйственная и транспортная инфраструктура Дальнего Востока…………………………………………………………………………...14
2. ГЕОПОЛИТИЧЕСКАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ……………………………………………………………………………..20
2.1. Экономические отношения приграничных регионов КНР и
России…………………………………………………………………………...20
2.2. Проблемы и перспективы экономического сотрудничества России и Китая…………………………………………………………………………...25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………41

Файлы: 1 файл

Дальний Восток. Геополитическая ситуация.docx

— 73.45 Кб (Скачать файл)

      Наиболее  важными портами с круглогодичной навигацией являются (с юга на север): Зарубино, Посьет, Владивосток, Находка, Восточный, Ванино, Магадан, на Сахалине - Корсаков и Холмск. Для некоторых регионов (Магаданской, Камчатской, Сахалинской областей, северных районов Хабаровского края) морской транспорт - практически единственный путь доставки туда грузов. Основные портовые мощности сосредоточены в Приморском, Хабаровском краях и Сахалинской области.

      В настоящее время морским транспортом  Дальнего Востока выполняется 85% экспортных и 45% импортных грузовых перевозок, железнодорожным транспортом - соответственно 13 и 45%, речным - 2 и 5%.

      Перегрузочные мощности южных материковых портов и пропускная способность железнодорожных  подходов к ним позволяют переработать не более 35 млн. тонн грузов в год, что  настоятельно требует развития соответствующих  транспортных систем[5, с.128].

      Внутренний  водный транспорт в регионе используется главным образом в бассейнах  рек Амур и Лена. Большая глубина  Нижнего Амура обеспечивает применение судов смешанного «река-море» плавания для осуществления внешнеторговых перевозок грузов со странами АТР, общий объем которых в последние годы превышал 1 млн. тонн.

      С открытием границ для торговли с  Китаем Амур стал международной транспортной артерией. С российской стороны статус открытых портов приобрели Благовещенск, Нижнеленинское, Поярково, Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре.

      Дальневосточные экспортеры поставляют в соседнюю страну речной песок и прочие строительные материалы, древесину, удобрения. Из Китая  ввозятся продовольствие и товары народного  потребления. В будущем по Амуру  и его правому притоку Сунгари планируется осуществлять транзитные перевозки грузов из Японии и Южной Кореи в северные провинции Китая.

      Количество  автомобильных дорог с твердым  покрытием на Дальнем Востоке  значительно меньше, чем в европейской  части страны. Дальний Восток пока оторван от единой дорожной сети страны, поскольку еще не закончено строительство  дорог федерального значения на трассе Чита - Хабаровск - Находка[9, с.173].

      Обширные  пространства дальневосточных территорий и недостаточное развитие наземных путей сообщения предопределяют повышенную значимость здесь авиационного транспорта. Особенно это касается пассажирских перевозок, где авиация  играет ведущую роль, как на внутрирегиональных, так и на межрегиональных линиях. В целом на Дальнем Востоке доля воздушного транспорта в пассажирских перевозках составляет около 38%. Однако, в регионе есть немало районов и населенных пунктов, для которых самолет - единственное средство связи с «большой землей».

      Всего на Дальнем Востоке насчитывается  более 200 аэропортов и аэродромов гражданского назначения, из них 105 находятся на юге  региона. В массе своей это  аэродромы с грунтовыми взлетно-посадочными  полосами, которые весной и осенью выходят из строя, и лишь тринадцать имеют специальное бетонное покрытие, предназначенное для приема тяжелых пассажирских и транспортных самолетов.

      Самолетами  Дальневосточного регионального управления воздушного транспорта перевозится  ежегодно около 2 млн. пассажиров и около 30 тыс. т грузов. Основной поток грузов и пассажиров приходится на Хабаровск, расположенный на пересечении воздушных  путей и обладающий самым высоким  потенциалом на Дальнем Востоке (его пропускная способность 1500 пассажиров в час). Из Хабаровска выполняются  регулярные авиарейсы более чем  в 40 городов России и СНГ. Вторым по значимости является аэропорт «Артем» (в 44 км от Владивостока), способный  пропускать до 700 пассажиров в час, а  с учетом только что построенного международного терминала - до 800 пассажиров в час. По воздушным линиям Владивосток  имеет прямую связь с 20 российскими  городами[14, с.153].

      Основными проблемами воздушного транспорта региона  являются эксплуатация морально и физически  устаревшего самолетно-вертолетного парка (степень износа - около 80 %), несоответствие аэропортовых сооружений современным  требованиям.

      Приморский  край занимает в транспортной системе  РФ выгодное географическое положение, является регионом, через который  пролегают транзитные торговые пути между Европой и Восточной  Азией, между Северо-Восточной Азией  и Северной Америкой. Здесь сходятся все транспортные развязки, связывающие  порты края, сухопутные пограничные  переходы Россия-Китай, Транссиб и гострассу Владивосток-Хабаровск.

      В соответствии с Концепцией развития транспорта РФ через территорию Приморского  края проходят следующие международные  транспортные коридоры (МТК):

      1) Трансконтинентальный евроазиатский  транспортный коридор.

      2) Трансокеанский азиатско-американский  мультимодальный транспортный коридор.

      3) Транспортный коридор «Суйфуньхэ».

      4) Транспортный коридор «Туманган».

      5) Корейский восточный транспортный.

      Развитие  транспортного комплекса Дальнего Востока осуществляется в два  этапа:

      I этап - стабилизация работы транспортного  комплекса. Главной задачей этапа  является создание производственно  - технической и организационно-экономической  базы развития транспорта, направленной  на повышение конкурентоспособности  экспортной продукции и транспортной  инфраструктуры региона на мировом  и отечественном рынках транспортных  услуг.

      II этап - ускоренное развитие транспортного  комплекса для вовлечения экономики  России в мировой хозяйственный  процесс Азиатско - Тихоокеанского региона в период до 2010 года. Одной из главных задач, требующих решения в этот период, является освоение растущих объемов экспортно-импортных перевозок, международного транзита Европа – страны АТР[12, с.87].

      По  оценкам, суммарные объемы грузооборота южных материковых портов региона  составят в 2010 году - 45-65 млн. тонн. Для  увеличения объемов грузовых перевозок  потребуется обновление транспортного  флота Дальневосточного бассейна, пополнение его сухогрузными и наливными  судами для обслуживания портопунктов с рейдовой погрузкой-выгрузкой, судами усиленного ледового класса для плавания в замерзающих морях, специализированными  судами для обслуживания экспортно-импортных  перевозок. Требуется также обновление пассажирского флота для обслуживания жителей Сахалина, Курил, Камчатки, Чукотки, Республики Саха (Якутия). 
 
 
 

      2 ГЕОПОЛИТИЧЕСКАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ 

      2.1 Экономические отношения приграничных регионов КНР и России 

      Торгово-экономическое  сотрудничество служит материальной основой  для добрососедского и дружественного отношения между Китаем и Россией, оно является важным содержанием  китайско-российских отношений партнерства  и стратегического взаимодействия, оно служит важным фактором, который  гарантирует продолжительную жизненность  хороших отношений двух стран. В  связи с этим Китай и Россия уделяют большое внимание развитию торгово-экономическое сотрудничества и прилагают к этому большие  усилия, в результате чего добились весомых успехов. Недавно Председатель Постоянного Комитета Всекитайского  Собрания Народных Представителей У Банго посетил Россию. Он принял участие в российско-китайской конференции, посвященной приграничному и межрегиональному сотрудничеству между нашими странами и выступил с важным докладом, содействуя тем самым развитию дружественных связей и торгово-экономического сотрудничества между нашими странами[16, с.121].

      Торгово-экономическое  сотрудничество между соседними  регионами является важной составной  частью торгово-экономического сотрудничества между двумя странами. На восьмой  очередной встрече премьеров  правительств Китая и России была ещё более ясно определена и подчеркнута  важность усиления регионального сотрудничества между двумя странами.

      Провинция Хэйлунцзян, имеющая общую с Россией границу на протяжении более 3000 километров, имеет богатейшие природные возможности для развития регионального сотрудничества с Дальним Востоком и Сибирью России. После восстановления торгово-экономических связей двух сторон провинция Хэйлунцзян постоянно рассматривает сотрудничество с Россией как важное направление расширения внешних сношений и добилась больших успехов, как в строительстве базовой инфраструктуры, так и в установлении дружественных отношений с этими районами России, неустанно развивает с ними торгово-экономическое сотрудничество.

      Провинция Хэйлунцзян уже стала одним из важных окон, платформ и пропускных каналов торгово-экономического сотрудничества Китая с Россией. Теперь в провинции уже построены 25 пропускных пунктов первого класса государственного значения, ведётся подготовительная работа по строительству моста через пограничную реку Хэйлунцзян (Амур) в районах Хэйхэ и Логухэ. Правительство провинции Хэйлунцзян установило дружеские связи с местными правительствами федеральных субъектов российского Дальнего Востока и Сибири, создала режим для регулярных встреч между губернаторами обеих сторон[10, с.59].

      Предприятия обеих сторон тоже установили дружеские  и деловые связи, неустанно углубляют  сотрудничество в торгово-экономической, научно-технической и культурной сферах. Начал функционировать ряд больших важных объектов сотрудничества в отраслях лесозаготовки и обработки леса, освоения полезных ископаемых, строительстве объектов науки и техники, и т.д.

      Китайский и российский банки уже решили начать расчётные операции в национальной валюте между Хэйхэ, провинции Хэйлунцзян и Благовещенском, что создаёт благоприятные условия для дальнейшего развития нашего торгово-экономического сотрудничества. В первом квартале 2010 года оборот торговли увеличился на 60 процентов по сравнению с соответствующим периодом прошлого года.

      В настоящее время в Китае всесторонне  осуществляется стратегия возрождения  старой промышленной базы Северо-востока  Китая, что создает особо благоприятные  шансы для развития промышленности, сельского хозяйства, третьего сектора экономики и социальной сферы провинции Хэйлунцзян, тем самым открывает новое, более широкое пространство для развития торгово-экономического, научно-технического сотрудничества провинции Хэйлунцзян с Россией, особенно с её Дальнем Востоком и Сибирью. Как китайская, так и Российская сторона придают этому большое значение.

      Торговый  оборот Приморского края с КНР  в 2010 году составил 720,8 млн. долл. США. Удельный вес КНР в общем объеме внешнеторгового оборота Приморского края достиг 38%.

      Последние 2 года КНР является стабильно лидирующим партнером Приморского края в  области торгово-экономических отношений. Этому способствует общая граница  между нашими территориями, а также  взаимодополняемость наших экономик на современном этапе: КНР достигла ощутимых успехов в развитии аграрного сектора и ряда отраслей обрабатывающей промышленности, дальнейшее же их продвижение сдерживается отставанием инфраструктуры (в первую очередь энергетики, транспорта), а также металлургии; Приморский край, в свою очередь, располагает высоким производственным потенциалом отраслей машиностроения (авиастроение, судостроение, приборостроение), в настоящее время не задействованным на внутреннем рынке, и некоторой металлургической базой. Обрабатывающие же отрасли края в настоящее время требуют восстановления[2, с.68].

      Экспорт Приморского края в Китай в 2010 году составил 366 млн. долл. США, а импорт 354,8 млн. долл. США. Импорт товаров из КНР оказывает заметное влияние на пополнение потребительского рынка Приморья. Вызывает одобрение позиция Китая с готовностью предпринять практические шаги для повышения качества импортируемых в Россию китайских товаров, а также, работать с российскими импортерами на тех же условиях, что и с фирмами Европы и США.

      Позитивные  тенденции отмечаются в области  инвестиционного сотрудничества. Совокупный (накопленный) объем иностранных  инвестиций из КНР в экономику  края на 1 января 2010 года составил 9,9 млн. долл. США (2,9% всего объема накопленных инвестиций в Приморский край), тогда как на 1 января 2009 года совокупные инвестиции составляли всего 2,3 млн. долл. США. В крае действует 176 предприятий с китайскими инвестициями из 573 зарегистрированных. На их долю приходится почти 40% (первое место) от общего количества действующих в крае предприятий с иностранными инвестициями. Основными направлениями деятельности предприятий, созданных при участии КНР, являются: торговая деятельность, строительный бизнес, грузовые перевозки, организация общественного питания, гостиничный бизнес, сельскохозяйственная деятельность, лесопереработка. Около 2/3 китайских совместных предприятий действуют в сфере торговли. В основном это небольшие по численности работающих (3-5 чел.) предприятия, с преобладанием 100% прямых частных китайских инвестиций. Однако среди предприятий с китайскими инвестициями есть и более крупные фирмы с числом работников 20-30 чел. Гостиничный сервис налаживают в крае совместные предприятия, которые обеспечивают рабочими местами более 140 человек[7, с.179].

Информация о работе Российский Дальний Восток. Геополитическая ситуация