Региональная экономическая политика Японии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 15:00, реферат

Описание работы

Одной из важнейших структурных характеристик мировой экономики и хозяйства отдельных стран является их территориальная организация.
Экономическая нестабильность последних лет, которая имеет место во многих странах, хотя и по разным причинам, заставляет правительства и предпринимательские круги этих стран обратить более пристальное внимание на неиспользованный потенциал региональных экономик и совершенствование региональной структуры как резервповышения эффективности функционирования экономической системы.

Файлы: 1 файл

Япония.docx

— 43.98 Кб (Скачать файл)

В целом Японии удалось  избавиться от таких недостатков  своей экономики, как отставание в развитии инфраструктуры по сравнению  с производственной сферой и разрыв в уровне обеспеченности инфраструктурой  между центральными и периферийными  районами.

По степени обеспеченности дорогами, парками, жильем, водопроводом, канализацией, образовательными и медицинскими учреждениями и другими видами инфраструктуры Япония приблизилась к стандартам других про-мышленно развитых стран, хотя полностью отставание не ликвидировано.380 Поэтому можно предположить, что дальнейшее расширение и обновление инфраструктуры останется важной задачей экономической, в том числе и региональной экономической политики Японии.

Позитивные результаты РЭП  свидетельствуют о гибкости ее механизма, способности адаптироваться к меняющимся экономическим условиям. В этой связи представляется, что японский опыт может оказаться полезным для решения аналогичных проблем в любой другой стране. Конечно, РЭП Японии и механизмы ее реализации сложились на национальной почве, в конкретно-исторических условиях этой страны. Тем не менее, японская практика регулирования территориальных пропорций и создания условий для сбалансированного развития всех регионов страны обладает и рядом универсальных черт как в плане концептуальных подходов, так и методов решения проблем.

В первую очередь, следует  обратить внимание на необходимость  государственного контроля в сфере  регионального развития. Опыт Японии убедительно доказывает, что и  в развитой рыночной экономике государственная  поддержка регионов и регионального  развития остается насущной необходимостью. Другой вопрос, в каких формах и  какими методами должно осуществляться регулирование. В Японии, как было показано в работе, найдены весьма перспективные механизмы сочетания  прямых и косвенных методов стимулирования и поддержки регионов, а также  средства привлечения частного сектора  к участию в государственной  региональной политике, в том числе  и еефинансировании. Заслуживают внимания и подходы в распределении ограниченных ресурсов, а именно последовательно проводимый планово-целевой принцип. В Японии отказались от практики «рассеянного впрыскивания» капиталовложений в регионы в пользу финансирования конкретных проектов создания «полюсов роста», что в целом повышает эффективность финансирования. И, наконец, принципиально важным представляется комплексный подход к использованию национальной территории и всех видов ресурсов, что особенно актуально для России, обладающей такими ресурсами, рассредоточенными по всей стране.

В настоящее время перемены, происходящие в экономике Японии, системе регулирования экономических  процессов столь глубоки и  масштабны, что могут потребовать  не просто корректировки курса региональной политики, а кардинального пересмотра ее концептуальных основ и основных механизмов.

В самом деле, вся послевоенная РЭП строилась на создании благоприятных  условий для размещения промышленности в альтернативных по отношению к  урбанизированным районах страны в  целях территориального перераспределения  производственных мощностей и стимулирования развития регионов. Однако в результате структурной перестройки, начавшейся в 70-е годы, все большая часть  ВНП (ВВП) стала создаваться в  высокотехнологичных отраслях обрабатывающей промышленности и третичного сектора, и тенденция эта продолжается. С точки зрения регионального  развития важно, что для этих отраслей действуют иные факторы размещения, в большинстве своем связанные  с наличием агломерационного эффекта. Иными словами, это типично «городские отрасли», более того, «отрасли больших  городов», которые по определению  не будут стремиться на периферию. Кроме  того, новые приоритетные отрасли, особенно третичного сектора, в основном не являются градообразующими, поэтому прямо  не стимулируют экономическое развитие периферийных районов. Следовательно, встает проблема приспособления к сложившейся  ситуации и поиска долгосрочных собственных  источников роста для нецентральных  районов.

Другой важный вопрос в  сфере регионального развития, с  которым столкнулось японское правительство, - это сокращение возможностей государственного финансирования в результате кризисных  явлений 90-х годов. На всем протяжении послевоенного периода региональная политика в Японии опиралась на крупные KB в строительство производственной и социальной инфраструктуры. Кстати, довольно высокая по сравнению с  другими странами доля прямого государственного финансирования на эти цели стала  отличнтелыюй чертой региональной политики в Японии. По сути, с финансовой точки зрения региональная политика в Японии (как и в других странах) представляет собой в краткосрочной и среднесрочной перспективе затратный для государственного бюджета механизм.

Еще в 80-е годы в Японии был поставлен вопрос об экономической  эффективности региональных, в том  числе инфраструктурных, проектов («план  Маэкавы»), а в 90-е годы проблема превращения регионального развития из «статьи расходов» в ресурс роста всей экономики страны стал не просто актуальным, а жизненно важным. С одной стороны, идет реформирование всей системы управления экономикой в направлении сокращения прямого участия государства во многих сферах, в том числе и в строительстве инфраструктуры. С другой стороны, в условиях затянувшегося спада идут поиски новых источников роста для всей экономики. В этой связи, очевидно, будетпересматриваться и концепция региональной политики: государство постепенно будет уходить от прямого воздействия на процессы в данной сфере в область общего руководства. Иными словами, региональная экономическая политика, так же как и другие направления экономической политики государства, попадает в орбиту дерегулирования. Важнейшим индикатором этого процесса стало постепенное изменение системы финансирования региональной политики, соотношения прямых и косвенных источников государственного финансирования, пропорций общественных и частных инвестиций.

В этом случае региональная политика в большей степени ориентируется  на энергию и самостоятельность  регионов, что и нашло отражение  в планах и программах 80-90-х годов. Вместе с тем вопрос о финансировании регионального развития остается открытым, поскольку, хотя экономическая депрессия  территориально началась с крупных  городов, где сосредоточены операции с финансами и недвижимостью, затем она распространилась на другие регионы. Местные финансы почти  повсеместно находятся в тяжелом  состоянии и не могут в полном объеме обеспечить финансирование экономического роста.

Заметное влияние на региональную экономическую политику и региональную структуру Японии оказывают процессы интернационализации, а также сдвиги в глобальной территориальной экономической  структуре. Думается, что из всех промышленно  развитых стран Япония пока оказалась  менее других втянута в описанные  выше процессы. Среди причин этого  — ее географическая удаленность  от главных центров мирового хозяйства, относительно скромные масштабы зарубежной деятельности ее транснациональных  корпораций, сохраняющаяся замкнутость  хозяйственной структуры (наличие  закрытых предпринимательских структур), высокая по сравнению с другими  странами степень централизации  и зарегулированное™ экономики. Вместе с тем в 80-90-е годы в Японии наблюдаются явные признаки того, что подобные процессы затрагивают  и ее.

Так, в результате либерализации  финансовой сферы и сделок с капиталом, активизировавшихся в 80-е годы, Токио  все более становится «мировым городом», где сосредотачиваются финансовые и фондовые рынки, информационно - телекоммуникационные ресурсы, штаб-квартиры зарубежных корпораций. В результате японская столица превращается в одну из центральных точек мирового глобального взаимодействия. В то же время меняется значение Токио  в региональной структуре Японии. В настоящее время можно утверждать, что Токио перестает быть главным  промышленным центром страны, все  более консолидирует финансовые и научно-информационные функции, берет  на себя обеспечение связей Японии с внешним миром. Думается, что  и частичное рассредоточение  управленческих функций столицы, если оно произойдет, не изменит ситуации.

Таким образом, по-видимому, мы имеем дело с новым витком территориальной  концентрации в Японии, базирующейся на растущей интернационализации, информатизации социально-экономической жизни.

Значительное влияние  на региональную политику будет оказывать  и продолжающееся перемещение производственного  аппарата японской промышленности за рубеж, в страны с более низкими  издержками, которые выигрывают в  конкурентной борьбе за инвестиции крупных  японских компаний у японской периферии. Одним из следствий такого положения  стало усиление интереса японских префектур  к прямым экономическим контактам  с зарубежными странами. Пока данный процесс находится в начальной  стадии и заявляет о себе лишь отдельными симптомами, в связи с чем трудно предположить, что в Японии в ближайшем  будущем появятся районы, которые  будут более связаны с зарубежными  странами, чем с другими частями  собственной страны, т.е. международных  районов в полном смысле слова. Что  же касается отдаленного будущего, то в обстановке либерализации экономической  жизни и усиления прямых межрайонных  контактов, можно прогнозировать формирование такого района в зоне Японского моря, что станет абсолютно новым явлением в территориальной структуре  самой Японии.

В целом можно предположить, что региональная политика Японии, как и вся ее экономика находится  на пороге качественно нового этапа  своего развития. Дальнейший курс региональной политики будет во многом зависеть от структурной политики и направлений  и темпов реформирования управления экономикой.

В краткосрочной перспективе  в условиях, когда правительство  сосредоточило усилия на поисках  выхода из затянувшейся депрессии и  нейтрализации последствий финансового  кризиса, региональная политика вряд ли повысит свой статус среди направлений  экономической стратегии.

Вместе с тем в перспективе  долгосрочные тенденции интернационализации, глобализации, децентрализации хозяйственной  жизни должны привести к росту  роли регионов как консолидированных  субъектов экономики, постепенному переходу к взаимодействию с другими  странами по «периметрам» (т.е. не только своими центрами, но и периферией). «Вертикальный» тип межрегионального взаимодействия внутри самой Японии будет все более приобретать «горизонтальные» черты. На фоне этих сдвигов, очевидно, и сформируется региональная политика государства принципиально нового типа, которую с точки зрения взаимодействия регионов и центральной власти можно охарактеризовать как «партнерский». Эта политика и будет во многом определять региональную структуру экономики и облик регионов страны в XXI веке.

 


Информация о работе Региональная экономическая политика Японии