Проблема реформирования ООН в современном мире

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 20:01, реферат

Описание работы

Объектом исследования в данном случае будет сама ООН, её институты и структуры. Предметом исследования являются недостатки и неэффективность в деятельности структур ООН.
Целью исследования является выявление проблем в работе ООН и её способности выполнять поставленные перед Организацией задачи, а так же предложения по исправлению выявленных проблем.

Содержание работы

Введение 3
I. Структура руководящих органов ООН 4
II. Недостатки деятельности ООН 7
III. Основные пути и предложения реформирования ООН 10
Заключение 14
Список литературы 15

Файлы: 1 файл

Геополитика.doc

— 103.50 Кб (Скачать файл)

   ISAF или Международные силы содействия безопасности. Эта миссия была создана на основе резолюции Совета Безопасности ООН № 1386 в 2001 году. В задачи миссии входит: «оказания помощи афганскому Временному органу в обеспечении безопасности в Кабуле и прилегающих к нему районах, с тем, чтобы афганский Временный орган, а также персонал Организации Объединенных Наций могли действовать в условиях безопасности». За прошедшие почти 13 лет миссия не добилась этих целей, она унесла жизни около 3.000 военнослужащих и ещё около 9.000 получили ранения. Обстановка в стране продолжает оставаться напряжённой. Налицо хроническая неспособность что-либо предпринять по дальнейшей стабилизации. Миссия ISAF, состоящая в своей основе из стран НАТО, ограничивается контролем части страны, предоставляя бандформированиям свободу передвижения и действия в других частях страны.

   Но, пожалуй, ещё более ярким примером может служить провальная миссия UNOSOM I. Оказание гуманитарной помощи стало невозможно из-за постоянного разграбления складов местными группировками. Кроме того наблюдателям ООН приходилось платить дань местным полевым командирам. В связи с этим было принято решение послать четыре батальона для охраны гуманитарных миссий, военные подразделения были встречены крайне враждебно. Что вынудило свернуть операцию. США выступили с заявлением о готовности оказать военную поддержку. Была сформирована миссия UNITAF в составе 20 стран и 35.000 человек, в задачу входило стабилизация обстановки в стране и подготовка к повторной гуманитарной миссии. Миротворческие войска ООН благодаря превосходству в материально-техническом обеспечении и подготовке быстро выполнили поставленные задачи, ООН приступило к повторной реализации миссии UNOSOM II. США вывело большую часть своего контингента (первоначально 27.000 человек), а миссия UNITAF была расформирована. Одновременно с ослаблением миротворческого контингента активизировались бандформирования по всей стране. Вскоре вновь ситуация достигла критической стадии, оставшиеся миротворцы подвергались регулярным нападениям со стороны местных, а выдача гуманитарной помощи прекратилась из-за невозможности доставить ещё нуждающимся. Апогеем стала битва за Могадишо, между войсками ООН и сторонниками Айдида Мухаммед Фарах Айдид - сомалийский военный и политический деятель, самопровозглашённый президент Сомали в 1995-1996 годах, генерал-майор сомалийской армии. По результатам было заключено перемирие, США вывело свою группировку. Остальные страны сделали это в течение полугода, миссия UNOSOM I, имевшая своей целью прекратить гражданскую войну в Сомали провалилась.

   В) Неравноценность стран, привилегированное положение постоянных членов Совета Безопасности.

   Эта проблема вытекает из неравномерного развития стран, кроме того она связана со всеми другими проблемами: бюрократизацией, коррупцией и проблемой финансирования. Получается так, что фактически в ООН всем заправляют пять постоянных членов Совета Безопасности, что в свою очередь противоречит основным принципам ООН. Сюда можно записать и тот факт что решения Совбеза (малая часть ООН) имеют обязательный характер для всех. В то время как решения Генассамблеи - только лишь рекомендательный характер. К пятёрке примыкают и ещё несколько стран из блока развитых, они имеют влияние на ООН благодаря большой доли взносов в бюджет Организации, что ставит их в более выгодное положение по сравнению со всеми остальными.

   Г) Проблема финансирования ООН

   На протяжении последних 20 лет ООН всё больше испытывает проблемы с финансами, проще говоря, их не хватает. ООН финансируется на основе взносов стран-членов, понятно, что страны вносят не одинаковое количество денег. Расчёт происходит на основе платёжеспособности каждой конкретной страны и высчитывается по количественному показателю ВНП, с учётом некоторых факторов. Данная проблема очень сложна в разрешении - просто уравнять страны нельзя, т.к совершенно ясно что небогатые страны не могут платить на ровне с развитыми. Если же отталкиваться от возможностей малоразвитых стран - получим хроническую нехватку денег. Получается тупиковая ситуация. Перманентно возникают противоречия между странами. Развитые страны (Германия, Япония и другие), имеющие большую долю взносов в бюджет ООН требуют либо места постоянного члена в Совбезе, или уменьшения их доли. Регулярный бюджет ООН составляет порядка 5,5 млрд. долл. США. Он расходуется на обслуживание мероприятий, персонала и базовой инфраструктуры ООН.

   Большой проблемой является нецелевое использование средств. Большой штат сотрудников (более 60 000 человек), который также необходимо содержать и оплачивать деятельность. И, конечно же, одна из самых распространённых проблем-коррупция. Широко известны коррупционные скандалы в ООН-например скандал в связи с гуманитарной программой в Ираке «Нефть в обмен на продовольствие».

   На данный момент единственным выходом из этой ситуации является совершенствование механизмом контроля за финансами, борьбой с коррупцией и уменьшение нецелевых расходов.

   Д) Прочие более мелкие проблемы.

Здесь можно  выделить следующие проблемы:

   Квалификация сотрудников работающих в той или иной структуре ООН. Кадровая политика, действующая на данный момент далека от рациональной - работа по найму, на основе постоянного контракта. Серьёзное препятствие-возраст: берут людей от 32 до 62 лет, как мы видим, молодые специалисты не могут устроиться и принять участие в деятельности, а также квалифицированные и опытные кадры вынуждены покинуть место работы в 62 лет.

   Появляются требования по трансформации нынешней Комиссии по правам человека и переформировании её в Совет по правам человека. Считается, что этот шаг поможет избавиться от политизированности в этом Комитете. Кроме того позволит как бы избавиться от существующих проблем с репутацией комитета.

   Проблемы существования и развития специализированных учреждений ООН, таких как Международный валютный фонд, Международная организация труда и других.

   Исторические противоречия между странами стоят выше принципа единства, поэтому, например, Китай выступает против получения статуса постоянного члена Совета Безопасности Японией.

 

 

 

 

III. Основные  предложения и пути реформирования ООН

 

   Изменения в работе ООН шли непрерывно с момента ее появления. Но тогда эти изменения не были целенаправленными и не носили системный характер, понимание необходимости реформирования пришло в конце XX века. В 1997 году Генеральный Секретарь Кофи Аннан выступил с докладом «Обновление Организации Объединенных Наций: программа реформы». В докладе поделённом на две части рассматривался общий обзор предстоящих реформ и её основных элементов (первая часть) и подробное описание всех необходимых мер по изменениям, включая и конкретные предложения и рекомендации (вторая часть).

   Осенью 2000 года в Генеральной Ассамблее была представлена «Декларация тысячелетия ООН». В ней отмечались принципы, которыми должна руководствоваться Организация в XXI веке. Но самое главное, были сгруппированы по четырем основным блокам конкретные задачи, на решение которых требуется обратить особое внимание, одной из этих задач является реформирование ООН, эта часть содержала более ста рекомендаций, связанных с повседневной деятельностью институтов ООН, и ряд предложений по повышению эффективности работы.

   Далее, в 2002 году Кофи Аннан выступил с очередным докладом по реформированию ООН. Этот доклад стал обзором второго пакета реформ в «Программе дальнейших преобразований». В течении 2004 года работала созданная по инициативе Генсека так называемая «Группа высокого уровня по вызовам, угрозам и переменам» - эксперты и представители от разных стран (от России Евгений Примаков) работали над рекомендациями по дальнейшему реформированию. Эта работа вылилась в доклад Генерального секретаря под названием "При большей свободе", где суммировались все проекты и пожелания касательно хода дальнейших изменений. Стоит отметить что несмотря на большое количество предложений и рекомендаций - реальная ситуация не так радужна. Реформирование изрядно пробуксовывает, за минувшие 12 лет есть только незначительные подвижки. Причина этому - различность и многообразие подходов по вопросам реформирования, сопротивление некоторых стран, и бюрократия в самой ООН. Все предложения по реформированию ООН можно свести в следующие блоки:

1) Реформа Совета  Безопасности

   Подразумевает под собой различные предложения, но в основном сводящиеся к увеличению количества постоянных членов, ограничение права вето. Существуют различные подходы и разные принципы формирования нового Совбеза. Наиболее часто фигурирующим принципом организации является географический - одинаковое представительство стран от различных регионов. К примеру: Европа, Азия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Австралия и Океания. С таким подходом количество членов СБ ООН должно вырасти до 20-26 (в зависимости от количества представителей от региона). Данную концепцию предлагал Кофи Аннан в своём докладе от 2005 года. Это не единственный подход, существуют и иные принципы формирования, например, в зависимости от показателей развития, уровня ВВП, роли и вкладе в деятельность ООН. Более радикален был Муаммар Каддафи, указывающий в своей критике работы СБ на необходимость передачи функции Совета Безопасности Генассамблее, чтобы важные решения были подконтрольны всем странам, без выделения и привелигерования отдельных стран. Сам же Совбез предполагалось расформировать. Касательно количества постоянных членов, то тут взгляды также не однозначны. Есть предложения увеличить число постоянных членов, путём предоставления места государствам которые достигшим высокого уровня развития, или имеющим большое влияние на международной арене. Традиционно на роль новых членов СБ рассматривают: Германию, Японию, Индию и Бразилию. Есть точка зрения по полному расформированию института постоянных членов. С юридической точки зрения этот шаг уравняет права всех стран-членов ООН.

   Однако у каждого решения проблемы есть и свои недостатки, скажем увеличение количества членов Совбеза может привести ещё большим сложностям при принятии решений. Что в свою очередь отразится на способностях Совета эффективно и оперативно реагировать на события в кризисных ситуациях.

   2) Реформы направленные на повышение эффективности миротворческой деятельности ООН.

   На рубеже веков Организация Объединённых Наций инициировала реализацию крупномасштабного проекта целью которого является анализ опыта миротворческих операций и подготовка к проведению реформ, направленных на увеличение ее способностей в организации и проведении миротворческих операций. Появление данной программы послужил факт увеличения количества конфликтов, где требуются «голубые каски», их усложнению, а также необходимостью в более тщательном планировании. Операции по поддержанию мира столкнулись с различными сложностями, например как:

· необходимость  развертывания всё более крупных, затратных и постоянно увеличивающихся операций. Кроме того существует проблема нехватки миротворцев.

· выработка  и реализация стратегий перехода от стабилизации ситуации в регионе, к ситуации когда становится возможным  окончательное разрешение конфликта.

   В связи с необходимостью выработки конкретных предложений по реформированию в 2000 году по инициативе Генерального Секретаря была создана Группа Организации Объединенных Наций по операциям в пользу мира. Основной целью группы стал анализ всех недостатков и проблемных моментов, существующих на данный момент и подготовка конкретных, а самое главное реалистичных предложений по исправлению недочётов. В составе группы были эксперты, области предотвращения конфликтов, международных отношений и миротворчества, юристы. Председателем Группы стал Лахдара Брахими. Результатам деятельности стал доклад, известный как «доклад Брахими» суть которого сводилась к следующим рекомендациям:

· пересмотреть существующие и принять новые  обязательства государств-членов.

· Провести реформу  управления существующими подразделениями миротворцев.

· Увеличить  объёмы финансирования миротворческой деятельности ООН.

   В последующем были представлены ещё несколько документов призванных конкретизировать опыт предыдущих операций и обосновывающих необходимость изменений в структурах ООН ответственных за миротворческую деятельность. Это доклады и программы: Общая доктрина(2008 год), Доклад Группы высокого уровня по угрозам, вызовам и переменам(2010 год) и др. То есть реально ООН мало продвинулось в деле реального реформирования своей деятельности. Вся работа свелась к написанию многочисленных деклараций и реорганизации различных организаций второго плана. По мнению В.Н. Фёдорова необходимы более кардинальные изменения в деятельности ООН в области миротворчества, прежде всего, необходимо создание войск ООН действующих на постоянной основе, и, следовательно, проработки юридической базы по использованию, комплектованию и содержанию подобного рода формирований. Наличие сил быстрого реагирования ООН позволит значительно сократить время на подготовку к вмешательству в тот или иной конфликт. Естественно это не единственная мера, направленная на увеличение эффективности - надо действовать комплексно. В список предложений входит: создание единого центра по управлению миротворческими операциями, ответственного за весь комплекс мер-от разработки до проведения собственно операции и поддержания сил быстрого реагирования в состоянии готовности. Необходимо изменить существующую схему финансирования, ввести чёткие квоты и размер оплаты для различных стран. На данном этапе ООН далека от столь радикальных изменений.

   Сюда относятся предложения по изменению в структуре или деятельности других главных институтов Организации, это:

Информация о работе Проблема реформирования ООН в современном мире