Проблема реформирования ООН в современном мире

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 20:01, реферат

Описание работы

Объектом исследования в данном случае будет сама ООН, её институты и структуры. Предметом исследования являются недостатки и неэффективность в деятельности структур ООН.
Целью исследования является выявление проблем в работе ООН и её способности выполнять поставленные перед Организацией задачи, а так же предложения по исправлению выявленных проблем.

Содержание работы

Введение 3
I. Структура руководящих органов ООН 4
II. Недостатки деятельности ООН 7
III. Основные пути и предложения реформирования ООН 10
Заключение 14
Список литературы 15

Файлы: 1 файл

Геополитика.doc

— 103.50 Кб (Скачать файл)

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ  ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА

ФАКУЛЬТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОГО И  МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

 

 

Реферат

Дисциплина: Геополитика

Тема: Проблема реформирования ООН в современном мире

              

 

 

                                                                                               Выполнила студентка:

Рогозина М.С.

Курс: 4

Группа: УГ 915

Отделение:  заочное

Проверил преподаватель:

Ватолина Ю.В.

 

 

 

Санкт-Петербург

2013 г.

Содержание

 

Введение                                                                                                               3

I. Структура руководящих  органов ООН                                                          4

II. Недостатки деятельности  ООН                                                                     7

III. Основные пути и  предложения реформирования ООН                            10

Заключение                                                                                                          14

Список литературы                                                                                              15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

   Организация Объединённых Наций-глобальный наднациональный институт, она способна повлиять практически на любые события, происходящие как на международной арене, так и внутри каждой отдельной страны члена-организации. Она охватывает практически весь спектр международных отношений, любое хоть сколько-нибудь значимое событие не остаётся без внимания ООН. Отсюда возникает и актуальность выбранной мной проблемы-проблемы реформирования ООН в современном мире. С момента создания ООН минуло уже 68 лет, мир кардинально изменился соответственно и Организация должна меняться, перестраиваться под новые реалии. В связи с увеличением количества международных конфликтов, усиления мировой глобализации, продолжающейся информатизацией и компьютеризацией всех сфер жизни старые методы и пути выхода из кризисных ситуаций либо перестают работать, либо становятся неэффективными. Поэтому, от того по какому пути пойдёт трансформация ООН будет зависеть состояние дел на международной арене.

   Объектом исследования в данном случае будет сама ООН, её институты и структуры. Предметом исследования являются недостатки и неэффективность в деятельности структур ООН.

   Целью исследования является выявление проблем в работе ООН и её способности выполнять поставленные перед Организацией задачи, а так же предложения по исправлению выявленных проблем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I. Структура  руководящих органов ООН

   Организация Объединённых Наций (ООН) была создана в 1945 году. Её устав был утверждён на Сан-Фрацисской конференции в апреле-июне 1945 года, первоначально устав был подписан представителями 51 страны. Основные принципы деятельности организации и структура были разработаны антигитлеровской коалицией в годы Второй Мировой Войны и были закреплены в Декларации Объединённых Наций, подписанной 1 января 1942 года. Основные цели и задачи ООН прописаны в уставе и заключаются в следующем:

   1. Поддерживать международный мир и безопасность и с этой целью принимать эффективные коллективные меры для предотвращения и устранения угрозы миру и подавления актов агрессии или других нарушений мира и проводить мирными средствами, в согласии с принципами справедливости и международного права, улаживание или разрешение международных споров или ситуаций, которые могут привести к нарушению мира.

   2. Развивать дружественные отношения между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов, а также принимать другие соответствующие меры для укрепления всеобщего мира.

   3. Осуществлять международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера и в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии.

   4. Быть центром для согласования действий наций в достижении этих общих целей.

   ООН обладает сложной и разветвлённой структурой, в неё входят:

· Генеральная  Ассамблея

· Совет Безопасности

· Секретариат

· Международный Суд

· Экономический  и Социальный Совет

· Совет по Опеке

· Специализированные Учреждения

   Генеральная Ассамблея (сокращённо ГА или Генассамблея) занимает центральное место в структуре ООН имеет функции основного совещательного, директивного и представительного органа. Генеральная Ассамблея имеет широкий спектр задач, основными являются: налаживание сотрудничества в области обеспечения международного мира и безопасности, избирание непостоянных членов Совета Безопасности, членов Экономического и Социального Совета, по рекомендации Совета Безопасности назначение Генерального секретаря ООН, совместно с Советом Безопасности избрание членов Международного Суда ООН, координация международного сотрудничества в экономической, социальной, культурной и гуманитарной сферах. Генеральная Ассамблея работает посессионно. Кроме того, существуют помимо регулярных, специальные и чрезвычайные специальные сессии.

   Ежегодная очередная сессия Ассамблеи открывается в начале сентября и работает во главе с Председателем Генеральной Ассамблеи на пленарных заседаниях и в главных комитетах до полного исчерпания повестки дня. Существуют специальные сессии Генеральной Ассамблеи ООН которые могут созываться по любому вопросу при наличии требования Совета Безопасности в течение 15 дней со дня получения такого требования Генеральным секретарём ООН, а так же по требованию большинства членов ООН. Чрезвычайные специальные сессии созываются исключительно по требованию Совбеза ООН либо большинства государств-членов ООН в течение 24 часов после получения такого требования Генеральным секретарём ООН. В структуру ГА входят шесть комитетов со своей специализацией и ещё 2 координируют работу Ассамблеи и самих комитетов:

   Генеральный  комитет - занимается выдачей рекомендаций Генассамблее по вопросам стоящим на повестке дня, а так же выделяет приоритетные пункты в повестке дня и организации работы.

   Комитет по проверке полномочий - занимается проверкой полномочий и затем предоставляет Ассамблее доклады о наличии и соответствии полномочий представителей.

1) Комитет по вопросам разоружения и международной безопасности (Первый комитет) - обсуждаются вопросы разоружения и мировой безопасности

2) Комитет по экономическим и финансовым вопросам (Второй комитет) - вопросы экономики

3) Комитет по социальным и гуманитарным вопросам и вопросам культуры (Третий комитет) - занимается вопросами социальной, гуманитарной и культурной сфер

4) Комитет по специальным политическим вопросам и вопросам деколонизации (Четвёртый комитет) - решает вопросы связанные с деколонизацией и вопросами не входящими в полномочия Первого комитета

5) Комитет по административным и бюджетным вопросам (Пятый комитет) - вопросы, связанные с финансовой деятельностью ООН

6) Комитет по правовым вопросам (Шестой комитет) - правовые вопросы международных отношений

   В состав Генерального комитета входят: Председатель Генеральной Ассамблеи, заместители Председателя, председатели главных комитетов, которые избираются с учетом принципа справедливого географического представительства пяти регионов (районов): Азии, Африки, Латинской Америки, Западной Европы (в данном случае территории Канады, Австралии и Новая Зеландии хоть и располагаются вне Европы географически, но всё равно относятся к Западной Европе из-за схожести в социально-экономических, юридических и политических сферах) и Восточной Европы.

Рабочие и Региональные группы в составе Генеральной  Ассамблеи.

   В прошлом Генеральная ассамблея создавала Рабочие группы для рассмотрения важных вопросов (например, Специальную рабочую группу по выяснению причин конфликтов и содействию обеспечению прочного мира и устойчивого развития в Африке), эти группы формировались на открытой основе и имели своей целью более эффективную, нежели в рамках комитета проработку проблемы. В последнее время в Генеральной ассамблее возникли Региональные группы (имеющие неформальный статус), являющиеся посредниками для консультаций и предоставлению поддержки в работе по процедурным вопросам. Региональные группы образуются по географическому принципу (группа Африканских государств).

   Совет Безопасности ООН несёт главную ответственность за сохранение мира и безопасности, его решения имеют обязательный характер для всех членов ООН. Совет Безопасности состоит из 15 членов: пять членов Совета - постоянные (Россия, США, Великобритания, Франция и Китай, обладают правом «вето»), остальные 10 членов-непостоянные избираются в Совет на срок 2 года путём голосованием в Генеральной Ассамблее.

   Секретариат ООН - это персонал, работающий в учреждениях в разных странах мира и занимающийся повседневной работой Организации. В сферу деятельности входит так же обслуживание органов Организации Объединённых Наций и воплощение принятых ими программ и резолюций. В полномочия Секретариата входит широкий спектр задач, например: публикацией и распространением материалов ООН, хранением архивов, регистрацией международных договоров государств - членов ООН. Во главе Секретариата стоит Генеральный секретарь, который выбирается путём голосования проходящем в Генеральной Ассамблеи по рекомендации Совета Безопасности сроком на 5 лет с возможностью последующего переизбрания на новый срок.

   Международный Суд ООН  - основной судебный орган ООН. Формируется из 15 судей, которые становятся независимыми, то есть не представляют какую-либо страну, а действуют в личном качестве. Каждому судье даются все необходимые дипломатические гарантии и привилегии. Судья международного Суда не занимается какой-либо другой профессиональной деятельностью кроме работы непосредственно в Суде.

   В этот Суд может обратиться только государство, Суд не рассматривает дела юридических или физических лиц. Суд ООН рассматривается как один из важнейших институтов по мирному разрешению споров и претензий между странами.

   Экономический и Социальный совет один из органов ООН отвечающий за вопросы в сфере экономического и социального международного сотрудничества. Структурно состоит из 6 комиссий образованных по территориальному принципу:

- Европейская  Экономическая Комиссия(ЕЭК)

- Экономическая  комиссия для стран Африки (ЭКА)

- Экономическая и социальная комиссия для стран Азии и бассейна Тихого океана (ЭСКАТО)

- Экономическая  и социальная комиссия для  стран Западной Азии (ЭСКЗА)

- Экономическая  комиссия для стран Латинской  Америки и Карибского бассейна (ЭКЛАК)

- Экономическая  комиссия для стран Северной Америки (ЭКСА)

   Совет по опеке ООН - совет по Опеке на данный момент приостановил свою работу, в связи с тем, что 1ноября 1994 года последняя подопечная ООН архипелаг Паллау обрела независимость. Что касается Совета, то он, согласно специальной резолюции Генеральной Ассамблеи больше не будет работать на постоянной основе. Но предусмотрена возможность созыва по просьбе Председателя, или по решению Генеральной Ассамблеи, или Совета Безопасности.

   Специализированные учреждения ООН согласно Уставу ООН, любой главный орган ООН может учреждать различные вспомогательные органы для выполнения своих обязанностей. Наиболее крупные и известные из них: Всемирный банк, Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ), Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ), Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО), ЮНЕСКО.

 

 

 

 

 

II. Недостатки  деятельности ООН

   С момента образования ООН ситуация в мире кардинально изменилась. Окончательно распалась колониальная система, исчезли многие государства и блоки - соответственно в корне поменялась и геополитическая ситуация. ООН же во многом осталась не изменой, организацией действующей на принципах и положениях сформулированных сразу после Второй Мировой Войны, отсюда и многие недостатки в повседневной деятельности. Среди основных недостатков современные исследователи выделяют:

   А) Забюрократизированность структур.

   ООН обладает сложной и разветвлённой системой комитетов и комиссий, а так же достаточно большим штатом. При таком раскладе бюрократизация неизбежна. Отсюда и все классические недуги: затягивание принятие решения по тем или иным вопросам (в том числе и по самому реформированию), сложность оформления бумаг (ведь даже в здания ООН пускают не всех и не сразу), слабая ответственность на местах, нецелевое расходование средств. Одним из ярких примеров бюрократизма является наличие Военно-Штабного Комитета, который не получает никаких указаний по работе с 1947 года(!),однако продолжает собираться каждые две недели на заседания. При этом на нужды Комитета выделается до 5 миллионов долларов ежегодно. Реальная ценность такого органа стремиться к нулю.

   Сюда же можно отнести и политическую окраску принимаемых решений. То есть принятие того или иного положения напрямую зависит от влияния страны-инициатора на саму ООН, отдельные её органы и бюрократию в целом, Распространено мнение, что резолюции в ООН принимаются с предварительной инициации и одобрения США и других постоянных членов Совета Безопасности. Нынешнего Генерального секретаря Пан Ги Муна обвиняют в «прозападной» политике. В довершение к этому государства зачастую не исполняют резолюции, не неся при этом никакой ответственности. Отсюда и падение авторитета ООН как организации следящей за порядком в мире.

   Б) Малая эффективность при решении конкретных вопросов и международных конфликтов (в том числе и провалы в миротворческой деятельности). Не способность быстро среагировать на кризисные ситуации.

   С момента своего основания ООН провела более 60 миротворческих операций по всему миру. Практически с самого начала перед окончательным решением Совбеза следует долгая череда переговоров и консультаций со стороны постоянных членов. ООН, как и весь мир, оказалась заложником биполярной системы и двух блоков. Особенно острыми были дебаты по вопросам, затрагивающим интересы России или США. Однако и в настоящее время можно увидеть недееспособность Совета Безопасности. Ярчайшим примером современности могут быть переговоры по вопросу Сирии которые идут уже на протяжении последних 5 месяцев практически в непрекращающемся режиме. Совет Безопасности в очередной раз столкнулся с противоречиями вызванными затрагиванием интересов Великих Держав. Так КНР и Российская Федерация настаивает на невмешательстве в Сирийский конфликт, либо не военном вмешательстве и способствованию мирного урегулирования. В то время как блок НАТО - во главе с США и младшими партнёрам Великобританией и Францией настаивает на силовое решение конфликта, разумеется, предлагая взять роль миротворца на себя. Россия совершенно справедливо считает, что это будет сценарий аналогичный операции в Ливии, результатом которой стало падение стабильного, но недемократичного режима Каддафи, и порождение нового витка проблем. В частности ситуация в Мали является эхом событий в Ливии. Однако проблемы возникают не только в ходе самих переговорах, были случаи, когда сами миротворческие операции были либо неудачны из-за непродуманного планирования, либо имели огрехи на стадии проведения операции. Ещё одной проблемой является возможность некоторых стран, в частности США, начать действовать без какого либо одобрения ООН - что ставит под сомнения авторитет Организации в целом. Если говорить конкретно на примерах, то можно привести такие операции и миссии как:

Информация о работе Проблема реформирования ООН в современном мире