Экологические проблемы в современном мире

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 15:12, доклад

Описание работы

Промышленная революция, начавшаяся в Европе в XVIII веке, внесла существенные изменения во взаимоотношения Природы и человека. До поры до времени человек, как и другие живые существа, был естественной составляющей своей экосистемы, вписывался в ее кругообороты веществ и жил по ее законам.
Начиная со времен неолитической революции, то есть с той поры, когда было изобретено земледелие, а затем и скотоводство, взаимоотношения человека и Природы стали качественно меняться. Сельскохозяйственная деятельность человека постепенно создает искусственные экосистемы, так называемые агроценозы, живущие по собственным законам: для своего поддержания они требуют постоянного целенаправленного труда человека.

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 38.93 Кб (Скачать файл)

Промышленная революция, начавшаяся в Европе в XVIII веке, внесла существенные изменения во взаимоотношения Природы  и человека. До поры до времени человек, как и другие живые существа, был  естественной составляющей своей экосистемы, вписывался в ее кругообороты веществ  и жил по ее законам.

Начиная со времен неолитической революции, то есть с той поры, когда было изобретено земледелие, а затем и  скотоводство, взаимоотношения человека и Природы стали качественно  меняться. Сельскохозяйственная деятельность человека постепенно создает искусственные  экосистемы, так называемые агроценозы, живущие по собственным законам: для своего поддержания они требуют постоянного целенаправленного труда человека. Без вмешательства человека они существовать не могут. Человек все больше и больше извлекает из земных недр полезных ископаемых. В результате его активности начинает меняться характер кругооборота веществ в природе, меняется характер окружающей среды. По мере того как растет население и растут потребности человека, свойства среды его обитания изменяются все больше и больше.

Людям при этом кажется, что их деятельность необходима для того, чтобы адаптироваться к условиям обитания. Но они не замечают, или не хотят замечать, что эта  адаптация носит локальный характер, что далеко не всегда, улучшая на какое-то время условия жизни  для себя, они при этом улучшают их для рода, племени, деревни, города, да и для самих себя в будущем. Так, например, выбросив отходы со своего двора, вы загрязняете чужой, что  в конечном итоге оказывается  вредным и для вас самих. Такое  происходит не только в малом, но и  в большом.

Однако до самого последнего времени  все эти изменения происходили  столь медленно, что о них никто  серьезно не задумывался. Человеческая память, конечно, фиксировала крупные  перемены: Европа еще в средние  века была покрыта непроходимыми  лесами, бескрайние ковыльные степи  постепенно превращались в пашни, реки мелели, зверья и рыбы становилось  меньше. И люди знали, что всему  этому причина одна - Человек! Но все эти изменения происходили  медленно. Явно заметными они оказывались  лишь по прошествии поколений.

Ситуация стала стремительно меняться с началом промышленной революции. Главными причинами этих изменений  сделались добыча и использование  углеводородного топлива - угля, нефти, сланцев, газа. А затем - добыча в  огромных количествах металлов и  других полезных ископаемых. В кругооборот  веществ в природе начали включаться вещества, запасенные былыми биосферами - находившиеся в осадочных породах и уже вышедшие из кругооборота. О появлении в биосфере этих веществ люди стали говорить как о загрязнении воды, воздуха, почвы. Интенсивность процесса такого загрязнения нарастала стремительно. Условия обитания начали зримо меняться.

Первыми этот процесс почувствовали  растения и животные. Численность  и, главное, разнообразие живого мира стали  быстро сокращаться. Во второй половине нынешнего века процесс угнетения  Природы особенно ускорился.

Меня поразило письмо к Герцену, написанное одним из жителей Москвы в шестидесятых годах прошлого столетия. Привожу его почти дословно: "Оскудела наша Москва-река. Конечно, пудового осетра и сейчас еще можно выловить, но вот стерлядочки, которой мой дед любил потчевать приезжих, уже не выловишь". Вот так! А прошло-то всего лишь столетие. На берегах реки пока еще можно увидеть рыболовов с удочками. И кое-кому удается выловить случайно выжившую плотвичку. Но она уже так пропитана "продуктами производственной деятельности человека", что ее отказывается есть даже кошка.

Перед человеком во весь рост поднялась  проблема изучения влияния на его  здоровье, на условия его жизни, на его будущее тех изменений  природной среды, которые вызваны  им самим, то есть неконтролируемой деятельностью  и эгоизмом самого человека.

Итак, человеческая активность меняет характер окружающей среды, причем в  большинстве (не всегда, но в большинстве) случаев, эти изменения оказывают  негативное влияние на человека.

Защита Природы и экология цивилизации 

Во всех цивилизациях и у всех народов издавна существует представление  о необходимости бережного отношения  к Природе. У одних - в большей степени, у других - в меньшей. Но то, что земля, реки, лес и обитающее в нем зверье - это непреходящая ценность, может быть, главная ценность, которой обладает Природа, человек понял давно. И заповедники возникли, вероятно, задолго до того, как появилось само слово "заповедник". Так, еще Петр Великий, который вырубил для строительства флота весь лес в Заонежье, запретил прикасаться топором к лесам, которые находятся в окрестностях водопада Кивач.

Долгое время основные практические задачи экологии сводились именно к  охране окружающей среды. Но в ХХ веке этой традиционной бережливости, которая  начала к тому же постепенно угасать  под давлением развивающейся  промышленности, уже оказалось недостаточно. Деградация Природы стала превращаться в угрозу самой жизни общества. Это привело к появлению специальных  природоохранных законов, к созданию системы заповедников вроде знаменитой Аскании-Нова. Родилась, наконец, и специальная наука, изучающая возможность сохранения реликтовых участков Природы и исчезающих популяций отдельных живых видов. Постепенно люди стали понимать, что только богатство Природы, разнообразие живых видов обеспечивают жизнь и будущее самого человека. Сегодня этот принцип сделался основополагающим.

Перед человечеством во весь рост поднимается проблема его выживания  на Земле. Под вопросом будущность нашего биологического вида. Человечеству может  грозить судьба динозавров. С той  лишь разницей, что исчезновение бывших властителей Земли было вызвано  внешними причинами, а мы можем погибнуть  от неумения разумно использовать свое могущество.

Именно эта проблема и есть центральная  проблема современной науки (хотя, может  быть, это и не всеми пока еще  осознано).

Изучение собственного дома

Точный перевод греческого слова "экология" и означает изучение собственного дома, то есть биосферы, в  которой мы живем и частью которой  являемся. Для того чтобы решить проблемы выживания человечества, надо, прежде всего, знать собственный  дом и научиться в нем жить! Жить долго, счастливо! А то понятие "экология", которое родилось и  вошло в язык науки еще в  прошлом веке, оно относилось лишь к одной из сторон жизни обитателей нашего общего дома. Классическая (точнее - биологическая) экология - лишь естественная составляющая часть той дисциплины, которую мы теперь называем экологией  человека или современной экологией.

Изначальный смысл любого знания, любой научной дисциплины - постигнуть законы собственного дома, то есть того мира, той окружающей среды, от которой  зависит наша общая судьба. С этой точки зрения вся совокупность наук, рожденных человеческим Разумом, есть составная часть некой общей науки о том, как человеку следует жить на Земле, чем он должен руководствоваться в своем поведении для того, чтобы не только сохранить самого себя, но и обеспечить будущее своим детям, внукам, своему народу и человечеству в целом. Экология - наука, устремленная в будущее. И она строится на принципе, что ценности будущего не менее важны, чем ценности настоящего. Это наука о том, как передать Природу, наш общий дом нашим детям и внукам, чтобы им в нем было жить лучше и удобнее, чем нам! Чтобы в нем сохранилось все необходимое для жизни людей.

Наш дом един - все в нем взаимосвязано, и надо уметь объединить знания, накопленные в разных дисциплинах, в единую целостную конструкцию, которая и есть наука о том, как человек должен жить на Земле, и которую естественно называть экологией человека или просто экологией.

Итак, экология - наука системная, она  опирается на множество других дисциплин. Но это не единственное ее отличие  от традиционных наук.

Физики, химики, биологи, экономисты изучают  множество самых разных феноменов. Изучают ради того, чтобы понять природу самого феномена. Если угодно, из интереса, ибо человек, решая ту или иную задачу, сначала просто стремится понять, как она решается. А уж затем начинает думать о том, к чему бы приспособить изобретенное им колесо. Очень редко заранее  думают о применении полученных знаний. Разве при рождении ядерной физики кто-нибудь помышлял об атомной бомбе? Или Фарадей предполагал, что  его открытие приведет к тому, что  планета покроется сетью электростанций?

Экология в этом совсем не похожа на традиционные дисциплины. В отличие  от них она имеет вполне определенную и заранее заданную цель: такое  изучение собственного дома и такое  изучение возможного поведения в  нем человека, которое позволило  бы человеку жить в этом доме, то есть выжить на планете Земля.

В отличие от многих других наук, экология имеет многоярусную конструкцию, и  каждый из этажей этого "здания" опирается  на целое множество традиционных дисциплин.

Верхний этаж

В период перестройки, провозглашенной  в нашей стране, мы начали говорить о необходимости избавиться от идеологии, от ее тотального диктата. Конечно, человеку для того, чтобы раскрылся его  потенциал, заложенный Природой, необходима свобода поиска. Его мысль не должна быть стесненной никакими рамками: должно быть доступно видению все многообразие путей развития, чтобы иметь широкие  возможности выбора. А рамки в  процессе мышления, какими бы они ни были, - всегда помеха. Однако ничем  не стесненной и сколь угодно революционной  может быть только мысль. А действовать  следует осмотрительно, опираясь на проверенные принципы. Вот почему жить без идеологии тоже нельзя, вот почему свободный выбор всегда должен опираться на мировоззрение, а оно формируется опытом многих поколений. Человек должен видеть, осознавать свое место в мире, во Вселенной. Он должен знать, что ему недоступно и запрещено - погоня за фантомами, иллюзиями, за призраками во все времена была одной из главных опасностей, подстерегающих человека.

Мы живем в доме, имя которому - биосфера. Но она, в свою очередь, лишь малая частица Великого Мироздания. Наш дом - крошечный уголок необъятного  космоса. И человек обязан чувствовать  себя частицей этой безграничной Вселенной. Он должен знать, что возник не в  силу чьей-то потусторонней воли, а  в результате развития этого бесконечно огромного мира, и как апофеоз  этого развития он обрел Разум, способность  предвидеть результаты своих действий и влиять на события, которые происходят вокруг него, а значит, и на то, что  происходит во Вселенной! Вот эти  принципы мне и хочется называть основой, фундаментом экологического мировоззрения. А значит, и основой  экологии.

Любое мировоззрение имеет много  источников. Это и религия, и традиции, и опыт семьи... Но все же одна из важнейших  его составляющих - это конденсированный опыт всего человечества. И его  мы называем НАУКОЙ.

Владимир Иванович Вернадский использовал  словосочетание "эмпирическое обобщение". Этим термином он называл любое утверждение, которое не противоречит нашему прямому  опыту, наблюдениям или то, которое  можно вывести строгими логическими  методами из других эмпирических обобщений. Так вот, в основе экологического мировоззрения лежит следующее  утверждение, впервые четко сформулированное датским физиком Нильсом Бором: мы можем считать существующим лишь то, что является эмпирическим обобщением!

Только такая основа может защитить человека от неоправданных иллюзий  и ложных шагов, от непродуманных  и опасных действий, только она  способна закрыть доступ в юные головы различным фантомам, которые на развалинах марксизма начинают путешествовать по нашей стране.

Человеку предстоит решать проблему огромной практической значимости: как  выжить на оскудевающей Земле? И только трезвое рационалистическое миропредставление может служить путеводной нитью в том страшном лабиринте, куда нас загнала эволюция. И помочь справиться с теми трудностями, которые ожидают человечество.

Значит, экология начинается с мировоззрения. Я бы даже сказала больше: мировоззрение  человека в современный век начинается с экологии - с экологического мышления, а воспитание и образование человека - с экологического воспитания.

Биосфера и человек в биосфере

Биосфера - это часть верхней  оболочки Земли, в которой существует или способно существовать живое  вещество. К биосфере принято относить атмосферу, гидросферу (моря, океаны, реки и другие водоемы) и верхнюю часть  земной тверди. Биосфера не находится  и никогда не находилась в состоянии  равновесия. Она получает энергию  Солнца и, в свою очередь, излучает определенное количество энергии в космос. Эти  энергии разного свойства (качества). Получает Земля коротковолновое  излучение - свет, который, трансформируясь, нагревает Землю. А в космос от Земли уходит длинноволновое тепловое излучение. И баланс этих энергий  не соблюдается: Земля излучает в  космос несколько меньше энергии, чем  получает от Солнца. Эту разность - небольшие  доли процента - и усваивает Земля, точнее, ее биосфера, которая все  время накапливает энергию. Этого  небольшого количества накапливаемой  энергии оказывается достаточно для того, чтобы поддерживать все  грандиозные процессы развития планеты. Этой энергии оказалось достаточно для того, чтобы однажды на поверхности  нашей планеты вспыхнула жизнь  и возникла биосфера, чтобы в процессе развития биосферы появился человек  и возник Разум.

Итак, биосфера - живая развивающаяся  система, система, открытая космосу - потокам  его энергии и вещества.

И первая основная, практически очень  важная задача экологии человека - познать  механизмы развития биосферы и тех процессов, которые в ней происходят.

Это сложнейшие процессы взаимодействия атмосферы, океана, биоты - процессы принципиально неравновесные. Последнее означает, что все кругообороты веществ здесь не замкнутые: какая-то материальная субстанция непрерывно добавляется, а что-то выпадает в осадок, образуя со временем огромные толщи осадочных пород. И планета сама по себе не инертное тело. Ее недра все время выбрасывают в атмосферу и океан различные газы, прежде всего - углекислоту и водород. Они включаются в кругооборот веществ в природе. Наконец, и сам человек, как сказал Вернадский, оказывает решающее влияние на структуру геохимических циклов - на кругооборот веществ.

Информация о работе Экологические проблемы в современном мире