Экологический контроль и обеспечение экологической безопасности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 12:05, диссертация

Описание работы

Город Омск – один из крупнейших городов азиатской части России с населением более 1,1 млн. человек. В процессе своей жизнедеятельности город, как и любой другой крупный населенный пункт, производит значительное количество веществ, загрязняющих окружающую среду: воздух, водные объекты и территорию. До 2001 года Омск постоянно входил в число городов с высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха и большим объемом загрязненных сточных вод, сбрасываемых в водные объекты, а в 1994 году Омск стал одним из 4-х городов (Ангарск, Москва, Омск, Челябинск), присутствующих в перечнях городов с максимальными выбросами и сбросами.

Содержание работы

Вопрос 1. Особенности города Омска 3
Изменения экологической ситуации к 2006 году 6
Направления деятельности 9
Управление отходами 11
Общественная экспертиза опасных объектов 11
Экологическая оценка продуктов питания 12
Общественный мониторинг (наблюдение и оценка) 12
Лабораторный (государственный) мониторинг 12
Экологическая милиция 13
Очистка и благоустройство водоемов 13
Разработка санитарно-защитных зон 14
Очистка ливневых сточных вод 14
Оптимизация транспортной системы 15
Снижение уровня подтопления 15
Альтернативные источники воды 15
Приоритетные направления деятельности 16
Зеленые насаждения (1) 17
Управление отходами (2) 19
Направления деятельности 19
Развитие рынка переработки отходов 20
Цель и задачи Программы 22
Очистка и благоустройство водоемов (5) 24
Развитие стратегии экологической безопасности 26
Экологическая ситуация 34
Загрязнение атмосферы 34
Загрязнение водоемов и первую очередь р. Иртыш 36
Промышленные и бытовые отходы 37
Другие вопросы 40
Экологический контроль и обеспечение экологической безопасности 41
Проблемы и предложения 44
Вопрос 2. 45
Вопрос 3. 64

Файлы: 1 файл

БЖД.doc

— 562.50 Кб (Скачать файл)

"В соответствии со статьями 20 и 22 Федерального закона от 24.07.98 № 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" средства на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний формируются за счет обязательных страховых взносов страхователей, которые уплачиваются вне зависимости от других взносов на социальное страхование.

Вместе с тем согласно статье 5 названного выше Федерального закона № 125-ФЗ обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний подлежат физические лица, выполняющие работу на основе трудового договора (контракта) или на основании гражданско-правового договора, заключенного со страхователем". 12

При наступлении страхового случая у застрахованного возникает право на страховое обеспечение. Об этом сказано в ст.3 Закона № 125-ФЗ. Страховой случай – это несчастный случай на производстве или профессиональное заболевание, которые повлекли за собой повреждение здоровья застрахованного лица, подтвержденное в установленном порядке.

"Под страховщиком понимается Фонд социального страхования Российской Федерации.

В качестве страхователя рассматривается юридическое лицо любой организационно – правовой формы (в том числе иностранная организация, осуществляющая свою деятельность на территории Российской Федерации и нанимающая граждан Российской Федерации) либо физическое лицо, нанимающее лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с пунктом 1 статьи 5 данного Федерального закона (статья 3).

В главе III Федерального закона определены права и обязанности субъектов страхования.

В частности, в обязанности страховщика входит аккумулирование капитализированных платежей в случае ликвидации страхователя (подпункт 10 пункта 2 статьи 18).

Страхователь несет ответственность за неисполнение возложенных на него Федеральным законом обязанностей по своей регистрации (перерегистрации) у страховщика, своевременную и полную уплату страховых взносов, а также за своевременную и полную уплату страховых выплат застрахованным, назначенных страховщиком.

При задержке уплаты страхового взноса страхователь уплачивает страховщику пеню в размере 0,5 процента суммы страхового взноса за каждый день просрочки после окончания периода, за который должен быть уплачен страховой взнос (абзацы 1 и 2 пункта 1 статьи 19).

Задолженность по страховым взносам, начисленная пеня взыскиваются страховщиком со страхователя – юридического лица в бесспорном порядке, со страхователя – физического лица на основании решения суда (абзац 5 пункта 1 статьи 19)". 13

Несчастный случай на производстве – это событие, в результате которого человек получил увечье или другое повреждение здоровья, выполняя свои трудовые обязанности. Такое событие может произойти как на территории страхователя, так и за ее пределами. Несчастным случаем в рамках Закона № 125-ФЗ также признается событие, которое произошло во время следования на работу или с работы на транспорте работодателя. Если работник пострадал, когда ехал на работу или с работы на общественном или личном транспорте, такой случай не признается страховым. В подобной ситуации период временной нетрудоспособности оплачивается работнику по общим основаниям.

Как правило, несчастный случай – это кратковременное воздействие на работника какого-либо вредного фактора, которое влечет за собой травму. Воздействие может быть механическим (рана, ушиб), химическим, термическим (ожог, обморожение) и т.д. Травма может быть получена в результате аварии, взрыва, другой чрезвычайной ситуации, поломки механизма, может быть нанесена другим человеком, животным и т.д. Но для признания несчастного случая страховым событием обязательно должна быть причинно-следственная связь травмы с выполнением пострадавшим обязанностей, предусмотренных трудовым договором.

Факт несчастного случая на производстве должен быть подтвержден документально. По каждому такому случаю проводится расследование. Порядок расследования несчастного случая на производстве определен ст.229 Трудового кодекса. Отсутствие документов влечет отказ в назначении

Порядок расследования несчастных случаев на производстве зависит от степени их тяжести, которая определяется в соответствии с приказом Минздравсоцразвития РФ от 24.02. 2005 г. № 160 "Об утверждении Схемы определения несчастных случаев на производстве". 14

В соответствии с указанной Схемой:

1) По степени тяжести несчастные случаи на производстве подразделяются на 2 категории: тяжелые и легкие.

Квалифицирующими признаками тяжести несчастного случая на производстве являются:

- характер полученных повреждений и осложнения, связанные с этими повреждениями, а также усугубление имеющихся и развитие хронических заболеваний;

- длительность расстройства здоровья (временная утрата трудоспособности);

- последствия полученных повреждений (стойкая утрата трудоспособности, степень утраты профессиональной трудоспособности).

Наличие одного из квалифицирующих признаков является достаточным для установления категории тяжести несчастного случая на производстве.

К легким несчастным случаям на производстве относятся повреждения, не являющиеся тяжелыми.

3) Врачи скорой и неотложной помощи, а также любые другие медицинские работники, оказывающие пострадавшему первую медицинскую помощь, не дают заключения о тяжести повреждения. В их компетенцию входит только определение характера дальнейшего лечения пострадавшего (амбулаторное или стационарное), а также констатация летального исхода.

4) Заключение о степени тяжести производственной травмы дают по запросу работодателя или председателя комиссии по расследованию несчастного случая на производстве клинико-экспертные комиссии (КЭК) лечебно-профилактического учреждения, где осуществляется лечение пострадавшего в срок до 3-х суток с момента поступления запроса. Это заключение в обязательном порядке также оформляется в выписном эпикризе независимо от характера проведенного лечения.

5) Степень утраты профессиональной трудоспособности определяется в соответствии с Положением "О порядке установления врачебно-трудовыми экспертными комиссиями степени утраты профессиональной трудоспособности в процентах работникам, получившим увечье, профессиональное заболевание либо иное повреждение здоровья, связанные с исполнением ими трудовых обязанностей", утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23.04.94 № 392.

Постановлением Правительства РФ от 16 октября 2000 г. № 789 "Об утверждении Правил установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний"15 было признано утратившим силу Постановление Правительства РФ от 23 апреля 1994 г. № 392 "Об утверждении Положения о порядке установления врачебно-трудовыми экспертными комиссиями степени утраты профессиональной трудоспособности в процентах работникам, получившим увечье, профессиональное заболевание либо иное повреждение здоровья, связанные с исполнением ими трудовых обязанностей.

Как следует из приведенного текста Приказа Минздрава РФ от 24.02. 2005 г. № 160, несчастные случаи на производстве по степени тяжести подразделяются на 2 категории: тяжелые и легкие. Однако в тексте ст.227 – 231 ТК РФ, регламентирующих порядок расследования и учета несчастных случаев на производстве, о легких несчастных случаях прямо не говорится. Лишь в ст.229 указано, что расследование обстоятельств и причин несчастного случая на производстве, который не является групповым и не относится к категории тяжелых несчастных случаев или несчастных случаев со смертельным исходом, проводится комиссией в течение трех дней.

В указанных статьях ТК РФ акцент сделан на изложении порядка расследования и учета групповых, тяжелых несчастных случаев, а также несчастных случаев со смертельным исходом. О расследовании и учете легких несчастных случаев в них практически ничего не говорится.

Для того чтобы найти основание заполнить этот пробел в ТК РФ, было использовано положение ст.229 ТК РФ, согласно которому порядок расследования несчастных случаев на производстве, учитывающий особенности отдельных отраслей и организаций, а также формы документов, необходимых для расследования несчастных случаев на производстве, утверждаются в порядке, установленном Правительством РФ.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 31 августа 2002 г. № 653 "О формах документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, и особенностях расследования несчастных случаев на производстве"16 Минтруд РФ утвердил Положение об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях,17 которым, в том числе, уточняются положения ТК РФ в части расследования и учета легких несчастных случаев.

Уровень производственного травматизма и профзаболеваемости существенно отличается по отраслям. Так, наибольшее количество несчастных случаев зарегистрировано в сельском хозяйстве (14%), далее следуют машиностроение и металлообработка (12%), лесная и деревообрабатывающая промышленность (8%), пищевая (5%), угольная (4%), химическая промышленность и черная металлургия (по 2%), электроэнергетика и нефтеперерабатывающая промышленность (по 1%). Профессиональным заболеваниям и острым отравлениям в 2003 г. в наибольшей степени были подвержены работники угольной промышленности (14,4%), машиностроения и металлообработки (11%), сельского хозяйства (7,2%), черной металлургии (2,9%). В химической промышленности этот показатель составил 2,2%, в цветной металлургии – 1,5%, в лесной и деревообрабатывающей промышленности – 1,3%. 18

При регистрации региональное отделение Фонда (филиал регионального отделения Фонда) определяет страхователю класс профессионального риска для установления размера страхового тарифа на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, исходя из класса профессионального риска видов экономической деятельности страхователей. Под профессиональным риском понимается вероятность повреждения (утраты) здоровья или смерти застрахованного, связанная с исполнением им обязанностей по трудовому договору, а под классом профессионального риска – уровень производственного травматизма, профессиональной заболеваемости и расходов на обеспечение по страхованию по видам экономической деятельности страхователей (ст.3 Закона № 125).

Порядок и оформление расследования несчастных случаев на производстве, их учет

Порядок расследования и учета несчастных случаев на производстве регламентируется статьями 227 – 231 Главы 36 "Обеспечение прав работников на охрану труда" ТК РФ.

Минтруд РФ, как это было показано выше, в соответствии со ст.229 ТК РФ и постановлением Правительства РФ от 31 августа 2002 г. № 653 принял постановление от 24 октября 2002 г. № 73 "Об утверждении форм документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, и положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях".

Указанным постановлением Минтруд РФ утвердил:

- формы документов (формы 1-9), необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве;

- Положение об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях (далее по тексту – Положение).

Положение определяет особенности расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, поэтому необходимо знать область, сферу его действия, а также в каких случаях его необходимо применять. 19

Перечень отдельных отраслей и организаций, занятых в них работников, несчастные случаи с которыми расследуются в соответствии с правилами, установленными не только ст.227 – 231 ТК РФ, но и Положением, приводятся в его пунктах 9 – 16. При расследовании несчастных случаев, происшедших с лицами, не занятыми в указанных в пунктах 9 – 16 отраслях и организациях, Положение не применяется.

Что же касается форм документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, утвержденных упомянутым выше постановлением Минтруда РФ от 24 декабря 2002 г. № 73, то они применяются всегда, т.е. независимо от того, действует или не действует в каждом отдельном случае Положение.

Положение устанавливает с учетом статей 227 – 231 ТК РФ и особенностей отдельных отраслей и организаций обязательные требования по организации и проведению расследования, оформления и учета несчастных случаев на производстве, происходящих в организациях и у работодателей – физических лиц с различными категориями работников (граждан).

В ст.227 ТК РФ приводится круг работников, несчастные случаи с которыми подлежат расследованию и учету; дается определение таких случаев; приводятся обстоятельства, при которых происшедшие с работниками несчастные случаи подлежат расследованию и учету как несчастные случаи на производстве.

Абзацем 1 ст.227 ТК РФ определено, что расследованию и учету в соответствии с его главой 36 подлежат несчастные случаи на производстве, происшедшие с работниками и другими лицами при исполнении ими трудовых обязанностей и работы по заданию организации или работодателя – физического лица. Однако далее по тексту указанной статьи приводятся различные ограничения и уточнения, противоречащие, по нашему мнению, положениям абз.1.

По тексту статьи приводится лаконичный и явно не исчерпывающий перечень лиц, которые относятся к указанным в абз.1 работникам. Как следует из текста статьи, – это лица, выполняющие работу в данной организации или у работодателя – физического лица по трудовому договору, студенты и учащиеся, проходящие производственную практику, заключенные, привлекаемые к труду администрацией организации, а также другие лица, участвующие в производственной деятельности организации или индивидуального предпринимателя.

Информация о работе Экологический контроль и обеспечение экологической безопасности