Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени, организация защиты населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 14:00, реферат

Описание работы

На поверхности Земли и в прилегающих к ней слоях атмосферы происходит множество сложнейших физических, физико–химических, биохимических, геодинамических, гелиофизических, гидродинамических и других процессов, сопровождающихся обменом и взаимной трансформацией различных видов энергии. Эти процессы лежат в основе эволюции Земли, являясь источником постоянных преобразований в облике нашей планеты. Человек не в состоянии приостановить или изменить ход этих процессов, он может только прогнозировать их развитие и в некоторых случаях оказывать влияние на их динамику.

Файлы: 1 файл

Раздел I Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени.docx

— 46.04 Кб (Скачать файл)

• введение при необходимости  круглосуточного дежурства руководителей  и должностных лиц органов  управления и сил РСЧС на стационарных пунктах управления;

• непрерывный сбор, обработка  и передача органам управления и  силам единой системы данных о  прогнозируемых чрезвычайных ситуациях, информирование населения о приемах  и способах защиты от них;

• принятие оперативных мер  по предупреждению возникновения и  развития чрезвычайных ситуаций, снижению размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, а также по повышению устойчивости и безопасности функционирования организаций в чрезвычайных ситуациях;

• уточнение планов действий (взаимодействия) по предупреждению и  ликвидации чрезвычайных ситуаций;

• приведение при необходимости  сил и средств РСЧС в готовность к реагированию на чрезвычайные ситуации, формирование оперативных групп  и организация их выдвижения в  предполагаемые районы действий;

• восполнение при необходимости  резервов материальных ресурсов, созданных  для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

• проведение при необходимости  эвакуационных и других мероприятий;

В режиме чрезвычайной ситуации:

• непрерывный контроль за состоянием окружающей среды, прогнозирование развития возникших чрезвычайных ситуаций и их последствий;

• оповещение руководителей  органов исполнительной власти, местного самоуправления, организаций и населения  о возникших чрезвычайных ситуациях;

• проведение мероприятий  по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

• организация работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций и  всестороннему обеспечению действий сил и средств РСЧС, поддержанию  общественного порядка в ходе их проведения, а также привлечение  при необходимости в установленном  порядке общественных организаций  и населения к ликвидации возникших  чрезвычайных ситуаций;

• непрерывный сбор, анализ и обмен информацией об обстановке в зоне чрезвычайной ситуации и в  ходе проведения работ по ее ликвидации;

• организация и поддержание  непрерывного взаимодействия федеральных  органов исполнительной власти, органов  исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций по вопросам ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий;

• проведение мероприятий  по жизнеобеспечению населения в  чрезвычайных ситуациях.

Для координации деятельности в области гражданской обороны  и защиты от чрезвычайных ситуаций на каждом объекте создается комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности. Комиссия осуществляет руководство  разработкой и реализацией мероприятий  по предупреждению чрезвычайных ситуаций, повышению надежности работы потенциально опасных участков, обеспечению устойчивости функционирования организации при  возникновении чрезвычайной ситуации.

В состав этой комиссии входят, как правило, руководитель объекта  или его первый заместитель (главный  инженер), один из заместителей руководителя, начальник штаба (отдела, сектора) по делам ГОЧС, заместитель главного инженера, главные специалисты (технолог, механик, энергетик, начальник производства), инженер по технике безопасности, начальник финансового органа, начальник  отдела кадров, юрисконсульт, а также  должностные лица, отвечающие за оповещение и связь, радиационную и химическую защиту, содержание и эксплуатацию убежищ и укрытий, аварийно–техническое обеспечение, энергоснабжение и светомаскировку, противопожарное обеспечение, материально–техническое снабжение, медицинское обеспечение, транспорт, охрану общественного порядка. Рабочим органом комиссии объекта является штаб (отдел, сектор) по делам ГОЧС. Для выявления причин возникновения чрезвычайных ситуаций непосредственно на участках или на объекте в целом, прогнозирования и оценки их масштабов и характера ЧС, выработки предложений по их ликвидации из состава комиссии объекта формируют оперативные группы необходимых специалистов.

3. Гражданская оборона – важная  составляющая национальной безопасности  и обороноспособности страны.

Гражданская оборона –  это система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных  действий или вследствие этих действий, а также от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Федеральным законом РФ «О гражданской обороне» установлены  следующие основные задачи гражданской  обороны:

• обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих  при ведении военных действий или вследствие этих действий;

• эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;

• предоставление населению  убежищ и средств индивидуальной защиты;

• проведение мероприятий  по световой маскировке и другим видам  маскировки;

• проведение аварийно–спасательных  работ в случае возникновения  опасности для населения при  ведении военных действий или  вследствие этих действий;

• первоочередное обеспечение  населения, пострадавшего при ведении  военных действий или вследствие этих действий (медицинское обслуживание, включая оказание первой медицинской  помощи, срочное предоставление жилья  и принятие других необходимых мер);

• борьба с пожарами, возникающими при ведении военных действий или вследствие этих действий;

• разведка и обозначение  районов, подвергшихся радиоактивному загрязнению, химическому, биологическому и другому заражению;

• обеззараживание населения, техники, зданий, территорий и проведение других необходимых мероприятий;

• восстановление и поддержание  порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий;

• срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время;

• срочное захоронение  трупов в военное время;

• разработка и осуществление  мер, направленных на сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;

• обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.

Гражданская оборона как  составная часть системы национальной безопасности и обороноспособности страны должна быть в готовности к  выполнению задач при любых вариантах  развертывания и ведения военных  действий и в условиях совершения крупномасштабных террористических актов. При этом основное внимание должно уделяться действиям в условиях локальных и региональных войн с  применением различных видов  оружия. Кроме того, гражданская  оборона должна принимать участие  в защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также  при террористических актах.

В мирное время гражданская  оборона выполняет задачи по созданию органов управления, подготовке сил, обучению населения, поддержанию в  готовности средств защиты, планомерному накоплению ресурсов, необходимых для  выполнения положенных мероприятий, созданию условий для оперативного развертывания  системы защитных мероприятий, сил  и средств в угрожаемый период, проведению комплекса подготовительных мер, направленных на сохранение объектов, существенно необходимых для  устойчивого функционирования экономики  и выживания населения в военное время.

В случае чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера  федерального и регионального уровня, а также при террористических актах силы и ресурсы гражданской  обороны могут привлекаться для  выполнения мероприятий по их предотвращению и ликвидации.

В период нарастания военной  угрозы (в угрожаемый период) до объявления мобилизации главной задачей  гражданской обороны является выполнение комплекса запланированных мероприятий, направленных на повышение готовности органов управления, сил гражданской  обороны, а также организаций  – исполнителей мобилизационных  заданий и создаваемых на период военного времени специальных формирований к переводу на организацию и состав военного времени, а федеральных  органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций – к переходу на работу в условиях военного времени.

В военное время гражданская  оборона проводит комплекс мероприятий, обеспечивающих максимальное сохранение жизни и здоровья населения, материальных и культурных ценностей, повышение  устойчивости экономики в условиях применения противником современных  и перспективных средств вооруженной  борьбы, в том числе и оружия массового поражения.

Организационную основу гражданской  обороны составляют органы управления, силы и средства гражданской обороны  различных органов власти, местных  административно–территориальных  образований и организаций (предприятий, учреждений).

Планирование и проведение мероприятий гражданской обороны  осуществляется всеми федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями независимо от их организационно–правовых форм и  форм собственности.

Руководство гражданской  обороной Российской Федерации осуществляет Правительство РФ. Руководство гражданской  обороной в федеральных органах  исполнительной власти и организациях осуществляют их руководители. Руководство  гражданской обороной на территориях  субъектов Российской Федерации  и муниципальных образований  осуществляют соответственно главы  органов исполнительной власти субъектов  Российской Федерации и руководители органов местного самоуправления. Руководители федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации  и организаций несут персональную ответственность за организацию  и проведение мероприятий по гражданской  обороне и защите населения.

РазделIII.Основные принципы и нормативная правовая база защиты населения от чрезвычайных ситуаций.

К настоящему моменту многие страны пришли к выводу, что для  успешной борьбы с опасными природными явлениями, техногенными и экологическими катастрофами нужна целенаправленная государственная политика. Россию к  решению вопросов предотвращения катастроф  и ликвидации их последствий на государственном  уровне подвела в 1986 г. Чернобыльская  катастрофа.

В Конституции Российской Федерации записано, что в совместном ведении Российской Федерации и  субъектов Российской Федерации  находится «осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий». Основной Закон Российской Федерации закрепил права граждан  на охрану здоровья, благоприятную  окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии, возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу. Эти конституционные положения  нашли отражение и получили развитие в целом ряде федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации и нормативных документах федеральных органов исполнительной власти.

На современном этапе  основной целью государственной  политики в области защиты населения  и территорий от чрезвычайных ситуаций является обеспечение гарантированного уровня безопасности личности, общества и государства в пределах научно–обоснованных  критериев приемлемого риска.

Разработка и реализация этой политики осуществляется с соблюдением  следующих основных принципов:

• защита от чрезвычайных ситуаций осуществляется в отношении всего  населения Российской Федерации, а  также в отношении иностранных  граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории страны;

• подготовка и реализация мероприятий по защите от чрезвычайных ситуаций осуществляются с учетом разделения предметов ведения и полномочий между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации  и органами местного самоуправления;

• при возникновении чрезвычайных ситуаций обеспечивается приоритетность задач по спасению жизни и сохранению здоровья людей;

• мероприятия по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций различного характера планируются  и осуществляются в строгом соответствии с международными договорами и соглашениями Российской Федерации, Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и  другими нормативными правовыми  актами;

• основной объем мероприятий, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально  возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводится заблаговременно;

• планирование и осуществление  мероприятий по защите населения  и территорий от чрезвычайных ситуаций различного характера проводятся с  учетом экономических, природных и  иных характеристик, а также особенностей территорий и степени реальной опасности  возникновения чрезвычайных ситуаций;

• объем и содержание мероприятий  по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций различного характера определяются, исходя из принципа необходимой достаточности  и максимально возможного использования  имеющихся сил и средств;

• ликвидация чрезвычайных ситуаций различного характера осуществляется силами и средствами организаций, органов  местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых сложилась  чрезвычайная ситуация; при недостаточности  этих сил и средств в установленном  законодательством Российской Федерации  порядке привлекаются силы и средства федеральных органов исполнительной власти, а также при необходимости  силы и средства других субъектов  Российской Федерации.

Информация о работе Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени, организация защиты населения