Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени, организация защиты населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 14:00, реферат

Описание работы

На поверхности Земли и в прилегающих к ней слоях атмосферы происходит множество сложнейших физических, физико–химических, биохимических, геодинамических, гелиофизических, гидродинамических и других процессов, сопровождающихся обменом и взаимной трансформацией различных видов энергии. Эти процессы лежат в основе эволюции Земли, являясь источником постоянных преобразований в облике нашей планеты. Человек не в состоянии приостановить или изменить ход этих процессов, он может только прогнозировать их развитие и в некоторых случаях оказывать влияние на их динамику.

Файлы: 1 файл

Раздел I Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени.docx

— 46.04 Кб (Скачать файл)

Результатом применения химического  оружия могут быть тяжелые экологические  и генетические последствия, устранение которых потребует длительного  времени и больших усилий.

Бактериологическое оружие – это биологические средства (бактерии, вирусы, риккетсии, грибы  и токсичные продукты их жизнедеятельности), распространяемые с помощью живых  зараженных переносчиков заболеваний (грызунов, насекомых) или в виде порошков и суспензий с целью  вызвать массовые заболевания людей, сельскохозяйственных животных и растений.

В качестве бактериальных  средств могут быть использованы возбудители различных особо  опасных инфекционных заболеваний: чумы, сибирской язвы, бруцеллеза, сапа, туляремии, холеры, желтой и других видов лихорадки, весенне–летнего энцефалита, сыпного и брюшного тифа, гриппа, малярии, дизентерии, натуральной оспы.

Бактериологическое оружие обладает некоторыми особенностями, которые  отличают его от других средств поражения.

К ним следует отнести:

• способность вызывать массовые заболевания людей и животных;

• большая продолжительность  действия (например, споровые формы  бактерии сибирской язвы сохраняют  поражающие свойства несколько лет);

• трудность обнаружения  микроорганизмов и их токсинов во внешней среде;

• способность болезнетворных микроорганизмов и их токсинов вместе с воздухом проникать в негерметизированные  укрытия и помещения, заражая  находящихся в них людей иживотных.

К обычным средствам поражения  относят огневые и ударные  средства, применяющие артиллерийские, зенитные, авиационные, стрелковые и  инженерные боеприпасы, снаряженные  обычным взрывчатым веществом, высокоточное оружие, боеприпасы объемного взрыва, зажигательные смеси и вещества, а также некоторые новейшие виды оружия (инфразвуковое, радиологическое, лазерное).

В ряду высокоточных средств  поражения особое место занимают крылатые ракеты. Эти ракеты оснащены сложной комбинированной системой управления, наводящей их на цели по заблаговременно составленным картам полета, в том числе на малых  высотах, что затрудняет их обнаружение  и многократно увеличивает вероятность  поражения цели. Высокоточным оружием  являются также управляемые авиационные  бомбы, разведывательно–ударные, зенитные и противотанковые ракетные комплексы.

В последнее время широкое  распространение получили боеприпасы объемного взрыва. Принцип действия таких боеприпасов (вакуумных бомб) основан на принципе подрыва топливно–воздушной смеси. Их основным поражающим фактором является ударная волна, мощность которой в несколько раз превышает энергию взрыва обычного взрывчатого вещества. Кроме того, при взрыве температура достигает  2500–3000 °C. В результате этого на месте взрыва образуется безжизненное пространство размером примерно с футбольное поле.

Поражающее действие зажигательного оружия основано на непосредственном воздействии на человека высоких  температур, создаваемых при горении  зажигательных веществ и смесей. Зажигательное оружие подразделяют на зажигательные смеси (напалмы), металлизированные  зажигательные смеси на основе нефтепродуктов (пирогель), термит и термитные составы, белый фосфор.

В последнее время значительную угрозу для России начинает представлять международный и внутригосударственный  терроризм.

В мировой юридической  практике этот вид угрозы безопасности жизнедеятельности рассматривается  как опаснейшее преступление. По целям  терроризм подразделяют на политический, националистический, религиозный, корыстный и безадресный, а по масштабам – на индивидуальный, групповой, государственный и международный.

Политический терроризм  имеет целью завоевание политической власти в стране. Известно два типа такого терроризма. Левый терроризм, возникающий в результате социального  конфликта, когда резко ухудшается экономическое положение государства  и населения. Правый терроризм выражает стремление какой–то части общества к установлению реакционного тоталитарного  режима. Как правило, он проникнут  духом шовинизма, расизма, нацизма  и антикоммунизма. Классовый терроризм  является разновидностью политического. Однако его объектом являются не политики или общественные деятели, а представители  определенного класса (социальной группы).

Националистический терроризм  организуется и проводится этническими  группировками, которые стремятся  добиться независимости от государства, либо обеспечить превосходство своей  нации над другими. Целью такого терроризма может быть также защита территориальной целостности или  сохранение своего этноса.

Религиозный терроризм осуществляется обычно для того, чтобы утвердить  свою религию в качестве главной. В этом случае объектом террора могут быть не только религиозные деятели, но и люди, исповедующие другую религию.

Корыстный терроризм имеет  целью неправомерное получение  финансовых средств путем захвата  заложников. Иногда террористы вместе с финансовыми выдвигают и политические требования.

Безадресный (психологический) терроризм обычно не мотивирован. Психическая  агрессия при этом является практически  единственной причиной совершения террористического  акта и носит демонстративный  характер.

Индивидуальный терроризм  – это насилие, осуществляемое одним  человеком по отношению к другим. Его еще можно охарактеризовать как личное восстание против общества.

Групповой терроризм организуется и проводится группой людей, которая  преследует определенные цели и имеет  организационную структуру. Этот вид  терроризма является наиболее распространенным и массовым.

Государственный терроризм  выражается в политике, которую проводят политические деятели и партии, стоящие  у власти в стране. В качестве примеров проведения государственного террора можно привести деятельность фашистских режимов в Германии и  Италии, режима Пол Пота в Камбодже.

Международный терроризм, как  правило, проводится на территории нескольких стран. Он может осуществляться не только против граждан и различных организаций, но и в целом против государств. Ярким примером такого терроризма является разрушение зданий Всемирного торгового  центра в США (2001), взрыв в метро  в Москве (2004), взрывы в Испании (2004).

3. Мероприятия по предупреждению возникновения и развития чрезвычайных ситуаций.

Предупреждение чрезвычайных ситуаций как в части их предотвращения (снижения вероятности возникновения), так и в плане уменьшения потерь и ущерба от них (смягчения последствий) проводится по следующим направлениям:

• мониторинг и прогнозирование  чрезвычайных ситуаций;

• рациональное размещение производительных сил и поселений  на территории страны с учетом природной  и техногенной безопасности;

• предотвращение в возможных  пределах некоторых неблагоприятных  и опасных природных явлений  и процессов путем систематического снижения накапливающегося разрушительного  потенциала;

• предотвращение аварий и  техногенных катастроф путем  повышения технологической безопасности производственных процессов и эксплуатационной надежности оборудования;

• разработка и осуществление  инженерно–технических мероприятий, направленных на предотвращение возникновения  источников чрезвычайных ситуаций, смягчение  их последствий, защиту населения и  материальных средств;

• обучение производственного  персонала и повышение технологической  и трудовой дисциплины;

• подготовка объектов экономики  и систем жизнеобеспечения населения  к работе в условиях чрезвычайных ситуаций;

• декларирование промышленной безопасности;

• лицензирование деятельности опасных производственных объектов;

• проведение государственной  экспертизы в области предупреждения чрезвычайных ситуаций;

• государственный надзор и контроль по вопросам природной  и техногенной безопасности;

• страхование ответственности  за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта;

• информирование населения  о потенциальных природных и  техногенных угрозах на территории проживания;

• подготовка населения в  области защиты от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.

Раздел II. Организационные основы защиты населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.

1. МЧС России – федеральный орган управления в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Министерство Российской Федерации по делам гражданской  обороны, чрезвычайным ситуациям и  ликвидации последствий стихийных  бедствий является федеральным органом  исполнительной власти, проводящим государственную  политику и осуществляющим управление в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и  техногенного характера, обеспечения  пожарной безопасности, а также координирующим деятельность федеральных органов  исполнительной власти в указанной  области.

В систему МЧС России входят:

• центральный аппарат;

• территориальные органы – региональные центры по делам  гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий  стихийных бедствий и органы, специально уполномоченные решать задачи гражданской  обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в субъектах Российской Федерации;

• Государственная противопожарная  служба МЧС России;

• войска гражданской обороны;

• Государственная инспекция  по маломерным судам МЧС России;

• аварийно–спасательные  и поисково–спасательные формирования, образовательные, научно–исследовательские, медицинские, санаторно–курортные и иные учреждения и организации, находящиеся в ведении МЧС России.

Для решения гуманитарных задач за пределами Российской Федерации  из части сил системы МЧС России при необходимости создается  российский национальный корпус чрезвычайного  гуманитарного реагирования.

МЧС России осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями.

Основные задачи МЧС России:

• выработка и реализация государственной политики в области  гражданской обороны, защиты населения  и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, а также безопасности людей на водных объектах в пределах компетенции  министерства;

• осуществление по решению  Президента Российской Федерации и  Правительства Российской Федерации  мер по организации и ведению  гражданской обороны, защите населения  и территорий от чрезвычайных ситуаций и пожаров, а также мер по чрезвычайному  гуманитарному реагированию, в том  числе за пределами России;

• организация подготовки и утверждения в установленном  порядке проектов нормативных правовых актов в области гражданской  обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения  пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;

• осуществление управления в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения  пожарной безопасности, безопасности людей на водных объектах, а также  управление деятельностью федеральных  органов исполнительной власти в  рамках Единой государственной системы  предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

• осуществление нормативного регулирования в целях предупреждения, прогнозирования и смягчения  последствий чрезвычайных ситуаций и пожаров, а также выполнение специальных, разрешительных, надзорных  и контрольных функций по вопросам, отнесенным к компетенции министерства;

• деятельность по организации  и ведению гражданской обороны, экстренное реагирование в случае наступления  чрезвычайных ситуаций, защита населения  и территорий от чрезвычайных ситуаций и пожаров, обеспечение безопасности людей на водных объектах, а также  осуществление мер по чрезвычайному  гуманитарному реагированию, в том  числе за пределами Российской Федерации.

МЧС России в пределах своей  компетенции осуществляет следующие  основные мероприятия:

• издает нормативные правовые акты по вопросам гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения  пожарной безопасности и осуществляет контроль за их исполнением;

• проводит в установленном  порядке проверку готовности министерств  и ведомств к осуществлению мероприятий  гражданской обороны;

• в случае возникновения  чрезвычайных ситуаций запрашивает  в установленном порядке от министерств  и ведомств, субъектов РФ информацию, необходимую для выполнения возложенных  на МЧС России задач;

• привлекает в установленном  порядке отдельных специалистов и организации для участия  в проведении государственной экспертизы градостроительной, предпроектной и проектной документации в области гражданской обороны и предупреждения чрезвычайных ситуаций;

• осуществляет государственный  пожарный надзор за соблюдением требований пожарной безопасности министерствами и ведомствами, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, организациями, а также  должностными лицами, гражданами России, иностранными гражданами и лицами без  гражданства;

• заключает в установленном  порядке с международными и неправительственными организациями договоры о ликвидации последствий стихийных бедствий, оказанию иностранным государствам гуманитарной помощи и др.

Приоритетными направлениями  деятельности МЧС России на ближайший  период являются:

• развитие и совершенствование  в установленном порядке нормативной  правовой базы единого государственного надзора в области гражданской  обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности;

Информация о работе Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени, организация защиты населения