Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени, организация защиты населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 14:00, реферат

Описание работы

На поверхности Земли и в прилегающих к ней слоях атмосферы происходит множество сложнейших физических, физико–химических, биохимических, геодинамических, гелиофизических, гидродинамических и других процессов, сопровождающихся обменом и взаимной трансформацией различных видов энергии. Эти процессы лежат в основе эволюции Земли, являясь источником постоянных преобразований в облике нашей планеты. Человек не в состоянии приостановить или изменить ход этих процессов, он может только прогнозировать их развитие и в некоторых случаях оказывать влияние на их динамику.

Файлы: 1 файл

Раздел I Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени.docx

— 46.04 Кб (Скачать файл)

• разработка основных технических  регламентов в области пожарной безопасности, гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также безопасности на водных объектах;

• развитие и совершенствование  нормативной правовой базы и нормативно–методической  базы в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, пожарной безопасности на территориальном, местном уровнях  и организациях в соответствии с  современными требованиями федерального законодательства;

• развитие и совершенствование  единой дежурной диспетчерской службы на базе телефона «01» на региональном, территориальном и местном уровнях;

• создание и развитие общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в целях  обеспечения личной и общественной безопасности;

• повышение защищенности критически важных для национальной безопасности объектов инфраструктуры и населения страны от угроз природного и техногенного характера, террористических проявлений;

• развитие и совершенствование  системы принятия решений на основе прогнозов территориальных и  региональных органов мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования  чрезвычайных ситуаций;

• осуществление комплекса  мероприятий по защите населения, проживающего вблизи потенциально опасных объектов (прежде всего химически и радиационно опасных);

• повышение эффективности  работы по спасению пострадавших в  дорожно–транспортных происшествиях, а также обеспечение безопасности людей в местах массового отдыха итуризма;

• развитие и совершенствование  единой системы обучения всех категорий  населения, популяризация знаний в  области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, пожарной безопасности и  безопасности на водных объектах;

• повышение обеспеченности населения средствами индивидуальной защиты и приборами радиационного  и химического контроля;

• поддержание в готовности защитных сооружений гражданской обороны;

• ужесточение контроля за выполнением требований инженерно–технических мероприятий гражданской обороны;

• разработка и совершенствование  пожарной техники, позволяющей работать как в мегаполисах с высотными  зданиями, так и в сельской местности, а также огнетушащих веществ, систем и средств пожарной автоматики, робототехники;

• обеспечение реализации первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов в  целях снижения количества пожаров  и существенного уменьшения числа  погибших и пострадавших.

2. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)

В апреле 1992 г. для реализации государственной политики в области  защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций была образована Российская система предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях, преобразованная в 1995 г. в Единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Целью создания этой системы является объединение усилий федеральных  органов исполнительной власти, органов  исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также организаций, учреждений и предприятий в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Основные задачи РСЧС:

• разработка и реализация правовых и экономических норм, связанных  с обеспечением защиты населения  и территорий от чрезвычайных ситуаций;

• осуществление целевых  и научно–технических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и повышение устойчивости функционирования предприятий, учреждений и организаций  независимо от их организационно–правовых  форм, а также подведомственных им объектов производственного и социального  назначения в чрезвычайных ситуациях;

• обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных  для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

• сбор, обработка, обмен  и выдача информации в области  защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

• подготовка населения к  действиям в чрезвычайных ситуациях;

• прогнозирование и оценка социально–экономических последствий  чрезвычайных ситуаций;

• создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

• осуществление государственной  экспертизы, надзора и контроля в  области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

• ликвидация чрезвычайных ситуаций;

• осуществление мероприятий  по социальной защите населения, пострадавшего  от чрезвычайных ситуаций, и проведение гуманитарных акций;

• реализация прав и обязанностей населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, в том числе  и лиц, непосредственно участвующих  в их ликвидации;

• международное сотрудничество в области защиты населения и  территорий от чрезвычайных ситуаций.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации  «О Единой государственной системе  по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций» от 30.12.2003 г. № 794 РСЧС включает в себя органы управления, силы и  средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов  местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение  вопросов в области защиты населения  и территорий от чрезвычайных ситуаций. РСЧС состоит из функциональных и территориальных подсистем и действует на федеральном, региональном, территориальном, местном и объектовом уровнях .

Функциональные подсистемы РСЧС создают федеральные органы исполнительной власти для организации  работы в области защиты населения  и территорий от чрезвычайных ситуаций в сфере своей деятельности.

Территориальные подсистемы РСЧС формируются в субъектах  Российской Федерации с целью  предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в пределах их территорий. Эти системы состоят из звеньев, которые соответствуют административно–территориальному делению субъектов РФ.

На каждом уровне РСЧС созданы  координационные органы, постоянно  действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и  средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения.

Координационные органы РСЧС:

 на федеральном уровне  – правительственная комиссия  по предупреждению и ликвидации  чрезвычайных ситуаций и обеспечению  пожарной безопасности; комиссии  по предупреждению и ликвидации  чрезвычайных ситуаций и обеспечению  пожарной безопасности федеральных  органов исполнительной власти;

 на территориальном  уровне (в пределах территории  субъекта Российской Федерации)  – комиссии по предупреждению  и ликвидации чрезвычайных ситуаций  и обеспечению пожарной безопасности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

 на местном уровне (в  пределах территории муниципального  образования) – комиссии по  предупреждению и ликвидации  чрезвычайных ситуаций и обеспечению  пожарной безопасности органа  местного самоуправления;

 на объектовом уровне  – комиссии по предупреждению  и ликвидации чрезвычайных ситуаций  и обеспечению пожарной безопасности  организаций.

В пределах федеральных округов  координирующие функции осуществляют полномочные представители Президента Российской Федерации.

Постоянно действующие органы управления РСЧС:

 на федеральном уровне  – МЧС России, структурные подразделения  федеральных органов исполнительной  власти, специально уполномоченные  решать задачи в области защиты  населения и территорий от  чрезвычайных ситуаций;

 на региональном уровне  – региональные центры по делам  гражданской обороны, чрезвычайным  ситуациям и ликвидации последствий  стихийных бедствий МЧС России (региональные центры);

 на территориальном  и местном уровнях – соответствующие  органы, специально уполномоченные  решать задачи гражданской обороны,  предупреждения и ликвидации  чрезвычайных ситуаций на территориях  всех субъектов Российской Федерации  и всех муниципальных образований  (органы управления по делам  гражданской обороны и чрезвычайным  ситуациям);

 на объектовом уровне  – структурные подразделения  или работники организаций, специально  уполномоченные решать задачи  в области защиты населения  и территорий от чрезвычайных  ситуаций.

Органы повседневного  управления РСЧС:

• центры управления в кризисных  ситуациях, информационные центры, дежурно–диспетчерские  службы федеральных органов исполнительной власти;

• центры управления в кризисных  ситуациях региональных центров, региональные информационные центры;

• центры управления в кризисных  ситуациях органов управления по делам гражданской обороны и  чрезвычайным ситуациям, территориальные (местные) информационные центры, дежурно–диспетчерские  службы территориальных органов  федеральных органов исполнительной власти;

единые дежурно–диспетчерские  службы муниципальных образований; дежурно–диспетчерские службы организаций (объектов).

Силы и средства РСЧС представляют специально подготовленные силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов  местного самоуправления, организаций  и общественных объединений, предназначенные  и выделяемые (привлекаемые) для  предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (схема 4).

В их состав на каждом уровне РСЧС входят силы и средства постоянной готовности, предназначенные для  оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации и проведения работ по их ликвидации. Основу этих сил постоянной готовности составляют аварийно–спасательные  службы, аварийно–спасательные формирования, другие службы и формирования, оснащенные специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментом, материалами  для проведения аварийно–спасательных  и других неотложных работ в зоне чрезвычайной ситуации в течение  трех суток. На объектах структуру и  состав сил постоянной готовности определяют создающие их организации, исходя из возложенных на них задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Силы и средства РСЧС принято  подразделять на силы и средства наблюдения и контроля, силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций. Первые включают в себя органы, службы и учреждения, которые осуществляют государственный надзор, инспектирование, мониторинг, контроль состояния природной среды, хода природных процессов и явлений, потенциально опасных объектов, продуктов питания, фуража, веществ, материалов, здоровья людей. К ним относятся силы и средства органов государственного надзора, гидрометеослужбы, ветеринарной службы и некоторые другие.

Силы ликвидации чрезвычайных ситуаций включают в себя:

• войска гражданской обороны;

• поисково–спасательную службу МЧС России;

• Государственную противопожарную  службу МЧС России;

• соединения и воинские части Вооруженных Сил, предназначенные  для ликвидации последствий катастроф;

• противопожарные, аварийно–спасательные, аварийно–восстановительные формирования министерств, ведомств и организаций;

• учреждения и формирования служб экстренной медицинской помощи и другие.

При отсутствии угрозы возникновения  чрезвычайных ситуаций на объектах, территориях  или акваториях органы управления и  силы РСЧС функционируют в режиме повседневной деятельности. При угрозе возникновения чрезвычайной ситуации для них вводится режим повышенной готовности, а при возникновении и ликвидации чрезвычайной ситуации – режим чрезвычайной ситуации.

Основные мероприятия, проводимые органами управления и силами РСЧС в режиме повседневной деятельности:

• изучение состояния окружающей среды и прогнозирование чрезвычайных ситуаций;

• сбор, обработка и обмен  в установленном порядке информацией  в области защиты населения и  территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности;

• разработка и реализация целевых и научно–технических программ и мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности; планирование действий органов управления и сил единой системы, организация подготовки и  обеспечения их деятельности;

• подготовка населения к  действиям в чрезвычайных ситуациях;

• пропаганда знаний в области  защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения  пожарной безопасности;

• руководство созданием, размещением, хранением и восполнением резервов материальных ресурсов для  ликвидации чрезвычайных ситуаций;

• проведение в пределах своих полномочий государственной  экспертизы, надзора и контроля в  области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения  пожарной безопасности;

• осуществление в пределах своих полномочий необходимых видов  страхования;

• проведение мероприятий  по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей  в безопасные районы, их размещение в этих районах а также жизнеобеспечение населения в чрезвычайных ситуациях;

• ведение статистической отчетности о чрезвычайных ситуациях, участие в расследовании причин аварий и катастроф, а также выработка  мер по устранению причин подобных аварий и катастроф.

В режиме повышенной готовности:

• усиление контроля за состоянием окружающей среды, прогнозирование возникновения чрезвычайных ситуаций и их последствий;

Информация о работе Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени, организация защиты населения