Человек как элемент системы «Человек- среда"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2014 в 13:29, контрольная работа

Описание работы

Основная задача безопасности жизнедеятельности – обеспечение нормальных (комфортных) условий деятельности людей, защита человека и природной среды от воздействия вредных факторов, превышающих нормативно допустимые уровни.
Основная формула БЖД – предупреждение и упреждение потенциальной опасности.
Основное положение БЖД – любая деятельность потенциально опасна.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 6
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЖД 8
1.1 Основные понятия и определения дисциплины 8
1.2 Риск – мера опасности 10
1.3 Понятие опасности и ее классификация 11
1.4 Антропогенные негативные факторы 13
1.5 Последовательность изучения опасности 16
1.6 Принципы обеспечения безопасности 17
Контрольные вопросы к теме 1 20
2 ЧЕЛОВЕК КАК ЭЛЕМЕНТ СИСТЕМЫ «ЧЕЛОВЕК – СРЕДА» 21
2.1 Основные элементы защитной системы человека 21
2.2 Анализаторы человека 26
2.3 Функциональные состояния действующего человека 32
2.4 Психические качества человека и их связь с работоспособностью 34
2.5 Основные методы защиты человека от опасностей 37
Контрольные вопросы к теме 2 39
3 БЫТОВАЯ (ЖИЛАЯ) СРЕДА И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА 41
3.1 Определение бытовой среды. Основные группы неблагоприятных факторов бытовой среды 41
3.2 Влияние на здоровье человека состава воздуха жилища 44
3.2.1 Основные источники загрязнения воздуха в жилых помещениях 44
3.2.2 Электрическая характеристика воздушной среды 48
3.2.3 Влияние бытовых вредных веществ на здоровье человека 50
3.2.4 Общие правила оказания неотложной помощи при отравлении химическими веществами 58
3.3 Шумовое загрязнение жилой среды 60
3.3.1 Шум и его характеристики 60
3.3.2 Источники шума 62
3.3.3 Влияние шума на организм человека и нормативы шума 63
3.3.4 Способы снижения уровня шума 67
3.4 Вибрация в условиях жилищ 68
3.5 Электромагнитные поля (ЭМП) – неблагоприятный фактор среды обитания 70
3.5.1 Источники ЭМП 70
3.5.2 Влияние ЭМП на организм человека 72
3.5.3 Защита человека от биологического действия ЭМП 75
3.6 Ионизирующее излучение 76
3.6.1 Природа радиации 76
3.6.2 Биологическое действие ионизирующего излучения 82
3.6.3 Характеристики ионизирующего излучения 83
3.6.4 Гигиеническая регламентация ионизирующего излучения 87
3.6.5 Лучевая болезнь 90
3.6.6 Радиологические последствия испытаний ядерного оружия 93
Контрольные вопросы к теме 3 96
4 ОБЕСПЕЧЕНИЕ СВЕТОВОГО И ЦВЕТОВОГО РЕЖИМА В ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЯХ 98
4.1 Влияние естественного света на жизнедеятельность человека 98
4.2 Основные светотехнические характеристики 98
4.3 Естественное освещение и инсоляция 101
4.4 Нормирование естественного освещения 101
4.5 Расчетные методы оценки естественной освещенности 105
4.6 Совмещенное освещение 109
4.7 Искусственное освещение 109
4.8 Гигиеническая оценка искусственного освещения 111
4.9 Цветовое оформление жилища 113
Контрольные вопросы к теме №4 123
5 ПРИРОДНАЯ СРЕДА 124
5.1 Природные условия, влияющие на живые организмы 124
5.2 Понятие экологической ниши живого организма 127
5.3 Экологические факторы человека 131
5.3.1 Основные абиотические факторы воздушного бассейна 132
5.3.2 Абиотические факторы почвы 142
5.3.3 Абиотические факторы водной среды 144
5.3.4 Биотические факторы 145
5.3.5 Антропогенные факторы 149
5.4 Адаптация живых организмов к экологическим факторам 155
Контрольные вопросы к теме 5 157

Файлы: 1 файл

Контрольные вопросы к теме 1 20 2 Человек как элемент системы «Ч.doc

— 1.98 Мб (Скачать файл)

Изучая возможности  человека воспринимать различные веса, немецкий физиолог Вебер пришел к выводу, что приращение веса заметно, если выражается относительной величиной 1/30. Позже, отталкиваясь от этих данных, немецкий физик Г. Фехнер нашел общее выражение зависимости интенсивности ощущения от силы раздражителя. Изучая два ряда коррелированных величин, Фехнер сформулировал закон, согласно которому при возрастании силы раздражителя в геометрической прогрессии интенсивность ощущения возрастает в арифметической прогрессии, или, выражаясь по-другому,  чтобы реакция организма  росла в арифметической прогрессии, надо, чтобы стимул (раздражение) рос в геометрической прогрессии. Этот основной закон психофизики получил название  «закон Вебера-Фехнера»:

,

где    Е – ощущение организма;

  • –  приращение раздражителя;

К – коэффициент пропорциональности, зависящий от вида рецептора.

Так, чтобы два чистых звука воспринимались как различные, новый звук должен отличаться от исходного на 1/10 величины, новый вес – на 1/30, а для световых раздражителей эта пропорция – 1/100.

В многообразной рефлекторной деятельности мозга выделяют врожденные безусловные рефлексы и приобретенные условные.

Безусловные рефлексы передаются по наследству. Учеными доказано, что за рефлексы, спасающие человека от опасности, отвечает система клеток в спинном и головном мозге. 

Особый тип рефлекторной деятельности – условные рефлексы. Условные рефлексы открыты Павловым И.П. По его определению: условный рефлекс – это временная гибкая связь сигналов с ответной деятельностью человека. Она формируется на основе опыта. Значение этих рефлексов огромно. Благодаря им человек может заблаговременно предпринять необходимые действия для защиты от опасности, не видя самой опасности, но ориентируясь на признаки. Условный сигнал, не получающий практического подкрепления, постепенно угасает, в конце совсем исчезает. Этим обусловлена низкая эффективность некоторых мероприятий по охране труда. Поэтому надо постоянно проходить инструктаж, чтобы подкреплять знания.

Живой организм постоянно приспосабливается  к воздействию негативных внешних воздействий. Универсальное свойство сохранять стабильность работы различных органов в ответ на изменяющиеся условия ОС называется гомеостаз. При малых уровнях воздействия раздражителя человек просто воспринимает информацию, поступающую извне. Человек слышит речь, музыку, запахи. При высоких уровнях раздражения появляются нежелательные воздействия. Компенсация изменений факторов среды обитания возможна посредством адаптации (приспособления). Защитные реакции человека имеют три стадии: нормальная физиологическая реакция (гомеостазис), нормальные адаптационные изменения  и патологические изменения, которые могут привести к заболеваниям.

В организме человека с рождения функционирует ряд систем обеспечения безопасности. К ним относятся глаза, уши, кожа, иммунная система и др.

Кожа [1, 4, 10] – внешний покров тела, орган со сложным строением. Он выполняет несколько функций:  защищает организм от воздействия внешней среды, является носителем рецепторов,  играет роль терморегулятора и др. Кожа состоит из трех слоев: наружный слой (эпительный) – эпидермис, собственно кожа (дерма) и подкожная жировая клетчатка.

Защитные функции кожи: эпидермис и жировая ткань предохраняют организм от ушибов, растяжений,  давления; пигмент меланин, находящийся в коже, предохраняет от воздействия  УФ- излучения2; кожное сало и пот создают кислую среду, непереносимую многими микробами; роговой слой кожи также непроницаем для микробов.

К естественной защите человека относят также следующие функции.

Чихание – форсированный выдох через нос и кашель – форсированный выдох через рот. Благодаря высокой скорости струя воздуха уносит с собой из полости носа или рта инородные тела и раздражающие агенты.

Слезотечение – возникает при попадании раздражающих веществ на слизистые (нос, горло, трахеи, бронхи). Слезы выделяются наружу и попадают внутрь носовой полости, смывая раздражающие вещества (при плаче человек как бы  «хлюпает» носом). В 1922 г. английский микробиолог Флеминг выделил из слезной жидкости замечательное вещество – лизоцим, которое убивает патогенные микробы даже в разведении 1:100 000 000. Некоторые растения, например, хрен, редька, лук, чеснок вырабатывают похожие по действию вещества. Попадая на микробную клетку, лизоцим растворяет ее оболочку и  затем убивает микроб.

Боль – выполняет защитную функцию информационным способом, она указывает на  нарушение нормального течения физиологического процесса в организме и на место возникновения этого нарушения.

Движение – <span class="dash041e_0441_043d_043e_04


Информация о работе Человек как элемент системы «Человек- среда"