Человек как элемент системы «Человек- среда"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2014 в 13:29, контрольная работа

Описание работы

Основная задача безопасности жизнедеятельности – обеспечение нормальных (комфортных) условий деятельности людей, защита человека и природной среды от воздействия вредных факторов, превышающих нормативно допустимые уровни.
Основная формула БЖД – предупреждение и упреждение потенциальной опасности.
Основное положение БЖД – любая деятельность потенциально опасна.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 6
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЖД 8
1.1 Основные понятия и определения дисциплины 8
1.2 Риск – мера опасности 10
1.3 Понятие опасности и ее классификация 11
1.4 Антропогенные негативные факторы 13
1.5 Последовательность изучения опасности 16
1.6 Принципы обеспечения безопасности 17
Контрольные вопросы к теме 1 20
2 ЧЕЛОВЕК КАК ЭЛЕМЕНТ СИСТЕМЫ «ЧЕЛОВЕК – СРЕДА» 21
2.1 Основные элементы защитной системы человека 21
2.2 Анализаторы человека 26
2.3 Функциональные состояния действующего человека 32
2.4 Психические качества человека и их связь с работоспособностью 34
2.5 Основные методы защиты человека от опасностей 37
Контрольные вопросы к теме 2 39
3 БЫТОВАЯ (ЖИЛАЯ) СРЕДА И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА 41
3.1 Определение бытовой среды. Основные группы неблагоприятных факторов бытовой среды 41
3.2 Влияние на здоровье человека состава воздуха жилища 44
3.2.1 Основные источники загрязнения воздуха в жилых помещениях 44
3.2.2 Электрическая характеристика воздушной среды 48
3.2.3 Влияние бытовых вредных веществ на здоровье человека 50
3.2.4 Общие правила оказания неотложной помощи при отравлении химическими веществами 58
3.3 Шумовое загрязнение жилой среды 60
3.3.1 Шум и его характеристики 60
3.3.2 Источники шума 62
3.3.3 Влияние шума на организм человека и нормативы шума 63
3.3.4 Способы снижения уровня шума 67
3.4 Вибрация в условиях жилищ 68
3.5 Электромагнитные поля (ЭМП) – неблагоприятный фактор среды обитания 70
3.5.1 Источники ЭМП 70
3.5.2 Влияние ЭМП на организм человека 72
3.5.3 Защита человека от биологического действия ЭМП 75
3.6 Ионизирующее излучение 76
3.6.1 Природа радиации 76
3.6.2 Биологическое действие ионизирующего излучения 82
3.6.3 Характеристики ионизирующего излучения 83
3.6.4 Гигиеническая регламентация ионизирующего излучения 87
3.6.5 Лучевая болезнь 90
3.6.6 Радиологические последствия испытаний ядерного оружия 93
Контрольные вопросы к теме 3 96
4 ОБЕСПЕЧЕНИЕ СВЕТОВОГО И ЦВЕТОВОГО РЕЖИМА В ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЯХ 98
4.1 Влияние естественного света на жизнедеятельность человека 98
4.2 Основные светотехнические характеристики 98
4.3 Естественное освещение и инсоляция 101
4.4 Нормирование естественного освещения 101
4.5 Расчетные методы оценки естественной освещенности 105
4.6 Совмещенное освещение 109
4.7 Искусственное освещение 109
4.8 Гигиеническая оценка искусственного освещения 111
4.9 Цветовое оформление жилища 113
Контрольные вопросы к теме №4 123
5 ПРИРОДНАЯ СРЕДА 124
5.1 Природные условия, влияющие на живые организмы 124
5.2 Понятие экологической ниши живого организма 127
5.3 Экологические факторы человека 131
5.3.1 Основные абиотические факторы воздушного бассейна 132
5.3.2 Абиотические факторы почвы 142
5.3.3 Абиотические факторы водной среды 144
5.3.4 Биотические факторы 145
5.3.5 Антропогенные факторы 149
5.4 Адаптация живых организмов к экологическим факторам 155
Контрольные вопросы к теме 5 157

Файлы: 1 файл

Контрольные вопросы к теме 1 20 2 Человек как элемент системы «Ч.doc

— 1.98 Мб (Скачать файл)


Содержание

Раздел 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Современный человек  постоянно находится в мире опасностей – природных, технических, антропогенных, социальных и др. Многие опасности взаимодействуют между собой, при этом влияние каждой из них на человека может значительно усилиться. Безопасность жизнедеятельности (БЖД) – это область знаний, в которой изучаются опасности, угрожающие человеку, закономерности их проявления и способы защиты от них.

Основная задача безопасности жизнедеятельности – обеспечение нормальных (комфортных) условий деятельности людей, защита человека и природной среды от воздействия вредных факторов,  превышающих нормативно допустимые уровни.

Основная формула БЖД – предупреждение и упреждение потенциальной опасности.

Основное положение  БЖД – любая деятельность потенциально опасна.

Центральное понятие  БЖД - потенциальная опасность, т.е. скрытая, проявляющаяся при определенных условиях, иногда трудно предсказуемых.

В результате изучения  курса БЖД специалист-выпускник  вуза должен знать:

  • теоретические основы БЖД в системе «Человек – производство – окружающая среда»;
  • правовые вопросы БЖД;
  • нормативно-технические и организационные основы БЖД;
  • основы физиологии и рациональные условия деятельности человека;
  • анатомо-физиологические последствия воздействия на человека вредностей и опасностей;
  • средства и методы повышения безопасности жизнедеятельности;
  • методы прогнозирования чрезвычайных ситуаций.

Специалист с высшим образованием должен уметь:

  • проводить контроль параметров и уровня отрицательных воздействий на организм;
  • применять средства защиты от отрицательного воздействия;
  • разрабатывать мероприятия по повышению безопасности и экологичности производственной деятельности;
  • разрабатывать и изучать модели чрезвычайных ситуаций (ЧС);
  • планировать и осуществлять мероприятия по повышению устойчивости производственных систем;
  • оказывать неотложную помощь пострадавшим от последствий ЧС.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Теоретические основы БЖД

1.1 Основные понятия и определения дисциплины

 

Вся совокупность человеческой активности образует понятие деятельности. Деятельность – это необходимое условие существования человеческого общества. В БСЭ1 дано следующее определение: «Деятельность – это специфически человеческая форма активного отношения человека к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное преобразование». Поиск пищи, построение жилища, отдых, воспитание детей, сон и др. – все это деятельность. Формы деятельности многообразны, они охватывают практические, интеллектуальные, духовные процессы, процессы, протекающие в быту, в производственной, культурной, научной и других сферах. Даже ночью, когда человек спит, в его мозгу протекают процессы упорядочивания собранной  информации. Одна из особенностей любого вида деятельности состоит в  том, что всякая деятельность потенциально опасна, т.е. в процессе деятельности  появляются скрытые силы, которые представляют опасность для человека.

Модель процесса деятельности представлена на  рисунке 1.1, из которого видно, что человек и окружающая его среда находятся во взаимодействии.

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Человек в  процессе деятельности действует на среду, добиваясь получения какой-либо выгоды: защиты от холода (рубит лес), получения пищи (охота, рыбалка), приобретение одежды (засеивая поля хлопчатником) и др. Среда, в свою очередь, положительно действует на человека, предоставляя ему необходимое – это обратная положительная связь. Но, вырубая лес, человек наносит вред природе. Вместо леса будет, например,  болото, при этом погибнут жители леса (зайцы, медведи, лоси). Среда при этом негативно действует на человека: нет диких зверей – не на кого охотиться, может наступить голод, а за ним наступят болезни и смерть человека. Это обратная отрицательная связь.

Поэтому модель «Человек – Среда» по отношению к человеку является двухцелевой: одна цель состоит в достижении человеком посредством деятельности определенного эффекта, например, обеспечение его пищей, вторая – в исключении возникающих при этом нежелательных последствий деятельности. К нежелательным последствиям  относятся угроза здоровью и жизни человека, аварии, катастрофы и др.

Явления, вызывающие негативные  последствия, называются опасностями.

Большинство опасностей характеризуются априорными (предвестники) и апостериорными (следы) признаками. Например,  рассмотрим опасность – взрыв газа: предвестником этой опасности является запах газа в помещении, следами – разрушения, причиненные взрывом.

Различают скрытые (потенциальные) и реальные опасности. Чтобы потенциальная опасность реализовалась, необходимы определенные условия, называемые причинами. Например, человек идет по мосту со сломанным пролетом. Если неисправность видна – это реальная опасность, которую человек может  избежать, перешагнув сломанный пролет. Если поломки не видно, то это  скрытая опасность. В этом случае можно определить  вероятность возникновения опасности – вероятность того, что человек наступит на сломанный пролет. Но и этой опасности можно избежать, если проверять каждую доску всякого моста.

 

1.2  Риск – мера опасности

 

Опыт свидетельствует, что  любая деятельность человека потенциально опасна [1–3]. В качестве критерия опасности (безопасности) введено понятие риска.

Риск  – это вероятность реализации негативного воздействия в зоне пребывания человека [5].

Величину риска определяют по формуле:

,

где  R – риск;  NS – число негативных событий, возникших за некоторый период времени;  N0 – общее число событий. Т.е. риск – это отношение неблагоприятных результатов к их возможному числу за определенный период времени (чаще за год). Абсолютной безопасности не существует. Всегда и везде есть некоторая опасность возникновения аварии, пожара и т.д. Например, по мнению ученых [1], есть даже некоторая вероятность столкновения Земли с каким-либо небесным телом. Но эта вероятность ничтожно мала и составляет около 10–15. Поэтому подобная ситуация считается практически невозможной.

Чтобы условно провести грань между опасностью и безопасностью, введено понятие  социально-приемлемый риск. Социально-приемлемый риск – это риск, к которому общество должно стремиться. В настоящее время в качестве такой величины принято значение R = 10–6.  Возникновение таких негативных воздействий  можно считать невероятным, т.е.  такое воздействие безопасно.

Принято считать, что неприемлемый риск имеет вероятность реализации негативного воздействия более 10–3, приемлемый – менее 10–6.  Диапазон рисков   10–6<R<10–3 определен как переходный. В таблице 1.1. приведены характерные значения риска смерти человека от воздействия некоторых естественных и антропогенных факторов.

 

 

 

 

 

Таблица 1.1 – Вероятность  смерти человека от негативных факторов [4]

 

Величина риска

 

Причина смерти

 

Зона риска

10–2

Сердечно-сосудистые заболевания

Зона  неприемлемого риска

10–3

Злокачественные опухоли

-»-

10–4

Автомобильные аварии

Переходная зона

10–4

Несчастные случаи на производстве

-»-

10–4

Аварии на железнодорожном транспорте

-»-

10–5

Аварии на воздушном транспорте

-»-

10–5

Пожары и взрывы

-»-

10–6

Проживание вблизи ТЭС (работа в режиме)

-»-

10–7

Стихийные бедствия

Зона приемлемого риска

10–8

Проживание вблизи АЭС (работа в режиме)

-»-


 

1.3  Понятие опасности и ее  классификация

Центральное понятие  курса БЖД – опасность.

Под опасностью  понимают те явления, процессы или объекты,  которые способны при определенных условиях наносить ущерб здоровью человека непосредственно или косвенно, т.е. вызывать нежелательные последствия [1, 4].

Совершенная, достаточно полная таксономия (классификация) опасностей пока еще не разработана. Ниже приводится варианты классификаций  опасностей, наиболее часто используемые  в настоящее время учеными.

По природе происхождения опасностей можно выделить:

  • техногенные,
  • природные,
  • антропогенные,
  • социальные,
  • смешанные опасности.

По вызываемым последствиям:

  • утомление,
  • заболевание,
  • авария,
  • пожар,
  • летальный исход и др.

По приносимому ущербу:

  • социальные,
  • технические,
  • экологические,
  • экономические и др.

По сфере проявления опасностей:

  • бытовая,
  • спортивная,
  • дорожно-транспортная,
  • производственная,
  • военная и др.

По характеру воздействия на человека:

  • активные, 
  • пассивные.

К пассивным относятся  опасности, активизирующиеся за счет энергии, носителем которой является сам  человек: неровности дороги (запнулся – упал), острые, колющие или режущие неподвижные предметы (наткнулся на ветку – поранился) и др.

По признаку непосредственного действия на организм человека опасности классифицируются на следующие группы:

  • физические: электрический ток, шум, вибрация, электромагнитное излучение, механические воздействия и др.;
  • химические: оказывающие сенсибилизирующее, канцерогенное, токсическое и др. действия;
  • биологические: макро- и микроорганизмы, вызывающие заболевания;
  • психофизиологические: перенапряжение организма или отдельных органов.

 

 

 

1.4 Антропогенные негативные факторы [3, 4, 6]

 

Негативные воздействия, присущие среде обитания, существуют столько, сколько существует МИР.  На протяжении многих веков среда обитания человека медленно меняла свой облик, медленно же и изменялись уровни негативных воздействий. На человека отрицательно  влияли, в основном, естественные факторы планеты: повышенная и пониженная температуры; дикие звери, грозы, наводнения и др. В современном мире к опасным и вредным факторам  естественного происхождения прибавились многочисленные факторы антропогенного (связанные с деятельностью человека) происхождения (шумы, вибрация, повышенная концентрация токсичных веществ, электромагнитные поля, ионизирующее излучение и др.). Этому изменению способствовали следующие процессы на планете:

  1. высокие темпы роста численности населения и его урбанизация;
  2. рост потребления энергетических ресурсов;
  3. интенсивное развитие промышленности;
  4. массовое использование средств транспорта;
  5. рост затрат на военные цели.

С древнейших времен и до прошлого столетия численность населения на Земле изменялась незначительно, то возрастая до нескольких сот миллионов, то снижаясь из-за эпидемий и голода. В начале XIX в. она оставалась чуть меньше одного миллиарда. Однако с наступлением индустриального периода развития ситуация резко изменилась: уже спустя 100 лет численность населения удвоилась, а примерно через 30 лет – утроилась. В 1975 г. она превысила 4 млрд., а в 1987 г. – 5 млрд. человек. 12 октября 1999 г. родился 6-миллиардный житель планеты. Рост численности населения Планеты связан, в основном, с ростом продолжительности жизни людей. Этому во многом способствуют достижения медицины, повышение комфортности быта, рост продуктивности промышленного производства  и сельского хозяйства. Одновременно с ростом продолжительности жизни в ряде стран продолжает оставаться высокой рождаемость: Индия, Китай, Восточная Азия, Африка, Центральная Америка.

Существует два прогноза дальнейшего изменения численности населения на Планете:

  • неустойчивое развитие – к началу ХХI века численность населения дойдет до 30 млрд. человек; Земля будет не в состоянии прокормить такое количество людей, начнутся голод, болезни, вымирание;
  • устойчивое развитие – численность населения стабилизируется на уровне 10 млрд. человек; при существующем уровне развития технологий жизнеобеспечения это соответствует нормальному развитию человечества.

Одновременно на Земле  наблюдается процесс урбанизации: отток населения из сельской местности в города. Если в 1830 г. в городах проживало чуть более 3% населения, в 1960 г. – 34%, то в 2020 г. городское население будет составлять не менее 57,6%. Общая численность населения на Земле, начиная с 1970 г., увеличивалась в среднем на 1,7% в год, а население городов в это же время возрастало ежегодно на 4%. К концу 1990 года в США было  урбанизировано около 70% населения; в России – 76%.

На общем фоне урбанизации  быстро увеличивается число крупных  городов-мегаполисов. Если в 1800 г., по данным ООН, в мире был только один город (Пекин) с численностью населения более 1 млн., то в 1900 г. их стало 16, в 1950 г. – 59, в 2010 г. ожидается 511! Быстро растет количество гигантских городов с численностью населения более 10 млн. человек: в 1950 г. их насчитывалось три (Нью-Йорк, Лондон, Шанхай), в 2000 г. стало 24.  Самыми крупными  мегаполисами  Планеты  [6]  к началу ХХI века стали (млн. человек): Токио (Япония) – 26,5; Нью-Йорк (США) – 16,6; Сан-Паулу (Бразилия) – 16,1; Мехико (Мексика) – 15,5; Шанхай (Китай) – 14,7; Бомбей (Индия) – 14,5; Лос-Анджелес (США) – 12,2; Пекин (Китай) – 12,0; Калькутта (Индия) – 11,5; Сеул (Корея) –11,5. Москва занимает в этом списке 21 место с числом жителей 9,2 млрд. человек.  При сохранении нынешних темпов прироста население города Мехико к 2010 г. может достичь 30 млн. человек, то есть превысит прогнозную численность населения всей Канады. Урбанизация ухудшает условия существования, а  нередко и полностью уничтожает вокруг живую природу. В атмосферном воздухе города (по сравнению с деревней) содержится в 50 раз больше   оксида углерода, в 150 раз – окислов азота и в 2000 раз –  летучих углеводородов.

Информация о работе Человек как элемент системы «Человек- среда"