Биологические опасности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 23:58, доклад

Описание работы

Ведущими силами прогресса в истории развития человечества всегда были наука и нравственность. Открытия науки были двигателем развития общества, а этические представления - проводником, определяющим использование результатов этих открытий. С помощью науки человек получил в свое распоряжение паровую машину, электричество, ядерный реактор, компьютер и пенициллин. Оружие, в т.ч. и ОМП, придумали те же самые ученые и в тех же самых лабораториях. Практически любые научные достижения могут быть расценены, как двойные технологии, как средства достижения добра или зла! Другими словами: человек, не обремененный высокими нравственными устоями, способен создать средства массового поражения и эффективно их использовать. Наиболее доступным из этого арсенала является биологическое оружие.

Файлы: 1 файл

биологические опасности.doc

— 92.00 Кб (Скачать файл)

3. «Возвращающиеся» (Re-emerging) инфекции. В группу возвращающихся инфекций включают управляемые с помощью вакцинации инфекции, активизировавшиеся после периода эпидемиологического благополучия, и инфекции, возникающие на новых территориях. Этот феномен в современной литературе описывается понятием «вакцинозависимость человеческого сообщества». Возвращение управляемых детских инфекций в последние десятилетия наблюдали в Японии, России, Азербайджане, Грузии, Таджикистане, Украине, на Гаите, в Венесуэле и Колумбии, где были зарегистрированы эпидемии коклюша, дифтерии, полиомиелита и кори. В некоторых странах, например Японии и России, заболели десятки тысяч детей.

В настоящее время одним важных факторов роста биопасности является бурное развитие биотехнологий.

Оно открыло новые возможности по созданию биологичекого оружия. Совет экспертов ЦРУ в области наук о жизни заключил, что достижения в биотехнологии имеют потенциал для создания угрозы биологической войны. Это вызвано тем, что геномная революция резко ускоряет развитие биотехнологии.

Появление новых биосконструированных патогенов становится возможным в лабораторных условиях. Действия некоторых из этих сконструированных биологических агентов могут быть разрушительнее любой известной человеку болезни.

Состояние науки и других высоких технологий в России уникально. Российская наука, особенно фундаментальная находится на уровне, свойственном развитым странам. В стране высок уровень образованности населения, особенно в научно-технических областях. В то же время уровень жизни населения, общий уровень производства и особенно структура экспорта, в котором преобладает необработанное сырье, приближает страну к наиболее отсталым странам. Это противоречие неизбежно должно разрешиться.

Проблемы, решаемые биотехнологией, в нашей стране стоят сейчас значительно более остро, чем в развитых странах Запада. У нас значительно менее эффективно сельское хозяйство, структура питания большинства населения далека от нормы, в целом по уровню продовольственного потребления Россия скатилась в разряд бедных стран, утратив продовольственную безопасность. Ухудшается здоровье населения, растет заболеваемость рядом грозных старых и новых инфекционных болезней - туберкулез, СПИД и многое другое, против которых малоэффективны существующие лекарства. Депопуляция, происходящая в отличие от всех развитых стран под двойным бременем - низкой рождаемости и сверхсмертности - представляет собой реальную угрозу национальной безопасности России уже в ближайшем будущем.

Появление молекулярной медицины внушает определенные надежды на формирование системы, обеспечивающей биологическую безопасность, но она не может эффективно развиваться без целенаправленных фундаментальных и прикладных исследований.

Неотложность разработки принципиально новых решений в области защиты населения от биологической опасности диктуется необходимостью сохранения государственного суверенитета.

Только на основе достижений молекулярной медицины возможно создание целостной эффективно функционирующей системы предупреждения биологических угроз.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Одним из главных базисов безопасности страны является, прежде всего, здоровье ее граждан и состояние среды их обитания. Человек, как биологический вид, являясь продуктом эволюции, может существовать лишь в узких пределах параметров среды, обеспечивающихся функционированием всего биосферного комплекса. Поэтому будущее не только отдельно взятой нации, но и всего человечества, связано не столько с наличием используемых ресурсов и их запасов, сколько с сохранением условий, пригодных для жизни. Исходя из биосферного, а не антропоцентристского мировоззрения общества потребителей, современная биология настаивает на понимании человека как существа укорененного в живой природе, связанного с ней факторами генно-культурной коэволюции. Основы современной биополитики, принятые мировым сообществом в качестве руководства к действию при определении стратегии выживания, заложены в фундаментальном учении отечественного ученого В.И.Вернадского о биосфере. Мощным толчком к активации международной деятельности в области обеспечения химической и биологической безопасности послужила конференция ООН по окружающей среде и развитию, состоявшаяся в Рио-де-Жанейро в июне 1992 года. В 1995 году Российская Федерация ратифицировала Конвенцию о биологическом разнообразии, а также подписала «Протокол о биологической безопасности», регулирующий обработку и межграничный перенос «любых живых измененных организмов, являющихся результатом использования биотехнологических методов и способных оказать неблагоприятное воздействие на сохранение и устойчивое использование биологического разнообразия организмов».

Принятие мировым сообществом таких двух основополагающих базисных правовых документов, как Конвенция о запрещении биологического (токсичного) оружия (1972 г.) и Конвенция о биологическом разнообразии (1992 г.) казалось бы, должны были положить конец, хотя бы межнациональным и глобальным угрозам биобезопасности. Однако на рубеже нового тысячелетия перед Россией на первый план выдвинулись две глобальные проблемы биологической безопасности, которые настолько проявили себя, что речь уже идет о выживании нации и сохранении государства вообще.

Первая проблема связана с опасным ростом инфекционной заболеваемости населения и ухудшением демографических показателей. Общепризнано, что прогнозы на полную ликвидацию ряда социально-значимых инфекций к концу ХХ века не оправдались. Кроме того, четко зафиксирован рост числа так называемых эмерджентных инфекционных заболеваний, который опережает и будет опережать возможность современной медицины. Особую опасность представляет группа эмерджентных инфекций вирусной природы, против которых отсутствуют эффективные терапевтические средства. Более того, всё возрастающий спектр патогенных микроорганизмов требует расширения диагностических тест-систем и различных иммунобиологических препаратов, что влечет за собой не только огромные материальные затраты на их разработку, производство и приобретение, но и содержат проблему их рационального применения.

Вторая проблема связана с неразумной деятельностью человека, которая содержит опасность распространения искусственно модифицированных организмов и реально возросшую угрозу биопреступлений.

Современная биотехнология имеет потенциальные возможности для обеспечения основных потребностей страны в широком спектре биотехнологических препаратов медицинского и ветеринарного назначения, в пищевых продуктах, в средствах защиты растений и биоудобрениях, в биопрепаратах для проведения природоохранных мероприятий, для добычи минерального сырья, для получения новых материалов, в создании возобновляемых источников энергии и создании электронных приборов различного назначения. Одновременно надо понимать, что биотехнологическое производство может представлять опасность для человека и экосистем, так как даже непреднамеренно в хозяйственный оборот и окружающую среду может быть выпущен опасный экопатоген с трудно прогнозируемыми последствиями. Принято считать, что 99% генно-инженерных организмов, используемых в исследовательских целях и в промышленности, не оказывает неблагоприятного воздействия на здоровье людей или окружающую среду. Тем не менее, абсолютной безопасности в биотехнологии, как, впрочем, и в других отраслях деятельности человека, достичь невозможно. Утечка опасного биологического материала из научно-исследовательского учреждения при аварии и его использование в биопреступлении может привести к возникновению биолого-социальной чрезвычайной ситуации.

Наибольшую потенциальную угрозу национальной безопасности для любой страны представляет преднамеренное использование террористами природных или искусственно созданных (трансгенных) биологических агентов для поражения людей, животных, растений и других объектов. Непредсказуемость биотеррористических атак по времени, объекту, мотивам и используемому поражающему агенту, масштабам последствий выдвигают данную проблему сегодня на первый план. Дело в том, что существующие биологические угрозы (биопреступления, биокатастрофы, биотерроризм) приводят к разрушению социальной морали, экономической и политической нестабильности, наносят и будут наносить огромный вред экономике, здравоохранению и сельскому хозяйству. Несмотря на все эти теоретические постулаты и выводы из практики, в Концепции национальной безопасности Российской Федерации (принята в 1997 г.) отсутствуют указания о приоритетности решения задач биобезопасности. Как следствие политической недооценки важности решения проблем биобезопасности в Российской Федерации продолжают усугубляться следующие дестабилизирующие факторы:

  • ухудшение экологической и санитарно-эпидемической обстановки;
  • ослабление централизованной государственной системы обеспечения биобезопасности;
  • сокращение объема фундаментальных и прикладных биологических исследований;
  • нарастающее отставание от мирового уровня в темпах развития научного и промышленного секторов обеспечения биобезопасности;
  • недостаточная обеспеченность населения страны лекарственными и диагностическими препаратами.

Таким образом, исходя из содержания, обозначенных выше проблем обеспечения биологической безопасности Российской Федерации, на повестку дня должны быть вынесены первоочередные меры политического, организационного, правового, научного, экономического, медицинского, оперативного, информационного, прогностического и образовательного характера по следующими основным направлениям:

  1. Создание государственной вертикально интегрированной системы биологической безопасности страны.
  2. Совершенствование законодательной базы в области обеспечения биобезопасности и ее гармонизация с международными аналогами.
  3. Недопущение отставания в приоритетных направлениях современной биологической науки и биотехнологии.
  4. Повышение информированности населения страны в сфере обеспечения биобезопасности.
  5. Реализация комплекса научно-технических и производственных программ обеспечения биобезопасности.
  6. Разработка и внедрение информационно- и прогнозно-аналитических систем обеспечения биобезопасности.
  7. Создание новых более совершенных средств обнаружения и защиты от биологических поражающих агентов.
  8. Инвентаризация биологически опасных объектов и территорий и их паспортизация.
  9. Развитие сети центров генетических ресурсов и консервация уникальных природных резервуаров в национальных заповедниках.
  10. Контроль за соблюдением международных договорных обязательств в области биологической безопасности и участие в международных программах нераспространения ОМУ и борьбы с терроризмом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении

Одобрена резолюцией 2826 (XXVI) Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1971 года

Государства — участники настоящей Kонвенции,

преисполненные решимости действовать в целях достижения эффективного прогресса на пути всеобщего и полного разоружения, включающего запрещение и ликвидацию всех видов оружия массового уничтожения, и уверенные в том, что запрещение разработки, производства и накопления запасов химического и бактериологического (биологического) оружия и их уничтожение путем эффективных мер будут способствовать достижению всеобщего и полного разоружения под строгим и эффективным международным контролем,

признавая важное значение Протокола о запрещении применения на войне удушливых, ядовитых или других подобных газов и бактериологических средств, подписанного в Женеве 17 июня 1925 года, а также тот вклад, который указанный Протокол уже внес и продолжает вносить в дело уменьшения ужасов войны,

подтверждая свою верность принципам и целям упомянутого Протокола и призывая все государства к их строгому соблюдению,

напоминая о том, что Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций неоднократно осуждала все действия, противоречащие принципам и целям Женевского протокола от 17 июня 1925 года,

желая способствовать углублению доверия между народами и общему оздоровлению международной атмосферы,

стремясь также способствовать осуществлению целей и принципов Устава Организации Объединенных Наций,

будучи убеждены в важности и неотложности исключения из арсеналов государств путем эффективных мер такого опасного оружия массового уничтожения, каким является оружие с использованием химических или бактериологических (биологических) агентов,

признавая, что соглашение о запрещении бактериологического (биологического) и токсинного оружия является первым возможным шагом в направлении достижения соглашения об эффективных мерах также по запрещению разработки, производства и накопления химического оружия, и преисполненные решимости продолжать переговоры с этой целью,

преисполненные решимости ради всего человечества полностью исключить возможность использования бактериологических (биологических) агентов или токсинов в качестве оружия,

будучи убеждены, что такое использование противоречило бы совести человечества и что не следует жалеть никаких усилий для уменьшения этой опасности,

согласились о нижеследующем:

Статья I

Каждое государство — участник настоящей Конвенции обязуется никогда, ни при каких обстоятельствах не разрабатывать, не производить, не накапливать, не приобретать каким-либо иным образом и не сохранять:

1) микробиологические или другие биологические агенты или токсины, каково бы то ни было их происхождение или метод производства, таких видов и в таких количествах, которые не предназначены для профилактических, защитных или других мирных целей;

2) оружие, оборудование или средства доставки, предназначенные для использования таких агентов или токсинов во враждебных целях или в вооруженных конфликтах.

Статья II

Каждое государство — участник настоящей Конвенции обязуется уничтожить или переключить на мирные цели как можно скорее, но не позднее девяти месяцев после вступления Конвенции в силу, все агенты, токсины, оружие, оборудование и средства доставки, указанные в статье I Конвенции, которыми оно обладает или которые находятся под его юрисдикцией или контролем. При выполнении положений настоящей статьи должны быть приняты все необходимые меры предосторожности с целью защиты населения и окружающей среды.

Статья III

Каждое государство — участник настоящей Конвенции обязуется не передавать кому бы то ни было ни прямо, ни косвенно, равно как и никоим образом не помогать, не поощрять и не побуждать какое-либо государство, группу государств или международные организации к производству или к приобретению каким-либо иным способом любых агентов, токсинов, оружия, оборудования или средств доставки, указанных в статье I Конвенции.

Информация о работе Биологические опасности