Совершенствование системы управления мотивацией персонала в современной организации на примере ИП "Заиров""

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 05:03, диссертация

Описание работы

Цель и задачи исследования
Цель диссертационного исследования состоит в том, чтобы на основе изучения и обобщения отечественной и зарубежной теории и практики мотивации персоналом, а также на основе критического анализа применения существующих систем стимулирования сформулировать рекомендации по совершенствованию мотивации персонала на российских предприятиях.

Файлы: 1 файл

первая, вторая часть и третья часть диплома.docx

— 266.98 Кб (Скачать файл)

Совершенствование  системы управления мотивацией персонала в современной организации на примере ИП "Заиров"" -ТЕМА

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность  темы исследования

 

В условиях формирования новых механизмов хозяйствования ориентированных  на рыночную экономику перед предприятиями  встает необходимость работать по-новому, считаясь с требованиями рынка, овладевая  новым типом экономического поведения, адаптируя все стороны деятельности предприятий к меняющейся ситуации.

 

Совершенствование управления деятельностью российских предприятий немыслимо вне активной мобилизации резервов человеческого  фактора. Именно люди, их трудовая активность и стремление к достижению поставленных целей, их знания и система ценностей, творческие способности позволяют  обеспечить эффективную деятельность любой организации. Не случайно современная  теория менеджмента, а также реальная мировая практика преуспевающих  зарубежных и отечественных фирм свидетельствуют о важности и  значимости "менеджмента человеческих ресурсов", который рассматривается  как важнейший стратегический ресурс любой организации.

 

Одна из главных  задач для предприятий различных  форм собственности — поиск эффективных  способов управления трудом, обеспечивающих активизацию человеческого фактора.

 

Путь к эффективному управлению производством лежит  через понимание мотивации трудовой деятельности работника. Только зная то, что движет человеком, что побуждает  его к работе, какие мотивы лежат  в основе его действий, можно попытаться разработать эффективную систему  форм и методов управления трудовыми  процессами. Для этого необходимо знать, как возникают или вызываются те или иные мотивы, как и какими способами мотивы могут быть приведены в действие, как осуществляется мотивирование людей.

Роль мотивации  в выполнении сотрудниками фирмы  своих функциональных обязанностей состоит в том, что она определяет усилия человека, влияет на его старания, настойчивость, ответственность и  добросовестность. Высокая мотивация  персонала организации выступает  одним из важнейших условий эффективности  её деятельности, ибо она создает  у сотрудников настрой на работу с высокой отдачей, повышает у  них заинтересованность в положительных  конечных результатах совместной деятельности.

 

Именно поэтому  управление персоналом организации  в сложившихся условиях представляет собой в руках менеджеров компании основной инструмент воздействия на эффективность её деятельности. При  этом главный вопрос, на который  призваны ответить менеджеры заключается  в том, как мотивировать людей, работающих на благо компании, реализовать максимум их потенциала.

 

Однако большинство  руководителей российских предприятий, особенно доставшиеся от советского периода пользуются устаревшими  формами и методами управления, не владеют в полной мере современными знаниями и навыками по управлению персоналом, неспособны квалифицированно применять различные мотивационные  системы, недостаточно уделяют внимания изучению зарубежного опыта работы с персоналом. Все это отрицательно сказывается на результатах работы предприятий.

 

Важное значение проблем мотивации для работы российских предприятий определила актуальность выбранной темы исследования.

 

 

 

Проблемам мотивации  труда в целях повышения эффективности  производства посвящены многочисленные научные труды отечественных  и зарубежных экономистов, социальных психологов и других специалистов в сфере человеческой деятельности. Эти труды внесли большой вклад в теорию и практику социально-экономических отношений, исследования различных систем побуждения работников к деятельности.

 

Несмотря на определенные достижения в области разработки теоретических моделей, результаты исследования специфики трудовой мотивации  персонала российских предприятий, пока не полностью отвечают современным  требованиям.

 

Наиболее часто  мотивирующими факторами признаются сохранение рабочего места и повышение  размера вознаграждения. В то же время, изучение других мотивирующих факторов, таких как стиль управления, условия  работы, специфика выполняемых трудовых функций, продвижение по службе, психологический  климат исследованы недостаточно.

 

Применяемые на многих предприятиях системы материального  стимулирования во многом не соответствуют  теоретическим и практическим представлениям о рыночной экономике, не учитывают  интересы субъектов труда, носят  упрощенный управленческий характер и  не способствуют полной реализации профессиональных качеств работника, росту результативности, а следовательно, и повышению  эффективности работы предприятия.

 

Путь к эффективному управлению каждым работником лежит  через понимание мотивов, которые  им движут, побуждают его к деятельности.

 

Поэтому, безусловно, серьезного внимания заслуживают вопросы  создания на предприятиях и в организациях современной мотивационной системы  управления персоналом, которая должна быть направлена как на достижение максимальных экономических результатов, так и на развитие потенциальных возможностей каждого сотрудника.

В связи с этим, актуальность, научная и практическая значимость проблем мотивации управления персоналом в современных условиях предопределили выбор темы дипломной работы.

 

Цель  и задачи исследования

 

Цель диссертационного исследования состоит в том, чтобы  на основе изучения и обобщения отечественной  и зарубежной теории и практики мотивации  персоналом, а также на основе критического анализа применения существующих систем стимулирования сформулировать рекомендации по совершенствованию мотивации персонала на российских предприятиях.

 

Поставленная  в работе цель обусловила решение  следующих научных и практических задач:

 

- рассмотреть  сущность и содержание теории  поведенческой и содержательной  мотивации;

 

- определить особенности  отечественного работника, которые  необходимо учитывать в процессе  мотивации;

 

- сформулировать  основные принципы эффективной  мотивации труда;

 

-разработать методические рекомендации по совершенствованию мотивации персонала.

 

Объектом исследования являются социально-экономический  механизм управления мотивацией персонала, а также комплекс материальных и  нематериальных факторов, воздействующих на трудовую деятельность персонала.

 

Предметом исследования является совокупность теоретических  и практических проблем, возникающих  в процессе совершенствования механизма  мотивации персонала на российских предприятиях.

 

Теоретической и  методологической базой исследования служат фундаментальные положения  трудов ведущих ученых и специалистов в области экономики и социологии труда, социально-экономических отношений  и социального партнерства, работы современных ученых-экономистов, а  также зарубежных исследователей, материалы  научно-практических конференций. В  диссертации использовались методические и нормативные материалы практического  характера, рекомендации научных организаций  РФ, касающиеся отдельных проблем  управления персоналом, а также Законы и Постановления правительства  Российской Федерации.

 

В процессе исследований широко применялись методы сравнительного анализа: монографический, абстрактно-логический, экономико-статистический, графический, анкетный опрос, интервьюирование, а  также другие методы социально-трудовых исследований.

 

Научная новизна  выносимых на защиту результатов  исследования заключается в обобщении, существенном дополнении и развитии сложившейся методологии управления персоналом и мотивации труда. Элементы новизны содержат следующие положения  диссертации:

 

- определены особенности  отечественного работника, которые  необходимо учитывать в процессе  мотивации труда персонала предприятия;

 

- выявлены резервы  и определены основные направления  усиления роли мотивации трудовой  деятельности персонала;

 

- сформированы  основные принципы эффективной  мотивации труда персонала российских  предприятий;

 

- разработаны  методические рекомендации по  совершенствованию мотивации труда  персонала предприятий в целях  повышения его результативности.

 

 

 

Проблема  мотивации персонала  довольно широко рассматривается сегодня  в научной и публицистической литературе.

В настоящее время руководство  все большего количества компаний осознает, что одним из наиболее важных ресурсов являются сотрудники предприятий.

Человеческий компонент (или персонал) деловой организации  рассматривается как один из важнейших  ресурсов ее успешного функционирования и развития, фактор ее эффективности  и роста, средство достижения стратегических целей деловой организации. При  этом люди рассматриваются как достояние  компании, один из самых важных ресурсов, используемый в конкурентной борьбе, который надо определенным образом  размещать, мотивировать, развивать, от эффективности функционирования которых  зависит эффективность работы компании в целом.

Сегодня, для эффективной  деятельности организации требуются  ответственные и инициативные работники, высоко организованные и стремящиеся  к трудовой самореализации личности. Ориентация работников на достижение целей организации по существу является главной задачей управления персоналом. Формирование таких работников –  задача мотивационного менеджмента, смысл  которой в построении мотивации  работников. В связи с этим, мотивация  работников в настоящее время  занимает одно из центральных мест в управлении персоналом, поскольку  она выступает непосредственной причиной их поведения

Мотивационные аспекты приобретают  все большее значение в современном  менеджменте. Мотивация персонала  является основным средством обеспечения  оптимального использования ресурсов, мобилизации имеющегося кадрового  потенциала. Основная цель процесса мотивации - это получение максимальной отдачи от использования имеющихся трудовых ресурсов, что позволяет повысить общую результативность и прибыльность деятельности предприятия.

Целью данной выпускной работы является разработка мероприятий, направленных на совершенствование мотивации  персонала пекарни ИП «Заиров».

Для достижения поставленной цели в работе будут решены следующие задачи:

-охарактеризованы основные понятия и теории мотивации;

-описаны основные причины снижения эффективности деятельности персонала;

-охарактеризованы формы и методы стимулирования эффективной деятельности персонала;

-дана общая характеристика ИП «Заиров»;

-разработаны мероприятия по совершенствованию системы мотивации персоналаИП «Заиров».

Объектом исследования является пекарня ИП «Заиров».

 

 

 

 

 

 

Для написания дипломной  работы были использованы учебники, учебные  пособия, статьи из периодических изданий, материалы семинаров по управлению персоналом, электронные периодические  издания, а также данные всемирной  сети Интернет в области управления персоналом и менеджмента.

 

 

 

 

1.1.Понятие, функции  и виды мотивации.

 

Лишь немногие люди в организации  работают «на полную мощность», используя  весь свой профессиональный, физический, интеллектуальный и психологический  потенциал. Томас Эдисон не раз говорил  о том, что, по его мнению, без упорного труда рассчитывать на успех невозможно. Именно ему принадлежат слова: «Гений – это 1%таланта и 99% упорного труда». Неоспорим и тот факт, что одни люди трудятся напряженнее (т. е. затрачивают  на работе больше усилий), чем другие. Поэтому на практике возможна ситуация, когда менее одаренные люди превосходят  своих более одаренных коллег. Именно поэтому производственные результаты человека зависят не только от его  способностей, но и от мотивации  к труду.

В настоящее время мотивация  трактуется по_разному. В одном случае — как совокупность факторов, поддерживающих и направляющих, т. е. определяющих поведение  человека, в другом – как совокупность мотивов, в третьем –как побуждение, вызывающее активность индивида и определяющее направленность этой активности. Кроме  того, мотивация рассматривается  как процесс регуляции конкретной деятельности, как процесс действия мотива и как механизм, определяющий возникновение, направление и способы  осуществления конкретных форм деятельности, как совокупная система процессов, отвечающих за побуждение к деятельности.

Слово мотивация произошло  от латинскогоmovere-побуждение к действию. Мотивация-процесс побуждения кого-либо к деятельности, направленной на достижение определенной цели.

Мотивация – это внутренне  состояние человека, связанное с  его потребностями. Мотивы являются движущей силой, которая активизирует физические и психические функции, побуждая человека к действию и достижению поставленной цели. Мотивация и различные  виды мотивов делают человека целеустремленным, поскольку цель в большинстве  случаев удовлетворяет возникшую  в чем-либо потребность.

Информация о работе Совершенствование системы управления мотивацией персонала в современной организации на примере ИП "Заиров""