Корпоративная культура и лидерство. SWOT-анализ предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 20:19, курсовая работа

Описание работы

Курсовая работа включает в себя три части. Первая часть работы – раскрытие теоретического вопроса «Корпоративная культура и этика». Следует ознакомиться с такими вопросами как:
-Создание корпоративной культуры в поддержку стратегии;
-Составляющие корпоративной культуры и этики;
-Социальная ответственность как элемент корпоративной культуры.
Вторая часть носит практический характер и предполагает проведение стратегического анализа среды по выбранной студентом организации. В качестве объекта исследования я выбрала детский сад № 29 «Сказка», город Ковдор.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
СОЗДАНИЕ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ В ПОДДЕРЖКУ СТРАТЕГИИ 4
Типы организационных культур и их влияние на процесс реализации стратегии 5
СОСТОВЛЯЮЩИЕ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ И ЭТИКИ 12
Правила и нормы поведения 13
Культура управления 14
Микроклимат 15
Как управлять корпоративной культурой…...…………………………………17
Основные состовляющие этики 21
СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ КАК ЭЛЕМЕНТ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ 26
SWOT- анализ организации 27
Характеристика организации 27
Анализ внешней среды организации 33
Анализ макросреды организации 33
Анализ микросреды организации 41
Анализ внутренней среды организации 43
Построение матрицы SWOT 51
Расчетная задача 58
заключение 61
Список использованных источников 62

Файлы: 1 файл

KURSOVAYa_strat_menedzhment.docx

— 147.48 Кб (Скачать файл)

6. Разработка методов поощрения персонала за достижение намеченных показателей и следование выбранной стратегии.

7. Создание внутренней среды и корпоративной культуры, соответствующих стратегии.

8. Руководство и наблюдение за процессом следования выбранной стратегии.

Выполняя эти восемь пунктов, можно добиться улучшений практически по каждому аспекту административного контроля и менеджмента. Поскольку каждая стадия исполнения стратегии происходит в различных организационных условиях и при разнообразных обстоятельствах, при внедрении выбранной стратегии необходимо принимать во внимание специфику ситуации, так как невозможно выработать какую-то однозначно определенную модель действий. И, как уже было сказано вначале, успешная реализация выбранной стратегии во многом зависит от способностей менеджера возглавлять и направлять происходящие организационные перемены, управлять персоналом и достигать намеченных целей.

 

 

СОСТОВЛЯЮЩИЕ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ И ЭТИКИ

Рассмотрим какие есть составляющие корпоративной культуры для того чтобы увидеть это сложное и эфемерное явление в разрезе.

Миссия компании и ценности для общества ее посыл. Ценности компании – это, если можно так выразиться, ее «ядерная структура». Ценности основателей бизнеса (являющиеся по определению базой корпоративных ценностей компании в целом) объясняют, почему и для чего этот бизнес был создан, каким ему быть, какое послание он будет нести окружающему миру. Согласитесь, что человек, для которого важнейшими ценностями являются семья, сохранение традиций, и человек, у которого для которого ценны инновации, прогресс и развитие создадут два совершенно разных бизнеса с разительно отличающимися корпоративными культурами. Система ценностей компании - это своеобразный вектор, она проходит красной нитью по всем проявлениям компании. Четкое и одинаковое понимание всеми (в первую очередь руководителями) корпоративных ценностей, позволяет избежать расхождения в заявляемом и предъявляемом поведении компании на рынке, формировать позитивный и привлекательный имидж компании. В корпоративной культуре компании ценности могут приобретать разные формы и проявления. Так ценности могут быть представлены:

- в миссии компании,

- в отдельном документе «меморандум корпоративных ценностей»,

- в мифах и истории, легендах компании.

В корпоративной  мифологии могут быть представлены те истории и поступки, которые  особо значимы для компании. Мифы могут слагаться об отдельных  людях и поступках, достойных  уважения и подражания. Анализ мифологии  позволяет понять, что компания ждет и чего не ждет от сотрудников, какие  ценности за этими поступками лежат  и какие из них выражаются в  легендах, а какие в анекдотах, которые «поучают» как не надо.

 Традиции компании, ритуалы. Это такое поведение, которое компания считает важным, холит и лелеет, видит его историческую ценность и создает ритуалы для продолжения сложившейся традиции. Например, ежегодное празднование дня рождения компании, ритуал вхождения нового сотрудника в должность, традиция отмечать удачно завершившийся проект и т.п. Это могут быть неписаные правила, незакрепленные ни в каких документах, а просто существующие, за соблюдением которых следят старожилы компании. Принятые в компании ритуалы сильно упрощают жизнь: не нужно каждый раз заново придумывать как что-либо делать, например, как поздравить сотрудника с днем рождения. Если ритуал хороший (всем нравится), то его соблюдение благотворно влияет на атмосферу в компании и рождает ощущение единства и корпоративного духа.

Правила и нормы поведения

    Это совокупность формальных и неформальных требований, предъявляемых компанией к сотруднику. Это – как правила игры, которые необходимо принять, чтобы выигрывать. Нормы и правила поведения затрагивают все вопросы жизнедеятельности организации, их придерживаются большинство сотрудников. Вопрос «нормирования» деятельности в разных компаниях происходит по-разному. Где-то нормы закреплены в определенных документах, где-то передаются из уст в уста, где-то вообще непонятно есть они или нет, а где-то они такие что «мама не горюй!». Например, в одной компании было нормой обещать клиенту выполнение тех сроков, которые было «нереально» соблюсти, делалось это для того, чтобы сыграть на быстроте исполнения заказа. Новый сотрудник компании обратился с вопросом к сослуживцам: «За сколько мы сможем выполнить этот заказ?» на что получил ответ: «Скажи две недели». Сотрудник удивился и спросил: «А как мы все это успеем за это время?» и услышал: «Слушай, это вполне нормальная ситуация, говоришь две недели, клиент радуется, подписывает контракт, по истечение двух недель, ты звонишь ему и говоришь, что так мол и так, понадобится еще две. Ему не куда деваться, работу мы уже начали, да и деньги он заплатил».

 

Культура  управления

На принятый в компании стиль управления влияют много факторов, начиная от организационной  структуры компании, до индивидуальных особенностей управленцев и развитости у них управленческих навыков.

Стиль поведения  руководителя приобретает для сотрудников  характер эталона, сотрудники сознательно  или неосознанно перенимают его  манеру поведения, подстраивают свои действия под ритм работы руководителя, а  те решения, которые он принимает  в часто повторяющихся ситуациях, постепенно становятся для его подчиненных  стандартом решения вопроса. Руководитель может постоянно опаздывать, не выполнять  обязательств и пр., сотрудники будут  делать то же самое. Причем пресечь  такое поведение руководитель может  только собственным примером, то есть изменив свою собственную манеру поведения.

На характер управления влияет и имеющая место (иногда исторически сложившаяся) структура  организации: насколько четко распределены функции, практикуется ли делегирование. Иногда бывает так, что руководители не умеют пользоваться делегированием, как элементом управления, и стремятся  сосредоточить всю власть в своих  руках, бояться потерять контроль над  ситуацией. Постепенно персонал привыкает, что все делает руководитель, и  по каждому пустяку бегут к  начальству, перегружая его все больше и больше.

Также важными  являются принципы отбора, назначения, продвижения и увольнения сотрудников  из компании. Например, руководитель может поддерживать инициативность и активность сотрудников или же отдавать предпочтение послушанию, и больше ценить исполнительность. В последнем случае, сотрудники постепенно подстроятся под требования руководства и будут демонстрировать максимальную лояльность, которая иногда доводится до абсурда и выражается в принципе «начальству виднее», при котором сотрудники, всячески избегают инициативы, и стремятся уйти от ответственности.

В общем и  целом, стиль управления, как элемент  корпоративной культуры, выражается в том, на что постоянно обращают внимание руководители, о чем часто  говорят, как о важном, за что хвалят, за что вычитают из зарплаты и т.п. Какова в компании плата за ошибку, какой вид критики использует руководитель (подбадривающую, упреки, конструктивную, безличную или адресную, с иронией, намеки, замечания, требования, «полный разнос», совет) – все это имеет свое отражение в корпоративной душе компании, в настроении, и соответственно, профессиональной деятельности. Важным с точки зрения корпоративной культуры элементом стиля управления является степень объективности руководителя при оценке подчиненных: если к руководителю можно применить выражения типа «впал в немилость», «стал очередным козлом отпущения», «у него новая фаворитка» на лицо особый вид корпоративной культуры, завязанный на субъективной симпатии руководителя. Такая культура может отягощать атмосферу в компании, провоцировать интриги, «подсиживание», а может и выйти боком руководителю, если «в немилость» попадет неформальный лидер компании.

Микроклимат

     Стиль формального и неформального общения сотрудников, пути разрешения конфликтов, споров. Наличие и характер горизонтальных связей (связей между сотрудниками одного уровня в должностной иерархии) также ярко характеризует корпоративную культуру компании. Общаются сотрудники только по рабочим вопросам или у каждого свой план задач и в компании не принято советоваться и «отвлекать» других сотрудников? Часто ли происходят конфликты, чем они вызваны, кто их разрешает, сами сотрудники, или они «проживают долгую жизнь» в кулуарах, а потом руководитель вызывает «спорщиков» на ковер и, они, клеймя друг друга, «клянутся» подружиться снова и прямо сейчас, на глазах у начальника и важно пожать друг другу руки.

 

Имидж и фирменный  стиль:

В это понятие  входит все то, что призвано сделать  компанию узнаваемой на рынке. Дизайн помещения, корпоративные цвета, наличие элементов символики организации, лозунгов, стиль оформления (строгая «деловитость», «домашняя» мягкость, или «творческий беспорядок»), принцип размещения сотрудников, элементы фирменного стиля компании. За счет них создается определенное представление о стиле организации и о ценностных ориентациях, присущих организации. Например, в западных организациях сильно распространены офисы открытого пространства, при котором все подразделение, включая руководителя, располагается в одном помещении. В таких офисах создается и более демократическая, и более деловая атмосфера, так как все на виду. В организациях, использующих кабинетный принцип размещения, поддерживается большая дистанция между руководителем и подчиненными, что часто препятствует оперативному решению вопросов, также приняты многочисленные чаепития и отвлечения на посторонние дела.

Дресс-код и стиль самопрезентации, принятый или не принятый в компании, также относятся к вопросам имиджа и отражают особенности корпоративной культуры компании. В одной компании вроде бы преобладал демократичный взгляд на то, как выглядит сотрудник, но когда зашла речь о назначении директора по PR , девушке отказали, ссылаясь на то, что яркий цвет ее волос и пирсинг на лице, мешают ей занять эту должность. Таким образом, и проявилась истинная культура, обозначилась норма. Теперь, девушка будет решать, изменять себя или менять работу, а может она в состоянии повлиять на норму, сформировать что-то новое в корпоративной культуре свое компании?

Корпоративная культура существует априори, она неотъемлемый атрибут любых корпоративных (групповых) форм взаимодействия. И то, что ей никто не занимается - не значит, что  ее нет: это лишь значит, что она  сформировалась стихийно (появились  опытным путем, исторически сложились). Однако то, что та или иная корпоративная  культура есть в любой компании, отнюдь не значит, что эту культуру, если она мешает эффективности, следует принимать как данность и никак на нее не влиять. Управлять корпоративной культурой можно и нужно, только делать это надо по правилам (о которых ниже).

Как управлять корпоративной культурой?

Корпоративная культура поддается формированию и  корректировкам, просто этот процесс  требует вложений и не происходит по мановению волшебной палочки («А теперь давайте жить дружно и  будем клиентоориентированными!» - произнес с трибуны директор, и стало так). Такое возможно только в самом начале становления компании, когда сотрудников в компании мало, все они являются родственниками или единомышленниками и находятся в непосредственном управлении (а значит и под непосредственным влиянием) у основателя бизнеса. А когда имеешь дело со средними и большими компаниями, в которых каждый сотрудник приходит со своими ценностями и предыдущим опытом «бытия» в другой среде, корпоративная культура начинает требовать осознанного отношения к себе, продуманного влияния и использования профессиональных инструментов корректировки.

В первую очередь, при формировании корпоративной  культуры важно обратить внимание на следующие моменты:

Формирование  корпоративной культуры - это процесс . Это сложный и требующий системного подхода труд. Большой ошибкой при решении такой задачи будет начинать с мелочей. Например, провести ни с того ни с сего, тренинг по «тимбилдингу» в лесу, или спустится на плотах. Эффект будет не долгосрочным, а если «неудачно спустятся» еще и негативным. Нужно выстраивать систему. Понять, что в сложившейся культуре подходит под цели, стратегию и ценности компании, а что требует корректировки. Систему нужно начинать выстраивать с основ, а именно с ценностей.

Важно также  то, как внедрять изменения в корпоративной культуре. Поскольку корпоративная культура касается всех и каждый сотрудник является ее носителем и реформатором, изменить корпоративную культуру «приказом сверху» и с «завтрашнего дня» невозможно. Насильственное воздействие будет только увеличивать сопротивление со стороны сотрудников. Для того, чтобы внедрение изменений прошло успешно, необходимо привлекать сотрудников уже на этапе разработки этих изменений: давать им возможность задавать вопросы, выдвигать свои предложения, информировать их о том, как для чего нужны изменения, как идет разработка, как будет проводиться введение новаций.

Механизмы корректировки  корпоративной культуры

Технологически  корректировку корпоративной культуры можно выстроить с помощью  следующих механизмов:

Механизм  участия. Привлечение сотрудников к решению важных для организации задач, например совместная выработка миссии организации.

Механизм  символьного управления. Использование разного рода ритуалов, характерных только для данной организации. Например, постоянно открытая дверь в кабинет руководителя или вручение органайзера с логотипом фирмы в честь успешного завершения проекта.

Механизм  взаимопонимания . Этот механизм можно выстроить за счет постоянного информирования сотрудников о происходящих в организации изменениях, проведение дней обратной связи, когда сотрудник может задать свои вопросы руководителю и услышать его мнение о качестве своей работы. А также, можно и нужно использовать совещания, собрания, где обговаривать пути и способы движения компании. Можно использовать корпоративную газету, чтобы создавать общее поле для понимания и обмена мнениями, информировать сотрудников о достижениях их коллег и компании в целом.

Механизм  поощрений .То, что поощряем изо дня в день, то и получаем. Поэтому можно в рамках тех же корпоративных мероприятий, например, на день рождения компании, выдавать, как минимум дипломы, за важные и ценные для компании достижения и проявленные качества. Организовать специальные церемонии и праздники, закрепляющие новые способы работы. При этом, следует учитывать направленность потребностей сотрудников, если, например, для сотрудника важна возможность профессионального роста, то его в качестве поощрения можно направить на обучение или поручить новый вид работы.

Информация о работе Корпоративная культура и лидерство. SWOT-анализ предприятия