Возникновение массовых коммуникаций в обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 11:34, доклад

Описание работы

Развитие массово-коммуникативных процессов способствует по большому счету развитию всей цивилизации. Без общения человечество развиваться не сможет, причем миp и общение составляют единое целое, одно непременно подразумевает другое. Исходной конфигурацией теорий массовой коммуникации (в том числе и психологии) является, очевидно, само понятие «массовая коммуникация». В конце XIX—начале XX века Ч. Кули средствами массовой коммуникации впервые называет газеты, почту, телеграф, железные дороги, образование. Для того чтобы передавать информацию раньше достаточно было возможностей человеческого голоса. Следующий этап — развитие «усилителей» человеческого голоса для дистанционной передачи информации: в этом ряду может оказаться гонец, передающий известия из уст в уста, или барабанный бой, предупреждающий об опасности, или веревка с узелками, переданная посланцем, или же сигнальный костер, означающий приближение врага

Файлы: 1 файл

Шпаргалка по Системе массовых коммуникаций в социологии.doc

— 345.50 Кб (Скачать файл)

Основная функция  стереотипа – классифицировать и  опосредовать новую информацию. Пределы  эффективности коммуникации находятся в прямой зависимости от степени устойчивости взглядов аудитории.

Д. МакКуэйл выразил  функции медиа в виде метафор: - окна в окружающий мир  -носителя информации; -справочника;  -средства интерактивного общения;  -советника, помогающего понять суть проблем; -зеркала, отражающего нас самих;  -фильтра, пропускающего то, на чем фокусируется внимание;  -барьера, блокирующего истину.

И. Д. Фомичева анализирует  шесть функций СМИ: коммуникативную (обмен информацией), информационную (производство и распространение информации), социально-организационную и социально - креативную (сохранение и воспроизводство социальных организаций и общностей), социального участия (осуществление демократии), психического регулирования (формирование определенного тонуса, настроений, чувств)

 

№29.  Методы соц. исслед. Аудитории.

Эмпирическое  изучение аудитории в России началось с опросов читателей книг и  газет еще в XIX в. Их цели были тесно  связаны с практикой книжных  издательств и редакций газет1. После  Октябрьской революции изучение читателей возобновилось и продолжалось вплоть до конца 1920-х гг.2. В ходе исследований предпринимались попытки выявить не только состав читателей, но и зависимость их интересов и запросов от социально-демографических характеристик

Социологические: Количественные методы: Опросы - почта, телефон (полномасштабный опмрос, блиц-опрос), интернет-голосование: - Анкетирование - опрашиваемый имеет дело с текстом, где за вопросом следует перечень ответов, из которого ему предлагается или выбрать, или сформулировать ответ в свободной форме. Самый распространенный вид процедур при изучении аудитории. - Интервью - интервьюер задает вопросы, перечисляет возможные ответы и отмечает на бланке. Цель - минимизировать влияние интервьюера на вариант ответа (неинтонированное воспроизведение вопроса. Интервью снимает трудности общения, если человек не видит или неграмотный). Интервью по телефону. Групповое интервью. Качественные методы: Наблюдение - например, исследователи рекламы, крайне заинтересованные в знании реакции потребителя, приглашают группу людей на демонстрацию рекламного ролика. Наблюдатель фиксирует их реакцию, документирует ее. Есть <<включенное>> наблюдение - когда социолог буквально <<живет>> жизнью своих <<подопечных>>. Фокус-группа представляет собой групповое интервью, проводимое модератором в форме групповой дискуссии по заранее разработанному сценарию с небольшой группой <<типичных>> представителей изучаемой части населения, сходных по основным социальным характеристикам. В течение 1,5-3 часов модератор руководит разговором, который проходит вполне свободно, но по конкретной схеме (topic guide). После завершения обсуждения аудио- и видеозаписи анализируются и составляется отчет. Как правило, в рамках одного исследования проводятся 3-4 фокус-группы. 3. Психосоциологические лингвистические методы: ассоциативная методика, эксперимент с иллюстрациями (выдается серия нечетких, двусмысленных изображений - нужно описать, что <<персонажи>> чувствуют, о чем думают и т.д.)

4. Лабораторные  исследования с использованием технических средств регистрируют некоторые физиологические изменения при воздействии рекламных роликов вплоть до регистрации движении глаза, как отклика на определенные визуальные раздражители. Или выбрать фотографию для обложки. 5. Радио и ТВ <<потребляются>> в режиме реального времени, и отследить поведение человека сложно. Можно проводить традиционные методы общения (интервью или анкета лично, по телефону, почте), интервью <<по памяти>> (когда спрашивают, что именно вы смотрели) или использовать электронные методы. Дневник радио-, телепотребителя - исследователь обращается с просьбой к любой семье как можно более тщательно фиксировать все случаи контакта с источником информации в течение суток. Оставляют на 2 недели. Электронный счетчик (пиплметр) - будучи подключенным к телеку, он фиксирует, какой канал включен в данную минуту. Но он фиксирует поведение, а не отношение к передаче (может человек вкл и ушел). Электронные браслеты - фиксируют даже музыку!

 

 

 

№30. Проблема ответственности прессы.

Институты, отвечающие за реализацию свободы и ответственности  прессы в условиях американской демократии, находятся в фокусе внимания Б.Колдуэлла. говорилось и о низком доверии к СМИ в некоторых странах, в том числе и в России. Уважаемые коллеги, одними решениями государства доверие общества к прессе не повысится. Нужна ответственность прессы. С каждым годом сообщество журналистов, редакторов и издателей становится в России все более организованным и авторитетным.

По-прежнему в  большой цене талант, честность, журналистская смелость. Я сейчас смотрел этот ролик и, конечно, думал о тех ваших коллегах, которые, как у нас говорят, не жалея живота своего, отдают и здоровье, и время, а подчас и жизнь служению обществу.При том, что свободная независимая печать ценна для нормального функционирования американской демократии – и переоценить ее важность в этом отношении просто невозможно, – многие американцы считают, что независимость прессы предусматривает также ее ответственность за саморегулирование или, по меньшей мере за то, чтобы быть более подотчетной и открытой для внимательного изучения общественностью. менеджеры редакций новостей говорят, что редактирование и контроль точности информации всегда осуществляют с мыслями о потребителе, а потому нет нужды в административных усилиях по обеспечению ответственности. Но любой человек, кто хоть раз попадал в редакцию новостей во время работы, знает, что читателей или зрителей там видят или слышат чрезвычайно редко. Журналисты, политики и чиновники должны овладеть трудными навыками взаимоотношений в свободном и открытом обществе. Даже в давно существующих демократиях эти взаимоотношения представляют собой борьбу. В формирующихся демократиях это и более трудный, и более насущный процесс.

Уровень свободы  и независимости средств массовой информации зависит от трех факторов. Первый фактор – регулирование; второй – наличие грамотных менеджеров и способность успешно выживать в новых экономических условиях; третий – степень профессионализма и ответственности. Свободная пресса, пресса социальной ответственности, конечно же свободна для достижения цели, определяемой ее этическим чувством и потребностями общества. В печатной и электронной журналистике в странах новой демократии свобода может быть тяжким бременем, так как предполагает ответственность. Даже если независимость СМИ узаконена, пресса адаптирована к свободному рынку, а журналисты придерживаются стандартов ответственности, победа в битве еще не одержана. Люди должны научиться жить каждый день в условиях свободы прессы и вещания. Они должны научиться разрешать свои разногласия без того, чтобы подвергать идею свободного редакционного суждения чрезмерным сомнениям и испытаниям.

. 31 Лассуэлл (LasswellLasswell) Гарольд Дуайт (13.02.1902, Доннелсон, Иллинойс,- 18.12.1978, Нью-Хейвен, Коннектикут) - американский политолог, представитель бихевиористского (Бихевиоризм) подхода к политической науке. С влиянием чикагской школы социологии связаны многолетние усилия Лассуэлла по созданию единой интегрированной политической науки, ориентированной гл. обр. не на "библиотечные", а на полевые исследования, преодолевающей внутреннюю институциональную разобщенность и сопряженной с потребностями политической практики.

Модель  Лассуэлла

В 1948 г. американский ученый Г Лассуэлл предложил  свою модель коммуникации. Разработанная на основе опыта ведения пропаганды в армейских подразделениях во время Второй мировой войны, эта модель в равной мере могла быть использована для анализа массовой коммуникации и любого коммуникативного действия, которое раскрывается по мере ответа на последовательно возникающие вопросы: • кто?• сообщает что?• по какому каналу?• кому?• с каким эффектом?Разделы исследования коммуникации, каждый из которых представляет ответ на соответствующий вопрос:•анализ управления процессами [массовой] коммуникации: при ответе на вопрос «кто?» рассматриваются факторы, которые открывают и направляют сам акт коммуникации (в первую очередь это сам коммуникатор);• анализ содержания передаваемых сообщений, сюда же включается статистический анализ частоты упоминаний тех или иш фактов и событий в средствах массовой информации;• анализ средств и каналов, с использованием которых передаются сообщения (для массовой коммуникации это анализ работь самих массмедиа); выявление средств, адекватных характеру передаваемых сообщений и наиболее приемлемых для получате ля (например, не использовать телефон для общения с глухи» абонентом или компьютерную связь для передачи сообщен слепому);• анализ аудитории (массовой, специализированной), являющийс жизненно важным для результативной коммуникации; к решс нию этой задачи привлекаются социологические службы, зультаты деятельности которых используются профессионалу ными вещательными корпорациями, рекламодателями и т.п.;•.Стратегия коммуникации определяется в первую очередь характером цели, особенностями аудитории, наличием ресурсов.«Коммуникативная формула» Лассуэлла представляет собсЙ одновременно и модель исследования .коммуникационного проце са, и развернутый план собственно коммуникативного действия.

 

32 Существуют следующие виды коммуникации:1) интраперсональная коммуникация (разговор с самим собой); 2) межличностная коммуникация (участвуют, как правило, двое коммуникантов, но есть варианты наблюдателя, включенного наблюдателя и постороннего, коммуникации на фоне присутствующих свидетелей, в толпе, в ресторане и т.п.);3) групповая коммуникация (внутри группы, между группами, индивид — группа);4) массовая коммуникация (в случае если сообщение получает или использует большое количество людей, зачастую состоящее из различных по своим интересам и коммуникативному опыту групп (телевидение, радио, интернет, т.п.).

Также могут быть дополнительные разновидности  коммуникации: а) межкультурная (коммуникация как между народами-носителями различных языков и коммуникативных культур, или между государствами, б)  межличностная — между отдельными представителями этих народов или государств), в) организационная (коммуникация в деловой и производственной сфере, включающая межличностную, групповую и личностно-групповую). Известно два типа средств коммуникации: естественно возникший (язык, мимика, жесты) и искусственно созданный (технический), который включает в себя такие средства как традиционные (пресса, книгопечатание, письменность) и типично современные (радио, телевидение, кинематограф, Интернет).1.1Устная фазаРазвитие речи, языка - объективный процесс в развитии Общение между людьми начиналось со звуков, жестов, мимики, затем посредством криков люди передавали информацию на расстояние. 1.2 Письменная фазаПисьменность помогла решить проблему хранения информации, появилась возможность обеспечить связь прошлого с будущим (сохранение преемственности в развитии). 1.3Книжная фазаПервая русская датированная печатная книга - “Апостол” - Иван Федоров, Петр Мстиславец - 1563-1564. Книжное информационное содержание стало снижать свою эффективность. Тем не менее исчезновение книги не прогнозируется. Необходимо сохранение книги как атрибута культуры (формирование образного, абстрактного мышления). 1.4 ТелекоммуникацииОткрытие магнитных и электрических явлений привело к повышению технических предпосылок создания устройств передачи информации на расстояние. Передачу неподвижных изображений на расстоянии, осуществил в 1855 году итальянский физик Дж. Казелли. века. Сегодня для передачи информации используются различные виды связи: кабельные, радиорелейные, спутниковые, тропосферные, ионосферные, метеорные. Кабели совместно с лазерами и ЭВМ позволят создать принципиально новые системы телекоммуникаций.1.5 Компьютерная фазаКомпьютерная фаза - новый безбумажный этап в развитии социальных коммуникаций Одним из колоссальных достижений в области компьютеризации, которое позволяет узнать информацию с любой точки планеты, является Интернет или глобальная компьютерная сеть.Интернет привлекателен тем, что управление сетевыми ресурсами здесь абсолютно децентрализовано - на своем сервере или сайте каждый волен, представлять любую информацию в любом порядке при условии, что она технически совместима с поддерживаемыми системой и браузерами, техническими протоколами.Единственными органами управления в сети являются компании, выдающие условные электронные адреса (в виде словесного кода (lv, ru, com, org, gov и т.д.) - реальный адрес является цифровым кодом и назначается иначе). Возможность иметь практически мгновенный доступ ко всем источникам информации одновременно и при этом делать индивидуальный выбор -- это уже чудо!БАЗОВЫЕ МОДЕЛИ КОММУНИКАЦИИПервой и наиболее известной моделью коммуникационного процесса стала так называемая "формула ЛАССУЭЛЛА": . Каждый элемент формулы представляет собой самостоятельную область анализа коммуникационного процесса: "Кто говорит" - изучение коммуникатора; "Что говорит" - контент-анализ сообщений; "По какому каналу" – изучение СМК; "Кому" - исследования аудитории; "С каким результатом" - измерение эффективности коммуникации.Стандартная модель коммуникации, принятая всеми, состоит из следующих элементов: источник - кодирование - сообщение - декодирование - получатель.Зачем нам необходим чисто технический термин «кодирование»? Дело в том, что часто переход к сообщению действительно строится с некоторой задержкой, включающий процессы разнообразной трансформации исходного текста.Модель Лассуэлла: «кто, что сказал, посредством какого канала коммуникации, кому, с каким результатом». Прикладные модели коммуникации — модели, которые отслеживают составляющие коммуникативной цепочки с целью прогнозирования новых эффективных коммуникативных действий.Прикладная модель коммуникации по Шеннону: 1) техническая — точность передачи информации от отправителя к получателю. 2) семантическая — интерпретация сообщения получателем в сопоставлении с изначальным значением. 3) эффективность — результаты изменения поведения в связи с переданным сообщением. Также Шеннон определял пять моделей массовой коммуникации: 1) Источник информации; 2) Передатчик; 3) Канал передачи; 4) Приемник и конечную цель; 5) Расположенные в линейной последовательности (линейная модель).Помимо этих терминов, Шеннон ввел еще понятия шума (энтропии) и избыточности.Норберт Винер (отец кибернетики) дополнил модель Шеннона понятием обратной связи. Модель стала более динамичной.  Для того, чтобы модель коммуникации в большей степени соответствовала потребностям в других областях, помимо телеграфной, выдвигались и другие динамические теории коммуникации. Мак-Люэн определял массовую коммуникацию как главным образом визуальную. По его мнению, канал передачи во многом предопределяет и само сообщение. Модель Якобсона.В модели коммуникации по Якобсону, участвуют адресант и адресат, от первого ко второму направляется сообщение, которое написано с помощью кода. Контекст в модели Якобсона связан с содержанием сообщения, с информацией, им передаваемой, понятие контакта связано с регулятивным аспектом коммуникации. В отличие от Якобсона — Соссюр предлагал изучать коммуникацию в контексте — в себе и для себя.М.М.Бахтин выдвигал следующие идеи для понимания коммуникации:1) необходимый признак любого высказывания является его обращенность, адресованность, то есть, без слушающего нет и говорящего, без адресата нет и адресанта; 2) всякое высказывание приобретает смысл только в контексте, в конкретное время и в конкретном месте.

 

33 Идеоло́гия (греч. ιδεολογία, от греч. ιδεα — прообраз, идея; и λογος — слово, разум, учение) — система концептуально оформленных взглядов и идей, выражающая интересы различных социальных классов, групп, обществ, в которой осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, а также либо санкционируются существующие в обществе формы господства и власти (консервативные идеологии), либо обосновываются их преобразования (радикальные, революционные идеологии)[1].Идеология — не наука (хотя может включать в себя научные знания). Наука стремится познать мир таким, какой он есть на самом деле. Наука объективна, беспристрастна, а идеология субъективна. Идеологии свойственно стремление к упрощению и стремление выдать одну сторону действительности за всю картину. Упрощённые идеи легче воспринимаются массой, чем сложная система научных доказательств, кроме того идеология выдвигает привлекательные (часто нереальные) идеи, которые воспринимаются народом.Каждая идеология стремится к широкому распространению среди населения (пропаганда)[источник?]. Пропаганда бывает устная, печатная, наглядная, агитация; в ХIХ—XXI вв. для целей пропаганды стали задействоваться появившиеся СМИ (средства массовой информации).Каждая идеология претендует на то, что именно она даёт верное знание о мире. Различные политические организации стремятся к распространению в обществе своих оценок прошлого и настоящего, и своё представление о будущем.Типы идеологийОсновные современные идеологии сложились в XIX веке. Несмотря на значительное количество различных идеологий, в самом общем виде принято выделять либеральную, консервативную и социалистическую идеологии.В конце XX века среди политиков и партий наметилась тенденция в прагматических целях всё чаще отказываться от устойчивой идеологии, то есть брать на вооружение тактику антиидеологизмИдеологема — политический термин, часть какой-либо идеологии, элемент идеологической системы. У идеологемы, в отличие от термина, нет строго определенного (ограниченного) значения. Эти значения меняются в соответствии с политической прагматикой.Идеологема всегда маркирована, то есть эмоционально окрашена. Целенаправленное использование идеологем является эффективным средством управления массовым сознанием — идеологема легко запоминается и создает иллюзию понимания у объекта манипуляции. Отличительным признаком идеологемы считается многократное изменение значений, либо изначальная расплывчатость значений.Примеры идеологем: «массовые репрессии», «фашизм», «кулак», «культ личности», «тоталитаризм» — негативно маркированные идеологемы; «коллективное руководство», «суверенная демократия», «энергетическая сверхдержава», «демократия» — позитивно маркированные идеологемы.

Информация о работе Возникновение массовых коммуникаций в обществе