Массовая коммуникация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 16:08, реферат

Описание работы

Массовая коммуникация (англ. mass communication) — процесс производства и воспроизводства массового сознания посредством средств массовой коммуникации — сначала периодической печатью, радио и телевидением, а затем и другими средствами электронной коммуникации.
В Советском Союзе понятия "массовая коммуникация" и, соответственно, "средства массовой коммуникации" были введены исследователями в 60-х годах.

Файлы: 1 файл

парахонская.docx

— 30.45 Кб (Скачать файл)

Массовая коммуникация

 Массовая коммуникация (англ. mass communication) — процесс производства и воспроизводства массового сознания посредством средств массовой коммуникации — сначала периодической печатью, радио и телевидением, а затем и другими средствами электронной коммуникации.

В Советском Союзе понятия "массовая коммуникация" и, соответственно, "средства массовой коммуникации" были введены исследователями в 60-х годах.

Понятие "средства массовой информации", внедренное в русский  язык в 70-х годах Отделом пропаганды ЦК КПСС, является калькой французского термина "moyens d'information de masse", от которого во Франции к тому времени отказались, перейдя на термин "média de masse", то есть на перевод английского "mass media" (сокращение "media of mass communication", то есть "средства массовой коммуникации").

Таким образом, то, что в  русском языке появилось как  новшество, стало к тому времени  во французском языке анахронизмом.

Благодаря прежде всего усилиям того же Отдела пропаганды понятие "массовая коммуникация" стало вытесняться из употребления, и те, кто до сих пор пользуется понятием "средства массовой информации (СМИ")", даже не зная того, как бы салютуют ушедшему навсегда в небытие Отделу пропаганды ЦК КПСС.

Главной причиной того, что  понятие "средства массовой информации" до сих удерживается в русском  языке, заключается в том, что  оно дает установку на авторитарное отношение к массовым аудиториям ("Моё телевидение, а ваше дело - смотреть и слушать то, что я  считаю нужным!"), что, в основном, соответствует практике деятельности телевидения, прессы и радио в  РФ.

Понятие "массовая коммуникация" появилось в 20-х годах в США  как отражение условий жизнедеятельности, прежде всего, газет и журналов, действующих  в условиях конкуренции в соответствии с принципом "Клиент всегда прав.".

Но понятие "коммуникация (то есть связь и общение)" само по себе к этому принципу не сводится, что позволяет толковать его  более широко, понимая его применительно  к потребностям демократизации общественной жизни.

Характеристики  восприятия массовой коммуникации

При анализе восприятия массовой коммуникации следует иметь в  виду следующее:

1. Особые интересы участников  массовой коммуникации, в том  числе интересы массовой аудитории  как они выражаются в ее  сознании в связи с изменениями  условий и образа жизни.

2. Формирование ценностей  участников массовой коммуникации.

3. Идентификация как эмоциональное  и смысловое отождествление участников  массовой коммуникации с теми  или иными тенденциями общественного  развития в том виде, как они  выражаются в этой связи.

4. Убеждающее воздействие  СМК на аудиторию.

5. Формирование массового  сознания через установки, задаваемые  средствами массовой коммуникации.

6. Реализация феноменов  подражания и диффузии посредством  массовой коммуникации.

7. Воздействие массовой  коммуникации на восприятие и  мышление в группах, в том  числе в предпринимательской  среде.

Одной из важнейших социально-психологических  особенностей массовой коммуникации является ее способность формировать общественное мнение.

Массовая коммуникация - это особая форма связи и общения.

Средства массовой коммуникации представляют собой способ производства, хранения и распространения всевозможной информации с заложенными в ней  ценностями, рассчитанный на массовое восприятие.

В современных условиях человеческой жизни, оптимизация которой требует  осуществления права на информацию и права на коммуникацию, возможности  массовой коммуникации могут быть наиболее результативно реализованы с  учетом социально-психологических  особенностей воздействия массовой коммуникации.

Многообразие воздействия  массовой коммуникации предполагается передачей информации от источника (коммуникатора) к чаще всего непосредственно не связанным между собой реципиентам. При этом в той или иной степени осуществляется обратная связь, когда, например, телезрители звонят в телестудию, чтобы выразить свое отношение к позиции участников телепередачи.

Реципиенты, играющие при  приеме информации пассивную роль, сами становятся коммуникаторами, когда  распространяют полученную информацию, руководствуясь при этом своими интересами, подражанием, модой и т.д.

На Западе массовая коммуникация (в том числе применительно  к формированию опыта повседневного  массового общения) исследуется  с конца девятнадцатого века с  учетом социально-психологических  аспектов ее воздействия на человека и общество.

Значительный интерес  представляют собой исследования публичного восприятия при формировании коллективных представлений, способствующих интеграции людей как членов массовых аудиторий  через сообщение им чувства солидарности друг с другом. Вместе с тем, средства научного исследования позволяют выявлять и усиливать дезинтеграционные  процессы, характерные для массового  сознания в условиях глобализации.

В качестве особого раздела  исследований массовой коммуникации все  более значимо выступает экология средств коммуникации, поскольку  речь там идет о формообразующем  воздействии самих средств массовой коммуникации.

 

Деловая коммуникация

Деловая коммуникация –  это процесс взаимодействия деловых  партнеров, направленный на организацию  и оптимизацию того или иного  вида предметной деятельности: производственной, научной, сервисной и т.д. В деловой коммуникации предметом общения является совместная деятельность (общее дело), а партнер по общению всегда выступает как личность, значимая для другого. Продуктивное сотрудничество, сближение целей и позиций, улучшение партнерских отношений – основные задачи деловой коммуникации.В совместной деятельности можно выделить ряд обязательных элементов: единая цель; общность мотивов, побуждающая индивидов к совместной деятельности; взаимосвязанность участников; наличие единого пространства и времени выполнения индивидуальных действий; разделение единого процесса деятельности на отдельные функции и их распределение между участниками; координация индивидуальных действий, необходимость управления ими.В отличие от личностно - ориентированного общения, предметом которого выступает характер отношений между его участниками, цель делового взаимодействия лежит за пределами процесса общения. Это взаимодействие людей подчинено решению конкретной задачи, стоящей перед организацией, что накладывает определенные рамки на поведение людей. Специфику делового взаимодействия определяют следующие ключевые характеристики организационной структуры:Обязательность контактов участников общения, независимо от их симпатий и антипатий, формальные ограниченияКонвенциональные ограничения, т. е. соблюдение правовых, социальных норм, следование регламентации (например: действия по инструкциям, протокол, соблюдение правил внутреннего распорядка, следование традициям организации и пр.).Соблюдение формально - ролевых принципов взаимодействия с учетом должностных ролей, прав и функциональных обязанностей, придерживаясь при этом субординации и делового этикета. Деловое общение является в значительной степени формализованным, отстраненным, «холодным». Это связано с достаточно жесткой регламентацией целей и мотивов общения, способов осуществления контактов между сотрудниками. За каждым сотрудником в организации закреплен определенный стандарт поведения в виде устойчивой структуры формальных прав и обязанностей.Деловое взаимодействие осуществляется в специфической среде, где отношения подчинения, зависимости, неравенства закреплены между подразделениями и сотрудниками в соответствии с иерархичностью построения организации. Как следствие, возникает проблема эффективности обратной связи, передачи полной и точной информации по уровням иерархической пирамиды. По некоторым данным, лишь 20 - 25 % информации, исходящей от высшего управленческого звена, доходит до непосредственных исполнителей и правильно ими понимается. Это связано, с одной стороны, с искажением информации, с другой – нежеланием руководителей подробно информировать сотрудников о положении дел на предприятии в целом (подчиненные должны выполнять конкретные указания, не задавая лишних вопросов). Люди при этом домысливают имеющуюся информацию. Чтобы учесть эти особенности служебно - деловой коммуникации, необходимо письменно фиксировать распоряжения, решения, приказы и признать обратную связь важнейшим средством повышения эффективности делового взаимодействия.

Взаимозависимость всех участников деловой коммуникации и в достижении конечного результата, и при реализации личных намерений. Мотивация – необходимое  условие эффективной деловой  коммуникации. В деловом общении  человек одновременно выступает  как конкретная личность и как  представитель организации, т.е. носитель определенных профессионально - ролевых  функций. В случае если личностные потребности  не удовлетворяются в процессе деятельности или собственные идеи и стиль  поведения человека не совпадают  с групповыми нормами, может возникнуть конфликт (внутриличностный, межличностный), снизиться интерес к работе.

Совместимость и сработанность  членов коллектива (целостность коллективного  субъекта) как условие совместной деятельности. В ходе совместной деятельности образуются специфические механизмы  регуляции динамики индивидуальных познавательных процессов, совместные стратегии решения задач, общий  для группы стиль деятельности, происходит обмен индивидуальными качествами, развиваются способность, желание и умение соотносить свои цели и действия с целями и действиями других людей. Все это способствует расширению информационного пространства, дает возможность увидеть большее количество аспектов решаемой задачи и способов ее решения. Итогом такого взаимодействия становится своего рода унификация представлений у участников деятельности. Сработанность – это согласованность в работе между участниками совместной деятельности. Стили взаимодействия партнеров в деловой коммуникации  Каждому человеку присущ свой стиль общения, который накладывает узнаваемый, характерный отпечаток на его поведение и общение в любых ситуациях. Он отражает именно особенности общения человека, характеризующие его общий подход к построению взаимодействия с другими людьми. Есть люди «умеющие» и «не умеющие» общаться, «конфликтные» и «соглашатели», «пешки» и «манипуляторы».

Стиль общения зависит  от очень разных моментов - и от истории  жизни, и от отношения к людям, и от того, какое общение наиболее предпочитаемо в обществе, в котором  они живут. Вместе с тем стиль  общения определяет то, как человек  склонен строить и понимать различные  ситуации, оказывает огромное влияние  на его жизнь, формируя его отношение  к людям, способы решения проблем и его личность.

Ритуальное общение. Этот стиль ведет свое происхождение от социальных, межгрупповых ситуаций общения, где главной задачей партнеров является поддержание связи с социумом, подкрепление представления о себе как о члене общества. В реальной жизни существует огромное количество очень разных ритуалов, ситуаций, в которых каждый участвует только как некоторая маска с заранее заданными свойствами и которые требуют от участников только одного - знания правил игры. В подобном стиле осуществляются многие контакты, разговоры, которые со стороны, да иногда и изнутри, кажутся бессмысленными, бессодержательными, так как они на первый взгляд совершенно неинформативны, нецеленаправленны, не имеют и не могут иметь никакого результата. Например, общение на некоем дне рождения. Все присутствующие знают друг друга много лет, собираются вместе раза 3 - 4 в год, сидят по нескольку часов и говорят все об одном и том же. Темы разговоров в сущности не меняются, кроме этого, каждый наверняка может предсказать точку зрения любого по любому вопросу. Такое общение - типичный случай ритуального общения, где главным делом является подкрепление своей связи со своей группой, подкрепление своих установок, ценностей, мнений и т. д., повышение самооценки и самоуважения.Основные черты этого общения - ненаправленность, неинформативность, бессодержательность, невовлеченность или малая вовлеченность партнеров в общение - во многом Большое значение для ритуального поведения играют адекватное восприятие ситуаций общения и коммуникативная компетентность. Действительно, для ритуального общения важно правильно опознать ситуацию общения и представлять себе, как в ней себя вести. Например, кто-то уходит из гостей. Он уже одет, уже стоит в дверях, но все не уходит, что-то говорит, говорит - десять минут, полчаса, час. Человек не опознает ситуации, в которой должен быть ритуал прощания, а продолжает существовать в ситуации «застольная беседа»

Манипулятивное общение.  При манипулятивном общении к партнеру относятся как к средству достижения внешних по отношению к нему целей. Партнер превращается в совокупность функциональных качеств, необходимых при достижении этих целей. Манипуляция — это скрытое управление собеседником против его воли. Манипуляции могут производиться как во вред манипулируемому, так и на пользу ему. Все зависит от морали манипулятора. Если цель манипулятора - получить личную выгоду за счет жертвы, то аморальность этого очевидна. Когда же, например, родитель ненавязчиво, незаметно для ребенка направляет его действия в нужное русло - такая манипуляция полезна, поскольку не травмирует ребенка. В деловом общении манипуляция - обычная вещь. Руководитель вместо силового воздействия может управлять подчиненным незаметно, создавая у того иллюзию полной самостоятельности и свободы. Нередко и подчиненные незаметно управляют своими начальниками. Примеров манипуляций существует великое множество. Производятся они по определенным схемам, одинаково действующим как в деловом, так и в бытовом общении.Представим себе простую ситуацию. Вы находитесь в доме отдыха с ребенком и женой. Вы взяли с собой работу, которую должны закончить к концу отпуска. Все возможности работать есть, но вы привыкли по вечерам перед работой пить кофе. Кофе у вас взят с собой, а вот кипятильник вы забыли. Вы узнаете, что у администратора есть электрический чайник, из которого она сама пьет чай и никому его не дает. Итак, как попросить чайник? Все зависит от того, кто сегодня дежурит. Например, дама лет сорока пяти с вполне располагающим лицом, приятными манерами и всегда радостно реагирующая на вашего ребенка. К ней вы подойдете и скажете, что вам необходим кипяток, чтобы заварить ребенку лекарство от аллергии (стереотип: добрая бабушка). Завтра дежурит совсем молоденькая девочка, очень робкая и от всего смущающаяся. Ей вы ничего не будете объяснять, просто таинственно и слегка властно подмигнете, маленький высокомерный комплимент — и чайник в ваших руках (стереотип: «ищу мужа»). А послезавтра к непреклонной с виду тридцатипятилетней женщине с красивым макияжем вы подойдете и тихо объясните, что у вашей жены от солнца что-то случилось с кожей лица, срочно нужно сделать примочку, жена в ужасе - она завтра не сможет показаться на людях (стереотип: «красота требует жертв»). Так или иначе, чайник можно всегда выпросить—все зависит от искусства (манипуляции). Искусный манипулятор - тот, кто хорошо знает партнера, ясно видит свои цели и прекрасно владеет техникой общения, повышения его эффективности.

Гуманистический стиль общения

Гуманистическое общение  по многим характеристикам отлично  от других стилей. Это в наибольшей степени личностное общение, позволяющее  удовлетворить такую человеческую потребность, как потребность в  понимании, сочувствии, сопереживании. Ни ритуальное, ни манипулятивное общение не позволяют вполне удовлетворить эту жизненно важную потребность.Цели гуманистического общения связаны с партнером, определяются им, проясняются в ходе общения, они не закреплены, не запланированы изначально. Причем могут гибко меняться. Ожидаемым результатом общения является не поддержание социальных связей, как в ритуальном, не изменение партнера, как в манипулятивном, а совместное изменение представлений обоих партнеров, определяемое глубиной общения. Ситуации гуманистического общения — «интимное, исповедальное, психотерапевтическое общение, а иногда просто разговор в купе поезда дальнего следования. Конечно, гуманистическое общение не определяется только ситуацией — оно связано с настроенностью и целями партнеров, В то же время можно указать ситуации, когда гуманистическое общение и даже его отдельные элементы неуместны. Например, телефонисты справочных служб раздражаются на тех клиентов, которые вместо того чтобы быстро задать свой вопрос, пытаются сначала вступить в доверительное общение: представиться, познакомиться, рассказать о своих проблемах, причинах обращения в справочную службу и т. П  Перцептивная сторона гуманистического общения включает свои механизмы восприятия, понимания другого, а также восприятия и представления себя. Поскольку его можно рассматривать как истинно межличностное общение, то социальное восприятие в этом виде общения будет реализовываться за счет таких механизмов, как эмпатия, идентификация.Эмпатия, идентификация, — наиболее точный «способ» восприятия другого, так как на него мало влияют искажающие воздействия со стороны стереотипных представлений и объяснений. В гуманистическом общении партнер (в идеале) воспринимается цельно, целостно, без разделения на нужные и ненужные функции, на важные и неважные в данный момент качества, не стереотипно. Особенности коммуникативной стороны гуманистического общения также вытекают из особенностей взаимоотношений партнеров. Гуманистическое общение - это доверительное общение, а доверие является очень существенным для эффективности коммуникации. Основным механизмом воздействия в гуманистическом общении является внушение, суггестия - самый эффективный из всех возможных механизмов. Но важно также и то, что это не просто внушение, а обоюдное внушение, так как оба партнера доверяют друг другу, и поэтому результатом коммуникации в гуманистическом общении является не изменение одного из них, а взаимное, совместное изменение обоих.


Информация о работе Массовая коммуникация