Влияние средств массовой информации на политическую социализацию молодёжи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 14:08, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: проанализировать СМИ в процессе формирования политической субъектности российской молодёжи.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
• исследовать взаимосвязи и взаимоотношения основных социальных и социально-политических институтов, влияющих на политическую социализацию учащейся молодежи;
• выявление основных методов и приемов воздействия СМИ на формирование политических установок и ориентаций российской молодежи;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
ГЛАВА I. СУЩНОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ……………..5
ГЛАВА II. ФАКТОРЫ ВЛИЯЮЩИЕ НА ПОЛИТИЧЕСКУЮ СОЦИАЛИ-ЗАЦИЮ
II.1. Влияние семьи………………………………………………………………..7
II.2. Влияние школы………………………………………………………………9
II.3. Влияние сверстников……………………………………………………….10
ГЛАВА III. ВЛИЯНИЕ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ НА ПО-ЛИТИЧЕСКУЮ СОЦИАЛИЗАЦИЮ МОЛОДЁЖИ
III.1. Функции средств массовой информации в полити-ке…………………...12
III.2. Методы влияния средств массовой информации на аудиторию……….14
III.3. Влияние средств массовой информации на политическую
социализацию ……………………………………………………………………20
Заключение…………………………………………………………….…………23
Список использованной литературы …………………………………………..24
Приложе-ния……………………………………………………………………...25

Файлы: 1 файл

курсач.doc

— 136.00 Кб (Скачать файл)

Утверждение и повторение. Упрощение позволяет высказывать главную мысль, которую требуется внушить аудитории, в “краткой, энергичной и впечатляющей форме” – в форме утверждения. Утверждение в любой речи означает отказ от обсуждения, поскольку власть человека или идеи, которая может подвергаться обсуждению, теряет всякое правдоподобие. Это означает также просьбу к аудитории, к толпе принять идею без обсуждения такой, какой она есть, без взвешивания всех “за” и “против” и отвечать “да” не раздумывая.

Опираясь на сложившийся  в мозаичной культуре тип мышления человека массы, СМИ в то же время стали важнейшим фактором укрепления этого типа мышления. Они приучали человека мыслить стереотипами и постепенно снижали интеллектуальный уровень сообщений так, что превратились в инструмент оглупления. Этому послужил главный метод закрепления нужных стереотипов в сознании – повторение.

Повторение придает  утверждениям вес дополнительного  убеждения и превращает их в навязчивые идеи. Слыша их вновь и вновь, в различных версиях и по самому разному поводу, в конце концов начинаешь проникаться ими. Будучи навязчивой идеей, повторение становится барьером против отличающихся или противоположных мнений. Таким образом, оно сводит к минимуму рассуждения и быстро превращает мысль в действие, на которое у массы уже сформировался условный рефлекс, как у знаменитых собак Павлова. С помощью повторения мысль отделяется от своего автора. Она превращается в очевидность, не зависящую от времени, места, личности. Она не является более выражением человека, который говорит, но становится выражением предмета, о котором он говорит.

Дробление и срочность. Разделение целостной проблемы на отдельные фрагменты – так, чтобы читатель или зритель не смог связать их воедино и осмыслить проблему – одна из особых и важных сторон упрощения. Это – фундаментальный принцип мозаичной культуры. Дроблению служит множество технических приемов: статьи в газете разбиваются на части и помещаются на разных страницах, текст или телепередача разбиваются рекламой.

Возьмем, например, принцип  составления обычной телевизионной  или радиопрограммы или компоновки первой страницы крупной ежедневной газеты. Общим для всех является полная разнородность подаваемого материала и абсолютное отрицание взаимосвязи освещаемых социальных явлений. Дискуссионные программы, преобладающие на радио и телевидении, представляют собой убедительные образцы фрагментации как формы подачи материала. Что бы ни было сказано, все полностью растворяется в последующих рекламных объявлениях, комических трюках, интимных сценах и сплетнях.

Одним из условий успешной и как бы оправданной фрагментации проблем является срочность, немедленность информации, придание ей характера незамедлительности и неотложности сообщения. Это – один из самых главных принципов американских СМИ. Считается, что нагнетаемое ощущение срочности резко усиливает их манипулятивные возможности. Ежедневное, а то и ежечасное обновление информации лишает ее какой-либо постоянной структуры. Человек просто не имеет времени, чтобы осмыслить и понять сообщения – они вытесняются другими, еще более новыми. Ложное чувство срочности, возникающее в силу упора на немедленность, создает ощущение необычайной важности предмета информации, которое также быстро рассеивается. Соответственно ослабевает способность разграничивать информацию по степени важности. Быстро чередующиеся сообщения об авиационных катастрофах и наступлении национально-освободительных сил во Вьетнаме, растратах и забастовках, сильной жаре и т.д. мешают составлению оценок и суждений. При таком положении вещей умственный процесс сортирования, который в обычных условиях способствует осмыслению информации, не в состоянии выполнять эту функцию. Мозг превращается в решето, в которое ежечасно вываливается ворох иногда важных, но в основном пустых информационных сообщений.

Сенсационность. Обеспечивать фрагментацию проблем и дробить информацию так, чтобы человек никогда не получал полного, завершающего знания, позволяет использование сенсаций. Это – сообщения о событиях, которым придается столь высокая важность и уникальность, что на них концентрируется и нужное время удерживается почти все внимание публики. Под прикрытием сенсации можно или умолчать о важных событиях, которых публика не должна заметить, или прекратить скандал или психоз, который уже пора прекратить – но так, чтобы о нем не вспомнили.

Подготовка сенсации – кропотливая и дорогая работа, которую выполняют профессиональные специалисты. Замечательно то, что поданная в виде сенсации на телевидении информация, со всеми репортажами с места события, интервью в прямом эфире и т.д., как правило, принципиально искажает происшедшее событие. Это отмечается в специальной литературе по данной теме. Но это и не важно, важен эффект, ради которого запускается сенсация. При этом зритель очарован именно тем, что он наблюдает “неожиданное”, неотобранный жизненный материал, так что между ним и реальностью нет никакого посредника. Эта иллюзия достоверности – сильное свойство телевидения.

 

III.3. Влияние средств массовой информации на политическую социализацию

В политической социализации и образовании  индивидов  одна  из  главных ролей принадлежит Средствам Массовой Информации. Информационная деятельность СМИ позволяет людям адекватно судить о политических событиях и процессах лишь в том случае, если она выполняет и образовательную функцию. Эта функция проявляется в сообщении гражданам знаний, позволяющих адекватно оценивать и упорядочивать сведения, получаемые из СМИ и других источников, правильно ориентироваться в сложном и противоречивом потоке информации.

 Конечно, СМИ не могут обеспечить систематическое и глубокое усвоение политических знаний. Это задача специальных образовательных учреждений — школ, университетов и т.п. И все же масс-медиа, сопровождая человека в течение всей его жизни, в том числе и после завершения учебы, в значительной мере влияют на восприятие им политической и социальной информации. При этом под видом политического образования у людей могут формироваться и псевдорациональные структуры сознания, искажающие реальность при ее восприятии.

Образовательная роль СМИ  тесно связана с их функцией социализации и по существу перерастает в нее. Однако, если политическое образование предполагает систематическое приобретение знаний и расширяет познавательные и оценочные возможности личности, то политическая социализация означает интернализацию, усвоение человеком политических норм, ценностей и образцов поведения. Она позволяет личности адаптироваться к социальной действительности.

 В демократическом обществе важнейшая политико-социализационная задача СМИ — массовое внедрение основанных на уважении закона и прав человека ценностей, обучение граждан мирно разрешать конфликты, не ставя под сомнение общественный консенсус по основополагающим вопросам государственного устройства.

Однако, действие СМИ, государственных и общественных институтов – двояко. В демократической политической системе они предлагают человеку «горизонтальный» выбор политических альтернатив, многочисленных форм и типов политического участия. Различные группы (партии, общественные и религиозные конфессии), разумеется, если они действуют в рамках консенсуса, обеспечивающее государственное и национальное единство, формируют те или иные приоритеты и взгляды человека в политике, обеспечивая условия для динамичного и экспериментально-поискового функционирования политической культуры общества. Ведь обретение человеком и обществом устойчивых ценностных ориентиров в процессе политической социализации есть одновременно процесс развития и качественного изменения основ самой политической культуры общества и личности.

Тоталитарные идеологические режимы, в свою очередь, стремятся использовать официальные средства массовой информации и государственные  структуры для «вертикального» давления на человека, направленного всегда на закрепление и упрочнение соответствующих ценностных приоритетов. Поэтому процесс поиска альтернатив и перемена убеждений, взглядов и мнений трактуется в таком обществе однозначно и прямолинейно как «политическая измена».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В ходе работы были  исследованы взаимосвязи и взаимоотношения основных социальных и социально-политических институтов, влияющих на политическую социализацию учащейся молодежи. По результатам исследования  можно сделать следующие выводы, что на политическую социализацию молодежи оказывают влияние следующие факторы : семья, школа, сверстники и СМИ.

Также были выявлены основные методы и приемы воздействия СМИ на формирование политических установок и ориентаций российской молодежи. К ним относятся: фабрикация фактов (прямая ложь), манипулятивная семантика, упрощение ( стереотипизация), утверждение и повторения, дробление и срочность и сенсационность

Была исследована специфика функционирования СМИ в современной России и их влияние на динамику политических процессов. Из чего можно сделать вывод о наличии практически неограниченных возможностей СМИ в области политического влияния.

Таким образом все  задачи поставленные для достижения цели работы были выполнены.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

    1. Коновченко С.В. Информационная политика в России: Моногр. /С.В
    2. Мальцев В.А. Основы политологии. М. 1997г. С. 360-361
    3. Массовая коммуникация и общество. Введение в теорию и исследования: М. М. Назаров — Москва, Либроком, 2010 г.
    4. Медиапсихология. Основные принципы: Петер Винтерхофф-Шпурк — Москва, Гуманитарный центр, 2007 г.
    5. Политология М. «Литература и политика» 1995г. с.20
    6. Средства массовой информации постсоветской России. Пятнадцать лет спустя: А. А. Грабельников — Санкт-Петербург, Издательство Российского Университета дружбы народов, 2008 г.
    7. Шестопал Е.Б. Личность и политика. Критический очерк современных западных концепций политической социализации. М.: Мысль, 1988г
    8. Political psychology: Contemporary problems and issues: Vol 19. San

 

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 1

 

Первое собственное предпочтение респондента

Оба родителя консерваторы

Предпочтения родителей  разделены между консерваторами и лейбористами

Оба родителя лебористы

Консерватор

89

48

6

Лейборист

9

52

92

Леберал

2

-

2




 

1 Мальцев В.А. Основы политологии. М. 1997г. С. 360-361

2 Политология М. «Литература и политика» 1995г. с.20


Информация о работе Влияние средств массовой информации на политическую социализацию молодёжи